Исследование смысложизненных ориентаций и жизненных ценностей школьников
Федорова Евгения Александровна
педагог-психолог ГБП ОУ «Тверской химико-технологический колледж»
Исследование смысложизненных ориентаций
и жизненных ценностей школьников
В статье представлены материалы эмпирического исследования смысложизненных ориентаций, иерархии жизненных смыслов и ценностей школьников среднего и старшего звена, а также даны рекомендации для родителей и педагогов о роли семьи и школы в формировании жизненных смыслов и ценностей подростков.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, ценности, подростки.
Проблема поиска смысла жизни актуальна для человека на любом этапе возрастного развития и является неотъемлемой составляющей становления личности. Смысл жизни психологами определяется как «переживание направленности собственной жизни».
Смысложизненная ориентация – это состояние направленности личности на достижение смысложизненных ценностей и смысла жизни. Вектор этой направленности формирует текущие задачи, деятельность личности и в конечном итоге влияет на отношение к окружающему миру, характер, поведение [1].
В подростковом возрасте начинает складываться смысложизненная концепция – стержневая направленность личности, её смысл жизни. Она содержит в себе те ценности, которые и составляют основу личности.
Объектом исследования является ценностно-смысловая сфера подростков.
Цель исследования: выявить смысложизненные ориентации у школьников среднего и старшего звена, изучить иерархию жизненных ценностей и смыслов, и разработать на основе полученных результатов рекомендации для педагогов и родителей о роли семьи и школы в формировании жизненных смыслов и ценностей подростков.
Гипотезы исследования:
1) общая осмысленность жизни подростка увеличивается с возрастом;
2) приоритетным жизненным смыслом в среднем звене (6-8 класс) является наличие хороших друзей и общение, в старшем звене (9-11 класс) – профессиональная самореализация.
Материал и методы: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №42 г.Твери. Выборка составила 340 учащихся с 6-го по 11-й класс.
В качестве диагностического инструмента были использованы: методика «Определение смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (тест СЖО) [1] и анкета «О смысле и ценностях жизни» (разработанная с использованием методики «Ценностные ориентации» М.Рокича [2]).
Результаты и обсуждение:
На основе данных исследования смыложизненных ориентаций по тесту «СЖО» Д.А. Леонтьева сделаны следующие выводы.
Общая осмысленность жизни складывается из показателей по нескольким субшкалам. Результаты по шкале «Цели в жизни» характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни направленность. В целом у учащихся выявлены средние показатели по данной шкале. Это означает, что подростки представляют своё будущее, но, зачастую, не видят и не ставят конкретных целей. У 9-классников выявлены низкие показатели по целям, что свидетельствует о низкой направленности их в собственное будущее.
Показатели по шкале «Процесс жизни» говорят о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Выявлена средняя эмоциональная увлечённость жизнью у учащихся в целом. Показатель увеличивается с возрастом, однако в выпускных классах учащиеся менее довольны своей жизнью в настоящем (в 9-х и 11-х классах).
Баллы по шкале «Результативность жизни» (удовлетворенность самореализацией) отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая её часть. В целом учащиеся школы удовлетворены самореализацией, наиболее реализованы семи- и десятиклассники. Наиболее не удовлетворены результатами своей жизни учащиеся в 6-х и 9-х классах.
По шкале «Локус контроля – Я» (представление о себе как о хозяине жизни, уверенность в своих силах) выявлено, что учащиеся школы преимущественно уверены в своих возможностях оказывать некоторое влияние на свою жизнь. Наибольшие значения зафиксированы у учащихся 10-х классов. А среди шестиклассников наименьшее число уверенных в своих силах влиять на жизнь.
По шкале «Локус контроля – жизнь», или управляемость жизни выявлено, что учащиеся старшего звена более уверены в том, что могут контролировать свою жизнь сами. Это несправедливо для девятиклассников, более трети которых убеждены, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
По итогам анализа всех шкал выявлена осмысленность жизни подростков в целом как «средняя», а также прослеживается явная тенденция – осмысленность жизни увеличивается с возрастом, однако падает в выпускных классах (Диаграмма 1). Наиболее высокая осмысленность жизни выявлена у 10-классников (79%).
Диаграмма 1. Показатели общей осмысленности жизни по классам.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод, что у младших подростков (до 12 лет) смысло-жизненные ориентации находятся в стадии формирования. Здесь ещё очень велика роль семьи и школы в формировании ценностей и нравственных ориентиров. У школьников 9 и 11 классов, перед которыми встают задачи итоговой аттестации и выбора профессии наблюдаются спады осмысленности жизни. В этот период особенно возрастает роль поддержки учащегося, стоящего перед ответственными решениями, крайне важна возможность опоры подростка на семью и старших наставников – учителей. В эти особо важные для школьника жизненные периоды необходима включённость институтов семьи и школы – активное участие их в формировании жизненных смыслов и ценностей, своевременная квалифицированная информационная и психологическая поддержка.
