12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баранова Оксана Анатольевна26

Баранова О.А. учитель

технологии МОУ «СОШ №4» г. Энгельса


Исследовательская деятельность учителя на уроках технологии

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

С этой целью необходимо проводить исследовательскую работу в системе урочной и внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Почему исследовательская деятельность эффективный способ образовательной деятельности для ученика?

Это деятельность, направленная на создание определенной творческой работы интересна и значима для самих авторов. Нельзя человека принудить к творчеству. Для учащихся важно на деле ощутить ситуацию успеха, почувствовать себя нужным, осознать свои возможности, свой вклад в общее дело.

При этом способе обучающийся учится делать выбор, нести ответственность за начатое дело и результат. Поскольку при создании своей собственной творческой работы школьник будет стремиться проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.

Эта деятельность позволит не только проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, а еще и принести пользу, показать публично достигнутый результат. В ходе сотрудничества учащиеся учатся намечать цели и задачи деятельности, искать пути их решения, создавать творческие композиции, изучать разные творения мастеров изобразительного искусства, отстаивать свою точку зрения, действовать самостоятельно, корректировать свою деятельность, сравнивая полученное с требуемым.

Для ученика это также возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, где важным моментом можно считать формирование позитивного отношения к работе.

Условие эффективности: учащиеся должны владеть первоначальными общеучебными умениями, в т.ч. и умениями работать с информацией и конечно практическими умениями, связанными с ИЗО деятельностью т. к. все этапы представлены наглядно.


Основные направления исследовательской работы:

Включение в исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с их выявленными научными интересами.

Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.

Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их и участию в конференциях.

Подготовка, организация и проведение НПК, олимпиад.

При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагога становятся:

актуализация исследовательской потребности ученика;

вовлечение в поисковую деятельность;

поиск средств, активизирующий процесс познания;

помощь в выработке индивидуальной стратегии познания;

содействие в осознании исследования как отражении познавательной потребности;

доведение ученика до результативности в деятельности;

создание условий, стимулирующих познавательную активность.

Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою успешность в этом процессе. Это зависит от учителя, его умения организовать деятельность ученика и признание её ценности для окружающих, для сверстников.

Для того чтобы исследовательская деятельность ученика стала продуктивной для его собственного развития, принципиально важно опираться на следующие принципы:

принцип доступности;

принцип поуровневости;

принцип временного развития.


Общий вид исследовательской работы по ИЗО и технологии:

Общий вид складывается из 2 частей: теоретической (пояснительная записка) и практической (авторская композиция или работа по ДПИ).

Пояснительная записка: Главные компоненты.

Введение.

Тема для вдохновения.

Исследовательская часть.

Практическая часть.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложение (исторические наглядные варианты, их фото; собственные эскизы).

Подготовка исследования к защите должна превратиться для обучающихся в интересную многодневную игру. В ходе неё сразу заметно, как дети становятся серьёзными и важными, увлечённо, ответственно, с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают эскизы, рисунки.

Условие успеха в работе: Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку.

На учителя возлагаются следующие функциональные обязанности, учитывая способности ученика:

правильно подобрать технику исполнения для авторской работы;

постановка задач, формулировка темы, структуризация материала для пояснительной записки;

 обеспечение постоянного контроля за ходом, и сроками производимых работ; выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков;

несение персональной ответственности за грамотное изложение содержательной части;

оказание помощи в подготовке документации к защите проекта, оформление практической части и самой авторской работы;

Итог всей деятельности: Главным результатом использования исследовательских заданий в школе является развитие самого ученика за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, за счет открытия, осмысления, обобщения новых знаний и появления практических навыков создания творческой композиции от замысла до воплощения.

Раздаточный материал для учащихся.

Планирование содержания научно- исследовательской работы.

Продумывание учениками области исследовательской работы (живопись, графика, ДПИ, дизайн)_____________________________________________________________________

Продумывание учениками и формулировка темы исследовательской работы в выбранной области искусства____________________________________________________________________

Определение цели исследовательской работы

Создание композиции_________________________________________________________

Цель формируется совместно с учителем.

Формулировка ключевых задач для достижения наилучшего результата в работе.

Выбор формы отчетности________________________________________________________



Этапы информационного поиска.

Определение информационного запроса.

Поиск и локализация информации.(книги, журналы, газеты, Интернет)

Критическая оценка и сравнение полученной информации.

Презентация полученных результатов.

Подготовка отчета.


Форма отчета по информационному поиску.

Имя___________ Класс ____________________

Я хочу найти информацию о _________________________________________________

По каким ключевым словам я буду вести поиск_____________________________________________________________________

Какой иллюстративный материал мне понадобится________________________


Какие источники найдены: _____________________________________________________________________________

Технология защиты научно- исследовательской работы.

Выступление автора с докладом.

Вопросы участников конференции и ответы авторов.

Вопросы членов жюри и ответы автора.

Обмен мнениями о работе и рекомендации.

План доклада выступления автора.

1 Приветствие.

2. Тема исследовательской работы.

3. Актуальность темы исследовательской работы.

4. Цель и задачи исследовательской работы.

5. Использованные методы и средства в исследовательской работе.

6. Выбор критериев для оценивания качества практической работы.

7. История возникновения и развития техники выполненной работы.

8.Описание выполненных композиций.

9.Результаты научно- исследовательской работы.

10. Выводы научно- исследовательской работы и планирование дальнейшей деятельности в выбранной области.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.