12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павленко Евгения Вячеславовна16
Первого по призванию
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
0

Использования опорных схем (логических) на уроках географии в 7 классах

Статья


Использования опорных схем (логических)

на уроках географии в 7 классах.


Павленко Евгения Вячеславовна,


учитель географии


МБОУ СОШ №38 г. Хабаровск


Искать истину – и легко, и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее заменить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих факторов складывается величественная картина.

Аристотель


В современном мире информация, любой ее форме, является источником знаний, а ее систематизация особенно в опорной схеме наиболее актуальна. При изучении географии этот факт особенно явен. При изучении географии в 7 классах этот принцип носит еще и эффективную тенденцию.

В 7 классе тематика изучаемых тем состоит из крупных блоков учебного материала:

Суша в океане

Литосфера

Атмосфера

Мировой океан

Географическая оболочка

Материки

Все вышеперечисленные блоки учебных тем обширны, включают большое количество терминов, определений, схем взаимодействий и т.д. Помимо этого на уроках используется большое количество наглядных пособий, учебных материалов (картографических и текстовых). При изучении таких тем требуется не просто выдать учебный материал на учебном занятии, но и сформировать определенный уровень знаниевой составляющей у учеников. Этом случае опорные текстовые схемы хоть в электронном, хоть в формате бумажного носителя позволяет:

Интенсифицировать и разнообразить учебный процесс

Сформировать у обучающихся навык построения следственно-логических связей

Снизить нагрузку по излишней записи

Дать возможность обучающимся осваивать учебный материал с комфортной для них скоростью

Снизить нагрузку на педагога

Содержание учебного параграфа носит системный и концептуальный характер. Положенная в основу изложения учебного материала система принципов открывает перед педагогом целый ряд возможностей, с одной стороны, определяет глубину раскрытия рассматриваемых проблем, а с другой – ограничивает спектр выносимых на обсуждение вопросов. Вот эти принципы.

Актуальность

Теоретизированность

Атрибутированность

Доказательность

Лаконичность

Системность

Историчность

Номинативность

Концептуальность

Давайте рассмотрим возможный путь применения опорных схем в разрезе данных принципов. Практически любая опорная схема которая заполняется учеником самостоятельно, под контролем педагога, актуальна так как спроектирована конкретно под рассматриваемую тему. Теоретизированна тем, что содержит поднимаемый в учебном материале понятийный материал, термины, определения, ключевые слова, выражения и т.д. Атрибутивность закономерно истекает из возможности дополнения катрографическими данными, измерениями, данными наблюдения.

Доказательность, как инструмент дополнения, позволяет ученику дополнить имеющийся материал, нестандартным подходом, решением, документом и т.д. Лаконичность выражается существенным сокращением излишних записей (не по поднимаемой теме, желание ребенка написать больше). Системность позволяет ребенку легче освоить сложный учебный материал, простроить ответ на поставленный учителем вопрос. Историчность, особенно актуален этот принцип актуален при изучении тем «История открытия и изучения» материков и океанов, а номинативность подчеркивает приоритет и роль выдающихся ученых в формировании представлений об открытиях и персоналиях. Как венец изученного в таком контексте учебный материал это концептуальность. Формирует правильный, подкрепленный теорией взгляд.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.