Методическое пособие «Исследовательская деятельность школьников в системе дополнительного образования»
Методическое пособие
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Автор:
Калинина Светлана Владимировна,
Педагог дополнительного образования
2018
Содержание
Содержание Программа | 2 3 |
| |
Учебно-тематические планы и содержание курсов Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности со школьниками Приложение 2. Циклограмма участия в НПК | 11 35 46 |
| |
ПРОГРАММА НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ
«ОТКРЫТИЕ»
Американский биохимик Альберт Сент- Дьерди сказал: «Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто». 1
Программа научного общества школьников разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, комплексно-целевой программы «Одаренные дети» и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса. Программа направлена на формирование общей исследовательской культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих и исследовательских способностей – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение.
Овладение исследовательскими умениями способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся и их творческих способностей. Умение выполнять исследовательскую работу – важный аспект в дальнейшем вузовском образовании. Исследовательская деятельность школьников связана с решением познавательной задачи с заранее неизвестным результатом. В отличие от научного, школьное исследование носит учебный характер, то есть направлено на развитие личности, а не на получение новых научных знаний. Школьник постепенно совершает собственные открытия, когда-то уже сделанные учёными, а бывает, что ученик занимается темой, к которой еще не было обращено внимание ученых, тогда школьник к новому собственному открытию, пусть незначительному, но своему.
Человек по своей природе – исследователь. Особенно ярко поисковая активность проявляется в юном возрасте, когда небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности.
Особая роль в формировании метапредметных результатов обучающихся принадлежит исследовательскому подходу в обучении, актуальность которого в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в настоящее время подтверждена учебно-исследовательской компонентной в структуре основной образовательной программы основного общего образования. Задача школы сегодня подготовить выпускника, не просто владеющего определенным набором знаний, а, прежде всего, умеющего добывать информацию, желающего познавать новое и стремящегося к постоянному самосовершенству.
В школе на протяжении многих лет существует научное общество школьников «Открытие», работа которого направлена на выявление интересов детей, на выстраивание индивидуального образовательного пути ученика, и, как следствие, развитие способностей и повышение мотивации к образовании каждого участника научного общества.
Актуальность программы в том, что социальный опыт ребенка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал или выучил, а то, что он пережил. И этот опыт определяет его действия и поступки. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и других учебных заведениях. Наше общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения подрастающего поколения средствами, способствующими формированию и развитию у школьников собственной учебной деятельности. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, - нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, использовать её. Следовательно, важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества.
Таким образом, цель функционирования научного общества:
повышение качества и эффективности образовательного процесса через создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности; развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Задачи:
1.Выявлять наиболее одаренных обучающихся и создавать максимально благоприятные условия для их интеллектуального развития.
2.Содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний.
3. Развивать у учащихся познавательную активность и стимулировать творческую деятельность.
4.Знакомить учащихся с методами и приемами научно- исследовательской деятельности.
5.Учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу.
6.Способствовать овладению искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами.
7.Содействовать профессиональному самоопределению учащихся.
Общая характеристика программы
Функционирование постороено таким образом, чтобы направить исследовательскую деятельность ребёнка не на глобальные проблемы, а на то, что дети могут открыть сами и исследовать
Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. В результате выполнения исследовательских работ совершенствуются все виды общеучебных умений и навыков (учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные); учащиеся получают новые и личностно значимые знания, овладевают методами научного познания и приобретают навык исследования как способа освоения действительности. Кроме того, у школьников формируется интерес к определённому виду деятельности, роду занятий. Всё это позволяет человеку в будущем получить профессиональное образование, стать успешным и конкурентоспособным в жизни.
Место программы в организации учебно-воспитательного процесса
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.
Планируемые результаты
Школьники научатся:
Применять полученные знания на практике;
Работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
Формировать собственную позицию, делать выводы;
Получат следующие умения:
Использование основных исследовательских методов;
Поиск информации;
Сбор и обработка данных;
Научное объяснение полученных результатов;
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Приобретут следующие навыки:
Определение проблемы;
Постановка целей и задач;
Работа с литературными источниками;
Планирование и оценивание своей деятельности;
Коммуникации.
Формы работы:
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
Массовая
Формы контроля:
Исследовательская работа
Участие в НПК
Содержательные линии программы:
- Образовательные линии - содержат идеи, характеризующие исследовательские методы работы над проектом и исследованием темы.
- Ценностные линии – предполагают формирование общекультурного и краеведческого мировоззрения.
- Деятельностные линии - побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.
- Творческие линии - предусматривают развитие исследовательских и творческих способностей учащихся, создание проблемных ситуаций, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте.
Возраст участников научного общества
Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов.
Структура программы
Программа рассчитана на 245 часов, то есть на 7 лет ( по одному часу в неделю, то есть 35 часов в год). Первый, второй и третий года обучения построены по принципу усложнения материала. Параллельно с различными обучающими аспектами школьники работают над созданием научно-исследовательской работы, с которой выходят на конференцию на втором году обучения. Четвертый - седьмой года обучения имеют одинаковую структуру, что соответствует тому, что учащиеся получили необходимые теоретические знания и занимаются непосредственно исследовательской деятельностью.
