Статья «Зарубежные исследования психолого-педагогических условий развития мотивации учебной деятельности студентов колледжа на уроках иностранного языка»

2
0
Материал опубликован 8 November 2021

Статья на тему: «Зарубежные исследования психолого-педагогических условий развития мотивации учебной деятельности студентов колледжа на уроках иностранного языка».

Лебедев Виктор Сергеевич

Преподаватель Колледжа

Гжельский Государственный Университет

e-mail: viclebedev15@gmail.com

телефон: +79688040014

 

Во все времена человечество стремилось к глобализации. В античности – это торговля средиземноморских стран, а также некоторых дальних государств. Минуя тёмные века, мы переходим в эпоху возрождения – время, когда глобализация развернулась с новой силой: государства всё больше начали собираться в торговые союзы, стали появляться первые крупные компании, влияющие на государства (Ост-Индская компания). Далее пошла бурная торговля между странами нового света и старого, а точнее их колониями.

Уже позже колонии становятся государствами. Мир переживает несколько войн, в том числе и две мировых. Далее начинается холодная война, появляются новые торговые союзы, которые впоследствии развивается в крупные союзы государств (к примеру европейский союз).

Весь этот краткий экскурс истории подводит нас к тому, что во все времена, от древних протогосударств до современного мира, необходимо было изучать иностранные языки. Тем самым языки помогали торговле за пределами места своего жительства, за пределами совей страны, а также помогали найти общий язык с пришлыми купцами-торговцами.

Сейчас мы имеем достаточно разнообразную библиотеку методик изучения иностранного языка, но в прошлом полагалось, что полное погружение в язык является самой эффективной методикой.

Так что же думают современные учёные об условиях развития мотивации при изучении иностранного языка? Например, М. Г. Евдокимова считает, что профессионально-значимый статус придаёт особое международное взаимодействие – активизация и качественное изменение международных контактов [1].

В книге Рода Эллиса «Second Language Acquisition» («Овладение вторым языком»), он сам не проводит никаких исследований и не может дать рекомендации по изучению мотивации, но он упоминает несколько исследователей [5, с. 715]. Гарднер и Ламберт занимают первое место благодаря своему влиятельному статусу и их работе, которую они проделали в данной области. Учёные различают «инструментальную мотивацию», которая возникает в случае если обучающийся имеет функциональную цель. К примеру, получить работу, сдать экзамены, использовать язык в работе, в путешествии, читать различную литературу на изучаемом языке, а также общаться с носителями языка непосредственно. Вторым типом мотивации, которую выделили ученые является «интегративная мотивация», которая возникает, когда обучающийся хочет идентифицировать себя с культурой страны изучаемого языка, либо переехать в эту страну [8, с. 184].

Дуглас Браун в своей книге «Principles of Language Learning and Teaching» («Принципы изучения и преподавания языка») говорит об ассимилятивной мотивации. Он считал, что понятие «интегративная мотивация» является слишком обширным. Поэтому он обозначил различия между интегративной и ассимилятивной мотивацией: интегративная мотивация – это стремление выучить язык, чтобы общаться с членами другой языковой группы; ассимилятивная мотивация – это стремление влиться в речевое сообщество и стать его неотличимым членом, обычно требует длительного контакта с другой языковой культурой. Ассимилятивная мотивация характерна для людей, которые, возможно, в очень молодом возрасте изучают язык и культуру, чтобы идентифицировать себя с этой самой культурой (возможно изучение происходит с раннего детства – билингвы). Таким образом, человек может быть интегрирован в культуру, не позабыв свою родную [3, с. 155].

В той же книге, читателям была представлена внутренняя и внешняя мотивация (Intrinsic and Extrinsic Motivation). Эдвард Деци дал определение внутренней мотивации:

Внутренне мотивированные действия – это те действия, за которые нет никакой видимой награды кроме самой деятельности (удовольствия от неё). Люди занимаются данной деятельностью ради себя, а не по причине вознаграждения по окончании деятельности. Внутренне мотивированное поведение нацелено на достижение определенных внутренних положительных последствий, а именно чувства компетентности и самоопределения [9, с. 3].

С другой стороны, внешне ориентированное поведение подразумевает ожидание награды извне. Типичными внешними наградами являются деньги, какие-то призы, оценки и даже некоторые виды положительных отзывов. Поведение, инициированное исключительно для того, чтобы избежать наказания, также имеет внешнюю мотивацию. Однако возникает некий нюанс, при котором мотивация избежать наказания (внешняя) превращается в мотивацию преодолеть вызов (внутреннюю), который поможет укрепить чувство собственной компетенции и самоопределения.

Вышеупомянутые концепции мотивации до сих пор встречаются в книгах по прикладной лингвистике [3, с. 160].

Гарднер и Ламберт в своей книге «Attitudes and Motivation» («Отношения и Мотивация») описывают некоторые изученные случаи и подробно иллюстрируют две важные ориентации: «инструментальное мировоззрение», отражающее практическую ценность и преимущество изучения нового языка, и «интегративное мировоззрение», отражающее личный и искренний интерес к людям страны изучаемого языка. Авторы предполагали, что интегративная ориентация способна лучше поддерживать долгосрочную мотивацию, необходимую для выполнения очень сложной задачи – изучения иностранного языка [6].

Спольски обнаружил, что интегративная мотивация обычно сопровождается более высокими баллами при выполнении заданий на знание иностранного языка в его исследовании. Он пришёл к выводу, что интегративная мотивация может быть важным критерием для изучения иностранного языка [3, с. 154].

