Исследование персонифицированного подхода с целью активизации познавательной деятельности учащихся при изучении биологии

1
0
Материал опубликован 4 November 2021

Тема моей педагогической концепции «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии через использование принципа персонификации»

На сегодняшний день данная тема очень актуальна, потому что принцип персонификации позволяет наиболее эффективно развивать познавательную активность учащихся, помогает учащимся лучше и детально разобраться в той или иной биологической проблеме, рассматривая ее с разных сторон, не исключая личности ученых – биологов.

Проблемы и противоречия, требующие решения

- между знанием имен ученых и слабым сопоставлением с их открытиями.

- между отрывочными знаниями по предмету и отсутствием системы в обучении

- между активностью учеников на уроке и слабой самостоятельной внеурочной деятельностью.

Предмет исследования: выявление влияния персонифицированного подхода на познавательную активность учащихся в процессе обучения биологии.

Цель исследования: разработка методических рекомендаций использования персонифицированного подхода для активизации познавательной деятельности учащихся.

В соответствии с целью была выдвинута рабочая гипотеза: если целенаправленно и систематически использовать персонифицированный подход при обучении биологии, то можно ожидать активизацию познавательной деятельности учащихся, что выразится в повышении уровня усвоения знаний учащихся, расширения их представлений о научном познании и методах познания.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Выявить содержание понятий «персонификация» на основе анализа философской, науковедческой, методической и психолого- педагогической литературы.

2. Выявить методы активизации познавательной деятельности учащихся и особенности персонифицированного подхода при изучении биологии.

3. Разработать методическую систему обучения биологии на основе персонифицированных учебных текстов и экспериментально проверить эффективность предложенной методической системы.

Практическое значение. Созданы и проверены экспериментально-методические рекомендации, направленные на реализацию персонифицированного подхода; разработаны персонифицированные учебные тексты по темам курса органической и неорганической химии и методика работы с ними, способствующая интенсификации процесса обучения.

Проблеме персонификации - изучению исторического наследия прошлого, посвящено много высказываний. Так В.В. Розанов - российский философ писал:“...Образование, не опирающееся на философски обоснованное учение о человеке и его месте в природе, истории и культуре, с неизбежностью приближает нас к сгущающимся “сумеркам” просвещения”. А.С. Пушкин отмечал: “Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная”.

Остановимся на анализе психолого-педагогической и энциклопедической литературы. В толковом словаре В. Даля описывается понятие “персона” ( от лат. persona - лицо) человек, лицо, особа ( З том, стр.120) . В русском словаре В.В. Лопатина дается определение понятия “персона” - человек, лицо при расчетах обслуживания (стр.439), также понятия “персональный”, касающийся только этого данного лица (стр.439). В толковом словаре русского языка под редакцией Д.И. Ушакова дается понятие «персонификация» (лат. Personificato)- осуществление какого-нибудь предмета или абстрактного понятия в образе лица, в образе человека.

В результате рассмотрения содержания понятия «персонификация» выявлено несколько интерпретаций согласно области использования (психология, психолингвистика. педагогика, методика преподавания химии, литературоведение), что отражено в схеме №1.

Схема № 1.

Введение историко-биографического материала о выдающихся химиках.



Отражение черт личности автора в созданном им, произведении.



Форма общения, раскрывающая отношение говорящего к чему-нибудь.

Персонификация

Способ конкретизации учебных текстов



Введение персонажей и сюжетно-ролевых элементов при изучении знакового и

абстрактного материала.



Олицетворение, одухотворение



Таким образом, персонификация- это процесс изучения исторического наследия прошлого через знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся ученых. Е.Н. Устюжанина отмечает, что на основании анализа и синтеза существующих определений мы рассматриваем персонификацию как комплекс методов и приемов, направленных на оживление процесса обучения, его активизацию, усиление роли личностного фактора, благодаря широкому использованию научно-биографического материала, текстов авторского характера, а также методов и форм деятельности, предполагающих демократическое межличностное общение.

