Методические рекомендации «Дифференцированный подход в работе учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми, имеющими разные зрительные диагнозы, как основа применения здоровьесберегающей технологии обучения»

2
0
Материал опубликован 30 October 2018 в группе

Дифференцированный подход в работе учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми, имеющими разные зрительные диагнозы, как основа применения здоровьесберегающей технологии обучения.

 

Одно из важных условий проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) в дошкольной организации является соблюдение зрительно-охранительного режима и использование здоровьесберегающих технологий.

 

В данной статье показано, как решаются задачи по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста во время планирования коррекционной работы учителя-дефектолога и в процессе проведения непосредственной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки.

 

Работа тифлопедагога строиться не только с максимальным учетом индивидуальных способностей и возможностей ребенка, но и с учетом зрительного диагноза и этапа лечения на специальных медицинских аппаратах.

В начале учебного года необходимо оценить уровень готовности детей к лечению на специальных медицинских аппаратах, то есть умение узнавать и называть предметы в силуэтном изображение. Первые трудности, которые могут возникнуть в лечебно-восстановительной работе, это трудности при проверке остроты зрения врачом-офтальмологом.

Это может быть связано с отсутствием практического опыта узнавания изображений в разных модальностях, с недостаточным объемом знаний об окружающем мире, а также обусловлены несформированностью речевой функции, когда ребенок узнает предмет, но не знает его названия. Их можно избежать, проведя цикл специальных упражнений, сохраняя здоровье ребенка. Все упражнения проходят в игровой форме.

 

Например, игра, когда ребенку предъявляются картинки, представленные в таблице для проверки зрения. Ребенок учиться не только их узнавать, но и правильно называть.

 

Полезны игры, направленные на узнавание предметов в разных модальностях, а если ребенку при этом предлагается соединить линией изображения, то подключаются задачи развития зрительно-моторной координации и прослеживающей функции глаз.

 

Это направление работы учителя-дефектолога позволит врачу-офтальмологу точно определить остроту зрения и назначить лечение.

 

Коррекционная работа тифлопедагога взаимосвязана с лечебно-восстановительным процессом. На каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) подбирается соответствующий дидактический материал, и проводятся игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

 

Например, в период плеоптического лечения проводятся игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Многие дети дошкольного возраста находятся на этом этапе лечения, и в зависимости от времени проведения коррекционного занятия (до заклеивания лучшевидящего глаза или после), педагог проводит разные занятия, или решает одинаковые задачи на занятиях в разных подгруппах, но задействует другие сенсорные анализаторы у ребенка, соблюдая режим здоровьесбережения.

После того, как детям заклеивают лучшевидящий глаз в непосредственно образовательную деятельность обязательно включаются элементы заданий, связанные с обводкой по контуру, штрихование элементов, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.п. Эти упражнения будут способствовать работе амблиопичного глаза.

В период ортоптического лечения тифлопедагог проводит с детьми специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.

 

На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т.п. Например, такие игры как «Распредели игрушки по величине», «Разложи по величине геометрические фигуры», «Прокати мяч в ворота», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку», «Попади в мишень», « Загони шарик в ячейку» и т.д.

 

Следующим элементом, сохраняющим здоровье детей с нарушением зрения, является необходимость адаптировать раздаточный материал в зависимости от зрительного диагноза.

 

При проведении занятий следует помнить, что каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора.

 

В зависимости от рефракции (миопии или гиперметропии) система работы по повышению остроты зрения неодинакова.

При дальнозоркости рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применение пособий и материалов мелкого размера.

А при близорукости не допускается зрительное напряжение, и пособия даются более крупного размера.

 

При сходящимся косоглазии рекомендуются упражнения на расслабление мышц, и направление взора вверх и вдаль.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации