Доклад на тему «Использования графических источников информации в УМК Forward для развития устной речи»

2
0
Материал опубликован 5 January 2022

Использования графических источников информации в УМК Forward для развития устной речи

1. Роль графических источников информации в обучении иностранному языку

Основная цель обучения иностранному языку в школе - это научить коммуникации на изучаемом языке. Одним из эффективных методов является работа с графическими источниками информации. Она осуществляется как в режиме «от графического источника к тексту», так и в обратном режиме

В соответствии с ФГОС учащийся должен научиться работать с таблицами, графиками, научиться структурировать, анализировать информацию, свернуть ее или развернуть, и т. Кодификатор ЕГЭ по иностранным языкам 2022 содержит следующие требования:

-преобразовывать информацию из линейного аудиотекста в нелинейный письменный (заполнять / дополнять таблицу информацией из прослушанного текста) п.3.4.

-вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т.п.) п.1.1.5;

-преобразовывать нелинейный текст в линейный (комментировать таблицы, диаграммы и т.п.), включая материалы по избранному профилю п.2.10;

-создавать письменное высказывание с элементами рассуждения на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т.п.) п.5.1.4;

-преобразовывать информацию из линейного текста в нелинейный (заполнять / дополнять таблицу информацией из прочитанного текста) п.5.2

В качестве компенсаторных умений указано умение использовать текстовые опоры различного рода (в том числе, графики и таблицы)

2. Графические источники информации в УМК Forward

УМК Forward предлагает систему заданий и упражнений по переводу информации из линейного текста в таблицы, диаграммы, схемы и обратные упражнения. Например, в учебнике для 3 класса предусмотрена работа с 3 картами: картой мира, картой Австралии, картой России. Пользуясь информацией, представленной на карте, учащимся предлагается построить на её основе высказывания типа Даша из России. Джил живет в Австралии и т п.

УМК предлагает ряд интересных заданий в режиме «от таблицы к тексту». Например:

-ознакомься с программой телепередач (она составлена в виде таблицы) и спроси товарища, какую телепередачу он хотел бы посмотреть.

-ознакомься с расписанием поездов (таблица) и подскажи иностранцу как ему добраться из Москвы в Казань.

-прочитай школьное расписание Никиты (таблица со смайликами) и расскажи о его любимых и нелюбимых предметах.

В курсе изучения английского языка в 3-м классе по УМК Forward учащиеся овладевают умениями работать с информацией, представленной в форме таблиц и различных схем:

-послушай текст и заполни таблицу;

-послушай текст и впиши недостающую информацию в схему состава семьи;

-посмотри на таблицу и напиши, в каких магазинах Джил может купить нужные ей вещи;

-расспроси своих друзей об их увлечениях и заполни таблицу на основе их ответов;

-послушай программу телепередач и заполни пробелы в таблице;

-послушай текст и нарисуй на карте схему пути Джона.

В 6-м классе таблицы и схемы присутствуют уже в каждом учебном блоке (Unit). К ним добавляется работа с диаграммами. Так ,например, с помощью диаграммы иллюстрируется употребления наречий частотности. Также учащимся предлагается следующие речевые задания на основе диаграмм:

-обсудите в парах время, проводимое перед телевизором подростками из разных стран на основе информации, представленной в виде диаграммы;

-прочти текст и дополни диаграммы подписями к ним; и т. д.

В учебнике Forward-9 (c.89) мы находим интересное задание: на основе данных диаграммы составить портрет современного лидера в форме линейного текста.

Как мы видим, во всей линейке УМК Forward имеется достаточно графических источников информации и заданий по работе с ними.

3. Методика работы с нелинейными источниками информации

Как показывает практика, учащимся гораздо легче дается работа по переводу информации из линейного текста в нелинейный. Обычно у них не вызывает затруднений задание заполнить информацией из текста предложенную таблицу. Обратное же действие обычно бывает связано со значительными затруднениями. Эти затруднения далеко не всегда имеют причиной недостаточность лексического т грамматического запаса на изучаемом языке. Неумение превращать информацию из таблицы в текст часто наблюдается и в русскоязычном варианте коммуникации. В таких случаях эффективным является использование на первом этапе обучения схем-опор.

Например, рассмотрим задание из упр. 42 Forward-6.


 

t1641385683aa.png

В задании требуется составить связный рассказ о предпочтениях британских подростках на основе данных опроса. Обычно учащиеся ограничиваются построением предложений с констатацией факта по образцу. Задание сравнить результаты, построить фразы типа «Большинство подростков предпочитают коллекционирование марок» , «Коллекционирование марок занимает первое место в списке» или «Коллекционирование монет не столь распространено как коллекционирование стикеров» вызывает затруднение, т.к. связано не с констатацией фактов, а анализом информации. Чтобы получить от учащихся требуемые высказывания требуется провести дополнительную работу по анализу информации и предложить дополнительные речевые образцы и различные задания для их закрепления. Например (D) :

Задание №1.Complete the sentences:

The survey shows that about ….. of all teenagers play sports . According to the survey the most common sport is… …is almost as popular as … About two times fewer\more teenagers are engaged in … than in …


 

Задание №2. Mark the statements as True or False:

Swimming is more popular than hockey. About the quarter of British teens do swimming. One of three teenagers in Britain play football.


Далее целесообразно предложить учащимся составить подобные задания для своих одноклассников по другим пунктам исследования (например, A-B). И только после их успешного выполнения можно уверенно переходить к выполнению задания в той формулировке, в которой оно предложено автором.

 

3

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.