12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Обидина Лилия Игоревна19
0

Учебно-методический материал «Исследование свойств функций, как способ решения уравнений и неравенств с параметром в заданиях ЕГЭ»

Исследование свойств функций, как способ решения уравнений и неравенств с параметром в заданиях ЕГЭ.

Функциональный метод решения уравнений и неравенств (в том числе и с параметрами) является составной частью и естественным развитием функциональной линии обучения математике. Рассмотрение функционального метода в программе средней школы на базовом уровне носит эпизодический характер, при изучении отдельных тем.

Наиболее часто используются следующие свойства функций:

свойства ограниченности области определения или области значения функции (в частности, методы оценки и минимакса);

свойства четности и нечетности входящих в уравнение или неравенство функций;

кусочная монотонность большинства алгебраических и элементарных трансцендентных функций входящих в уравнение или неравенство (в частности, на этом основан метод рационализации);

периодичность функций и др..

В отличие от графического метода, знание этих свойств функций позволяет находить точные корни уравнения без построения графиков функций.

Характеристика задания 16 ЕГЭ профильный уровень

Спецификация КИМ

Проверяемые требования (умения)

Коды проверяемых требований к уровню подготовки (по кодификатору)

Коды проверяемых элементов содержания (по кодификатору)

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания учащимися, изучавшим математику на базовом уровне, в минутах

Примерное время выполнения задания учащимися, изучавшим математику на профильном уровне, в минутах

18

Уметь решать уравнения и неравенства

2.1-2.3,

5.1

2.1, 2.2, 3.2, 3.3

B

4

-

35

2.1. – 2.3. Уметь решать уравнения и неравенства.

5.1. Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры.

 

ЕГЭ профильный уровень (кодификатор)

   

Определение и график функции

3.1

3.1.1

Функция, область определения функции

3.1.2

Множество значений функции

3.2

 

Элементарное исследование функций

3.2.1

Монотонность функции. Промежутки возрастания и убывания

3.2.2

Четность и нечетность функции

3.2.3

Периодичность функции

3.2.4

Ограниченность функции

3.2.5

Точки экстремума (локального максимума и минимума функции)

3.2.6

Наибольшее и наименьшее значение функции

3.3

 

Основные элементарные функции

3.3.1

Линейная функция, ее график

3.3.2

Функция описывающая обратную пропорциональную зависимость, ее график

3.3.3

Квадратичная функция, ее график.

3.3.4

Степенная функция с натуральным показателем, ее график

3.3.5

Тригонометрические функции, их графики

3.3.6

Показательная функция, ее график

3.3.7

Логарифмическая функция, ее график

Классификация задач, решаемых функциональными методами:

1. К первому типу отнесем задачи, в условии которых непосредственно требуется исследовать свойства функции y=f(x,a) (область определения, монотонность и т.д.) в зависимости от параметра а, принимающего допустимые значения.

2. Ко второму типу задач отнесем такие, в которых формулировки свойств функции в точке или на промежутке позволяют рассматривать параметр не только в формуле, но и в задании области существования функции. Например, исследовать на монотонность функцию y=x2-5x+6 на промежутке [t;t+2] при всех значениях t.

3. Третий тип задач связан с постановкой дополнительных условий на свойства функции (количество нулей функции, ограничение на наибольшее значение функции и т.д.)

4. При решении задач четвертого типа можно опереться на определение свойств функции (непрерывность, дифференцируемость, экстремум). Подобные задачи можно переформулировать и свести к уравнению, неравенству или системе уравнений (неравенств), для решения которых используют аналитический или функционально - графический способы (графическую интерпретацию).

Рассмотрим задачи относящиеся к первому типу. Для решения задач этого типа следует знать и помнить области определения всех элементарных функций, изучаемых в школьном курсе.

Может оказаться, что для двух функций f(t) и g(t) пересечение их областей определения содержит всего лишь несколько значений переменной. Тогда в случае решения уравнения f(t) = g(t) или неравенства f(t) > g(t) их будет достаточно проверить подстановкой в уравнение или неравенство.

В случае, когда t=φ(x,a), задача становится задачей с параметром.

Начинать же следует решения подобных уравнений и неравенств без параметра, а затем переходить к задачам нахождения областей определения функций, зависящих от переменной параметра.

В ходе решения данного типа задач, можно взять для рассмотрения следующие задания:

1. Решите уравнение (Ответ: )

2. Определите количество решений уравнения в зависимости от параметра a. (Ответ: )

3. Определите количество решений уравнения в зависимости от значений параметра a. (Ответ: )

4. Решите неравенство . Ответ: 1

5. При каких a неравенство :

а) имеет решение; (Ответ: )

б) имеет более одного решения? (Ответ: )


 

Знание области значений функции оказывается полезным при решении уравнений и неравенств в следующих случаях:

уравнение f(x)=a или неравенство f(x)≤ a или f(x) a имеет решение, если ;

неравенство f(x)>a имеет решение, если и ;

неравенство f(x)a имеет решение, если и ;

уравнение f(x;a)=g(x;a)может иметь решение, если

В данном разделе можно предложить для рассмотрения следующие задания:

1) При каких a уравнение имеет решение? (Ответ: -5≤ a ≤ 5)

2) Решите уравнение . (Ответ: )

3)Решите уравнение

Функциональный метод используется в обосновании классических методов решения неравенств (теорем равносильности, методов интервалов), для решения задач, которые другими методами решить нельзя, при решении неравенств, которые являются математической моделью других задач: нахождение области определения, множества значений функций, нахождение интервалов монотонности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.