Проектно-исследовательская работа «Коррекция дисграфии у учащихся младших классов в малокомплектной сельской школе»
Текст речи к выступлению на защите дипломной работы «Коррекция дисграфии у учащихся младших классов в малокомплектной сельской школе»
Слайд 1
Добрый день!
Уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии!
Вашему вниманию предлагается защита выпускной квалификационной работы на тему «Коррекция дисграфии у учащихся младших классов в малокомплектной сельской школе»
Слайд 2
Нарушения письменной речи, согласно мировой статистике, ежегодно растет на 3,1%, поэтому актуальность проблемы профилактики нарушений речи у детей и подростков приобретает глобальный характер.
Недавние статистические исследования, направленные на изучение распространенности дисграфии в общеобразовательных школах и гимназиях, показали, что в обычных школах число детей с дисграфиями составляло 37%, а в гимназиях - 20%. Эти цифры подтверждают, насколько высока распространенность дисграфии в общеобразовательных школах и тот факт, что многие дети «переносили» ее через всю начальную школу. Интересны исследования, направленные на выявление предпосылок дисграфии у школьников 7-8 лет. Анализ данных показал, что устойчивые предпосылки для возникновения конкретного типа дисграфии были выявлены у большего числа детей (от 10,5% до 55,5%). Данные статистических исследований показывают, что более половины детей старшего дошкольного возраста явно неподготовлены к началу обучения и поэтому заранее обречены на неудачу в изучении русского языка.
Актуальность нашей работы заключается в том, что число детей с нарушением письменной речи увеличивается с каждым годом, в связи с этим многие исследователи, ученые-логопеды стали разрабатывать различные методы устранения различных форм дисграфии.
Актуальность и теоретическая значимость проблемы нарушения письма у младших школьников позволяет нам определить предмет, объект, гипотезу и задачи исследования.
Слайд 3
Объект исследования: процесс коррекции дисграфии у учащихся младших классов малокомплектной сельской школы.
Предмет исследования: коррекция дисграфии у учащихся младших классов в малокомплектной сельской школе.
Цель исследования: определить пути и методы коррекции дисграфии у учащихся младших классов малокомплектной сельской школы.
Слайд 4
Гипотезой исследования выступило следующее предположение: коррекционно-развивающая работа по устранению дисграфии у младших школьников в малокомплектной сельской школе будет эффект при следующих психолого-педагогических условиях, которые представлены на слайде:
1. учёт результатов диагностики обследования, при построении траектории коррекционно-развивающей работы с младшим школьником;
2. использование наглядных пособий в коррекции проявлений дисграфии анализа и синтеза у младшего школьника;
3. применение формы дистанционной логопедической профессиональной супервизии в разработке траектории коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками.
Слайд 5
Задачи исследования представлены мной на слайде:
изучить дисграфию и формы ее проявления в младшем школьном возрасте;
выявить методики оценки, профилактики и коррекции дисграфии в младшем школьном возрасте;
определить проблемы организации коррекционно-развивающей работы логопеда в условиях малокомплектной сельской школы;
подобрать и систематизировать методы и приемы работы по коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников. Составить перспективное планирование занятий при дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза;
Провести коррекционно-развивающую работу с детьми экспериментальной группы;
оценка эффективности комплексной работы учителя и учителя-логопеда по коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста в условиях малокомплектной сельской школы;
Слайд 6
Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Мы даем некоторые из наиболее известных определений, которые представлены на слайде.
Р. И. Лалаева дает следующее определение: дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в постоянных, повторяющихся ошибках, вызванных отсутствием формирования высших психических функций, вовлеченных в процесс письма.
И. Н. Садовникова определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников, трудности в овладении письменной речью), основным симптомом которого является наличие постоянных специфических ошибок. Появление таких ошибок среди учеников средних школ не связано ни со снижением умственного развития, ни с серьезными нарушениями слуха и зрения, ни с нарушениями в школьном образовании.
А. Н. Корнев называет дисграфию постоянной неспособностью овладеть навыками письма по правилам графики (то есть, следуя фонетическому принципу письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубого зрения и слуха нарушения.