Учебно- тематический план
1 год | |||
Модуль 1.Вводное занятие по курсу | 1 | ||
Модуль 2.Работа с литературой | 6 | ||
Модуль 3. Работа в Word | 4 | ||
Модуль 4.Работа в PowerPoint | 4 | ||
Модуль 5. Введение в исследовательскую деятельность | 20 | ||
2 год | |||
Модуль 1. Работа с литературой | 3 | ||
Модуль 2. Microsoft Excel | 4 | ||
Модуль 3. Научно- исследовательская деятельность | 28 | ||
3 год | |||
Модуль 1. Работа с онлайн- литературой | 3 | ||
Модуль 2. Программа «Киностудия» | 4 | ||
Модуль 3. Научно- исследовательская деятельность | 28 | ||
4-7 года | | ||
Модуль 1. Работа с темой и предметной областью | 3 | ||
Модуль 2. Теоретическое обоснование исследовательской работы | 4 | ||
Модуль 3. Научно- исследовательская деятельность | 28 | ||
ИТОГО | 245 часов |
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение
1. Абрамова, С В . Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку : выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку / С.В. Абрамова // Русский язык: - 2006. - N 20. - С 2-11.
2. Баранова, Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004.-N2.-C.7-10.
3. Бельфер, М. Несколько слов об исследовательских работах школьников/М. Бельфер//Литература.- 2006. -N 17.-С.13-15.
4. Брыкова, О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: - 2006. - № 20. - 33-36.
5.Базаров Ц.Р. Управление исследовательской деятельностью старшеклассников в сельской школе / Ц.Р. Базаров // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – Вып. 15. – С. 32-35.
6. Иванчихин В. Г. Введение в научное исследование / В. Г. Иванчихин // Профильная школа. – 2010. – № 6. – С. 45-46.
7. Пахомова Н. Ю. Проектная деятельность учащихся в образовательном процессе современной школы / Н. Ю. Пахомова // Инновации в образовании. – 2011. – № 5. – С. 51-57.
8. Прищепа, Е.М. Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе / Е. М. Прищепа // Литература в школе. - 2004. - №12. – с.25.
9.Петунин О. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как способ выполнения требований ФГОС / О. В. Петунин // Инновации в образовании. – 2014. – № 1. – С. 20-26.
10. Пожидаева О. В. Юные литературоведы: достижения, проблемы, перспективы исследований / О. В. Пожидаева // Одаренный ребенок. – 2010. – № 5. – С. 46-51.
11. Прокофьев, Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников / Л. Б. Прокофьев // Школьные технологии. - 2006. - № 4. –с.12
Учебно-тематический план
1 год
№ занятия | Модуль, Тема | Кол-во часов | Вид работы | Вид контроля |
1 | Вводное занятие по курсу | 1 | Ознакомительная лекция | - |
Модуль 1. Работа с литературой | ||||
2-3 | Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог | 2 | Посещение библиотеки. Обучение работе с книгой | Беседа |
4 | Работа с литературой в сети Интернет | 1 | Лекция, семинар | Самостоятельная работа |
5-6 | Конспект. Обучение работе с текстом. | 2 | Лекция, семинар | Индивидуальный контроль |
7 | Составление и оформление списка использованной литературы и других источников, ссылок, сносок | 1 | Семинар | Письменная работа |
Модуль 2. Работа в Word | ||||
8 | Знакомство с программой. Набор текста. Сохранение текста. | 1 | Лекция, семинар | Практическая работа |
9 | Изучение клавиш клавиатуры. Вставка рисунков и фотографий. | 1 | Лекция, семинар | Практическая работа |
10 | Создание таблицы в программе. | 1 | Лекция, семинар | Практическая работа |
11 | Практикум «Оформление тестового документа в Word» | 1 | Лекция, семинар | Зачетная работа |
Модуль 3. Работа в PowerPoint | ||||
12 | Знакомство с программой. Обучение составлению презентаций. | 1 | Ознакомительная лекция, практикум | Беседа |
13 | Работа с текстом на слайдах. Вставка рисунков, таблиц, схем, диаграмм | 1 | Лекция, семинар | Тест |
14 | Создание анимации, спецэфффектов | 1 | Семинар | практикум |
15 | Создание дизайна: цвет, фон, шрифт | 1 | Семинар | Практикум |
Модуль 4. Введение в исследовательскую деятельность | ||||
16 | Знакомство с понятием «исследовательская деятельность». Целеполагание | 1 | Ознакомительная беседа | Беседа |
17 | Структура научно-исследовательской рабо- ты, требования к оформлению | 1 | Лекция, практикум | Тест |
18 | Выбор темы научно-исследовательской работы | 1 | семинар | Беседа |
19 | Определение цели и формулирование задач | 1 | Семинар | Беседа |
20 | Объектная область, объект и предмет | 1 | Семинар | Практикум |
21 | Актуальность исследования и гипотеза | 1 | Практическое занятие | Семинар |
22 | Знакомство с методами исследования. Определение методов исследования. Подбор литературы по теме. | 1 | Семинар | Беседа |
23 | Сбор теоретического материала по теме | 1 | Семинар | Самостоятельная работа |
24 | Сбор теоретического материала. Обработка информации. | 1 | Практическое занятие | Семинар |
25 | Работа с основной частью исследовательской работы | 1 | Практическое занятие | Семинар |
26 | Работа с основной частью исследовательской работы | 1 | Практическое занятие | Семинар |
27 | Проведение экспериментов, опросов, обработка материала, анализ полученных результатов | 1 | Аналитическая работа | Практикум |
28 | Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов. | 1 | Семинар | Беседа |
29. | Оформление заключения к работе. | 1 | Теоретическое занятие, практикум | Беседа |
30. | Составление библиографического списка | 1 | Семинар | Самостоятельная работа |
31 | Работа с приложениями к исследовательской работе. | 1 | Теоретическое занятие, практикум | Беседа |
32 | Составление выступления к защите исследовательской работе | 1 | Семинар | Практическое занятие |
33 | Создание презентации к исследовательской работе | 1 | Практикум | Практическое занятие |
34 | Анализ проведенных исследований. Подготовка к защите научно-исследовательских работ. | 1 | Теоретическое занятие, практикум | Беседа |
35 | Итоговое занятие. Защита исследовательских проектов | 1 | Зачетное занятие | Защита работ |
| | 35 ч. | | |
Содержание курса
Название темы | Краткое содержание темы | |
Вводное занятие по курсу | Цели и задачи курса. | |
Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог | Библиотечный каталог - это перечень книг, составленный по определенной схеме. Алфавитный и систематический каталог. Алфавитно-предметный указатель | |