На самом деле, некоторые преподаватели и исследователи зашли настолько далеко, что заявили об абсолютной необходимости интегративной мотивации для успешного изучения другого языка.

Тем не менее, некоторые изученные случаи опровергали это утверждение. Ясмин Лукмани продемонстрировала, что среди студентов с инструментальной мотивацией, говорящих на маратхи и изучающих английский язык, процент высших баллов был больше в тестах на знание английского языка. Сами Гарднер и Ламберт в своём филлипинском исследовании обнаружили, что инструментальный подход к изучению языка является эффективным [3, с. 154].

Объясняется это тем, что исследование Гарднера проводилось в канадском контексте: англоязычные канадцы более мотивированны интегративной мотивацией (положительное отношение к франкоговорящим канадцам), чем инструментальной (положительный взгляд на вознаграждение за изучение французского). Таким образом, предполагается, что интегративная мотивация является более лучшим предиктором успеха в изучении второго языка.

Другие исследователи не согласны со взглядами Гарднера, объясняя это тем, что его исследования относятся к Канаде и не применимы в глобальном масштабе. Мотивация может отличаться от культуры к культуре. Локальные условия могут играть значительную роль в мотивации изучения языка. Гасс Сьюзен привела пример, подтверждающий это. Она сказала, что на северо-западе Амазонки, у местных племён, супруги могут быть из разных этнических групп (чаще всего). Она задалась вопросом: является ли мотивация изучить язык супруга более инструментальной или интегральной [7, с. 253].

Дело в том, что во многих неанглоязычных странах, где английский стал международным языком, в особенности в странах третьего мира, успешно выучить язык можно только по причине инструментальной мотивации [3, с. 154].

Интересно то, что даже сам Гарднер и его коллеги недавно обнаружили, что определённые контекстные точки (contexts point) указывают на инструментальную мотивацию, как на эффективную мотивацию для достижения успеха в изучении иностранного языка.

Поскольку важная функция мотивации получила всеобщее признание, всё больше исследователей сосредотачиваются на практическом применении исследований о мотивации при изучении иностранного языка и его преподавании. В наше время, особенно в развитых странах, учебный подход следует принципам парадигмы обучения, которая ориентирована на обучающихся (students centered teaching paradigm). Это позволило создать небольшие группы в классах для изучения языка.

По большом счёту, использование малых групп при обучении иностранному языку для достижения общих целей посредством сотрудничества (to achieve common learning goals via cooperation) оказало почти беспрецедентное влияние на обучение английскому языку в течение последних двух десятилетий. Интенсивные исследования почти всегда указывали, что этот вид обучения почти всегда является эффективным методом обучения (a highly effective classroom intervention – дословно это переводится, как «высокоэффективное вмешательство в классе». «Intervention» заменено на «метод» по причине более подходящего по смыслу для перевода целого абзаца), превосходящим большинство традиционных форм обучения с точки зрения достижений учащихся и результатов обучения в целом, повышения мотивации к обучению и позитивного отношения к нему; улучшение отношений учитель – ученик и ученик – ученик, которые сопровождаются развитием навыков межличностного общения и более высокой самооценкой обучающегося [9, с. 4].

Во-первых, самое важное – это то, что в психологических процессах, при совместном изучении языка, мотивационная система порождается системой взаимного сотрудничества (peer cooperation – взаимное сотрудничество) [4, с. 265].

Во-вторых, система норм и вознаграждений является одной из особенностей совместного обучения (cooperative learning – совместное, кооперативное обучение). В соответствии с этим, студенты мотивированы на достижение успеха в социальном одобрении и желают избежать негативных последствий за невыполнение определённой работы в группе [2, с. 320].

В-третьих, в совместно организованных классах, поддерживающих некую автономию, появляется более высокий уровень долгосрочной мотивации. Это утверждение, что некая автономия лежит в основе мотивации к обучению, также является центральным элементом теории «самоопределения» Деци и Райана, которая показала, что она оказывает значительное положительное влияние на мотивацию [9, с. 4].

Подводя итог всему вышесказанному, стоит сказать, что высокая мотивация очень важна при выполнении какой-либо деятельности. Многие исследователи по всему миру классифицировали виды мотивации и определили, какие виды будут более эффективны в различных условиях и странах.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Евдокимова М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии (технический вуз, английский язык): автореф. дисс. … док. пед. наук. Москва, 2007. 49с.

Список использованных иностранных источников

2. Ames, C., & Ames, R., 1984. Systems of student and teacher motivation: Toward a qualitative definition. Journal of Educational Psychology, 76, p535 – p556

3. Brown H. Douglas, 1994. Principles of Language Learning and Teaching. USA: Prentice Hall Regents.

4. Dornyei Zoltan, 1997. Psychological Processes in Cooperative Language Learning: Group Dynamics and Motivation. The Modern Language Journal, 81, p482 – p491

5. Ellis Rod, 1997. Second Language Acquisition. HK: Oxford University Press.

6. Gardner R. C. and Lambert W. E, 1972. Attitudes and Motivation in Second-Language Learning. Rowley, MA: Wewbury House.

7. Gass Susan M. and Selinker Larry, 1994. Second Language Acquisition – An Introductory Course. USA: Lawrence Erlbaum Associates, Inc.

8. Wilkins D. A., 1975. Linguistics In Language Teaching. London: Edward Arnold.

9. Zhu Quan. Foreign Language College, Hubei University of Technology – Owned by the authors, published by EDP Sciences, 2014

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.