Персонификация затрагивает содержательную и процессуальную стороны обучения. Содержательная сторона персонификации в большей степени определяется историко-биографическим материалом, который в комплексе с базовыми понятиями, теориями и законами биологии будет составлять основу персонифицированных учебных текстов.

Деятельная сторона персонифицированного подхода, по мнению Е.Н. Устюжаниной, базируется на учении специально составленных текстов, выполнения заданий и упражнений историко-биографического характера, воспроизведении и проверке исторических опытов, решении научных проблем. Важное значение придается формам организации познавательной деятельности. Они должны способствовать творческой активности учащихся, выработке личного мнения, умению отстаивать свою точку зрения, иными словами соответствовать персонифицированному общению.

Важное значение в реализации персонифицированного подхода имеют специально подобранные или составленные учебные тексты, которые называются персонифицированными.

Текст является удобным объектом для реализации персонифицированного подхода с целью активизации познавательной деятельности, потому что в тексте могут быть объединены различные пути персонификации - это и биографический материал, и авторский текст, предполагающий отображение личностно - деятельностного стиля конкретного ученого, и научно-популярный жанр, использующий обращение к читателю. Такой материал благодаря оригинальному стилю и языку, занимательности повышает интерес к предмету, мотивацию учения и активизирует познавательную деятельность учащихся. Усилить положительное влияние персонифицированных учебных текстов возможно благодаря их четкой и продуманной структуре и организации деятельности по их усвоению.

Использование авторских текстов видных ученых позволяет на деле осуществить опосредованное общение « ученый - ученик». Для учащихся станет понятно, что химическую науку создавали люди, их талант, трудолюбие, умение находить нестандартные решения проблем, совершать удивительные открытия, выдвигать смелые гипотезы, осуществлять новейшие синтезы.

Наряду с образовательной и воспитательной значимостью для персонифицированных учебных текстов характерна большая конкретность, яркость и эмоциональность, что, безусловно способствует оптимизации понимания текста, т.к. информация о людях воспринимается учащимися легче всего.

Неоспоримым фактом является необходимость воспитывать у учащихся чувство языка, творческий подход к нему, умение с юных лет отмечать живое слово от мертвых штампов, готовых речевых формул, скользящих по поверхности сознания. Независимо от предмета нужно показывать красоту слова, его точность, выразительность не только в тех случаях, когда речь идет о гуманитарных проблемах, где формулируются законы, выстраиваются доказательства и гипотезы. Наукообразная формализация знаний не облегчает, а наоборот затрудняет восприятие и обезличивает знания. Введение персонифицированной информации в виде авторских текстов не только разнообразит речь и форму изложения, но и обостряет и активизирует внимание, переключает его с одного стилистического регистра на другой. Биографический материал в подобных случаях открывает не менее широкие возможности для разнообразия стилистических форм и речевых приемов.

Таким образом, становятся ясны основные функции персонифицированных учебных текстов, их влияние на учебно-познавательную деятельность в процессе обучения биологии. Выделяя только три функции, которые находятся во взаимосвязи друг с другом и отвечающие современной парадигме образования. Существование иных функций, не отрицая, а абстрагируя от них. Выделенные функции персонифицированных учебных текстов представляю в схеме №2.

Схема 2.

Функции персонифицированных текстов.

Оптимизация восприятия и усвоения

учебной информации.

Персонифицированные Активизация познавательной

учебные тексты деятельности учащихся





Гуманиторизация предметов

естественно-научного цикла

Особенности персонифицированного подхода при изучении биологии.

В настоящее время наиболее применяемой является методика И.Н. Борисова, которая предполагает знакомство с деятельностью ученых на конкретных примерах. Но по общей методике, видно, не дает никаких эффективных результатов. В методике Борисова отмечается, что большую образовательную и воспитательную роль играет ознакомление учащихся с учеными, обогатившими биологию выдающимися открытиями и теоретическими обобщениями, создавшие научные основы современной биологии.

Правильное использование учебного материала о жизни и деятельности ученых-биологов дает возможность:

1. Показать учащимся яркие примеры “ мужественных людей, которые умели ломать старое и создавать новое несмотря ни на какие препятствия, вопреки всему”;

2. Особо подчеркнуть величайшие открытия отечественных и зарубежных биологов;

З. Возбудить у учащихся живой интерес к научному познанию, стремлению проникнуть в самые сокровенные тайны природы, активно участвовать в создании науки завтрашнего дня;

4. Вскрыть глубокий патриотизм отечественных ученых-химиков и всемерное стремление использовать науку в интересах самых широких народных масс.

Еще в 1956 году существовал следующий общий характер ознакомления учащихся с выдающимися биологами. С гениальными идеями наших корифеев биологической науки (Ч, Дарвина, Л. Пастера и т.д.) учащиеся знакомятся не в одном классе, а на протяжении всего курса биологии. Каждое открытие этих ученых рассматривается с точки зрения его значения для последующего развития науки и практики. Так, например, учение Ч.Дарвина о строении вещества не только раскрывается, но и используется для объяснения новых химических понятий и законов.

Содержание биологии имеет большие возможности полнее раскрывать проблему персонификации, отмечает К. Сосницкий, и, вместе с тем, частично решать проблему гуманитаризации современного школьного образования. Для организации деятельности учащихся в решении этой проблемы наибольшее значение имеют уроки обобщающего характера: урок-семинар, урок-лекция, урок- марафон, урок-панорама, урок-лекция- концерт, урок-конференция. Это позволяет полнее использовать знания теории основного материала с включением фрагментов персонификации. Обобщение знаний - это максимальное проявление самостоятельности учащихся, что может быть достигнуто различными формами, методами и средствами обучения. Это и обобщения с использованием бесед, семинаров, которым предшествует серьезная домашняя подготовка учащихся, и обобщение, позволяющее сочетать беседы с лекцией, конференции и т.д. В зависимости от содержания обобщающего материала и уровня подготовки учащихся, при организации таких уроков они являются его активными участниками. Они готовят информационные сообщения (на несколько минут), после обсуждения делают краткие записи, дополнения и составляют обобщающий опорный конспект.

В результате формирования понятия о персонификации удается показать пути химических открытий с использованием исторического подхода, реализация которого предусмотрена программой по химии.

Р.Н. Князева указывает на то, что с открытиями ученых-биологов учащиеся должны знакомиться только тогда, когда они смогут их осмыслить. Сведения об отдельных открытиях великих биологов, сообщенные в нескольких местах курса биологии, затем обобщаются и сводятся в общую систему научной деятельности данного ученого с целью более осмысленного и глубокого восприятия теоретических положений.

Г.И. Шамова, рассматривая проблему персонификации, считает, что, привлекая исторический материал, необходимо знакомить учащихся с тем, как совершались в науке открытия, как возникали и разрешались при этом противоречия, какое влияние оказывает общественная практика и какой вклад внесли выдающиеся ученые-биологи. Включение фрагментов биографий авторов ведущих теорий позволило отметить их борьбу за свои идеи , а включение в уроки фрагментов писем показывает отношение ведущих ученых своего времени к новым открытиям, причины возникновения затруднений о отвергнута. Фрагменты такого рода можно вводить на повторительно-обобщающем уроке, когда происходит развертывание информации. В подготовке принимают участие учащиеся, что способствует возрастанию роли самостоятельных работ в обучении, в выработке специальных умений и навыков работы с учебником, справочной литературой, научной и научно-популярной. При этом возрастает общение учащихся друг с другом и с учителем.

На основе анализа философской науковедческой, психолого-педагогической и методической литературы было выявлено состояние проблемы персонификации в методике преподавания химии, функциональное значение персонификации в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, был конкретизирован смысл понятий «персонификация» , влияние персонифицированных учебных текстов на активизацию познавательной деятельности учащихся и особенности персонифицированного подхода при изучении биологии.

Проверка эффективности результатов педагогического эксперимента.

Экспериментально – методическое исследование проводилось для проверки теоретических положений и подтверждения эффективности методических разработок. Основная цель исследования состояла в выявлении возможности улучшения понятия о персонификации, в условиях проведения экспериментальных уроков по химии.