А.Л. Сиротюк определяет дисграфию как частичное нарушение навыков письма из-за очаговых поражений, недостаточного развития или дисфункции коры головного мозга.
Логинова Е.А. выделяются 5 форм дисграфии, которые представлены на слайде:
Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Акустическая дисграфическая форма.
Дисграфия на основе нарушений анализа и синтеза языка.
Аграмматическая дискография.
Оптическая дисграфия.
Исследователи отмечают, что среди всех видов нарушений письма дисграфия на основе нарушений анализа и синтеза языка является наиболее распространенной. При очень короткой продолжительности добукварного периода, характерной для последних лет, продолжительность которой ограничена почти неделями, многие дети просто не успевают освоить самый сложный навык анализа речевого потока. Поэтому не случайно этот тип дисграфии является наиболее распространенным среди учащихся. Указывает, что эта форма отличается стойкостью и ее трудно исправить.
А.Н. Корнев отмечает, что нарушения языкового анализа и синтеза могут наблюдаться, причины представлены на слайде:
из-за языкового недоразвития ребенка;
анализ и синтез языка могут быть не сформированы как умственное действие.
Автор указывает, что предпосылками для анализа и синтеза формируются последовательные процессы, слухоречевая память, произвольное внимание.
В основе дисграфии на основе нарушений анализа и синтеза языка лежит нарушение различных форм анализа и синтеза языка: деление предложений на слова, слоговой и фонематический анализ и синтез. Недостаточное развитие анализа и синтеза языка проявляется на письме в искажении структуры слов и предложений. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. В результате искажение звукобуквенной структуры слова будет особенно распространено в этом типе дисграфии.
Наиболее распространенные ошибки представлены на слайде:
пропуски согласных при их слиянии (школа - «кола»);
пропуски гласных (дома - «дма»);
перестановка букв (окно - «коно») с добавлением букв (перетаскиваемый - «тасакали») пропуски, дополнения, перестановки слогов (стекло - «ката»);
непрерывное написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь, «идетдождь», в доме – «вдоме»);
раздельное написание слова (у окна растет белая береза - «белабе зарастет ока»);
раздельное написание приставки и корня слова (наступила - «на ступила»).
Эти ошибки по определению отражают неспособность ребенка ориентироваться в речевом потоке (в последнем случае ребенок не знает, как выбрать даже отдельные слова в потоке речи). Во всех остальных случаях ребенок не мог правильно определить звуко-слоговой состав слова.
Основная задача коррекционных работ, по мнению Л.Н. Ефименкова, это воспитание языкового чутья у детей детей. План коррекционных работ,который представлен на слайде строится в соответствии с программой по русскому языку начальной школы средней школы.
1 этап: коррекция устной и письменной речи учащихся первого класса.
Основные направления работы:
-слово;
-предложение;
-грамматическое оформление предложения и его распространение;
-работа над связной речью (пересказы, устные сочинения);
-работа над слого-звуковым составом (слоговой состав слова, ударение, согласные звуки).
2 этап: Исправление дисграфии у учащихся 2-3 классов. Основные направления работы:
-работа над словом;
- дифференциация гласных;
-дифференциация согласных.
Для преодоления дисграфии необходима слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма не исчезают сами по себе в процессе обучения, дети с дисграфией должны проходить логопедическую терапию в школьном логопункте.
Слайд 7.
Анализ теоретической базы исследования позволил нам сформулировать цель и задачи констатирующего эксперимента.
Целью констатирующего эксперимента было выявить уровень сформированности навыков письма у детей с дисграфией. Задачи констатирующего эксперимента представлены на слайде.
-подобрать методики для проведения диагностики;
-определить критерии и уровни оценки сформированности навыков письма у младших школьников;
-провести исследование уровня развития письменной речи учащихся начальных классов;
-качественно и количественно описать полученные данные.
Практическая часть исследования проводилась на базе МБОУ Плодородная СОШ № 16Ростовская область, Целинский район с Плодородное с детьми младшего школьного возраста.
Слайд 8.
На первом этапе по выявлению детей, страдающих нарушениями письма, мы провели тестовую диагностику на сайте «Дисграф», в нем приняли участие 5 учеников второго-третьего классов МБОУ ПСОШ № 16 с.Плодородного, с проблемами усвоения образовательной программы школы. Список детей и результаты онлайн-диагностики проявлений дисграфии у учеников младшего школьного возраста с помощью ресурса «Дисграф» представлены на слайде.
Дисграф сервис, который помогает определить есть ли у ребёнка предпосылки к дисграфии в процентном соотношении, а также ребёнок в форме игры может пройти индивидуальный курс коррекции дисграфии онлайн.
Ресурс скрининг-диагностики позволил нам выделить группу школьников в составе 5 человек с проявлениями дисграфии, без указания на этиологию и форму.
Второй этап констатирующего эксперимента был направлен на углубленную диагностику уровня развития письменной речи у младших школьников экспериментальной группы. В исследовании была использована методика, разработанная Т.А.: Фотековой.
Техника Т. А. Фотекова состоит из двух разделов:
-изучение характеристик устной речи состоит из двух блоков, которые позволяют определить уровень формирования экспрессивной и имппрессивной речи. Каждый блок состоит из серии задач, а сами серии делятся на группы, представляющие конкретные речевые тесты;
-тест письма включает в себя тоже серии, которые отличаются друг от друга для учащихся разных лет обучения, серии представлены на слайде.
1-я серия - предпосылки письменной речи,
2-я серия – оценка письма,
3-я серия - навыки чтения.
Таким образом, вся методика состоит из 206 выборок, в том числе: 134 - для проверки экспрессивной речи; 60 - импрессивной; 12 - письменной.
Слайд 9
Нами были определены 4 уровня сформированности письменной речи у младших школьников, которые представлены на слайде:
IV уровень — 100 - 80%; (Ребенок выполняет почти все задания правильно.)
III уровень — 79,9 - 65%;( Все виды заданий выполняются ребенком с ошибками, но ошибки исправляются самим ребенком в ходе работы.)
II уровень — 64,9 - 50%;(Ребенок выполняет задания, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.)
I уровень - 49,9% и ниже; (Для выполнения всех типов заданий ребенку необходима активная помощь взрослого, в некоторых случаях неэффективны повторные инструкции.
Исследования показывают, что младшие школьники с нормальным развитием речи, как правило, находятся на IV уровне успешности. Уровень III указывает либо о парциальных (частичных, отдельных) речевых расстройств, либо о негрубом общем недоразвитие речи. Уровни I и II успешности однозначно указывают на наличие системной речевой патологии
Слайд 10
Изучение процесса письма проходило на основе анализа письменных работ детей, в которых были выявлены количество и характер дисграфических ошибок, некоторые из работ представлены на слайде.
В качестве диагностического инструментария используются следующие виды письменных работ по методике Фотековой Т.А.:
-списывание (из печатного текста)
-списывание (из рукописного текста)
-письмо под диктовку (слуховой диктант)
-самостоятельное письмо.
Количество конкретных ошибок, допущенных во всех трех типах письменных заданий, было суммировано для каждого учащегося, и был определен уровень успеха при выполнении задания. Характеристики навыков письма у учащихся экспериментальной группы представлены на слайде в виде таблицы и гистограммы, которые демонстрирует, что дети показали зависимость количества ошибок от типа письменной работы. Наибольшее количество ошибок, допущенных при диктовке, меньше при списывании. Это объясняется тем, что списывание является наиболее простым типом письменной работы, которая не требует самостоятельного грамматического структурирования. При списывании дополнительно осуществляется опора на визуальный анализатор. Проанализировав письменную работу детей, направленную на проверку состояния письма, мы обнаружили, что у 100% детей в экспериментальной группе были конкретные ошибки. Следует отметить, что у большинства учащихся - 70% прослеживаются ошибки, характеризующиеся недостаточным формированием различных форм анализа и синтеза языка. Это подтверждает наличие следующих ошибок в письменной работе детей, которые представлены на слайде: - пропуск букв, обозначающих согласные