12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Савран Яна Михайловна1938
Савран Яна Михайловна
Россия, Ростовская обл., Макеевка
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

ИЗОТЕРАПИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Школа - это особое образовательное пространство, одним из основополагающих принципов которого является опора на актуальные потребности каждого ученика, повышение продуктивности его познавательной и творческой деятельности.

Внутренний мир ребенка сложен и многообразен. Как помочь ему увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье? Сделать это проще через игры и творчество. И все это - возможности арт-терапии.

Одним из видов арт-терапии является изотерапия. В его основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Современная изотерапия - это в основном процесс художественного творчества. Арт-терапия рисованием используется широко. Цвета, их расположение, игра красок - это свой особый, индивидуальный язык, здесь нет никаких установленных правил, это скорее рисунок души, отражающий ее состояние.

Человечеством давно подмечено, что цвет влияет не только на психоэмоциональное состояние человека, но и на его интеллект. Электромагнитные волны разных цветов по-разному влияют на человека. Целительное действие цвета  мгновенно, потому что человек воспринимает его энергию не только глазами, но и кожей. Восстанавливая душевное равновесие, цвета также положительно влияют на психику человека и его здоровье. Музыка, цвет – это вибрации, которым подвластны тело, рассудок и эмоции. Отдельным клеткам, органам, системам организмов присущи особые сочетания вибраций определенной частоты, и, с этой точки зрения, человеческий организм можно сравнить со сложнейшим музыкальным произведением. Здоровое состояние организма характеризуется гармоничными вибрациями, а болезное состояние – «фальшивыми нотами», диссонансом.

Цветотерапия (хромотерапия) – это абсолютно безопасное и исключительно эффективное дополнительное средство лечения и восстановления организма. «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры”,- писал академик В.М.Бехтерев. Так, например, красный цвет усиливает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, учащает ритм дыхания, оказывает стимулирующее влияние, вызывает эмоциональные реакции, стимулирует деятельность мозга, оранжевый покровительствует познанию, творчеству, расширению интеллектуальных возможностей, освобождает дух и движет вперед, стимулирует общее самочувствие, жёлтый цвет ускоряет рост ребенка, повышает его активность и самооценку, голубой цвет снижает мускульное напряжение, кровяное давление, нормализует пульс и успокаивает дыхание, побуждает к размышлениям, напоминает о мире.

Методы изотерапии позволяют проработать  мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, так как при работе над рисунком задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве. Учитывая положительное влияние изотерапии на человека, арт-терапевты предлагают такое краткое руководство «Что делать, если…»

Устaл – pисуй цвeты.

Злoй - pисуй линии.

Бoлит – лeпи.

Скучнo – зaпoлни листoк бумaги paзными цвeтaми.

Гpустнo – pисуй paдугу.

Стpaшнo – плeти мaкpaмe или дeлaй aппликaции из ткaнeй.

Чувствуeшь бeспoкoйствo – склaдывaй opигaми.

Хoчeшь paсслaбиться – pисуй узopы.

Вaжнo вспoмнить – pисуй лaбиpинты.

Чувствуeшь oтчaяниe – pисуй дopoги.

Нaдo быстpo вoсстaнoвить силы – pисуй пeйзaжи.

Хoчeшь пoнять свoи чувствa – pисуй aвтoпopтpeт.

Вaжнo зaпoмнить сoстoяниe - pисуй цвeтoвыe пятнa.

Если нaдo систeмaтизиpoвaть мысли – pисуй сoты или квaдpaты.

Хoчeшь paзoбpaться в сeбe и свoиx жeлaнияx– сдeлaй кoллaж.

Вaжнo скoнцeнтpиpoвaться нa мысляx – pисуй тoчкaми.

Для пoискa oптимaльнoгo выxoдa из ситуaции – pисуй вoлны и кpуги.

Музыка связана с изобразительным искусством, поэтому для учителя на уроках музыкального искусства открываются большие возможности для использования различных технологий изотерапии. Это позволяет не только решать проблему сохранения здоровья учащихся, а и помогает учителю разнообразить урок, сделать его увлекательным, способствует лучшему усвоению учебного материала. Продукты, созданные учащимися в процессе индивидуальной или коллективной творческой деятельности, помогают им выразить эмоции и чувства, возникшие после восприятия музыкального произведения.

Рассмотрим некоторые методы изотерапии, которые можно использовать на уроках музыкального искусства в школе.

«КОФЕЙНЫЕ ФАНТАЗИИ»

Метод кофетерапии можно использовать во время слушания фрагментов из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» («Арабский танец. Кофе»).

Фрагмент урока

-Что необычного в этом музыкальном фрагменте?

Мы слышим восточные мотивы, шум молотого кофе. Какие образы вы представили? Нарисуйте их (дети изображают амфору, бабочку, хвост павлина и т.д.).

Учащиеся создают монотипию с помощью мелкого растворимого кофе. На согнутом листе бумаги необходимо нарисовать карандашом половину рисунка, раскрасить его растворимым в воде кофе, затем развернуть лист, посыпать рисунок сухим кофе, наложить чистую половину листа на раскрашенную и аккуратно прогладить руками. Рисунки получаются интересные, неповторимые, помогают учащимся поверить в свои возможности. А кофейный аромат усиливает впечатления от музыкального

произведения.

