12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Милосердова Ирина Васильевна39
5

Организация исследовательской деятельности обучающихся в гуманитарном направлении в системе дополнительного образования

И.В. Милосердова

МБОУ ДО Жердевский ДДТ г. Жердевка

E-mail: miloserdova.irina1965@mail.ru



Организация исследовательской деятельности обучающихся в гуманитарном направлении в системе дополнительного образования

Приобщение талантливых и способных учащихся к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования, творческого роста и профессиональной ориентации. Речь идет об исследовательской деятельности в гуманитарном направлении в системе дополнительного образования.

Исследовательская деятельность не может носить массовый характер и проводится с наиболее увлеченными, заинтересованными и способными учащимися в групповой или индивидуальной форме.

Цель такой работы – сформировать у учащихся социально-активную жизненную позицию и подготовить их к ведению исследовательской деятельности.

«Профессиональное мастерство в любой специальности определяется знаниями и умениями специалиста. Знать необходимо все то, что уже достигнуто в данной отрасли знаний, т.е. то, что добыто другими. Уметь же, как известно, всегда следует самому» [1, с. 55].

Главная задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у учащихся четкое понимание основных отличий исследования от других видов творческой деятельности, так как в гуманитарном направлении учащиеся порой не прослеживают четкой грани между ними. Нередко можно столкнуться с такой ситуацией, когда исследовательская работа подменяется работой реферативной. Важно объяснить учащимся, что при реализации творческой деятельности главным является подход к организации деятельности, а не состав источников, на основании которых выполняется работа. Ведь используя одни и те же источники, возможно выполнить как исследовательскую, так и реферативную работу.

Суть исследовательской работы заключается в сопоставлении источников информации, их творческом анализе и произведенных на их основании самостоятельных выводов, в то время как реферативная работа преследует своей целью наиболее полное освещение избранной проблемы.

В процессе формирования навыков исследовательской деятельности учащихся решается ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач, способствующих формированию необходимых профессиональных и личностных качеств.

«Для того чтобы деятельность учащегося стала исследовательской, педагог в своей образовательной программе должен ставить цель – обучить учащихся методам, принципам, формам и способам научного исследования, дать возможность самореализоваться учащемуся через решение задач научного характера по индивидуальной теме. При этом исследователь должен четко представлять, что он должен получить, каким образом и когда сможет достичь конечного результата»[1, с. 55].

Я хочу более подробно рассмотреть этот вопрос на примере ведения исследовательской деятельности учащихся на базе объединения МБОУ ДО Жердевский ДДТ «Интеллект». Учащаяся объединения «Интеллект» Артемьева Варвара на протяжении 3-лет (2017г., 2018г., 2019г.) принимала активное участие в исследовательской деятельности в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы» (далее – Конкурс), где в номинациях гуманитарного направления («Литературоведение», «Искусствоведение», «Литературное краеведение») трижды занимала третье место в своей возрастной категории на региональном уровне. Достижению такого результата предшествовала кропотливая работа, в процессе которой происходило формирование ряда исследовательских навыков.

Одним из главных показателей деятельности учащихся в данном направлении является то, что в результате исследовательской деятельности у них формируется умение выделять наиболее важную проблему исследования из ряда побочных факторов. Так, в процессе исследовательской деятельности в номинации «Литературное краеведение» в рамках Конкурса В. Артемьева решила представить в своей работе литературное творчество нашего земляка, преподавателя ТОГБОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности», кандидата исторических наук Василия Анатольевича Краснова. Она присутствовала на творческих мероприятиях В.А. Краснова, познакомилась с его поэтическими произведениями, вошедшими в сборник стихов «Красное солнышко».

Как выяснилось, творческая деятельность В.А. Краснова оказалась весьма многогранной: как профессиональный историк, он затрагивает в своих произведениях тему исторических событий, как замечательный краевед и патриот своей малой Родины он занимается исследованием истории села Сукмановка Жердевского района. Интересны все направления, однако, объем исследовательской работы ограничен и не позволяет вместить всю ту информацию, которую автору исследования хотелось бы донести до читателей. В данном случае педагогу необходимо подтолкнуть учащихся к мысли о том, что для любой творческой личности, которой с полным правом можно назвать В.А. Краснова, существует своя, наиболее близкая сердцу тема, которая способствует наиболее полному раскрытию его личности, являясь источником его вдохновения. А для автора исследования эта тема может стать тем благодатным материалом, который поможет ему не только раскрыть объект исследования, но и в полной мере проявить свои творческие способности. Так было и в данном случае. В поисках темы исследования В. Артемьева, перечитала поэтический сборник «Красное солнышко», познакомилась с биографией В.А. Краснова. В процессе кропотливой, но интересной работы была найдена тема – это тема природы и охоты, которая сопровождает поэта на всем его жизненном и творческом пути. Таким образом, была сформулирована и цель исследования.

В результате творческого поиска у учащейся нашего объединения сформировались такие немаловажные качества, как: умение анализировать источники информации, сопоставлять факты, обобщать полученные данные, делать выводы.

Однако, используя только литературные источники, подчас сложно создать продукт исследовательской деятельности, особенно, если речь идёт о творческой личности. Здесь уже необходимо владение такими навыками исследования, как умение контактировать с людьми, интервьюирование, проведение беседы и анализ полученной информации. Всем этим навыкам также следует предварительно обучить учащихся с элементами практического применения.

В процессе исследования жизненного и творческого пути личности получается первичный продукт краеведческой деятельности (результаты беседы, опроса, интервью, запись воспоминаний, анализ литературных источников), которому необходимо придать художественную форму для дальнейшей презентации.

Немаловажное значение имеет название исследовательской работы. Здесь необходимо объяснить учащимся, что название работы должно раскрывать её содержание. Таким образом, на данном примере, сопоставляя полученные данные о жизненном и творческом пути В.А. Краснова, приходим к выводу о том, что название исследования должно отражать взаимосвязь жизненного кредо и творчества поэта, и в работе необходимо отразить эту взаимосвязь. В. Артемьева озаглавила свою работу «Поэзия, рожденная жизнью». Здесь проявились элементы творческого поиска и фантазии учащейся.

Приступая к оформлению результатов исследования, учащийся порой обладает большим объемом информации и огромным количеством данных и фактов, играющих иногда маловажную роль в раскрытии темы исследования. Учащимся, как правило, хочется представить весь собранный в результате исследовательской деятельности, материал, однако педагогу следует удержать их от таких действий. В данном случае необходимо обратить внимание учащихся на значимость фактического материала для данной исследовательской работы и помочь синтезировать его. Ведь для представления результатов исследования важны значимые факты, а детальные подробности, какими бы интересными они не казались, могут способствовать отклонению от основной темы исследования. В процессе обработки исследовательского материала формируется понятие «рабочий материал» и «результат исследовательской деятельности».

Создавая продукт исследовательской деятельности, необходимо решить вопрос о том, в каком виде он будет представлен для аудитории читателей или слушателей. Это может быть доклад, презентация, буклет. В любом случае необходимо обучить учащихся правилам составления и представления доклада, правилам оформления и публичного представления презентации и тематического буклета. Информация должна быть представлена так, чтобы выступающий сумел донести до аудитории всю индивидуальность своего исследования, заинтересовать их темой своего выступления. При подготовке к публичному представлению исследовательской работы и публичному выступлению, учащийся приобретает умение выстраивать логику научного сообщения, а также нормы этики, принятые в научном мире, предусматривающие нормы культурного поведения при выступлении партнеров.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся в гуманитарном направлении способствует формированию познавательной активности, индивидуальных творческих качеств, логического и научного мышления.

Список литературы

1. Исследовательская работа школьников/сост. Н.С. Криволап. – Мн.: Красико-Приит, 2005. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.