и гласные звуки - 60%, например, вместо СПУСТИЛИСЬ ученик написал ПУСТИЛИСЬ; ИЗ ТРАВЫ ребенок пишет И ТРАВЫ, СИДЕЛА ученик написал СДЕЛА; - вставка гласных и согласных, слогов - 40%, например, слово ТЁПЛЫЕ учащийся пишет ТЕПЛЫЕ, или слово ЛЕГЛА записано ЛЕЕГЛА, а в слове ОТЦВЕЛИ ученик пишет ОТЦВЕТЕЛИ; -раздельное и непрерывное написание самостоятельных слов и самостоятельных и служебных слов - 50%, например, ОНСТАЛ НАЗЕМЛЮ, ВЛЕСУ. Навыки чтения также находятся на низком уровне: скорость и правильность чтения (3 уровень успеха). Характеристика навыков чтения у учащихся экспериментальной группыпредставлена на слайде в виде таблицы и гистограммы. Результаты обследования письменной речи учащихся экспериментальной группы по методике Фотековой Т.А. показали, что 4 человека подтвердили III уровень успешности прохождения методики. 1 младший школьник - II уровень. IV уровень успешности вообще не встречался среди результатов экспериментальной группы учащихся. Таким образом, средний показатель успешности соответствует уровню III. При исследовании языкового анализа и синтеза у большинства учащихся экспериментальной группы задания вызывали определенные трудности, общие результаты представлены в таблице на слайде: - операция подсчета слов в предложении была выполнена неуверенно, были допущены ошибки. Таким образом, 60% учеников считают, что предложение ОКОЛО ДОМА РАСТЁТ ВЫСОКАЯ БЕРЁЗА, состоит из 7 слов. - при делении слов на слоги 30% учащихся справились с заданием, у детей была выраженная трудность в анализе трехсложных слов с одним или двумя закрытыми слогами, например, в слове КАРАНДАШ 40% учащихся определили 4 слога, а 30% учеников указали пять слогов. - исследуя состояние простых и сложных форм фонематического анализа, выяснилось следующее: не удалось правильно выделить первый звук в слове КРЫША - 30% детей экспериментальной группы; при выборе последнего звука в слове СТАКАН ошибки были допущены 30% детей экспериментальной группы; 40% детей экспериментальной группы не смогли определить место звука в слове ШКОЛА (начало, середина, конец). - при анализе слов по количеству звуков типичной ошибкой было занижение количества звуков при подсчете (пропуская 1-2 звука) - в 50% случаев, например, в слове ДИКТАНТ учащиеся указали 5 звуков. Таким образом, выявленные трудности фонематического восприятия, формирования звуко-слоговой структуры слова, анализа и синтеза слов у учащихся не могут не отражаться в письменных работах. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет сделать следующий вывод. Конкретные ошибки в письме допускали 100% детей, участвовавших в эксперименте. Ошибки из-за отсутствия формирования языкового анализа и синтеза навыков письма у 70% младших школьников экспериментальной группы. Это подтверждает наличие следующих ошибок в письменных работах детей: пропуск букв, обозначение согласных и гласных - 60%, вставка гласных и согласных, слогов - 40%, раздельное и непрерывное написание самостоятельных слов и самостоятельных и служебных слов - 50%. После проведения констатирующего эксперимента учащиеся разделились на группы, исходя из причин дисграфических проблем. Этими детьми допускались как одинаковые ошибки в письменных работах, так и различные. В первую группу вошли учащиеся, у которых дисграфия имеет органический характер. Во вторую группу вошли дети билингвы.
Слайд 11
Анализ данных констатирующего этапа эксперимента позволил сформулировать цель и задачи формирующего эксперимента.
Цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать содержание логопедической работы по коррекции дисграфии анализа и синтеза у учащихся младших классов малокомплектной сельской школы.
Задачи формирующего этапа эксперимента представлены на слайде.
- разработка содержания коррекционно-развивающей работы с учащимися младших классов;
- провести коррекционно-развивающую работу с учащимися младших классов;
-подобрать наглядные пособия для коррекции проявлений дисграфии анализа и синтеза у младших школьников;
-применить формы дистанционной логопедической профессиональной супервизии в разработке траектории коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками;
-определить пути и методы коррекции дисграфии у учащихся младших классов малокомплектной сельской школы.
