12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Обидина Лилия Игоревна19 |
Учебно-методический материал «Исследование свойств функций, как способ решения уравнений и неравенств с параметром в заданиях ЕГЭ»
Исследование свойств функций, как способ решения уравнений и неравенств с параметром в заданиях ЕГЭ.
Функциональный метод решения уравнений и неравенств (в том числе и с параметрами) является составной частью и естественным развитием функциональной линии обучения математике. Рассмотрение функционального метода в программе средней школы на базовом уровне носит эпизодический характер, при изучении отдельных тем.
Наиболее часто используются следующие свойства функций:
свойства ограниченности области определения или области значения функции (в частности, методы оценки и минимакса);
свойства четности и нечетности входящих в уравнение или неравенство функций;
кусочная монотонность большинства алгебраических и элементарных трансцендентных функций входящих в уравнение или неравенство (в частности, на этом основан метод рационализации);
периодичность функций и др..
В отличие от графического метода, знание этих свойств функций позволяет находить точные корни уравнения без построения графиков функций.
Характеристика задания 16 ЕГЭ профильный уровень
Спецификация КИМ
№ | Проверяемые требования (умения) | Коды проверяемых требований к уровню подготовки (по кодификатору) | Коды проверяемых элементов содержания (по кодификатору) | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания учащимися, изучавшим математику на базовом уровне, в минутах | Примерное время выполнения задания учащимися, изучавшим математику на профильном уровне, в минутах |
18 | Уметь решать уравнения и неравенства | 2.1-2.3, 5.1 | 2.1, 2.2, 3.2, 3.3 | B | 4 | - | 35 |
2.1. – 2.3. Уметь решать уравнения и неравенства.
5.1. Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры.
ЕГЭ профильный уровень (кодификатор)
Определение и график функции | ||
3.1 | 3.1.1 | Функция, область определения функции |
3.1.2 | Множество значений функции | |
3.2 | Элементарное исследование функций | |
3.2.1 | Монотонность функции. Промежутки возрастания и убывания | |
3.2.2 | Четность и нечетность функции | |
3.2.3 | Периодичность функции | |
3.2.4 | Ограниченность функции | |
3.2.5 | Точки экстремума (локального максимума и минимума функции) | |
3.2.6 | Наибольшее и наименьшее значение функции | |
3.3 | Основные элементарные функции | |
3.3.1 | Линейная функция, ее график | |
3.3.2 | Функция описывающая обратную пропорциональную зависимость, ее график | |
3.3.3 | Квадратичная функция, ее график. | |
3.3.4 | Степенная функция с натуральным показателем, ее график | |
3.3.5 | Тригонометрические функции, их графики | |
3.3.6 | Показательная функция, ее график | |
3.3.7 | Логарифмическая функция, ее график |
Классификация задач, решаемых функциональными методами:
1. К первому типу отнесем задачи, в условии которых непосредственно требуется исследовать свойства функции y=f(x,a) (область определения, монотонность и т.д.) в зависимости от параметра а, принимающего допустимые значения.
2. Ко второму типу задач отнесем такие, в которых формулировки свойств функции в точке или на промежутке позволяют рассматривать параметр не только в формуле, но и в задании области существования функции. Например, исследовать на монотонность функцию y=x2-5x+6 на промежутке [t;t+2] при всех значениях t.
3. Третий тип задач связан с постановкой дополнительных условий на свойства функции (количество нулей функции, ограничение на наибольшее значение функции и т.д.)
4. При решении задач четвертого типа можно опереться на определение свойств функции (непрерывность, дифференцируемость, экстремум). Подобные задачи можно переформулировать и свести к уравнению, неравенству или системе уравнений (неравенств), для решения которых используют аналитический или функционально - графический способы (графическую интерпретацию).
Рассмотрим задачи относящиеся к первому типу. Для решения задач этого типа следует знать и помнить области определения всех элементарных функций, изучаемых в школьном курсе.
Может оказаться, что для двух функций f(t) и g(t) пересечение их областей определения содержит всего лишь несколько значений переменной. Тогда в случае решения уравнения f(t) = g(t) или неравенства f(t) > g(t) их будет достаточно проверить подстановкой в уравнение или неравенство.
В случае, когда t=φ(x,a), задача становится задачей с параметром.
Начинать же следует решения подобных уравнений и неравенств без параметра, а затем переходить к задачам нахождения областей определения функций, зависящих от переменной параметра.
В ходе решения данного типа задач, можно взять для рассмотрения следующие задания:
1. Решите уравнение (Ответ: )
2. Определите количество решений уравнения в зависимости от параметра a. (Ответ: )
3. Определите количество решений уравнения в зависимости от значений параметра a. (Ответ: )
4. Решите неравенство . Ответ: 1
5. При каких a неравенство :
а) имеет решение; (Ответ: )
б) имеет более одного решения? (Ответ: )
Знание области значений функции оказывается полезным при решении уравнений и неравенств в следующих случаях:
уравнение f(x)=a или неравенство f(x)≤ a или f(x) ≥ a имеет решение, если ;
неравенство f(x)>a имеет решение, если и ;
неравенство f(x)a имеет решение, если и ;
уравнение f(x;a)=g(x;a)может иметь решение, если
В данном разделе можно предложить для рассмотрения следующие задания:
1) При каких a уравнение имеет решение? (Ответ: -5≤ a ≤ 5)
2) Решите уравнение . (Ответ: )
3)Решите уравнение
Функциональный метод используется в обосновании классических методов решения неравенств (теорем равносильности, методов интервалов), для решения задач, которые другими методами решить нельзя, при решении неравенств, которые являются математической моделью других задач: нахождение области определения, множества значений функций, нахождение интервалов монотонности.