Выступление на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 Выступление на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста». В рамках проведения городской тематической недели «Организация здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учётом требований ФГОС ДО и интеграции содержания образовательных областей в группах различной направленности». Подготовила: учитель-логопед Н.В. Онищенко
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ: «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России: «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации». Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию низкая работоспособность повышенная утомляемость несформированная произвольность психических процессов ЧБД
Здоровье- сберегающие технологии: артикуляционная гимнастика пальчиковая гимнастика самомассаж гимнастика для глаз Су - Джок - терапия дыхательная гимнастика, развитие дыхания по методу БОС физминутки
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей: стимулируется речевая функция; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируются двигательные функции; улучшаются пространственные представления; - происходит улучшение памяти, внимания, мышления; - повышается способность к произвольному контролю; - улучшается общее эмоциональное состояние; - повышается работоспособность, уверенность в себе; - снижает утомляемость; - улучшается соматическое состояние.
Артикуляционная гимнастика: - улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию; - улучшает подвижность артикуляционных органов; - укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк; - уменьшает напряжённость артикуляционных органов
Комплекс упражнений для детей 5 -7 лет Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Блок упражнений для развития мышц губ: «Улыбочка», «Хоботок»,«Бегемотик», «Заборчик», «Улыбка» и «Заборчик», «Блинчик», «Сердитая киска», «Качели», «Змейка», «Чистим зубки, «Парус», «Маляр», «Часики», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Дятел», «Замесили тесто». Для подъязычной связки языка: «Лошадка», «Грибок», «Гармошка». Упражнения для мышц щек: «Шарики», «Сытый хомячок», «Голодный хомячок». «Чашечка» «Заборчик» «Вкусное варенье»
Пальчиковая гимнастика: Активизация речевых зон коры головного мозга; Формирование ритмичной и четкой речи; Развитие способности к концентрации и распределению внимания; Улучшение памяти; Овладение навыками рисования и письма. Развитие творческой фантазии и воображения. Повышение подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.
Дети с 5 до 6 лет: • выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой; • сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно; • составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы. Дети 6 - 7 лет: • Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. • Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш). • Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно. При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.
Дыхательная гимнастика способствует формированию правильного речевого дыхания; является отличной профилактикой заболеваний органов дыхания; укрепляет иммунитет ребенка; развивает дыхательную систему; служит отличной профилактикой ОРВИ.
Учитывая незавершённость формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз. Упражнение с вертушкой Надуваем мыльные пузыри Упражнение «Накорми обезьянку»
Гимнастика для глаз - успокаивает нервную систему ребёнка; - помогает мозгу переработать информацию, полученную через органы зрения; - облегчает глазам нагрузку, снимает усталость, даёт им отдохнуть; - помогает замедлить и даже вовсе остановить падение зрения или развитие астигматизма.
В старших группах детского сада идет интенсивная подготовка к школе. Комплексы становятся все более сложными. Разминка подготавливает и «разогревает» мышцы зрительного аппарата. Как правило, это движения открытыми и закрытыми глазами вверх-вниз, в стороны, зажмуривание и частое моргание. Учим смотреть вдаль сквозь решетку из движущихся растопыренных пальцев. Предлагаем сравнить два рисунка и найти в них отличия. Используем всевозможные тренажеры. Чаще всего, это картинка с замысловатыми траекториями, которые нужно «пройти» глазками. Используем современные мультимедийные средства, которые предоставляют широкий выбор упражнений для зрения в виде мультиков, анимации, сопровождающихся ритмичной музыкой или стихотворениями, и задают дополнительный темп движениям.
Самомассаж - улучшает кровообращение; - помогает нормализовать работу внутренних органов; - служит профилактикой простудных заболеваний; - благоприятствует психоэмоциональной устойчивости; - повышает функциональную деятельность головного мозга; - тонизирует организм.
Самомассаж для детей 5-7 лет должен быть более точечным и правильным, таким образом ребенок будет приучаться следить за мелкими движениями своих рук. Самомассаж языка массажной щёточкой
Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле; развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук; опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга; способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
Поглаживание внешней стороны ладони массажным шариком Массаж пальцев колечком Массаж ладоней шариком
Развитие дыхания по методу БОС - снижается заболеваемости гриппом и ОРВИ в осенне-зимний период в 3-4 раза; - формируется основа правильной и красивой речи; - происходит оздоровление организма; - существенно повышается эффективность усвоения детьми учебного материала; - улучшается поведение; - улучшается внимание и память. Методическое обеспечение Упражнение «Открывание окошка»
Динамические паузы или физкультминутки - улучшается осанка; - усиливается обмен веществ в организме; - развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться; - дети получают разнообразные сенсорные впечатления.
Вывод : В ходе системной реализации здоровьесберегающих технологий 1) снижается уровень заболеваемости детей; 2) повышается уровень психологической комфортности; 3) повышается эффективность образовательного процесса.