12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Коновалова Елена Валерьевна137
Место работы... Сейчас это "Центр поддержки семьи и помощи детям", а несколько лет назад это был просто детский дом для детей дошкольного возраста. Впрочем, неважно, как называется учреждение, важно, как в нем живется детям и как часто они улыбаются!)
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
Материал размещён в группе «Учитель-дефектолог в детском саду»

Рекомендации дефектолога на лето

 Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.

 В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Только игра и живое непосредственное общение!

 Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут детям закрепить полученные знания на практике.

Развитие сенсорного восприятия

1.     Игры с песком. «Найди игрушку», «Спрячь игрушку», Нарисуй пальчиком (палочкой) на песке, «Забавные ладошки» (Сделать отпечатки ладошек; палочкой дорисовать изображение), «Золотоискатели» (Разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать. Искать "золото", считать, складывать в сито) – развивают тактильное восприятие, закрепляют навыки счета, сравнения по величине, фантазию, моторику.

2.     Игры: «Определи на вкус», «Что так пахнет?», «Что спрятано в мешочке?» (определение наощупь), «Сосчитай предметы в мешочке» (Не глядя) – развивают тактильное восприятие, закрепляют навыки счета, создают сюрпризный момент.

3.     Игры с цветом. Рисование, раскрашивание (Так же, как на образце; так же, как в природе, на наглядности),

 

  • игра «Найди такого же цвета» - закрепляет навыки соотнесения с образцом, знание цветов и оттенков
  • «Найди». Пример. Найди, где стоит красная машина? А березку найдешь? А где зеленая скамеечка? и т.п. – развивает внимание, знание цвета. Начинать надо с простых заданий, и постепенно усложнять описание предметов, которые нужно найти. Пример. Найди маленький зеленый листочек. Найди большую черную птицу…

 

Математика на прогулке

1.     «Цифры». Рисуем на асфальте цифру и просим ребенка положить рядом столько камушков (цветочков, веточек), сколько обозначает цифра.

2.     «Больше-меньше». Выкладываем перед ребенком три травинки и два камешка. Пусть ответит чего больше – камешков или травинок.

 

3.     «Задачки». Для этой игры нужны небольшие фигурки животных (например, от киндер-сюрприза).

Пример. Зайка, мишка и белочка нашли в саду три «ягодки» (выкладываем перед ребенком три камешка). Хватит ли ягодок, чтобы накормить всех друзей? А если «ягодок» будет две?

Ознакомление с окружающим

1.     "Находилки - искалки". На листе бумаги - изображение различных предметов, которые нужно найти на улице.

Попробуйте попутешествовать по округе и найти все предметы, которые нарисованы на картинке. Найденные предметы можно отмечать галочкой в специальном "окошке".

2.     Игры с мячом. «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 (можно начать с двух) названий (имен) …», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

 

3.     Игры в слова. К таким играм можно отнести:

 

 

  • «Найди лишнее слово»

 

         Примеры:

         - Храбрый, злой, смелый, отважный;
         - Яблоко, слива, огурец, груша;
         - Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
         - Платье, свитер, шапка, рубашка;
         - Береза, дуб, сосна, земляника.

 

  • «Расскажи о предмете: какой он» (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
  •  «Что он может делать?» (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? - растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
  • «Бывает — не бывает» (с мячом, по принципу «Съедобное-несъедобное»). Ситуации: поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д. Эти упражнения помогут развить словарь и слуховую память.
  • «Отгадай и найди». Опишите ребенку предмет, который находится на детской площадке, не называйте его. Пример: «Найди то, что я загадала! Это находится на этой детской площадке, оно сделано из деревянных досок, на нем любят сидеть люди» (скамейка)

 

Развитие пространственно-временных представлений

1.     П/и «День-ночь».

2.     «Иди, куда скажу». Спрячьте на площадке предмет. Предложите ребенку его найти, следуя вашим командам (Сделай три шага вперед, теперь поверни налево и т.п.).

3. «Дни недели». Если количество детей соответствует семи, можно называть их днями недели при построении на прогулку, завтрак, обед, или ужин, просто во время прогулки. При постоянном повторении детям легче запомнить эти понятия. По аналогии запоминаются месяцы года, время суток.

Игры на развитие творческого мышления

«Что будет, если?..» - поможет научить детей размышлять, делать выводы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий: «Что будет, если...

... человек перестанет есть?
... не выключить кипящий чайник?
... носить тесную обувь?
... не чистить зубы?
... забить мяч в окно?
... дразнить собаку?
... не спать?
... посадить цветы в песке? и др.

Развитие мелкой моторики

 

  • Выкладывать рисунки (из камней, шишек, палочек, песка);
  • Играть с сухим и мокрым песком;
  • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
  • Бросать и ловить летающие тарелочки;
  • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
  • Перебирать крупы;
  • Играть с пальчиками (пальчиковая гимнастика);
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • Завинчивать гайки (конструктор, уголок «Мастера»);
  • Собирать бусы, играть в шнуровки (развязывать и завязывать узелки);
  • Лепить из пластилина.

 

 И главное:

  • К следующему упражнению переходите, лишь усвоив предыдущее.
  • Не фиксируйте внимание на ошибках ребенка, а тактично исправьте его.
  • Постоянно контролируйте речь детей, учите правильно произносить звуки в словах, фразах.
  • Не требуйте от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент недоступно.
Опубликовано в группе «Учитель-дефектолог в детском саду»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.