Использование возможностей цифровой образовательной среды в коррекционной работе учителя-логопеда
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ Октябрьская коррекционная школа №19
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Использование возможностей цифровой образовательной среды в коррекционной работе учителя-логопеда»
Подготовила: учитель-логопед
первой категории
Иванова Ольга Семёновна
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.
Для своего доклада я выбрала тему «Использование возможностей цифровой образовательной среды в коррекционной работе учителя-логопеда». Актуальность выбора данного направления продиктована необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с особыми образовательными потребностями в современном информационном обществе, которое существенно изменило практику повседневной жизни.
Использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности логопеда.
В своей работе я использую Логостол который позволяет решать следующие задачи: (Слайды)
-Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.
-Активизация познавательной деятельности детей.
-Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
-Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов.
-Обеспечение психологического комфорта на занятиях.
-Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.
В чем преимущества использования ИКТ?
Использование ИКТ позволяет предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у ребенка. Он намного лучше запоминает подобный материал, что положительно сказывается на коррекционном процессе.
Компьютер предоставляет максимально широкие возможности использования различных анализаторных систем. В частности, совместная работа слухового, двигательного и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы способствует активизации компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.
Какие требования есть при использовании ИКТ?
Санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, которое дети проводят перед монитором, поэтому рекомендуется использовать компьютерные технологии порционно.
Чтобы здоровью детей ничего не угрожало, важно соблюдать требования:
-Продолжительность одного занятия за компьютером не должна превышать 10-15 минут. В неделю рекомендуется проводить не более двух занятий.
-Обязательно проведение гимнастики для глаз. Во время занятия каждые 2-5 минут необходимо отводить глаза от монитора на несколько секунд.
Основной целью введения этих ограничений является сохранение здоровья детей. Длительное пребывание за компьютером негативно сказывается на зрении и опорно-двигательной системе, поэтому сокращение времени занятий выглядит абсолютно оправданным.
Одна из основных направлений деятельности при использовании ИКТ
в работе учителя-логопеда направлено на работу с родителями:
- позволяет проводить консультации в нестандартной форме интерактивного взаимодействия, предоставлять родителям домашние задания на переносных накопителях информации, показывать презентации, видеозаписи занятий с детьми и т.д.
Использование ИКТ в работе логопеда – это необходимость, обусловленная современными реалиями. Мир не стоит на месте и уже не актуально использование только лишь традиционных способов коррекции в логопедической практике. Намного целесообразнее совмещать их с информационно-коммуникационными технологиями, что позволяет в разы увеличить эффективность проводимой работы.