Конспект НОД с использованием технологии синквейн для детей старшей группы с нарушениями речи «Зима»

5
2
Материал опубликован 17 February 2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 57 «Алёнушка» города Рубцовска


 


 


 

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии синквейн для детей старшей группы с нарушениями речи

ТЕМА: «ЗИМА»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

 


 


 


 

Автор:

Полухина Лариса Петровна,

Воспитатель высшей квалификационной категории

2018г.


 

Цель: Используя технологию синквейн, закреплять и расширять имеющиеся у детей представления о зиме, как времени года.

Задачи:

* Образовательные:

- уточнять и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы;

- учить детей составлять синквейн;

- закреплять умение заучивать небольшие стихотворения.

* Развивающие:

- развивать интересы детей, любознательность и познавательную активность;

- развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве;

- развивать двигательную активность;

- развивать память, логическое мышление и речь.

* Воспитательные:

- воспитывать дружеское отношение детей друг к другу через совместную деятельность;

- воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему миру.

* Коррекционные:

- расширять словарный запас по теме «Зима»;

- закреплять навык построения простого предложения с опорой на картинку;

- формировать навыки распространять предложение путём введения определения и однородных членов;

- работать над дыханием, формированием длительного выдоха;

- коррекция мелкой моторики руки;

- контролировать поставленные звуки.

Интеграция познавательных областей:

- речевое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- физическое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа:

Активный словарь: обогащение словаря прилагательными по теме «Зима»: снежная, белая, морозная, пушистая, белоснежная, искристая.

Пассивный словарь: коллаж, угольки, вьюжит, буранит, метёт.

Предварительная работа: экскурсия в зимний парк; беседа с детьми о приметах зимы; чтение стихов / А.Фет «Чудная картина», Соколов-Микитин «Зима вьюжная», А.Пушкин «Зимний вечер»/, рассказов, отгадывание загадок о зиме; заучивание загадок; художественно-продуктивная деятельность: рисование «Зимний лес», аппликация «Снеговик», оригами «Зайчик»; Д/и «Когда это бывает», «Найди такую же снежинку»; Р/и «Снежный ком», «Подбери похожие слова»; знакомство с техникой коллажа, работа с мнемотаблицами.

Оборудования и пособия: материал для изготовления коллажа, мнемодорожки; д/ картинки «Зимние развлечения» для составления предложения, оборудование для дыхательной гимнастики, оборудование для подвижной игры «Снежки», мандарины для сюрпризного момента, мольберт, клеящие карандаши, клеёнки, салфетки для каждого ребёнка.

Технические средства: ноутбук для музыкального сопровождения.

Методы и приёмы:

Метод наглядного обучения ( использование рисунков детей, художественных работ по аппликации, иллюстраций, дидактических карточек, мнемодорожек).

Словесный метод (рассказ воспитателя, составление предложений детьми, использование загадок, беседа, пояснение, дополнение, заучивание стихотворения).

Игровой метод (дидактическая игра «Подбери слово», речевая игра «Составь предложение по картинке», подвижная игра «Снежки», «Буран, метель, въюга», музыкальная игра «Новогодний хоровод»)

Практический метод (составление синквейна, изготовление коллективной работы – коллажа)

Алгоритм занятия:

Вводная часть.

Основная часть:

Отгадывание загадок о зиме.

Составление коллажа.

Дыхательная гимнастика.

Подвижная игра «Буран, метель, вьюга».

Речевая игра «Составь предложение по картинке».

Подвижная игра «Снежки».

Музыкальная игра «Новогодний хоровод».

Заключительная часть:

Работа с мнемодорожками (расшифровывание)

Заучивание стихотворения.

 

Ход занятия:

Вводная часть:


 

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Теплота от наших рук

Побежит вокруг – вокруг

День начнётся с теплоты,

С теплоты и доброты.


 

Воспитатель: - Ребята, вы такие замечательные и совсем уже большие. Расскажите мне, что вы умеете делать? Чему вы научились в детском саду? Дети: - Рисовать, считать, конструировать, расставлять игрушки на свои места, ухаживать за растениями…

В. - Молодцы! Скажите, вы умеете придумывать стихотворения? Д. -Нет, не умеем.

В.- Хотите научиться? Это совсем не сложно, а даже увлекательно и интересно. Стихотворение, которое мы будем придумывать – необычное стихотворение. Оно состоит из пяти строчек и называется – синквейн.

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором выделены пять строчек


 


 

Основная часть:


 

*Определение темы синквейна. В. - О чём будет наше стихотворение вы узнаете, когда отгадаете все загадки, которые будете загадывать друг другу

Дети загадывают друг другу загадки.

Он вощёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал

Дунул в окна и исчез

А на окнах вырос лес. (мороз)

Лёгкий, белый и пушистый,

А на солнышке искристый,

Лишь зимой у нас бывает

И в ладошке быстро тает. (снег)

Покружилась звёздочка В воздухе немножко

Села и растаяла На моей ладошке. (снежинка)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло. (лёд)

Не пускает за порог

Бьёт, кусает, валит с ног Это холода подруга –

Белая и злая…… (вьюга)

На голове ведёрко,

Нос у меня морковка.

