12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сорокина Светлана Юрьевна34
5

Доклад на тему «Формирование устной речи и навыков речевого общения на основе овладения игрой в шахматы»


 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3» городского округа закрытое административно-
территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан


 


 

« Формирование устной речи и навыков речевого общения на основе овладения игрой в шахматы»

 

t1616253062aa.jpg
 

Речь - это средство уникальное и незаменимое. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения.

На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе? Увы! Уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать, как неудовлетворительный, и проблема развития речи день ото дня становится все более актуальной. К сожалению, не исключение и дети нашего детского сада.

Почему? Все очень просто. Сейчас не только дети, многие родители предпочитают книгам компьютеры и телевизоры. А для всех нас не секрет, что сегодня средства массовой информации не является эталоном: обсценная лексика звучит с разных каналов, у ведущего телепередачи отсутствуют требования к правильности речи - на произношение, ударение, словообразование.

Множественные исследования доказали, что у детей, которые больше трех часов в день проводят возле телевизора, медики констатируют задержку речевого развития.

Так почему же ребенок, который постоянно смотрит телевизор и слышит экранную речь, говорит значительно хуже своих сверстников? Да все дело в том, что развитие речи, как нам всем известно происходит только при живом общении, когда происходит диалог. Речевые звуки, которые исходят с экрана телевизора, не обращены к ребенку лично, тем самым они не предполагают никакого ответа, не побуждают ребенка к конкретному действию, тем самым не влияют на развитие речи.

Поэтому развитию речи в детском саду уделяется особое внимание. Задача речевого развития, несмотря на отсутствие логопеда, у нас решается систематично и качественно. Согласно сетке непосредственно образовательной деятельности речевое развитие детей старшего и подготовительного к школе возраста планируется 3раза в неделю.

Но речь мы развиваем не только на занятиях, но и в кружках дополнительного образования.

Для детей среднего возраста ведется кружок «Речецветик», в старшем возрасте «А-б-в-г-дейка». Для детей подготовительного к школе возраста организован кружок «Сказочная грамота».

А я являюсь руководителем шахматного кружка «Шахматная азбука». Цель которого – это приобщение воспитанников к игре в шахматы.

«Как связаны речевое развитие и шахматы?».

Прежде всего, работа над формированием у ребенка правильной речи требует от него внимания, сосредоточенности и настойчивости. Эти качества обычно бывают не сформированы у детей с низким уровнем речевых навыков.

И вот тут именно обучение и игра в шахматы поможет воспитать в ребенке силу воли, эмоциональную устойчивость, способность принимать взвешенные решения в любой обстановке. Умение сосредоточиться и не отвлекаться на мелочи - это все закладывается при обучении шахматам.

На своем кружке «Шахматная азбука» я не рассматривала речь, как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения и эмоций.

Кружок посещало 11 детей в возрасте 5-7 лет. С чего же началось обучение детей шахматам в этом возрасте? Моей целью было сделать так, чтобы шахматы сами стали продолжением детской игры, и принудительный элемент здесь не приемлем.

Первая половина учебного года была посвящена истории возникновения шахмат, знакомству с шахматными полями, шахматными фигурами, пешками, их расположением на шахматной доске и ходами, учились ориентироваться на шахматной доске, правилам игры в шахматы, шахматным терминам. Работа строилась по принципу от простого к сложному. Со второй половины года дети знакомились с шахматными понятиями – шах, мат, рокировка. Учились определять силу шахматных фигур, практиковались в постановке мата ладьей, ферзем, слоном, пешкой. Учились защищаться от шаха, определять силу шахматных фигур, знакомились с первой стадией шахматной игры - дебютом  (началом шахматной партии), её главными принципами, играть до конца шахматную партию всеми фигурами.

