Использование возможностей нотного музыкального редактора, как средства мотивации при дистанционном обучении в музыкальной школе

2
0
Материал опубликован 2 January 2023 в группе

4


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НОТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЕДАКТОРА, КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Современное общество, в сложившихся условиях осуществления образовательной деятельности в дистанционном формате, требует от преподавателей различных уровней и направлений современных решений поставленных перед ними образовательных задач, и как следствие, современных форм мотивации обучения. И групповое и индивидуальное обучение осуществляется с применением сети Интернет, видеочатов и видеоконференций, с использованием доступных мессенджеров, таких, как Skype, WhatsApp, Telegram и популярных социальных сетей, например ВКонтакте.

В то же время применяются известные прикладные программы, например, Word из пакета Microsoft Office и специальные программные комплексы по направлениям обучения.

В дополнительном музыкальном образовании такими специфическими программами являются нотные музыкальные редакторы, хорошо зарекомендовавшие себя как при изучении музыкально-теоретических дисциплин, так и при групповых занятиях творческих коллективов – ансамблей и оркестров.

Причём возможности нотных редакторов позволяют не только работать с нотным текстом, но и воспроизводить музыкальные произведения в нужном темпе, тональности и тембре музыкального инструмента целиком, или, по необходимости, фрагментами.

Такие возможности вызывают дополнительный интерес у обучающихся. Разучивание музыкального произведения, а затем и исполнение его под фонограмму, причём с визуальным контролем исполняемого нотного материала на мониторе, способствует развитию музыкального слуха и навыков самоконтроля при дистанционном обучении. Очевидно, что дистанционная форма обучения крайне сложна для начинающих музыкантов, для которых необходимо личное общение с преподавателем.

Коллективное музыкальное исполнительство, игра в ансамблях и оркестрах является важнейшей мотивационной составляющей обучения детей музыке, мы знаем это. Особое внимание следует обратить на воспитание у учащихся ощущения эстрады. С младших классов обучающиеся должны привыкать не только к сольным академическим выступлениям, а и к концертным выступлениям в составе ансамбля или оркестра.

Гармоничное согласованное звучание любых музыкальных коллективов и в частности, ученических, достигается с помощью систематических занятий, постоянных индивидуальных и коллективных репетиций при участии педагогов – участников коллектива и руководителя оркестра.

В прошедшем учебном году в программе ученического эстрадного оркестра Музыкальной школы №1 г. Горловки (ДНР) было более 10 произведений. Это выполненные преподавателями школы оркестровые переложения некоторых джазовых стандартов и эстрадных пьес, авторские произведения и различные аранжировки для детского оркестра. Не все произведения из разученного репертуара были исполнены на сцене в концертных программах, в том числе по причине дистанционного режима обучения, в котором все образовательные учреждения Донецкой Народной Республики работают не первый учебный год.

Концертная программа любого оркестра, тем более ученического, требует постоянного обновления репертуара, поддержания ансамблевой исполнительской формы участников оркестра – учащихся и преподавателей, исполнения выученных произведений на большой сцене в концертах.

К сожалению, невозможно проводить репетиции, или исполнять произведения оркестром, ансамблем или даже дуэтом в режиме «онлайн», используя режим видеоконференции, тем более с обучающимися детьми. Возникают определённые технические сложности. Из-за различия качества интернет соединения, оборудования и других причин возникает несоответствие, опоздание звука или изображения на несколько секунд, не считая проблемы, заключающейся в одинаковой точной настройке оркестровых музыкальных инструментов самими учениками, участниками урока в онлайн режиме. В этом случае следует использовать нотный музыкальный редактор, в нашем случае нотный редактор SIBELIUS  (Сибелиус), с помощью которого набирается, редактируется и даже озвучивается нотный текст музыкального произведения.



Рассмотрим этапы и последовательность разучивания и исполнения партий 1-й и 2-й скрипок на примере оркестровой аранжировки песни Джона Кандера «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (John Kander “New York, New York”)

Сначала ученикам-оркестрантам рассылаются по электронной почте или в мессенджерах отредактированные ноты оркестровых партий в формате рисунка для ознакомления и изучения:

https://cloud.mail.ru/public/ygoR/tSuHuRUDQ

t1672681046aa.jpg

Рис.1

В то же время в группе школы ВКонтакте размещается видеофайл с фонограммой клавира произведения и рекомендациями по просмотру, прослушиванию и разбору произведения.

https://cloud.mail.ru/public/uM3g/5CbBb4DiP



На следующем этапе изучения произведения оркестранты получают видеозапись конкретно своей партии, выполненную в учебном, удобном темпе и задание многократного прослушивания пьесы с прочтением нотного текста. https://cloud.mail.ru/public/M9nj/NHA4Np6wb



Затем преподаватель разучивает пьесу с каждым учеником индивидуально, используя дистанционные методы обучения, со скрипкой в руках и со счётом вслух.

На следующем этапе ученикам рассылаются видеофайлы с записью своей оркестровой партии, звучащей в медленном темпе в сопровождении оркестра, причём такты и ноты, которые в этот момент исполняются и звучат в фонограмме, обозначены курсором:
https://cloud.mail.ru/public/mVzT/ZzPMKwk33

В заключение разучивания произведения фонограмма записана и звучит в подвижном концертном темпе и обучающийся может исполнять свою оркестровую партию, как бы, в составе виртуального оркестра, и даже давать домашние концерты в кругу своей семьи и друзей. Когда возобновится очное обучение в музыкальной школе, учащимся несложно будет влиться в свой “живой”, настоящий оркестровый коллектив.

https://cloud.mail.ru/public/in5S/CVFzepHpj


Использование возможностей нотного музыкального редактора вносит новизну и интерес в процесс дистанционного освоения учебных программ предметов оркестр и ансамбль, и является мотивирующим фактором для занятий музыкальным инструментом, в нашем случае – скрипкой. Появились интересные разнообразные мотивирующие инновации в дистанционном обучении дополнительного музыкального образования, которые активно внедряются в образовательный процесс.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации