Статья на тему «Проектная деятельность на уроках истории в 5 классе сельской школы»

1
0
Материал опубликован 29 May 2018 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШЕСТАКОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Аукцион педагогических идей «Школа творческих открытий»

Проектная деятельность

на уроках истории в 5 классе сельской школы

в условиях реализации ФГОС

Милагина Марина Васильевна,

учитель истории

2015 год

с.Шестаково

Немного теории

Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата. Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.

Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая.

Характерные особенности учебного проекта:

наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом, причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

ясная, реально достижимая цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.

проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

предварительное планирование работы: путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность.

Презентация – это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7–10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями. Вообще хочется рассказать о многом. По этой причине презентационные выступления часто не укладываются в регламент.

Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности – полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя – лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов… Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.

Проект может быть двух типов: групповой или индивидуальный.

Проектная деятельность на уроках истории в 5 классе

С 2014-15 года обучение в 5 класс проходит в условиях реализации ФГОС, где одним из методов обучения является метод учебного проекта. С эти методом учащиеся были незнакомы. Пришлось начинать с нуля. В 5 классе нашей школы 6 учащихся. Это облегчило работу, т.к. каждому ученику я могла уделить достаточно времени, направлять и контролировать работу каждого.

Основными принципами нашей проектной деятельности стали:

я могу,

я хочу (мне интересно),

я радуюсь за свои успехи и успехи моих товарищей.

Начали мы с простых проектов, хотя для учеников они были «наисложнейшими».

1. Проект по теме «Жизнь первобытных людей»

Тип проекта: индивидуальный. Тему учащиеся выбирали для себя сами. Были представлены проекты: «Охота на мамонта», «Возникновение земледелия», «Способы охоты», «Занятия первобытных людей», «Синантроп». Структура проекта предполагала:

Название и автор.

Актуальность (почему выбрана именно эта тема).

Цель – что учащийся хочет достичь при создании проекта.

Задачи: что надо сделать, чтобы достичь цели (прочитать определенную литературу, найти рисунки или фотографии, написать свой проект (письменно, небольшой рассказ на данную тему, сделать выводы).

Основная часть – изложение темы.

Выводы: достигнута ли цель, что удалось, что не удалось, в чем были затруднения.

Литература (что использовалось для написания проекта).

Проект писался от руки в специальной тетради для проектов по истории и сдавался мне на проверку заранее. Моя цель – подредактировать текст, исправить недочеты проекта, вселить уверенность в том, что все сделано правильно.

Для защиты проекта необходимо было подготовить презентацию. Это стало при защите первого проекта самой трудной задачей, т.к. учащиеся никогда не делали презентаций. Помогли родители: приходили на консультацию вместе с детьми, советовались, готовили проект вместе с детьми. Презентация содержала 5-6 слайдов:

1 слайд: название проекта, автор, школа, год.

2 слайд: цель и задачи.

3-5 слайды: иллюстрации к проекту.

6 слайд: выводы и литература.

На защиту проекта отводилось 3-5 минут + вопросы. За урок все успевали защититься. Этим хорош маленький класс. После сообщения о проекте и работе над ним учащиеся отвечали на вопросы по теме проекта. Вопросы задавала я и ученики. Важно было добиться того, чтобы вопрос не обидел, не поставил в тупик, а показал, что нам интересен проект и мы хотим узнать о проблеме проекта больше.

Критерии оценки проекта:

Структура (наличие составных частей проекта) – 5 баллов.

Раскрытие темы – 10 баллов.

Наличие презентации – 5 баллов.

Речь при защите (не читать, а рассказывать) – 5 баллов.

Ответ на вопросы - бонусы.

Творческий подход (выбор темы сверх учебника, оригинальность раскрытия темы) – 10 баллов.

Кодификатор: «три» с 14 баллов (40%), «четыре» с 24 баллов (70%), «пять» с 32 баллов (90%). Бонусы повышают оценку.

Перед первой защитой проекта волновались все: я, учащиеся и родители. Результат оправдал все наши совместные усилия. Это была маленькая научная конференция, где каждый понимал и чувствовал значимость своего исследования. Вопросы пока задавались с опаской, но они были, и задавались корректно.

2. Проект по теме «Древний Египет»

Тип проекта: индивидуальный. Тему учащиеся опять выбирали самостоятельно. Были представлены проекты: «Боги Древнего Египта», «Пирамида Хеопса», «Занятия египтян». Мы закрепили, полученные при защите первого проекта компетенции. Но мне стало ясно, что мои дети могут сделать более сложную, интересную и познавательную работу. Поэтому следующие проекты стали другими, и тему уже выбирала я.

3. Проект по теме «Древнее Междуречье. Законы Хаммурапи»

Тип проекта: коллективный (каждый разрабатывал часть общей темы). Тема проекта была представлена в виде дорожной карты с единой целью – охарактеризовать определенные статьи законов Хаммурапи:

1 вариант

Когда и кем были приняты законы Древнего Междуречья? Как они называются? На чем были записаны? Стр.69-71

Я охарактеризовал(а) две статьи этих законов. Статья первая:

«Если человек поленится укрепить плотину своего поля, и в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил». К этой статье у меня возникли следующие вопросы, на которые я ответил(а).

Мои вопросы

Найденные мной ответы

   

 

Статья вторая: «Если строитель построит дом человеку и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя надо убить».

А) я считаю эту статью справедливой (несправедливой), потому что …

Б) обвал дома произошел по следующей причине: …

В) я бы так наказал нерадивого строителя: …

Как ты считаешь, такие наказания как в двух статьях могли предотвратить подобные преступления? Почему?

2 вариант

Когда и кем были приняты законы Древнего Междуречья? Как они называются? На чем были записаны? Стр.69-71

Я охарактеризовал(а) две статьи этих законов. Статья первая:

«Если человек купит из руки сына человека без свидетелей или договора, или возьмет на хранение золото, серебро, раба, рабыню, вола, овцу, осла, то этот человек вор и его надо убить». К этой статье у меня возникли следующие вопросы, на которые я ответил(а).

Мои вопросы

Найденные мной ответы

   

 

Статья вторая: «Если строитель построит дом человеку и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть сыну хозяину дома, то должно убить сына этого строителя».

А) я считаю эту статью справедливой (несправедливой), потому что …

Б) в этой статье описан принцип талиона. Это - …

В) я бы так наказал нерадивого строителя: …

Как ты считаешь, такие наказания как в двух статьях могли предотвратить подобные преступления? Почему?

Всего 6 вариантов, которые включали наиболее значимые статьи законов Хаммурапи. Это был более высокий уровень проектной деятельности – проблемный. Уже на стадии черновиков, стало ясно, что учащимся это уровень нравится больше. Ответы на вопросы поразили даже меня, настолько научными они были (по-детски, конечно). А какие вопросы они задавали друг другу! Не на все интересующие вопросы мы смогли ответить, но они стали предлагать свои версии, обсуждать их друг с другом. Это было очень интересно.

При защите презентация не использовалась. На экран выводились только статьи законов, для лучшего восприятия темы.

4. Проект по теме «Древняя Индия. Касты»

Тип проекта: коллективный. Мы его представили как мини-проект с единой целью – характеристика индийских каст и истории их появления. Его особенность – поиск ответов на вопросы, которые поставили сами учащиеся. Материал «Индийские касты» идет сверх программы и учащиеся недостаточно знают эту тему, поэтому работа шла от обратного: есть текст (литературу искали сами учащиеся), а к нему ставились вопросы.

1 вариант

Бог Брахма.

План ответа:

Как выглядел бог Брахма?

Как связан бог Брахма с появлением каст? (стр. 101)

Что называется кастами? (стр. 100)

 

Следующие вопросы вы ставите сами и сами на них отвечаете. Главная цель: дать представление о боге Брахма.

Можно подготовить презентацию.

2-6 вариант

Брахманы (кшатрии, вайшью, шудры, «неприкасаемые»).

План ответа:

Что называется кастами? (стр. 100)

Как произошли касты? (стр. 101)

Откуда появились брахманы (кшатрии, вайшью, шудры, «неприкасаемые»)?

 

Следующие вопросы вы ставите сами и сами на них отвечаете. Главная цель: дать характеристику касте брахманы (кшатрии, вайшью, шудры, «неприкасаемые»).

Можно подготовить презентацию.

Так как проект был мини-проектом, подготовка презентации была не обязательной, но все учащиеся её сделали. Самым интересным моментом стал поиск ошибок в изображении одежды представителей разных каст: не всегда художники-иллюстраторы это делают правильно.

5. Проект по теме «Боги Древней Греции и Древнего Египта»

Тип проекта: индивидуальный. К пятому проекту мы уже умели: определять цели и задачи, искать литературу, задавать вопросы и искать на них ответ. Пришло время сравнений.

Проект: «Боги Солнца Египта и Греции».

1. Цель.

2. Задачи.

3. Основная часть. Сравнительная характеристика Богов Солнца в Египте и Греции.

Вопросы для сравнения

Египетский Бог Солнца - Ра

Греческий Бог Солнца - Гелиос

     

4. Выводы: В чем различие между этими Богами?

5. Литература.

Сравнить – это значит найти сходство и отличие.

Другие темы: «Египетский Бог Нила и греческий Бог Морей», «Египетский Бог «царства мертвых» и греческий Бог подземного царства», «Египетский Бог и греческий Богиня Земли», «Египетская Богиня и греческий Бог Неба», «Египетская и греческая Богини Красоты».

Этот проект по времени был самым длительным по времени подготовки с обязательной презентацией. Слушая детей, я ловила себя на мысли: как далеко они продвинулись в изучении истории, сколькому уже научились. Вопросы для сравнения были очень интересными и не поверхностными. В классе развернулась целая дискуссия о божествах Греции и Египта, о причинах сходства этих божеств в разных странах.

6. Проект по теме «Семь чудес света»

Тип проекта: индивидуальный. Тема проекта была выбрана как завершающая в 5 классе по желанию учащихся, но цель проекта определила я.

Почему Фаросский маяк (или другие чудеса, у каждого было свое чудо света) считают одним из семи чудес света?

Обязательно:

1. Цель.

2. Задачи.

3. Основная часть.

4. Выводы: я считаю, что Фаросский маяк является одним из семи чудес света потому, что…

5. Литература.

6. Презентация.

Проект может выполняться в виде текста, вопросов к тексту, таблицы.

Этот проект еще не реализован, так как защита пройдёт в конце апреля.

Некоторые итоги

1. Главный итог нашей совместной проектной деятельности – это сотрудничество на уровне учитель-учащийся, учитель-родитель, ученик-родители и ученик-ученик.

2. Развитие познавательной активности учащихся при подготовке проекта, любознательности, стремления найти что-то такое, что вызовет всеобщий интерес.

3. Развитие определенных навыков и умений, необходимых для подготовки и защиты проекта: анализ литературы, подготовка презентаций, выступление перед аудиторией, умение отвечать на вопросы и задавать их, критически относится к своим недостаткам.

4. Радость от своей собственной деятельности и деятельности своих одноклассников.

Литература

М.А. Ступницкая Что такое учебный проект? - Москва, Первое сентября, - 2010

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.