При осуществлении эксперимента были поставлены и решались следующие задачи:

изучить условия работы по решению проблемы персонификации на уроках химии.

установить влияние понятия персонификации на степень усвоения знаний учащихся по химии.

оценить знания учащихся о великих ученых-биологах до и после эксперимента

оценить влияние понятия персонификации на развитие умений обобщать и классифицировать знания по химии и истории химии.

Констатирующий этап

Для изучения состояния вопроса понятия персонификации в практике преподавания биологии в средней школе было проведено исследование на этапе констатирующего эксперимента по плану:

1. Беседы с учителями.

2. Анкетирование учащихся.

3. Проверка знаний учащихся в начале и в конце эксперимента и их умение обобщать материал. В результате проверки мы попытались выяснить:

а) условия и отношение учителей к исследуемой проблеме в практике преподавания.

б) какие затруднения испытывают преподаватели при использовании понятия персонификации.

в) уровень усвоения знания.

При беседе с учителями удалось выявить:

1. Какова позиция учителей по исследуемой проблеме.

2. Рассмотреть возможности биологии при проведении понятия персонификации в средней школе.

3. Обработать материал на котором можно показать роль понятия персонификации.

4. Апробировать методику проведения уроков.

Результаты решения проблемы персонификации в практике преподавания представлены на основе бесед с учителями. В результате было установлено, что систематически понятия персонификации не использует никто: 61% учителей знакомят учащихся по традиционной методике; 23,1% учителей применяют фрагменты нестандартных методик; 5,1 % не используют вообще.





Таблица 1.

Результаты исследования проблемы

персонификации в практике обучения в школе.

Вопросы анкеты учителей и варианты ответов

Процент учителей, %


ДА

Нет

Другие

Как вы решаете проблему персонификации

По традиционной методике

По нестандартной методике



61

23,9



23,9

53,1



5,1

23

Включаете ли вы элементы гуманиторизации

Систематически

Эпизодически

Отношение



59,9

28,1

100



23

4,9




7,1

55

Каков объем материала, включаемый при раскрытии понятия персонификации

Один параграф

Тема

Раздел





48

7,2

5,1





29,8

45,8

58





13,2

44,6

27,9

Какую форму проведения используете

Урок-лекция

Урок-конференция

Обычный урок



31,2

47,5

68



51

31,2

25,6



7,8

11,7

6,4

Что необходимо для эффективного внедрения данного вопроса

-методические разработки





100



На начальном этапе констатирующего эксперимента был определен уровень знания учащихся в области биографии ученых в экспериментальных и в контрольных классах, на основании анкетирования /таблица 2/

Анализируя результаты исследования, сделан вывод о низком уровне знаний учащихся в области биографии ученых, найден соответствующий средний показатель начального уровня знаний о биографии ученых контрольных и экспериментальных классов. Кроме анкетирования были проведены контрольные работы, чтобы выявить уровень знаний у учащихся экспериментальных и контрольных классов.

Контрольная работа на этапе констатирующего эксперимента была проведена по теме: “Эволюционная теория Ч.Дарвина» и включала следующие вопросы:

1. Когда и где родился Ч.Дарвин?

2. Приведите современную формулировку теории Ч.Дарвина.

З. В чем заключается главный вклад Ч.Дарвина в естествознании?

4. Открытие каких зарубежных ученых подтвердили доказательность теории Ч.Дарвина?

5. Что говорит о триумфе открытия Ч.Дарвина?

6. Назовите факты связанные с открытием и признанием теории Ч.Дарвина,

подтверждающие интернациональный характер науки.

7. Какую дополнительную информацию можете дать об этих ученых?

Целью данной контрольной работы была проверка знаний учащихся о эволюционной теории и ученых, открытие которых подтвердили эволюционную теорию Ч.Дарвина.

Анализ контрольных работ проводился согласно методике, предложенной А.В. Усовой и А.Л. Кывырялга. После этого был выявлен Куз-знаний контрольных /0,38/ и экспериментальных /0,46/ классов на начало эксперимента.

