Статья «Технология сторителлинг как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»
«Технология сторителлинг как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»
«Современные дети требуют современных идей.
Если мы будем учить так, как учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Модернизация современного общества учит нас искать новые способы, приемы и технологии при организации образовательного процесса с детьми. Через развитие речи закладывается воспитание полноценной личности ребенка, основы активного общения и социальных контактов. Технология «сторителлинг» расширяет возможности для развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Что такое сторителлинг? Термин пришел к нам из английского языка и переводится как: рассказывание историй». Синоним в русском языке – «сказительство», а методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче и проще воспринимаются слушателями и наиболее интересны.
В своей практике внедрять сторителлинг я начала недавно. Традиционно считается, что данная технология сложна и применима для детей начиная со старшего дошкольного возраста. Однако, учитывая возрастные особенности дошкольников, данная технология применима и в более младшем возрасте.
Цель данной работы - развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи решаются следующие:
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Накопление словарного запаса, обогащение речи смысловым содержанием;
Освоение грамматического строя речи в процессе развития связной диалогической и монологической речи.
Существуют три вида данной технологии: классический сторителлинг, активный, цифровой.
Классический сторителлинг наиболее применим для детей младшего дошкольного возраста. История рассказывается педагогом, при желании дополняется детьми. Ведущая роль - воспитателя, который берет на себя роль рассказчика.
Цифровой сторителлинг – данный формат дополняется визуальными компонентами ( видео и т.д.)
Активный сторителлинг – в данном случае педагог , рассказывая и описывая ситуацию, активно вовлекает в процесс формирования истории дошкольников.
С детьми дошкольного возраста используются следующие виды сторителлинга:
На основе реальных ситуаций: применим для решения какой –либо проблемы, возникшей в группе. Данный вид является отличным инструментом для сплочения детского коллектива.
На основе повествования: данный метод используется для того, чтобы повысить интерес детей к теме. (например к теме занятия)
На основе сценария: в данном случае ребенок становится частью истории, при обсуждении к примеру правил дорожного движения.
На основе проблемных ситуаций: этот метод помогает развивать навыки решения проблемных ситуаций и применять полученные знания на практике.
Структура технологии сторителлинг следующая:
Вступление: связано с основной темой, сосредотачивает интерес и внимание детей на проблеме. Варианты могут быть разными: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…, Послушайте, что я вам расскажу и т.д.
Развитие события: данная часть дает возможность понять и вникнуть в проблему, о которой повествует рассказчик.
Кульминация: находится решение поставленной проблемы.
Заключение: итог рассказа, который может заключаться в одном предложении.
Здесь необходимо отметить, что в сторителлинге важна личность самого педагога, его артистизм, творческие способности. Нужно не просто рассказать историю, а перевоплотиться так, чтобы дети прочувствовали ситуацию и у них появилось желание участвовать.
В своей работе я активно использую «Кубики истории» - одну из форм сторителлинга. Учитывая возраст моих воспитанников, я сделала 10 кубиков по темам: времена года, профессии, овощи, фрукты, деревья, игрушки, автотранспорт, одежда, мебель, животные. Самое главное, что правила просты и легко запоминаются детьми . Для начала с детьми выбираем историю, учитывая при это программную тематику. Ребенок достает из яркой коробочки первый кубик и начинает увлекательную историю, которая каждый раз получается новая и захватывающая.
Занятия с использованием данной технологии проводятся индивидуально и по подгруппам. Главную роль в повествовании занимает педагог- направляя и подталкивая детей на различные ответы.
Таким образом, я считаю, что технология сторителлинг , которая лежит в основе игры «Кубики историй» открывает возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные сюжеты вызывают наибольший интерес, обогащая при этом фантазию и развивая логику.
На занятиях с использованием данной технологии у воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии связной речи. Составляя увлекательные истории обогатилась речь детей. Они больше стали применять прилагательные, причем придумывали свои, объясняя при этом их значение. Дети стали активнее на занятиях, многие захотели быть «создателями» историй. Дети, менее раскрепощенные, застенчивые, находясь в психологически комфортной обстановке сначала повторяли фразы других детей, а позже самостоятельно продолжали придуманные истории.
Таким образом, используя данную технологию, мы сможем услышать каждого ребенка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.