Статья на тему «Проектная деятельность на уроках истории в 5 классе сельской школы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШЕСТАКОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Аукцион педагогических идей «Школа творческих открытий»
Проектная деятельность
на уроках истории в 5 классе сельской школы
в условиях реализации ФГОС
Милагина Марина Васильевна,
учитель истории
2015 год
с.Шестаково
Немного теорииПроект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата. Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.
Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая.
Характерные особенности учебного проекта:
наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом, причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
ясная, реально достижимая цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.
проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
предварительное планирование работы: путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.
Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность.
Презентация – это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7–10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями. Вообще хочется рассказать о многом. По этой причине презентационные выступления часто не укладываются в регламент.
Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности – полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя – лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов… Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.
Проект может быть двух типов: групповой или индивидуальный.
Проектная деятельность на уроках истории в 5 классеС 2014-15 года обучение в 5 класс проходит в условиях реализации ФГОС, где одним из методов обучения является метод учебного проекта. С эти методом учащиеся были незнакомы. Пришлось начинать с нуля. В 5 классе нашей школы 6 учащихся. Это облегчило работу, т.к. каждому ученику я могла уделить достаточно времени, направлять и контролировать работу каждого.
Основными принципами нашей проектной деятельности стали:
я могу,
я хочу (мне интересно),
я радуюсь за свои успехи и успехи моих товарищей.
Начали мы с простых проектов, хотя для учеников они были «наисложнейшими».
1. Проект по теме «Жизнь первобытных людей»Тип проекта: индивидуальный. Тему учащиеся выбирали для себя сами. Были представлены проекты: «Охота на мамонта», «Возникновение земледелия», «Способы охоты», «Занятия первобытных людей», «Синантроп». Структура проекта предполагала:
Название и автор.
Актуальность (почему выбрана именно эта тема).
Цель – что учащийся хочет достичь при создании проекта.
Задачи: что надо сделать, чтобы достичь цели (прочитать определенную литературу, найти рисунки или фотографии, написать свой проект (письменно, небольшой рассказ на данную тему, сделать выводы).
Основная часть – изложение темы.
Выводы: достигнута ли цель, что удалось, что не удалось, в чем были затруднения.
Литература (что использовалось для написания проекта).
Проект писался от руки в специальной тетради для проектов по истории и сдавался мне на проверку заранее. Моя цель – подредактировать текст, исправить недочеты проекта, вселить уверенность в том, что все сделано правильно.
Для защиты проекта необходимо было подготовить презентацию. Это стало при защите первого проекта самой трудной задачей, т.к. учащиеся никогда не делали презентаций. Помогли родители: приходили на консультацию вместе с детьми, советовались, готовили проект вместе с детьми. Презентация содержала 5-6 слайдов:
1 слайд: название проекта, автор, школа, год.
2 слайд: цель и задачи.
3-5 слайды: иллюстрации к проекту.
6 слайд: выводы и литература.
На защиту проекта отводилось 3-5 минут + вопросы. За урок все успевали защититься. Этим хорош маленький класс. После сообщения о проекте и работе над ним учащиеся отвечали на вопросы по теме проекта. Вопросы задавала я и ученики. Важно было добиться того, чтобы вопрос не обидел, не поставил в тупик, а показал, что нам интересен проект и мы хотим узнать о проблеме проекта больше.
Критерии оценки проекта:
Структура (наличие составных частей проекта) – 5 баллов.
Раскрытие темы – 10 баллов.
Наличие презентации – 5 баллов.
Речь при защите (не читать, а рассказывать) – 5 баллов.
Ответ на вопросы - бонусы.
Творческий подход (выбор темы сверх учебника, оригинальность раскрытия темы) – 10 баллов.
Кодификатор: «три» с 14 баллов (40%), «четыре» с 24 баллов (70%), «пять» с 32 баллов (90%). Бонусы повышают оценку.
Перед первой защитой проекта волновались все: я, учащиеся и родители. Результат оправдал все наши совместные усилия. Это была маленькая научная конференция, где каждый понимал и чувствовал значимость своего исследования. Вопросы пока задавались с опаской, но они были, и задавались корректно.
2. Проект по теме «Древний Египет»Тип проекта: индивидуальный. Тему учащиеся опять выбирали самостоятельно. Были представлены проекты: «Боги Древнего Египта», «Пирамида Хеопса», «Занятия египтян». Мы закрепили, полученные при защите первого проекта компетенции. Но мне стало ясно, что мои дети могут сделать более сложную, интересную и познавательную работу. Поэтому следующие проекты стали другими, и тему уже выбирала я.
3. Проект по теме «Древнее Междуречье. Законы Хаммурапи»Тип проекта: коллективный (каждый разрабатывал часть общей темы). Тема проекта была представлена в виде дорожной карты с единой целью – охарактеризовать определенные статьи законов Хаммурапи:
1 вариант
Когда и кем были приняты законы Древнего Междуречья? Как они называются? На чем были записаны? Стр.69-71
Я охарактеризовал(а) две статьи этих законов. Статья первая:
«Если человек поленится укрепить плотину своего поля, и в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил». К этой статье у меня возникли следующие вопросы, на которые я ответил(а).
Мои вопросы |
Найденные мной ответы |
Статья вторая: «Если строитель построит дом человеку и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя надо убить».
А) я считаю эту статью справедливой (несправедливой), потому что …
Б) обвал дома произошел по следующей причине: …
В) я бы так наказал нерадивого строителя: …
Как ты считаешь, такие наказания как в двух статьях могли предотвратить подобные преступления? Почему?