Таблица №2

Анализ анкетирования учащихся.

Вопросы анкеты учащихся

Процент учащихся, %


Да

Нет

Не знаю

1.Перечислите какие ученые жили во время Ч.Дарвина.





100

2.Знакомо ли вам понятие «Движущие силы эволюции»

80

5

15

3. Назовите корабль на котором отправился в кругосветное путешествие Ч.Дарвин.

20

80


4.Подчеркните фамилии ученых – предшественников, работавшие над эволюционной теорией.

65


35


5.Можете ли назвать выдающееся произведение Ч.Дарвина.

60

40



6.Знаете ли вы последователей теории Ч.Дарвина.


100




В контрольной работе принимало участие ученики 9(А) и 9(Б) классов поделенные на две группы: одна контрольная, другая экспериментальная.

Контрольная работа 2 проводилась по теме: “Развитие эволюционных представлений” и включала следующие вопросы:

1. Что вы понимаете под понятием эволюция?

2. Каких вы знаете ученых, работавших над эволюционной теорией ?

З. Приведи примеры точек зрения на проблему эволюции органического мира..

4. Перечислите основные принципы теории Ч.Дарвина.

5. Назовите фамилию ученого, который был близок к теории Ч.Дарвина.

6. Что вы можете сказать о туе Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора».

Анализ контрольной работы 2 был проведен по той же методике, был подсчитан К В контрольных и экспериментальных классах соответственно равны 0,42 и 0,41 .Таким образом, констатирующий эксперимент показал средний, ниже - среднего уровень знаний и наличия сведений о великих ученых-биологах, о совершенных ими открытиях и путях становления этих открытий, а также уровень обобщать, систематизировать, классифицировать. Так, в контрольных классах на начало эксперимента лишь 26%, а в экспериментальных классах 27,8% делают выводы, выделяют существенные признаки, выделяют линии сравнения, выхода на уровень обобщения, без которого невозможно формирование научного мировоззрения.

Данные констатирующего эксперимента и теоретические обоснования, сделанными нами на основе их анализа, были положены в основу формирующего эксперимента.

Формирующий этап.

Одной из задач формирующего этапа педагогического эксперимента была проверка эффективности усвоения знаний о персонификации в контрольных и экспериментальных классах. Для определения усвоения знаний учащихся и формирования понятия о персонификации после каждой темы проводилась контрольная работа.

В процессе педагогического воздействия, которое носило формирующий характер у ученика понятия о персонификации, а также прочности и осознанности знаний.

Знакомство с биографиями ученых, предусмотренная программой по биологии, проводится по традиционной методике Борисова. В экспериментальных классах было организовано знакомство с биографиями ученых по предложенной нами методике, в контрольных классах знакомство шло по традиционной методике, после чего учащимся была предложена контрольная работа опять же по теме “Возникновение и развитие дарвинизма”. Контрольная работа проводилась по тем же вопросам, что и при изменении необходимых нам показателей эксперимента. По той же методике был определен К : в контрольных классах - 0,49, в экспериментальных классах - 0,61. В контрольных классах дополнительную информацию жизни и деятельности Ч.Дарвина дали только 23% учащихся, а в экспериментальных классах 64 % учащихся. А также к выполнению вопроса “Роль теории эволюции для развития биологии и естественны наук»” в контрольных классах приступило 21,7% учащихся, в экспериментальных 78,3%. Ответы всех учащихся экспериментальных групп отличаются осознанностью в понимании периодического закона, формирования путей становления этого открытия.

Анализ контрольных работ дал возможность убедиться в том, что учащиеся экспериментальных групп в достаточной мере справились с ней.

Контрольная работа 2 по теме: “Развитие эволюционных представлений”, была проведена по тем же вопросам, что и при измерении необходимых нам показателей в начале эксперимента. По той же методике был определен К - контрольных классов - 0,41 экспериментальных - 0,58.

Контрольная работа З проводилась после проведения в экспериментальных классах внеклассного мероприятия “Ч. Дарвин”, были предложены следующие вопросы:

1. Откуда родом Ч.Дарвин и каково его влияние на развитие биологии ?