Всю зиму за порядком

Я во дворе слежу.

Глазами – угольками

По сторонам гляжу . (снеговик)

В. – Молодцы, ребята, отгадали быстро и правильно. Скажите мне, о каком времени года были все эти загадки?

Д. – Загадки были о зиме!

В. – Первым словом нашего стихотворения будет слово – зима.

Воспитатель предлагает детям выбрать мнемоквадрат на слово «зима» и поставить его на первую строчку на мольберте.

В. – Ребята, посмотрите, на столе много разных картинок с изображением зимы, поделки из ватных дисков - снеговики, изготовленные способом аппликации зимние деревья и ёлочки, вырезанные снежинки. Я предлагаю вам изготовить коллаж на тему «Зима».

 

* Изготовление коллажа

Дети работают в подгруппах, выбирают понравившиеся картинки, распределяют материал на листе по своему желанию, приклеивают. Работу детей сопровождает мелодичная, спокойная музыка.

В. – Коллаж готов. Молодцы!

Воспитатель закрепляет коллаж на втором мольберте.

В. – Какой красивый коллаж получился. Полюбуйтесь и скажите, какая зима на картине?

Дети подбирают прилагательные, характеризующие зиму, изображённую в коллаже.

Д. –Зима пушистая, снежная, искристая, белая, белоснежная…

Воспитатель предлагает детям выбрать мнемодорожку, на которой изображены слова, характеризующие зиму ( снежная, пушистая) и поставить её на вторую строчку на мольберте.

В. – Ребята, настроение у зимы бывает разное. Бывает так, что нахмурится небо, набежит снеговая туча, поднимется ветер…


 

* Дыхательная гимнастика.

Дети дуют на снежинки, закреплённые на ниточках. Воспитатель следит, чтобы у детей на вдохе не поднимались плечи, на выдохе не надувались щёки.

В. – Что бывает со снежинками, когда поднимается ветер?

Д. – Снежинки поднимаются вверх, кружатся, летят…


 

* Подвижная игра «Буран, метель, вьюга»

В.- Ребята, буран что делает? Метель что делает? Вьюга что делает?

Дети подбирают слова действия: буранит, метёт, вьюжит.

Воспитатель предлагает выбрать мнемодорожку на соответствующие слова-действия и поставить её на третью строчку на мольберте.

В. – Ребята, вы любите зиму?

* Игра «Составь предложение по картинке»

В. – Предлагаю вам выбрать по одной карточке с изображением зимних развлечений и составить по ней предложение, которое будет начинаться: «Зимой я люблю….»

Д. – «Зимой я люблю лепить снеговика»

- «Зимой я люблю кататься на лыжах»

- «Зимой я люблю играть в хоккей»

- «Зимой я люблю кататься на коньках»

- «Зимой я люблю строить горку»

- «Зимой я люблю кататься на санках с горы»

В. – Ребята, я зимой люблю играть в снежки.


 

* Подвижная игра «Снежки»

Дети играют в снежки друг с другом, после собирают снежки в корзинку.

В. – Ребята, вы можете сказать, что зима – любимое время года?

Д. – Зима, это любимое время года!

Воспитатель предлагает выбрать мнемодорожку на предложение «Зима любимое время года» и поставить её на четвёртую строчку на мольберте.

В. – Ребята, зима необыкновенное время года. Что бывает только зимой?

Д. – Зимой наступает Новый год! Приходит Дед Мороз, дарит подарки!


 

* Игра «Новогодний хоровод»

Воспитатель предлагает детям вспомнить «Новогодний хоровод». Дети становятся в круг. В центр круга, вместо ёлки, воспитатель ставит корзину со снежками. Дети исполняют новогодний хоровод- «Ты прищёл к нам в гости, Дед Мороз».

В. – Ребята, я думаю, что Дед Мороз услышал вашу песню и обязательно свершится чудо!

Звучит волшебная музыка и в корзине под снежками дети находят мандарины.

Воспитатель предлагает детям поставить на пятую строчку мнемоквадрат на слово «Дед Мороз».


 

Заключительная часть:

*Работа с мнемодорожками. Заучивание стихотворения.

В. – Ребята, пять строчек заполнены. Давайте расшифруем то, что мы записали при помощи рисунков.

Дети расшифровывают рисунки на мнемодорожках. Читают синквейн.

Зима

Белая, пушистая

Буранит, метёт, вьюжит

Любимое время года

Дед Мороз

Дети по очереди прочитывают стихотворение с опорой на мнемодорожки, желающие рассказывают стихотворение наизусть.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Прекрасное, интересное занятие! Спасибо!

19 February 2018

Наталья Валерьевна, в конспекте занятие суховато просматривается, а на самом деле очень насыщенное, интересное и весёлое получилось)) Одна игра в "Снежки" с гостями открытого занятия чего стоила. И дети и взрослые так развесилились......И с синквейном справились отлично. И выучили, дома рассказывали.. А родители после удивлялись, что это за стихи такие, без рифмы мы с детьми сочиняем)) Пришлось консультацию по синквейну проводить))

19 February 2018

Похожие публикации