Работа с литературой в сети Интернет | Первичная и вторичная информация. Работа в поисковых системах. | |
Конспект. Обучение работе с текстом. | Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее. Составление конспекта. Правила составления конспекта. | |
Составление и оформление списка использованной литературы и других источников, ссылок, сносок | Библиографический список. Структура списка. Фамилия автора и его инициалы. Заглавие. | |
Знакомство с программой. Набор текста. Сохранение текста. | Запуск программы. Основные компоненты. Работа с набором текста. Работа с курсором. | |
Изучение клавиш клавиатуры. Вставка рисунков и фотографий. | Символы. Форматирование. Вход в режим рисунка. | |
Создание таблицы в программе. | Вид таблицы. Выделение столбцов, строк. | |
Практикум «Оформление тестового документа в Word» | Применение полученных знаний на практике | |
Знакомство с программой. Обучение составлению презентаций. | Структура презентации. Тема. Сценарий презентации. | |
Работа с текстом на слайдах. Вставка рисунков, таблиц, схем, диаграмм | Подбор информации. Алгоритм вставки рисунков, таблиц, схем и диаграмм | |
Создание анимации, спецэфффектов | Виды анимаций. Подбор анимации согласно теме презентации. | |
Создание дизайна: цвет, фон, шрифт | Подбор параметров в соответствии с тематикой | |
Знакомство с понятием «исследовательская деятельность». Целеполагание | Суть исследовательской деятельности. Целеполагание – основной параметр исследовательской работы | |
Структура научно-исследовательской работы, требования к оформлению | Знакомство со структурой. Особенности оформления. | |
Выбор темы научно-исследовательской работы | Выбор темы с учетом интересов исследователя. Анализ текущей ситуации. | |
Определение цели и формулирование задач | Процесс научного поиска в виде решения основных, дополнительных задач. | |
Объектная область, объект и предмет | Учебная дисциплина, предмет. Объект как носитель проблемы. Предмет как определитель темы работы. | |
Актуальность исследования и гипотеза | Актуальность как критерий правильности выбора темы. Предположение, которое нужно доказать | |
Знакомство с методами исследования. Определение методов исследования. Подбор литературы по теме. | Эмпирический, теоретический, экспериментально – теоретический, | |
Сбор теоретического материала по теме | Теоретическая информация, оформление теоретической части | |
Сбор теоретического материала. Обработка информации. | Теоретическая информация, оформление теоретической части | |
Работа с основной частью исследовательской работы | Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал. | |
Работа с основной частью исследовательской работы | Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал. | |
Проведение экспериментов, опросов, обработка материала, анализ полученных результатов | Сбор информации путем опроса субъективных мнений респондентов разных групп. | |
Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов. | Предположение. Краткость, конкретика, точность в оформлении выводов. Соответствие целям и задачам. | |
Оформление заключения к работе. | Согласованность с целью и задачами. Лаконичность. Соответствие все теме работы. Краткий пересказ всей работы. | |
Составление библиографического списка | Нумерация всей использованной литературы сплошная от первого до последнего источника. | |
Работа с приложениями к исследовательской работе. | Схемы, таблицы. рисунки | |
Составление выступления к защите исследовательской работе | Краткое изложение сути проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости. | |
Создание презентации к исследовательской работе | Слайды, текстовая составляющая, дизайн, красочность | |
Анализ проведенных исследований. Подготовка к защите научно-исследовательских работ. | Плюсы и минусы, анализ того, что получилось и что не удалось. Отработка доклада. | |
Итоговое занятие. Защита творческих проектов. | _ |
Учебно-тематический план
2 год
№ занятия | Модуль, Тема | Кол-во часов | Вид работы | Вид контроля | ||||||||
Модуль 1. Работа с литературой | ||||||||||||
1 | Вводное занятие. Знакомство с научной литературой | 1 | Ознакомительное чтение | Письменная работа | ||||||||
2 | Глубокое чтение и анализ | 1 | семинар | Беседа | ||||||||
3 | Выписки, аннотация, конспекты | 1 | Теоретическое занятие + семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
Модуль 2. Microsoft Excel | ||||||||||||
4 | Создание таблиц в Excel | 1 | Теоретическое занятие + практика | Семинар | ||||||||
5 | Графики и диаграммы в Excel | 1 | Теоретическое занятие + практика | Семинар | ||||||||
6 | Взаимодействие с Word | 1 | Практическое занятие | Практикум | ||||||||
7 | Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
Модуль 3. Научно- исследовательская деятельность | ||||||||||||
8 | Определение темы работ | 1 | Семинар | Беседа | ||||||||
9 | Актуальность, цель, задачи | 1 | Практическое занятие | Практикум | ||||||||
10 | Сбор и анализ информации | 1 | Семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
11 | Сбор и анализ информации | 1 | Семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
12 | Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Живи, Кузнецкая земля» (8-11 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
13 | Сбор и анализ информации | 1 | Семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
14 | Работа над теоретической частью исследования | 1 | Семинар | беседа | ||||||||
15 | Работа над теоретической частью исследования | 1 | семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
16 | Работа с основной частью исследовательской работы | 1 | Практическое занятие | Семинар | ||||||||
17 | Работа с основной частью исследовательской работы | 1 | Практическое занятие | Семинар | ||||||||
18 | Работа с основной частью исследовательской работы | 1 | Практическое занятие | Семинар | ||||||||
19 | Работа с основной частью исследовательской работы | 1 | Практическое занятие | Семинар | ||||||||
20 | Проведение экспериментов, опросов, обработка материала, анализ полученных результатов | 1 | Аналитическая работа | Практикум | ||||||||
21 | Проведение экспериментов, опросов, обработка материала, анализ полученных результатов | 1 | Аналитическая работа | Практикум | ||||||||
22 | Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов. | 1 | Семинар | Беседа | ||||||||
23 | Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов. | 1 | Семинар | Беседа | ||||||||
24 | Оформление заключения к работе. | 1 | Теоретическое занятие, практикум | Беседа | ||||||||
25 | Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Мы – будущее Кузбасса (Юниор)» (г. Кемерово, Губернаторский многопрофильный лицей) (7-8 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
26 | Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Диалог» (г. Кемерово, КемГУ), (5-8 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
27 | Подготовка к участию в региональной НПК (г. Новокузнецк, Дворец творчества имени Н.К. Крупской), ( 5-11 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
30 | Составление библиографического списка. Работа с приложениями к исследовательской работе. | 1 | Семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
31 | Подготовка к участию в областной научно-практической конференции « Эрудит» (г. Кемерово, КемГУ), (9-11 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
32 | Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы) | 1 | Семинар | Практическое занятие | ||||||||
33 | Составление выступления к защите исследовательской работе. Создание презентации к исследовательской работе | 1 | Практикум | Практическое занятие | ||||||||
34 | Анализ проведенных исследований. Подготовка к защите научно-исследовательских работ. | 1 | Теоретическое занятие, практикум | Беседа | ||||||||
35 | Итоговое занятие. Защита исследовательских работ | 1 | Зачетное занятие | Защита работ | ||||||||
| | 35 ч | | |
Содержание курса | Краткое содержание темы |
Знакомство с научной литературой | Культура чтения, работа с книгой |
Глубокое чтение и анализ | Полное погружение в чтение. Анализ прочитанного |
Выписки, аннотация, конспекты | краткое (или полное) содержание разделов, глав, страниц источника информации. Краткая характеристика печатного издания с точки зрения содержания. Подробное изложение содержания информации. |
Создание таблиц в Excel | Автоматическое добавление столбцов и строк. Форматирование ячеек. Защита данных. Работа с таблицами. |
Графики и диаграммы в Excel | Построение графиков и диаграмм. Виды диаграмм. Работа с шаблоном графиков. |
Взаимодействие с Word | Перенос таблиц в Word. Графические объекты. Редактирование. |
Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 кл) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Определение темы работ | Выбор темы с учетом интересов исследователя. Анализ текущей ситуации. |
Актуальность, цель, задачи, объект, предмет | Процесс научного поиска в виде решения основных, дополнительных задач. |
Сбор и анализ информации | Работа с материалом, его анализ |
Сбор и анализ информации | Работа с материалом, его анализ |
Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Живи, Кузнецкая земля» (8-11 кл. | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Сбор и анализ информации | Работа с материалом, его анализ |
Работа над теоретической частью исследования | Теоретическая информация, оформление теоретической части |
Работа над теоретической частью исследования | Теоретическая информация, оформление теоретической части |
Работа с основной частью исследовательской работы | Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал. |
Работа с основной частью исследовательской работы | Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал. |
Работа с основной частью исследовательской работы | Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал. |
Работа с основной частью исследовательской работы | Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал. |
Проведение экспериментов, опросов, обработка материала, анализ полученных результатов | Сбор информации путем опроса субъективных мнений респондентов разных групп. |
Проведение экспериментов, опросов, обработка материала, анализ полученных результатов | Сбор информации путем опроса субъективных мнений респондентов разных групп. |
Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов. | Предположение. Краткость, конкретика, точность в оформлении выводов. Соответствие целям и задачам. |
Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов. | Предположение. Краткость, конкретика, точность в оформлении выводов. Соответствие целям и задачам. |
Оформление заключения к работе. | Согласованность с целью и задачами. Лаконичность. Соответствие все теме работы. Краткий пересказ всей работы. |
Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Мы – будущее Кузбасса (Юниор)» (г. Кемерово, Губернаторский многопрофильный лицей) (7-8 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Диалог» (г. Кемерово, КемГУ), (5-8 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Подготовка к участию в региональной НПК (г. Новокузнецк, Дворец творчества имени Н.К. Крупской), ( 5-11 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Составление библиографического списка. Работа с приложениями к исследовательской работе. | Нумерация всей использованной литературы сплошная от первого до последнего источника. Схемы, таблицы. рисунки |
Подготовка к участию в областной научно-практической конференции « Эрудит» (г. Кемерово, КемГУ), (9-11 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Составление выступления к защите исследовательской работе. Создание презентации к исследовательской работе | Краткое изложение сути проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости. Слайды, текстовая составляющая, дизайн, красочность |
Анализ проведенных исследований. Подготовка к защите научно-исследовательских работ. | Плюсы и минусы, анализ того, что получилось и что не удалось. Отработка доклада. |
Итоговое занятие. Защита исследовательских работ | - |
Учебно-тематический план
3 год
№ занятия | Модуль, Тема | Кол-во часов | Вид работы | Вид контроля | ||||||||
Модуль 1. Работа с онлайн- литературой | ||||||||||||
1 | Вводное занятие. Знакомство с сайтами и сетевой литературой | 1 | Ознакомительное занятие | беседа | ||||||||
2 | Работа с литературой, конспектирование, анализ | 1 | семинар | Беседа | ||||||||
3 | Выписки, аннотация, конспекты | 1 | Теоретическое занятие + семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
Модуль 2. Программа «Киностудия» | ||||||||||||
4 | Знакомство с программой. «Анимация», "Визуальные эффекты», «Проект», «Вид» | 1 | Теоретическое занятие + практика | Семинар | ||||||||
5 | «Анимация», "Визуальные эффекты», «Проект», «Вид» | 1 | Теоретическое занятие + практика | Семинар | ||||||||
6 | Работа со звуком. Вставка и обрезка звука. | 1 | Практическое занятие | Практикум | ||||||||
7 | Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
Модуль 3. Научно- исследовательская деятельность | ||||||||||||
8 | Определение темы работ | 1 | Семинар | Беседа | ||||||||
9 | Актуальность, цель, задачи | 1 | Практическое занятие | Практикум | ||||||||
10 | Сбор и анализ информации | 1 | Семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
11 | Сбор и анализ информации | 1 | Семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
12 | Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Живи, Кузнецкая земля» (8-11 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
13 | Сбор и анализ информации | 1 | Семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
14 | Работа над теоретической частью исследования | 1 | Семинар | беседа | ||||||||
15 | Работа над теоретической частью исследования | 1 | семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
16 | Работа с основной частью исследовательской работы | 1 | Практическое занятие | Семинар | ||||||||
17 | Работа с основной частью исследовательской работы | 1 | Практическое занятие | Семинар | ||||||||
18 | Работа с основной частью исследовательской работы | 1 | Практическое занятие | Семинар | ||||||||
19 | Работа с основной частью исследовательской работы | 1 | Практическое занятие | Семинар | ||||||||
20 | Проведение экспериментов, опросов, обработка материала, анализ полученных результатов | 1 | Аналитическая работа | Практикум | ||||||||
21 | Проведение экспериментов, опросов, обработка материала, анализ полученных результатов | 1 | Аналитическая работа | Практикум | ||||||||
22 | Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов. | 1 | Семинар | Беседа | ||||||||
23 | Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов. | 1 | Семинар | Беседа | ||||||||
24 | Оформление заключения к работе. | 1 | Теоретическое занятие, практикум | Беседа | ||||||||
25 | Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Мы – будущее Кузбасса (Юниор)» (г. Кемерово, Губернаторский многопрофильный лицей) (7-8 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
26 | Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Диалог» (г. Кемерово, КемГУ), (5-8 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
27 | Подготовка к участию в региональной НПК (г. Новокузнецк, Дворец творчества имени Н.К. Крупской), ( 5-11 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
30 | Составление библиографического списка. Работа с приложениями к исследовательской работе. | 1 | Семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
31 | Подготовка к участию в областной научно-практической конференции « Эрудит» (г. Кемерово, КемГУ), (9-11 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
32 | Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы) | 1 | Семинар | Практическое занятие | ||||||||
33 | Составление выступления к защите исследовательской работе. Создание презентации к исследовательской работе | 1 | Практикум | Практическое занятие | ||||||||
34 | Анализ проведенных исследований. Подготовка к защите научно-исследовательских работ. | 1 | Теоретическое занятие, практикум | Беседа | ||||||||
35 | Итоговое занятие. Защита исследовательских работ | 1 | Зачетное занятие | Защита работ | ||||||||
| | 35 ч | | |
ССссССсссСодержание курса Название темы | Краткое содержание темы |
Знакомство с сайтами и сетевой литературой | Поисковые системы электронных библиотек и сайтов. |
Работа с литературой, конспектирование, анализ | Составление плана литературного обзора. проверка, обобщение и критическая оценка записанного, его редактирование для возможного использования в своей работе; |
Выписки, аннотация, конспекты | Ссылки на источники. Классификация собранного материала. |
Знакомство с программой. «Анимация», "Визуальные эффекты», «Проект», «Вид» | Технология создания слайд- фильма в программе «киностудия». Создание анимаций. Работа с видео. |
«Анимация», "Визуальные эффекты», «Проект», «Вид» | Технология создания слайд- фильма в программе «киностудия». Создание анимаций. Работа с видео. |
Работа со звуком. Вставка и обрезка звука. | Добавление музыкального сопровождения. Изменение начальной и конечной точки воспроизведения музыки |
Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Определение темы работ | Выбор темы с учетом интересов исследователя. Анализ текущей ситуации. |
Актуальность, цель, задачи | Процесс научного поиска в виде решения основных, дополнительных задач. |
Сбор и анализ информации | Работа с материалом, его анализ |
Сбор и анализ информации | Работа с материалом, его анализ |
Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Живи, Кузнецкая земля» (8-11 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Сбор и анализ информации | Работа с материалом, его анализ |
Работа над теоретической частью исследования | Теоретическая информация, оформление теоретической части |
Работа над теоретической частью исследования | Теоретическая информация, оформление теоретической части |
Работа с основной частью исследовательской работы | Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал. |
Работа с основной частью исследовательской работы | Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал. |
Работа с основной частью исследовательской работы | Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал. |
Работа с основной частью исследовательской работы | Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал. |
Проведение экспериментов, опросов, обработка материала, анализ полученных результатов | Сбор информации путем опроса субъективных мнений респондентов разных групп. |
Проведение экспериментов, опросов, обработка материала, анализ полученных результатов | Сбор информации путем опроса субъективных мнений респондентов разных групп. |
Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов. | Предположение. Краткость, конкретика, точность в оформлении выводов. Соответствие целям и задачам. |
Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов. | Предположение. Краткость, конкретика, точность в оформлении выводов. Соответствие целям и задачам. |
Оформление заключения к работе. | Согласованность с целью и задачами. Лаконичность. Соответствие все теме работы. Краткий пересказ всей работы. |
Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Мы – будущее Кузбасса (Юниор)» (г. Кемерово, Губернаторский многопрофильный лицей) (7-8 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Диалог» (г. Кемерово, КемГУ), (5-8 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Подготовка к участию в региональной НПК (г. Новокузнецк, Дворец творчества имени Н.К. Крупской), ( 5-11 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Составление библиографического списка. Работа с приложениями к исследовательской работе. | Нумерация всей использованной литературы сплошная от первого до последнего источника. Схемы, таблицы. рисунки |
Подготовка к участию в областной научно-практической конференции « Эрудит» (г. Кемерово, КемГУ), (9-11 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Составление выступления к защите исследовательской работе. Создание презентации к исследовательской работе | Краткое изложение сути проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости. Слайды, текстовая составляющая, дизайн, красочность |
Анализ проведенных исследований. Подготовка к защите научно-исследовательских работ. | Плюсы и минусы, анализ того, что получилось и что не удалось. Отработка доклада. |
Итоговое занятие. Защита исследовательских работ | Подведение итогов |
Учебно-тематический план
4-7 года
№ занятия | Модуль, Тема | Кол-во часов | Вид работы | Вид контроля | ||||||||
Модуль 1. Работа с темой и предметной областью | ||||||||||||
1 | Вводное занятие | 1 | Лекция | Ответы на вопросы | ||||||||
2 | Мотивационный компонент в исследовательской деятельности | 1 | Семинар | Беседа | ||||||||
3 | Определение предметной области и темы работы | 1 | Теоретическое занятие + семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
Модуль 2. Теоретическое обоснование исследовательской работы | ||||||||||||
4 | Цели и задачи. Актуальность. | 1 | Теоретическое занятие + практика | Семинар | ||||||||
5 | Методы. Исследования в этой области. | 1 | Теоретическое занятие + практика | Семинар | ||||||||
6 | Гипотеза | 1 | Практическое занятие | Практикум | ||||||||
7 | Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
Модуль 3. Научно- исследовательская деятельность | ||||||||||||
8 | Практическое применение работы | 1 | Семинар | Беседа | ||||||||
9 | Сбор и анализ информации | 1 | Семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
10 | Сбор и анализ информации | 1 | Семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
11 | Сбор и анализ информации | 1 | Семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
12 | Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Живи, Кузнецкая земля» (8-11 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
13 | Работа над теоретической частью исследования | 1 | Семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
14 | Работа над теоретической частью исследования | 1 | Семинар | беседа | ||||||||
15 | Работа над теоретической частью исследования | 1 | семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
16 | Работа с основной частью исследовательской работы | 1 | Практическое занятие | Семинар | ||||||||
17 | Работа с основной частью исследовательской работы | 1 | Практическое занятие | Семинар | ||||||||
18 | Работа с основной частью исследовательской работы | 1 | Практическое занятие | Семинар | ||||||||
19 | Работа с основной частью исследовательской работы | 1 | Практическое занятие | Семинар | ||||||||
20 | Проведение экспериментов, опросов, обработка материала, анализ полученных результатов | 1 | Аналитическая работа | Практикум | ||||||||
21 | Проведение экспериментов, опросов, обработка материала, анализ полученных результатов | 1 | Аналитическая работа | Практикум | ||||||||
22 | Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов. | 1 | Семинар | Беседа | ||||||||
23 | Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов. | 1 | Семинар | Беседа | ||||||||
24 | Оформление заключения к работе. | 1 | Теоретическое занятие, практикум | Беседа | ||||||||
25 | Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Мы – будущее Кузбасса (Юниор)» (г. Кемерово, Губернаторский многопрофильный лицей) (7-8 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
26 | Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Диалог» (г. Кемерово, КемГУ), (5-8 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
27 | Подготовка к участию в региональной НПК (г. Новокузнецк, Дворец творчества имени Н.К. Крупской), ( 5-11 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
30 | Составление библиографического списка. Работа с приложениями к исследовательской работе. | 1 | Семинар | Самостоятельная работа | ||||||||
31 | Подготовка к участию в областной научно-практической конференции « Эрудит» (г. Кемерово, КемГУ), (9-11 классы) | 1 | Практическое занятие | Самостоятель ная работа | ||||||||
32 | Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы) | 1 | Семинар | Практическое занятие | ||||||||
33 | Составление выступления к защите исследовательской работе. Создание презентации к исследовательской работе | 1 | Практикум | Практическое занятие | ||||||||
34 | Анализ проведенных исследований. Подготовка к защите научно-исследовательских работ. | 1 | Теоретическое занятие, практикум | Беседа | ||||||||
35 | Итоговое занятие. Защита исследовательских работ | 1 | Зачетное занятие | Защита работ | ||||||||
| | 35 ч | | |