2. Кого мы называем учеными – эволюционистами ? и почему?

3. Перечислите фамилии ученых работавших над развитием эволюционных идей?

4. Назовите корабль на котором отправился в кругосветное путешествие Ч.Дарвин?

Целью этой контрольной работы явилось выявление общего развития учащихся, знание и отношение учащихся к истории и русской культуре. Анализ этой контрольной работы показал, что учащиеся экспериментальных классов намного лучше справились с ней, чем учащиеся контрольных классов. К у контрольных и экспериментальных групп соответственно равны 0,34 и 0,43 . Анализ контрольных работ показывает, что учащиеся экспериментальных классов, чаще и полнее раскрывают вопросы, поставленные перед ними, это говорит о наибольшей сформированности у учащихся экспериментальных групп.



Таблица №3

Результаты анализа контрольных

срезов на этапе формирующего эксперимента.



контрольных работ

К контрольных групп

К экспериментальных групп

1.

0,34

0,43

2.

0,41

0,58

3.

0,49

0,61



Диаграмма изменения К знаний на этапе формирующего эксперимента



t1636034675aa.gif

Из данных таблицы видно, что значение Куз в экспериментальных групп выше, что говорит об эффективности применения понятия персонификация. Для большей наглядности данных, результаты оформлены в виде диаграммы.















Заключение.



Итоги проведенного исследования, а также внедрение его результатов в процесс обучения биологии в школе показали его актуальность и практическую значимость.

Предлагаемый персонифицированный подход к обучению биологии, отвечает требованиям новой образовательной парадигмы и позволяет успешно решать задачи учебно-воспитательного процесса (образование, воспитание, развитие), активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать реализации гуманитарной концепции естественнонаучного образования.

Теоретические и экспериментальные исследования по теме самообразования позволяют сделать следующие выводы.

1. На основе теоретического исследования выявлено содержание понятия персонификация.

2. Разработаны методические рекомендации использования принципа персонификации для решения проблемы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении биологии.(приложение)

3. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность предложенных методических рекомендаций, что подтвердилось соответствующими количественными параметрами.





























Литература:

1. Азимов А. Краткая история биологии. Развитие идей и представлений в биологии. Пер. С аяг.-М.: Мир,1983.

2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учебное пособие для слушателей ФПК директоров общеобразовательных школ и в качестве учебного пособия по спецкурсу для студентов пед. институтов./Г.И. Щукина, В.Н. Липник, А.С. Роботова и др.; под ред. Г.И. Щукиной. -М.: Просвящение,1984.

З. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.

- М.: Просвещение,1985.

4. Бабанский Ю.К. Совершенствовать методы педагогических исследований.// Советская педагогика, - 1988.-№3-с.40-46.

5. Бабанский Ю.К. Поташник П.П. Оптимизация педагогического процесса. -Киев:

Роданская школа, 1984.

б. Байков В.М. Химия после уроков. - З-е изд. Испр. и доп.- Петрозаводск : Карелия. 1984.

7. Белявский М.Т. .. .Все испытал и все проник :/ о М.В. Ломоносове/. - М.: МГУ,

1990.

8. Биографии великих химиков: Пер. С нем../ под ред. К. Хайнига; Перевод Крицмана В.А.; Под ред. Г.В. Быкова, С.А. Погодина. - М.. : Мир, 1981.

9. Боброва О.В. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала.// Химия в школе- 1999. -№3.- с.40

10. Большая советская энциклопедия / в 30 томах/ Под ред. А.М. Прохорова. Изд.З-е.- М.: Сов. Энциклопедия,1976.- т 3,5,25

11. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя.- М.: Просвещение,1985.

12. Борисов И.Н. Методика преподавания биологии.- М.: ГНУ Просвещение, 1956.











МКОУ «ГАЗ-САЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»









Исследование персонифицированного подхода с целью активизации познавательной деятельности учащихся при изучении биологии.























Выполнил: Пальянов Е.Л.

учитель биологии













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации