Выступление на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11
Выступление на тему:
«Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста».
В рамках проведения городской тематической недели «Организация здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учётом требований ФГОС ДО и интеграции содержания образовательных областей в группах различной направленности».
Подготовила: учитель-логопед Н.В. Онищенко
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.
Слайд № 1
Здоровьесберегающие технологии - неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по данной теме.
Слайд № 2
Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, и часто болеющий.
Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.
Слайд № 3
В своей работе я активно использует как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, элементы Су – Джок терапии, дыхательную гимнастику, дыхательные тренинги на тренажёре БОС.
Слайд № 4
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижает утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
- улучшается соматическое состояние.
Слайд № 5-6
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
Комплекс упражнений для детей 5 -7 лет
Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз.
Блок упражнений для развития мышц губ:
«Улыбочка», «Хоботок»,«Бегемотик», «Заборчик», «Улыбка» и «Заборчик», «Блинчик», «Сердитая киска», «Качели», «Змейка», «Чистим зубки, «Парус», «Маляр», «Часики», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Дятел», «Замесили тесто».
Для подъязычной связки языка:
«Лошадка», «Грибок», «Гармошка».
Упражнения для мышц щек:
«Шарики», «Сытый хомячок», «Голодный хомячок».
Слайд № 7-8
Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Дети с 5 до 6 лет:
• выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;
• сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;
• составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.
Дети 6 - 7 лет:
• Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.
• Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).
• Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.
При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.
Слайд № 9 -10
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? В различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Я использую их как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть.
Учитывая незавершённость формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.
способствует формированию правильного речевого дыхания;
является отличной профилактикой заболеваний органов дыхания;
укрепляет иммунитет ребенка;
развивает дыхательную систему;
служит отличной профилактикой ОРВИ.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца , и осторожно при бронхиальной астме!
Слайд № 11-12
Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз.
Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.
Дыхательная гимнастика:
- успокаивает нервную систему ребёнка;
- помогает мозгу переработать информацию, полученную через органы зрения;
- облегчает глазам нагрузку, снимает усталость, даёт им отдохнуть;
- помогает замедлить и даже вовсе остановить падение зрения или развитие астигматизма.
В старших группах детского сада идет интенсивная подготовка к школе. Комплексы становятся все более сложными.
Разминка подготавливает и «разогревает» мышцы зрительного аппарата. Как правило, это движения открытыми и закрытыми глазами вверх-вниз, в стороны, зажмуривание и частое моргание.
Учим смотреть вдаль сквозь решетку из движущихся растопыренных пальцев.
Предлагаем сравнить два рисунка и найти в них отличия.
Используем всевозможные тренажеры. Чаще всего, это картинка с замысловатыми траекториями, которые нужно «пройти» глазками.
Используем современные мультимедийные средства, которые предоставляют широкий выбор упражнений для зрения в виде мультиков, анимации, сопровождающихся ритмичной музыкой или стихотворениями, и задают дополнительный темп движениям.
Слайд № 13-14
С успехом в своей работе использую элементы самассажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.
Самомассаж
- улучшает кровообращение;
- помогает нормализовать работу внутренних органов;
- служит профилактикой простудных заболеваний;
- благоприятствует психоэмоциональной устойчивости;
- повышает функциональную деятельность головного мозга;
- тонизирует организм.
Самомассаж для детей 5-7 лет должен быть более точечным и правильным, таким образом ребенок будет приучаться следить за мелкими движениями своих рук.
Слайд № 15-16
Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия:
обогащают знания ребенка о собственном теле;
развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук;
опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга;
способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
В своих занятиях я использую её элементы.
В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Элементы Су-Джок терапии можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Слайд № 17
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет развитие дыхания по методу БОС . У детей отмечается:
- снижается заболеваемости гриппом и ОРВИ в осенне-зимний период в 3-4 раза;
- формируется основа правильной и красивой речи;
- происходит оздоровление организма;
- существенно повышается эффективность усвоения детьми учебного материала;
- улучшается поведение;
- улучшается внимание и память.
Слайд № 18
Существенное влияние на организм и его работоспособность оказывают Динамические паузы или физкультминутки. Благодаря им:
- улучшается осанка;
- усиливается обмен веществ в организме;
- развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться;
- дети получают разнообразные сенсорные впечатления.
Произношение вслух стихотворных и песенных форм способствует развитию у воспитанников речевого аппарата, мышления, памяти.
Слайд № 19
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
В результате проделанной работы мы пришли к выводу , что в ходе системной реализации здоровьесберегающих технологий:
1) снижается уровень заболеваемости детей;
2) повышается уровень психологической комфортности;
3) повышается эффективность образовательного процесса.
Исходя из этого, могу предположить, что опыт нашей работы эффективен, и может представлять интерес для педагогов дошкольных учреждений и успешно использоваться ими в своей деятельности.
/data/files/y1529915141.pptx (Презентация)