У большинства испытуемых имеются цели в будущем, придающие жизни осмысленность и направленность. Процесс жизни воспринимается как преимущественно интересный, оценка пройденного отрезка жизни адекватна. Большинство школьников считают, что способны влиять на свою жизнь.
Таким образом, первая гипотеза исследования подтверждаются частично: общая осмысленность жизни подростка увеличивается с возрастом, однако на неё оказывает существенное влияние непосредственная ситуация жизни, в частности, период профессионального самоопределения и подготовки к итоговой аттестации.
Второй частью исследования была иерархия жизненных смыслов и ценностей школьников. Учащиеся 6-8-х классов расставили в порядке личной значимости предлагаемые жизненные ценности так: в приоритете хорошие друзья и общение, а также счастливая семья, затем собственное развитие, свобода и достаток. Они гораздо менее озабочены своей ролью в обществе, достижением профессиональных высот, счастьем других.
Учащиеся 9-11 классов отдали первое место собственному развитию. Также важна для них опора на друзей и семью. Актуализируется стремление к свободе. Профессиональная самореализация важнее для них, чем для младших школьников, но заняла в иерархии лишь четвёртое место, что не подтверждает гипотезу исследования. Малозначимым осталось общественное признание и счастье других людей.
При выборе учащимися актуальных на сегодняшний день жизненных смыслов приоритеты были расставлены следующим образом: жить, стать достойным человеком, получать удовольствия от жизни, узнавать новое. Отсутствие веры в свои творческие способности, низкая мотивация к учению и отсутствие планов на будущее стали, по нашему мнению, причинами отвержения таких важных смыслов, как обучение в школе, получение профессии, создание нового. Также школьники считают, что нельзя жить «для себя самого».
По результатам анализа иерархии жизненных ценностей учащихся можно сформировать портрет успешного, на взгляд современного школьника, человека. Он образован, жизнерадостен, ведёт здоровый образ жизни. Не популярными жизненными ценностями по мнению учащихся стали: патриотизм, трудолюбие, исполнительность и аккуратность, рационализм, чуткость к другим. Таким образом, формируется портрет эгоцентричной личности, приоритетом ставящей образованность, моду на ЗОЖ и несгибаемую жизнерадостность, однако, его моральные, гражданские и профессиональные качества для современного школьника не важны.
На основании результатов проведённых исследований совместно с педагогами школы разработаны следующие рекомендации по реализации роли семьи и школы в формировании отвергаемых жизненных смыслов и ценностей учащихся (Таблица1).
Таблица 1. Рекомендации для педагогов и родителей по формированию и развитию жизненных смыслов и ценностей
Отвергаемый жизненный смысл/ ценность | Инструменты воспитания в семье | Педагогические технологии, применяемые в школе |
1 | 2 | 3 |
Обучение | Личный пример, история успеха, помощь в освоении трудного материала, адекватная последовательная система мотивации | Собрлюдение ФГОС, ситуация успеха, современные методы обучения, использование современной техники, информационных ресурсов |
Создание нового | Признание уникальности ребёнка, его результатов и стараний, поощрение за активность, совместная деятельность, творчество, рассказ о своих достижениях, дополнительное образование | Дополнительное образование (кружки), предметные недели, семинары, конкурсы, проектная деятельность, научная работа, выбор профиля в старших классах |
Получение профессии | Помощь в выборе профессии, поиск учебных заведений, рассказ о своей профессии, экскурсия на работу, рассказ о своём образовании, студенческих годах. | Профориентационная работа |
Жизнь для себя (любовь к себе, самоуважение) | Доверительное общение, интерес к жизни ребёнка, принятие, поддержка в трудных ситуациях и неуспехе, оценка не личности, а поступков | Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении |
Трудолюбие, исполнитель- ность и аккуратность | Личный пример, приучение к труду и взаимопомощи в семье, рассказ и экскурсия на свою работу, последовательная система мотивации | Дифференцированный подход в оценивании результатов учебной, проектной, творческой деятельности. Вовлечение в добровольческую деятельность |
Рационализм | Личный пример, участие ребёнка в обсуждении семейных вопросов, развитие кругозора, совместное чтение, обучение критическому мышлению | Разнообразие форм занятий на гуманитарных дисциплинах – беседы, дискуссии, дебаты, конференции, проектная деятельность |
Патриотизм | Исследование семейной истории, сохранение и создание семейных традиций, участие в общественной жизни, патриотических мероприятиях | Военно-спортивный клуб, отряд Юнармии при школе, мероприятия патриотической направленности, тематические занятия в рамках дисциплин гуманитарного цикла, предметные недели |
Чуткость к другим | Эмоциональное доверительное общение с ребёнком, взаимопомощь, участие ребёнка в помощи родственникам, семейные добровольческие дела | Тематические недели, добровольческие проекты, волонтёрская деятельность, шефская помощь ветеранам, и т.п. |
Библиографический список
1. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. – 2-е изд. – М.: Смысл, 2000.
2. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2008.
3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. М.: Бахрах-М, 2011.