2 вариант
Когда и кем были приняты законы Древнего Междуречья? Как они называются? На чем были записаны? Стр.69-71
Я охарактеризовал(а) две статьи этих законов. Статья первая:
«Если человек купит из руки сына человека без свидетелей или договора, или возьмет на хранение золото, серебро, раба, рабыню, вола, овцу, осла, то этот человек вор и его надо убить». К этой статье у меня возникли следующие вопросы, на которые я ответил(а).
Мои вопросы |
Найденные мной ответы |
Статья вторая: «Если строитель построит дом человеку и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть сыну хозяину дома, то должно убить сына этого строителя».
А) я считаю эту статью справедливой (несправедливой), потому что …
Б) в этой статье описан принцип талиона. Это - …
В) я бы так наказал нерадивого строителя: …
Как ты считаешь, такие наказания как в двух статьях могли предотвратить подобные преступления? Почему?
Всего 6 вариантов, которые включали наиболее значимые статьи законов Хаммурапи. Это был более высокий уровень проектной деятельности – проблемный. Уже на стадии черновиков, стало ясно, что учащимся это уровень нравится больше. Ответы на вопросы поразили даже меня, настолько научными они были (по-детски, конечно). А какие вопросы они задавали друг другу! Не на все интересующие вопросы мы смогли ответить, но они стали предлагать свои версии, обсуждать их друг с другом. Это было очень интересно.
При защите презентация не использовалась. На экран выводились только статьи законов, для лучшего восприятия темы.
4. Проект по теме «Древняя Индия. Касты»Тип проекта: коллективный. Мы его представили как мини-проект с единой целью – характеристика индийских каст и истории их появления. Его особенность – поиск ответов на вопросы, которые поставили сами учащиеся. Материал «Индийские касты» идет сверх программы и учащиеся недостаточно знают эту тему, поэтому работа шла от обратного: есть текст (литературу искали сами учащиеся), а к нему ставились вопросы.
1 вариант
Бог Брахма.
План ответа:
Как выглядел бог Брахма?
Как связан бог Брахма с появлением каст? (стр. 101)
Что называется кастами? (стр. 100)
Следующие вопросы вы ставите сами и сами на них отвечаете. Главная цель: дать представление о боге Брахма.
Можно подготовить презентацию.
2-6 вариант
Брахманы (кшатрии, вайшью, шудры, «неприкасаемые»).
План ответа:
Что называется кастами? (стр. 100)
Как произошли касты? (стр. 101)
Откуда появились брахманы (кшатрии, вайшью, шудры, «неприкасаемые»)?
Следующие вопросы вы ставите сами и сами на них отвечаете. Главная цель: дать характеристику касте брахманы (кшатрии, вайшью, шудры, «неприкасаемые»).
Можно подготовить презентацию.
Так как проект был мини-проектом, подготовка презентации была не обязательной, но все учащиеся её сделали. Самым интересным моментом стал поиск ошибок в изображении одежды представителей разных каст: не всегда художники-иллюстраторы это делают правильно.
5. Проект по теме «Боги Древней Греции и Древнего Египта»Тип проекта: индивидуальный. К пятому проекту мы уже умели: определять цели и задачи, искать литературу, задавать вопросы и искать на них ответ. Пришло время сравнений.
Проект: «Боги Солнца Египта и Греции».
1. Цель.
2. Задачи.
3. Основная часть. Сравнительная характеристика Богов Солнца в Египте и Греции.
Вопросы для сравнения |
Египетский Бог Солнца - Ра |
Греческий Бог Солнца - Гелиос |
4. Выводы: В чем различие между этими Богами?
5. Литература.
Сравнить – это значит найти сходство и отличие.
Другие темы: «Египетский Бог Нила и греческий Бог Морей», «Египетский Бог «царства мертвых» и греческий Бог подземного царства», «Египетский Бог и греческий Богиня Земли», «Египетская Богиня и греческий Бог Неба», «Египетская и греческая Богини Красоты».
Этот проект по времени был самым длительным по времени подготовки с обязательной презентацией. Слушая детей, я ловила себя на мысли: как далеко они продвинулись в изучении истории, сколькому уже научились. Вопросы для сравнения были очень интересными и не поверхностными. В классе развернулась целая дискуссия о божествах Греции и Египта, о причинах сходства этих божеств в разных странах.
6. Проект по теме «Семь чудес света»Тип проекта: индивидуальный. Тема проекта была выбрана как завершающая в 5 классе по желанию учащихся, но цель проекта определила я.
Почему Фаросский маяк (или другие чудеса, у каждого было свое чудо света) считают одним из семи чудес света?
Обязательно:
1. Цель.
2. Задачи.
3. Основная часть.
4. Выводы: я считаю, что Фаросский маяк является одним из семи чудес света потому, что…
5. Литература.
6. Презентация.
Проект может выполняться в виде текста, вопросов к тексту, таблицы.
Этот проект еще не реализован, так как защита пройдёт в конце апреля.
Некоторые итоги1. Главный итог нашей совместной проектной деятельности – это сотрудничество на уровне учитель-учащийся, учитель-родитель, ученик-родители и ученик-ученик.
2. Развитие познавательной активности учащихся при подготовке проекта, любознательности, стремления найти что-то такое, что вызовет всеобщий интерес.
3. Развитие определенных навыков и умений, необходимых для подготовки и защиты проекта: анализ литературы, подготовка презентаций, выступление перед аудиторией, умение отвечать на вопросы и задавать их, критически относится к своим недостаткам.
4. Радость от своей собственной деятельности и деятельности своих одноклассников.
ЛитератураМ.А. Ступницкая Что такое учебный проект? - Москва, Первое сентября, - 2010