Методические рекомендации «Дифференцированный подход в работе учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми, имеющими разные зрительные диагнозы, как основа применения здоровьесберегающей технологии обучения»
Дифференцированный подход в работе учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми, имеющими разные зрительные диагнозы, как основа применения здоровьесберегающей технологии обучения.
Одно из важных условий проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) в дошкольной организации является соблюдение зрительно-охранительного режима и использование здоровьесберегающих технологий.
В данной статье показано, как решаются задачи по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста во время планирования коррекционной работы учителя-дефектолога и в процессе проведения непосредственной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки.
Работа тифлопедагога строиться не только с максимальным учетом индивидуальных способностей и возможностей ребенка, но и с учетом зрительного диагноза и этапа лечения на специальных медицинских аппаратах.
В начале учебного года необходимо оценить уровень готовности детей к лечению на специальных медицинских аппаратах, то есть умение узнавать и называть предметы в силуэтном изображение. Первые трудности, которые могут возникнуть в лечебно-восстановительной работе, это трудности при проверке остроты зрения врачом-офтальмологом.
Это может быть связано с отсутствием практического опыта узнавания изображений в разных модальностях, с недостаточным объемом знаний об окружающем мире, а также обусловлены несформированностью речевой функции, когда ребенок узнает предмет, но не знает его названия. Их можно избежать, проведя цикл специальных упражнений, сохраняя здоровье ребенка. Все упражнения проходят в игровой форме.
Например, игра, когда ребенку предъявляются картинки, представленные в таблице для проверки зрения. Ребенок учиться не только их узнавать, но и правильно называть.
Полезны игры, направленные на узнавание предметов в разных модальностях, а если ребенку при этом предлагается соединить линией изображения, то подключаются задачи развития зрительно-моторной координации и прослеживающей функции глаз.
Это направление работы учителя-дефектолога позволит врачу-офтальмологу точно определить остроту зрения и назначить лечение.
Коррекционная работа тифлопедагога взаимосвязана с лечебно-восстановительным процессом. На каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) подбирается соответствующий дидактический материал, и проводятся игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.
Например, в период плеоптического лечения проводятся игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Многие дети дошкольного возраста находятся на этом этапе лечения, и в зависимости от времени проведения коррекционного занятия (до заклеивания лучшевидящего глаза или после), педагог проводит разные занятия, или решает одинаковые задачи на занятиях в разных подгруппах, но задействует другие сенсорные анализаторы у ребенка, соблюдая режим здоровьесбережения.
После того, как детям заклеивают лучшевидящий глаз в непосредственно образовательную деятельность обязательно включаются элементы заданий, связанные с обводкой по контуру, штрихование элементов, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.п. Эти упражнения будут способствовать работе амблиопичного глаза.