Содержание курса Название темы | Краткое содержание темы |
Вводное занятие | Постановка целей и задач на год |
Мотивационный компонент в исследовательской деятельности | Готовность к исследовательской деятельности |
Определение предметной области и темы работы | Определение интересов и увлечений. Актуальность выбранной темы. |
Цели и задачи. Актуальность. | Процесс научного поиска в виде решения основных, дополнительных задач. |
Методы. Исследования в этой области. | Теоретический, эмпирический, эксперимен- тальный методы. Ученые, занимающиеся в этой области |
Гипотеза | Предположение, требующее доказательств |
Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Практическое применение работы | Интеграция работы с другими предметными областями |
Сбор и анализ информации | Работа с материалом, его анализ |
Сбор и анализ информации | Работа с материалом, его анализ |
Сбор и анализ информации | Работа с материалом, его анализ |
Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Живи, Кузнецкая земля» (8-11 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Работа над теоретической частью исследования | Теоретическая информация, оформление теоретической части |
Работа над теоретической частью исследования | Теоретическая информация, оформление теоретической части |
Работа над теоретической частью исследования | Теоретическая информация, оформление теоретической части |
Работа с основной частью исследовательской работы | Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал. |
Работа с основной частью исследовательской работы | Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал. |
Работа с основной частью исследовательской работы | Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал. |
Работа с основной частью исследовательской работы | Глубина исследования, раскрытие темы или проблемы через представленный материал. |
Проведение экспериментов, опросов, обработка материала, анализ полученных результатов | Сбор информации путем опроса субъективных мнений респондентов разных групп. |
Проведение экспериментов, опросов, обработка материала, анализ полученных результатов | Сбор информации путем опроса субъективных мнений респондентов разных групп. |
Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов. | Предположение. Краткость, конкретика, точность в оформлении выводов. Соответствие целям и задачам. |
Подведение итогов. Обобщение. Формулирование выводов. | Предположение. Краткость, конкретика, точность в оформлении выводов. Соответствие целям и задачам. |
Оформление заключения к работе. | Согласованность с целью и задачами. Лаконичность. Соответствие все теме работы. Краткий пересказ всей работы. |
Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Мы – будущее Кузбасса (Юниор)» (г. Кемерово, Губернаторский многопрофильный лицей) (7-8 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Подготовка к участию в областной научно-практической конференции «Диалог» (г. Кемерово, КемГУ), (5-8 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Подготовка к участию в региональной НПК (г. Новокузнецк, Дворец творчества имени Н.К. Крупской), ( 5-11 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Составление библиографического списка. Работа с приложениями к исследовательской работе. | Нумерация всей использованной литературы сплошная от первого до последнего источника. Схемы, таблицы. рисунки |
Подготовка к участию в областной научно-практической конференции « Эрудит» (г. Кемерово, КемГУ), (9-11 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Подготовка к ежегодной Международной конференции НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) историко-филологического факультета (5-11 классы) | Выступление. Презентация. Отработка выступления. |
Составление выступления к защите исследовательской работе. Создание презентации к исследовательской работе | Краткое изложение сути проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости. Слайды, текстовая составляющая, дизайн, красочность |
Анализ проведенных исследований. Подготовка к защите научно-исследовательских работ. | Плюсы и минусы, анализ того, что получилось и что не удалось. Отработка доклада. |
Итоговое занятие. Защита исследовательских работ | Подведение итогов |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Современная социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы не только обученного, но и, самое главное, обучаемого, что обязывает школу предоставить качественное образование, которое должно формировать личностно значимые знания и способы деятельности, развить стремление к творчеству, индивидуальность школьника. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Учащиеся не в состоянии ориентироваться в этом потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные, использовать их в своей деятельности. Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уметь анализировать ситуацию и адекватно изменять свою деятельность. Важно понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Творческий, исследовательский подход становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому изменились взгляды и на учебный процесс, появилась необходимость внедрять новые технологии, искать новые подходы.
Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация научно – исследовательской деятельности. Тем более что современная система образования с внедрением ФГОС ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы.
«Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка» - такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики.
Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Исследовательская деятельность является действенным средством личностного развития школьников, что непосредственно отражает основополагающую цель современного отечественного образования, как она декларируется в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
а) во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения их на практике);
б) в организации учебной и внеучебной, научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;
г) в изменении характера взаимоотношений «учитель – ученик – коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.
Функции исследовательского подхода в обучении:
воспитание познавательного интереса;
создание положительной мотивации учения и образования;
формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
развитие интеллектуальной сферы личности;
формирование умений и навыков самообразования;
развитие познавательной активности.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться . Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Научно-исследовательская деятельность учащихся является одним из приоритетных направлений образования. Ставя перед собой задачу формирования творческой личности, я планирую работу по подготовке учащихся к исследовательской, поисковой деятельности начиная с 5-го класса. Это индивидуальный, личностно-ориентированный подход к образованию каждого школьника. Психологические исследования показывают, что раннее начало творческой деятельности положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребенка. Мы стимулируем ученика на рефлексивное восприятие материала, формируем умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Я считаю, что научно-исследовательская деятельность учащихся должна носить системный характер: от индивидуального исследования по теме, по предмету к групповому телекоммуникационному проекту с широким охватом многих областей знаний. Начиная работу над исследованием с учеником, представляю учащимся возможность выбора тем. Такая личностная ориентация позволяет максимально приблизить темы научно-исследовательских работ к жизни самого ученика, его семьи, товарищей, сделать его исследование интересным и нужным. К экспертизе работ детей привлекаются ученые: кандидаты и доценты.
Важно, чтобы дети чувствовали важность вложенного труда в ту или иную работу. Для этого положительным моментом будет организация выступления авторов своих исследовательских на более широкой аудитории и на более высоком уровне. Я с этой целью организую выступление школьников на конференциях городского, регионального и международного уровней. В данном случае не победа, а даже общение в высокоинтеллектуальной среде доставляет учащимся максимум удовольствия. А если работа поощряется призовыми местами, то это становится стимулом к дальнейшей научно-исследовательской деятельности. Участие в конференциях, форумах формирует у учащихся навыки научных дискуссий и умение правильно представлять свои достижения.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.
Хочется отметить, что научно-исследовательская деятельность - это не обязательно только конференции и защита выполненных проектов. Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс. Даже если сравнить его с “игрой в науку”, то подобная “игра” стоит того, чтобы ею увлекали, так как учащиеся получают реальный шанс поучаствовать в различных видах деятельности, выбрать то, что им действительно интересно для дальнейшей учебы, по-другому взглянуть на окружающую их действительность. Учитель же должен стремиться к исследовательской составляющей и в обычных учебных занятиях. Научно-исследовательская деятельность ведет к изменению позиции учителя, поскольку он должен быть организатором познавательной деятельности своих учеников, а не носителем готовых знаний. Ученики являются не пассивными, а активными участниками процесса познания, так как они разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы; то есть, научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Такой вид деятельности способствует воспитанию творчески саморазвивающейся личности, способной реализовать свои личностные, интеллектуальные и индивидуальные запросы, способствует формированию разносторонне развитого и эрудированного гражданина, собирающегося заниматься умственным трудом.
Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников:
мыслительных умений и навыков; анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умения видеть противоречия;
умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
специальных исследовательских умений и навыков.
Н а вопрос, “Чем для вас является исследовательская работа ?”, учащиеся дали следующие ответы, что “научная работа– это….. (см. рис.1) Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Самое главное выработать план работы. Я предлагаю схему проведения исследования, по которой работаю:
Этап работы | Цель |
1. Актуализация проблемы | Выявление проблемы и определение направления будущего исследования |
2. Определение сферы исследования | Формулирование основных вопросов, ответы на которые нужно найти |
3. Выбор темы исследования | Обозначение границы исследования |
4. Выработка гипотезы | Разработка гипотез или гипотезы |
5. Выявление и систематизация подходов к решению | Выбор методов исследования. |
6.Определение последовательности проведения исследования. | Проведение исследования в определенной последовательности |
7. Сбор и обработка информации | Фиксация полученных знаний |
8. Анализ и обобщение полученных материалов | Структуризация полученного материала, с использованием известных логических правил и приемов |
9. Подготовка выступления | Определение основных понятий, подготовка сообщений по результатам исследования |
10. Доклад | Публичная защита |
11. Обсуждение итогов завершенной работы | Анализ проделанной работы, выявление преимуществ и недостатков |
Приложение 2. Циклограмма участия в НПК
№ | Название конференции | Уровень | Организатор | Период |
1 | Коммуникативная культура школьников | Международный (всероссийский) | НФИ КемГУ, историко-филологический факультет (г. Новокузнецк) | Октябрь |
2 | Живи, Кузнецкая земля | Областной | ГАУДО « Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий» (г. Кемерово) | Октябрь- ноябрь |
3 | Конференция для учащихся 9-11 классов | Региональный | НФИ КемГУ (г. Новокузнецк) | Февраль |
4 | Мы – будущее Кузбасса «Юниор» | Областной | Государственное образовательное учреждение «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат» (г. Кемерово) | Март |
5 | Научно-исследовательская конференция учащихся | региональный | МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т им. Н. К. Крупской». (г. Новокузнецк) | Март |
6 | НПК школьников Новокузнецкого района | Муниципальный | МБОУ ДПО "Информацион но - методический центр Новокузнецкого района Кемеровской области" | Март |
7 | Диалог | Областной | КемГУ (г. Кемерово) | Март-апрель |
8 | Цвети, Кузбасская земля | областной | МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» | март |
9 | Эрудит | Областной | КемГУ (г. Кемерово) | апрель |
10 | Кузбасские истоки | областной | Департамент образования и науки Кемеровской области и ГБНОУ «Губернаторская женская гимназия-интернат» | Апрель |
11 | Коммуникативная культура школьников | Международный | НФИ КемГУ, историко-филологический факультет (г. Новокузнецк) | апрель |