Слайд 12
Исходя из этого, мы выдели 3 основных этапа коррекционной работы для предупреждения специфических ошибок, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза, необходима планомерная и последовательная коррекционная работа поэтому содержания логопедических занятий предусматривает проведение поэтапной коррекционно-развивающей работы:
I этап- диагностико –подготовительный;
II этап-коррекционный;
III этап – оценочный.
Слайд 13
Коррекционно-развивающая работа по преодолению дисграфии анализа и синтеза у младших школьников была направлена на:
- заполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
- заполнение пробелов в освоении словарного запаса и грамматики;
- заполнение пробелов в формировании связной речи.
Слайд 14
В нашей работе мы использовали один из видов супервизии, это когда один профессионал, более опытный, дает методические рекомендации другому коллеге. Так как наша практика проходила в сельской малокомплектной школе, где отсутствует логопункт и, следовательно, нет логопеда, учитель начальных классов выступал в роли учителя-логопеда. Но в силу своей неопытности, нам пришлось обраться к более опытному специалисту в этой области, с помощью супервизии. Учителем была описана проблема, были даны: психолого-педагогическая характеристика на каждого учащегося из экспериментальной группы, также было предоставлено видео проведения диагностики младших школьников по методики Фотековой Т.А. на констатирующем этапе, которое представлено на слайде. Результаты диагностики констатирующего эксперимента так же были переданы специалисту. В следствие этого нам даны были альтернативные предложения для коррекционно-развивающей работы с учащимися с дисграфией анализа и синтеза.
Слайд 15
Цель контрольного эксперимента: сравнить результаты диагностики письменной речи у младших школьников констатирующего эксперимента с контрольным. Оценка результативности коррекционно-развивающей работы.
Задачи контрольного этапа эксперимента представлены на слайде.
провести сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов;
оценить результативность коррекционно-развивающей работы для преодоления дисграфии анализа и синтеза.
Диагностика проводилась по той же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента: (методика Фотековой Т.А.).
Слайд 16
На данном этапе исследования приняло участие 5 детей, которые были задействованы нами на всех этапах эксперимента. При подведении итогов контрольного эксперимента, нами была составлена таблицы 5 и 6, которые представлены на слайде, для сравнения результатов начального и заключительного этапа нашего исследования, проводимого в течении нескольких месяцев.
Результаты обследования экспрессивной и импрессивной стороны речи учащихся на контрольном этапе по методике Фотековой Т.А. показали, что 4 человека подтвердили III уровень успешности прохождения методики. 1 младший школьник - II уровень. Таким образом, средний показатель успешности соответствует уровню III.
При повторном диагностическом исследовании языкового анализа и синтеза наблюдается небольшая динамика, вероятно, это связанно с тем, что большее количество учащихся из экспериментальной группы это дети билингвы. У данных обучающихся наблюдается грубые нарушения языкового анализа и синтеза, коррекция которых требует более длитель Положительная динамика наблюдается в устранение нарушений фонематического. У большинства исследуемых наблюдается достаточный уровень показателей языкового анализа. Отмечено, что у учащихся, которые принимали участие в эксперименте научились правильно определять количество и последовательность слов в предложении, безошибочно давать характеристику звуку; без опоры на схему определять звуки в слове; устанавливать последовательность звуков, местоположение по отношению друг другу, составлять слова на заданный звук.
Сравнительный анализ письменных работ (письмо под диктовку, самостоятельное письмо) показал относительную сформированность этого вида деятельности у учащихся младших классов. Отмечено, что на 64,2% учащихся относительно сформированы навыки языкового анализа и синтеза, что подразумевает развитие умения анализировать предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки и буквы. Также отмечается незначительное снижение количества специфических ошибок в письменных работах. Так 66,6 % учащихся допускали ошибки при написании предлогов со значимыми словами или отделяли приставку от остальной части слова, что является показателем недостаточного усвоения правил членения предложения на отдельные слова.
ного времени.
Таким образом, результаты, результаты контрольного эксперимента говорят об эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы и подтверждает гипотезу исследования о том, коррекционно-развивающая работа по устранению дисграфии у младших школьников в малокомплектной сельской школе будет эффект при соблюдении всех психолого-педагогических условий.
Слайд 17
Спасибо за внимание!