«ПАЛЬЧИКИ-ХУДОЖНИКИ»

Это рисование подушечками пальчиков. Рекомендуется данный метод для учащихся начальных классов. После прослушивания и обсуждения пьесы

Э. Грига «Птичка» предлагаем детям покрасить подушечки пальцев любимой краской, сделать отпечатки на бумаге, а затем дорисовать птичкам клюв, крылья, хвост.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРДИОГРАММА»

Это одно из любимых занятий учеников, которые и дали название этому методу. Слушая музыкальное произведение, учащиеся с помощью линий изображают мелодическую линию. Вот как выглядит «музыкальная кардиограмма» фрагмента симфонии №5 Л.Бетховена:

«ВОЛШЕБНЫЕ МОНЕТКИ»

Рисование с помощью монеток. После прослушивания фрагмента из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» («Танец феи Драже») предлагаем учащимся нарисовать платье феи Драже с помощью монеток.

Фрагмент урока

-Подумайте, с помощью, каких музыкальных средств композитор создаёт образ этой феи?

 (Особая окраска звука этого инструмента создает атмосферу звучания колокольчиков)

- А что такое драже? Кто пробовал такие конфетки.Нарисуйте с помощью монеток разного размера платье феи Драже.

«ЮНЫЕ ИМПРЕССИОНИСТЫ» (рисование на мятой бумаге)

Данный метод рекомендуется применять при изучении творчества импрессионистов, например, при прослушивании пьесы Клода Дебюсси «Лунный свет» или фрагментов симфонических эскизов «Море». Альбомный лист необходимо смять руками (таким образом снимаем усталость рук), а потом разгладить. На таком «холсте импрессиониста» создаём с помощью красок рисунки.

«ВАЛЬС ЦВЕТОВ» (коллаж)

Это коллективная работа. Во время прослушивания фрагмента балета «Щелкунчик» учащиеся вырезают из бумаги цветы, а затем составляют композицию.

«КОСМИЧЕСКИЕ ФАНТАЗИИ» (монотипия на файле)

Данную творческую работу можно предложить учащимся на уроке ознакомления с музыкой Чарльза Айвза «Космический пейзаж».

Сначала на файле гуашью необходимо нанести рисунок, приложить к нему альбомный лист, затем аккуратно снять файл. Получается две работы: монотипия и витраж.

Открылась бездна,звёзд полна;

Звездам числа нет, бездне – дна…

М.В. Ломоносов

«ПАЛИТРА ЧУВСТВ»

Предлагаем учащимся раскрасить палитру с учётом того, с каким цветом у них ассоциируется то или иное чувство.

«ЦВЕТОВЫЕ ПЯТНА»

Данный метод позволит учителю понаблюдать, как меняется настроение учащегося на протяжении урока. В начале занятия предлагаем детям нарисовать пятно такого цвета, который соответствует их настроению, то же задание они выполняют и в конце урока.

С помощью цветовых пятен учащиеся выражают свои чувства после прослушивания музыкальных произведений. Можно предложить первоклассникам показать свои впечатления после ознакомления с пьесами П.И. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла» из «Детского альбома» с помощью цветовых пятен («Болезнь куклы»- серое, чёрное пятно, «Новая кукла»- оранжевое, желтое)

«ТОЧКОГРАФИЯ» (пуантилизм)

Фрагмент урока

Просмотр видеофрагмента “Вальс снежных хлопьев”

-Вы обратили внимание на то, что в этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и “картина настроения”. Как Вы думаете, какие чувства переживает героиня?

Как называются туфельки балерины? (пуанты) Попробуйте изобразить снежные хлопья, используя технику пуантилизм, которую ещё называют точкокрафией, то есть нужно нарисовать рисунок точками.

Таким образом, изотерапия создает пространство для выражения эмоций, чувств, переживаний с помощью изобразительных средств. В процессе творческого акта у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству. Сам процесс творчества дает возможность свободно выразить свои чувства, фантазии в виде продукта творчества (рисунка, коллажа, мозаики) и является безопасным способом разрядки напряжения. Поэтому в процессе изотерапии у учащихся происходит гармонизация внутреннего состояния, восстанавливается способность находить состояние равновесия.

Список использованной литературы

1.Алексеева М.Ю. «Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя». М., 2003.

2. Аметова Л.А. «Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт». М., 2003.

3. Бурно М.Е. «Терапия творческим самовыражением». М., 1989.

4.Вальдес Одриосола М. – «Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности. «Методическое пособие. Владос, 2005.

5.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 2001.

6.Голобородько Н. В. Здоровьесберегающие технологии в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 82-85.

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Ватолина Светлана Анатольевна, 21.03.20 в 16:17 1 Ответить Пожаловаться
Яна Михайловна, спасибо за отличный материал!
Савран Яна Михайловна, 22.03.20 в 00:43 2 Ответить Пожаловаться
Благодарю, Светлана Анатольевна. Буду рада, если материал пригодится
Ватолина Светлана Анатольевна, 17.08.20 в 18:12 1 Ответить Пожаловаться
Яна Михайловна, поздравляю с заслуженной Победой в конкурсе!!!
Савран Яна Михайловна, 18.08.20 в 07:38 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное, Светлана Анатольевна! Очень рада!
Медведева Татьяна Ивановна, 20.08.20 в 07:16 2 Ответить Пожаловаться
Яна Михайловна, поздравляю Вас с победой в конкурсе! Желаю Вам творческих успехов!!!
Савран Яна Михайловна, 20.08.20 в 21:41 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное, Татьяна Ивановна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 20.08.20 в 08:34 1 Ответить Пожаловаться
С Победой! Рада за ВАС!!!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.