Для того чтобы заинтересовать детей были подобраны интереснейшие сказки о шахматном королевстве и жизни шахматных фигур (М. Фоминых «Обучающие сказки в картинках», И. Романова «Шахматы для начинающих», Ю. Авербах «Как научиться играть в шахматы», Х. Ференц и Г.Золтан «Путешествие в шахматное королевство»). Как любая детская книга, они сопровождаются красочными иллюстрациями, которые дети рассматривали, пересказывали и сочиняли свои истории.

На занятиях работали в рабочей тетради «Шахматы с Енотом». В ней каждая страница- это приключение, игра, ребус, который надо непременно разгадать. Занятие всегда начиналось с небольшого блока теории, которую потом ребенок закреплял на практике. К каждой фигуре, для детей кому сложно было запомнить ее название и передвижение было разучено стихотворение. В течение занятия дети выполняли задания на развитие внимания, мышления, памяти, голосовые и дыхательные упражнения на развитие мелкой моторики ориентировки в пространстве.

В работе была использована программа «Феникс – шахматы для дошкольников» (А.В. Кузин, Н.В. Коновалов, Н.С. Скражинский), которая разработана в соответствии с ФГОС ДО на основе системно – деятельностного подхода и направлена на формирование социально – коммуникативных и познавательных компетенций. Программа так же имеет печатный раздаточный материал на каждое занятие.
Занимались на настенных шахматных досках,  на которых демонстрировались различные ходы, положения шахматных фигур, их передвижения по шахматному полю, решались различные шахматные этюды. Каждый ребенок имел возможность выступить, показать свои знания, у  детей  развивалось внимание, память, речь, воспитывалась уверенность в себе, в своих силах, доброжелательное отношение к своим товарищам, взаимопомощь. Дети учились анализировать позиции и ходы шахматных фигур вслух (формировался внутренний план действий - способность действовать в уме).

Для повышения учебной мотивации включалась игровая задача: помоги фигуре дойти до цели путешествия, (передвигая ее по шахматной доске) выполняя различные задания. Ребенок погружаелся в сказку, менял персонажей по желанию, сам решал, как будет ходить его «герой» по заданным правилам.

Так же у нас есть не только настольные и настенные шахматные доски, но и большая напольная доска, на которой дети «превращались» в шахматные фигуры. Так был проигран с детьми пешечный бой, командные игры «Чья команда выстроится быстрей», «Чьи пешки первыми  превратятся в шахматную фигуру», «Битва коней», «Какая  команда быстрее поставит шах королю». Сочиняли сказки про путешествие шахматных фигур и проигрывали их/ Каждый ребенок хотел сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогал осуществить наш театр.

По средствам выразительности речи дети учились словесному перевоплощению. Использовались различные приемы: загадывание загадок, рассказывание сказочных историй о шахматных фигурах, проводились игры «Чудесный мешочек», «Волшебный кубик», упражнение «Узнай фигуру по описанию», « Какой фигуры не стало». 

Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на опросы являются необходимой подготовкой к «проживанию» за другого, но по-своему. Анализ  овладения детьми теоретического и практического  уровня   освоения азов шахматной игры показал, что:

 

высокий уровень у 1 ребенка 9%; низкий уровень  у  10 детей -91%.  

высокий уровень у 8 детей - 73 %; средний уровень  у 2 детей - 18%; низкий уровень у  1реб - 9%.  

Мониторинг:

Умение ориентироваться на шахматной доске:

начало года конец года

1 (9 %) 9 (81%)

Умение различать и называть шахматные фигуры:

5 (45%) 11 (100%)

Умение владеть шахматными терминами:

1 (9%) 9 (81%)

Умение разыгрывать шахматную партию:

1 (9%) 8 (72%)

Шахматы – это целый мир, прекрасный, удивительный, со своими взлетами и падениями, печалями и радостями. Обучаясь шахматам, ребенок постепенно превращается в маленького полководца. Как и всякий полководец, он хочет одержать победу и в этом я всегда готова прийти на помощь. Ведь как сказал знаменитый шахматист Тигран Петросян «Шахматы - это игра, по содержанию - искусство, а по трудности овладения игрой - наука».

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.