Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
Стандарты нового поколения разработаны с учетом современного понимания состава и содержания результатов образования. Поэтому переход школ на новые образовательные стандарты меняет основные требования к содержанию образовательного процесса. Главной задачей современного учителя становится, раскрытие способностей каждого ученика путем формирования у него универсальных учебных действий. Это может быть обеспечено только в результате применения учителем индивидуально-ориентированных технологий. К числу таких образовательных технологий относится технология развития критического мышления. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности. Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.
Критическое мышление-это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как в стандартной, так и нестандартной ситуации.
Что дает технология критического мышления обучающемуся:
* повышение эффективности восприятия информации;
* повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
*умение критически мыслить;
* умение ответственно относиться к собственному образованию;
* умение работать в сотрудничестве с другими;
*повышение качества образования учеников;
Что дает технология критического мышления учителю:
* умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
* возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
Базовая модель, лежащая в основе технологии развития критического мышления, состоит из трех этапов (стадий): вызова, осмысления, рефлексии.
1 стадия- «Вызов». Пробуждение интереса к предмету. У учащихся актуализируются имеющиеся знания. Необходимо пробудить познавательный интерес к изучаемой теме. Помощь учащимся самим определить направление в изучении темы.
2 стадия – « Осмысление». Учащиеся ведут осмысленную работу с новой информацией, пытаясь соотнести эту информацию с уже имеющимися у них знаниями и найти ответы на возникшие ранее вопросы.
3 стадия – «Рефлексия». Учащиеся самостоятельно обобщают изучаемый материал.
Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. На стадии «Вызов» ,на уроках истории и обществознания я использую прием «Да-нет» или «Верите ли вы, что..». Учащиеся дают ответы в виде «да» или «нет». Например, при изучении темы «Возникновение ислама и государства у арабов» 6 класс. Задаются вопросы:
1. Верите ли вы, что государство арабов находится на территории Африки.
2.Верите ли вы, что основателем новой религии ислам стал Мухаммед.
3. Верите ли вы, что главной святыней мусульман является храм в Иерусалиме.
4. Верите ли вы, что священная книга мусульман – Коран и т.д.
Часто развитие критического мышления на уроке происходит именно тогда, когда учащийся сталкивается с проблемным вопросом или затруднительной ситуацией, а не когда от него требуют ответов на подготовленные вопросы. Поэтому я использую «Проблемный вопрос». В начале урока я записываю на доске вопрос, ответ на который учащиеся должны дать самостоятельно в течение урока. Урок обществознания 8 класс, тема « Человек, общество, природа». На доске пишу вопрос « Человек – венец природы?» Учащиеся приводят аргументы за и против.
На стадии « Осмысления» на уроках истории 5 класс использую прием «Рассказ-активация по ключевым словам». Предлагаю учащимся несколько ключевых слов, непосредственно связанных с изучаемой темой. Опираясь на эти слова, дети строят предположения о содержании текста. Работа ведется индивидуально, так как в классе учится мало детей. Например : тема урока «Религия и культура Древней Индии и Древнего Китая». На доске написаны слова : шахматы, компас, шелк, чай, бумага, брахманизм, Будда, Конфуций. Из рабочей тетради зачитана история путешественника, который увидел, как на кустах растет белая шерсть, о сахаре, который слаще меда, сообщения о чае как о горьком лекарстве которым поили больных. Аналогичным является прием «Прогнозирование». Только предположения о содержании текста строят по предложенным картам или иллюстрациям к теме. Например: тема урока «Возникновение первых государств в Древнем Междуречье». По карте совершаем путешествие из Египта через Синайский полуостров на восток до реки Евфрат. Так мы узнаем о государстве Месопотамия (Междуречье).
На уроках истории использую работу с историческим текстом. Тема «Крестовые походы» 6класс . Дается отрывок из «Истории» Никиты Хониата (13 век).нужно ответить на вопросы и выполнить задания.1.Определить о каком событии и о каком Крестовом походе идет речь в документе? 2.Жителем какой страны, по вашему мнению, был автор текста? 3.Какой вывод можно сделать о цели описанного в документе Крестового похода? История 5 класс. Тема урока « Древняя Индия» после рассказа о варнах обращаемся к источнику, отрывку из законов Ману. Определяем, о каких варнах идет речь в документе. При определении варн ищем ключевые слова-подсказки. Закрепляем полученные знания при помощи рисунков в виде опорных конспектов. Такой метод называется « Стратегия Джиего», он предназначен для того, чтобы учащиеся помогали друг другу учиться.
На стадии « Рефлексия» одним из интересных приемов является « Синквейн».Это необычное стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:
1 строка- тема или предмет (одно существительное)
2 строка-описание предмета (два прилагательных)
3 строка-описание действия (три глагола)
4 строка-фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету, цитата, крылатое выражение.
5 строка- синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета ( одно слово).
Использование приема « Синквейн» способствует развитию мыслительных навыков, творческих способностей, устной и письменной речи учащихся, побуждает их к самореализации.
История 5 класс.
Хаммурапи
Мудрый, знаменитый
Управлял, покорял, укреплял.
Создал законы
Правитель
История 8 класс
Петр 1.
Прогрессивный, целеустремленный
Укреплял, развивал, преобразовывал
Провел реформы
Российский император
Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке. Сформировать у учащихся умение критически мыслить, навыки работы с различными видами информации, формировать универсальные учебные действия в соответствии с требованиями ФГОС. Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учащихся , работающих с использованием новых технологий обучения. Данная технология обучения гарантирует учащимся освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Учащийся имеет возможность самореализовываться и это способствует мотивации к учению. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. Развивать мышление – значит развивать умение думать, а значит ребенку, как личности, надо сформировать и развить в себе ряд качеств: готовность, гибкость, осознание, поиск компромиссных решений. Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Учитель перестает быть главным источником информации и превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Используя на своих уроках технологию «Развития критического мышления», пришла к выводу, что мыслить критически могут все учащиеся, важно только их научить этому. Приведу слова Конфуция, в которых отражен смысл развития критического мышления:
Скажи мне - я забуду.
Покажи мне – я запомню,
Вовлеки меня – я научусь.
Как актуально, а Конфуций жил в Китае около 500 года до н.э.