Исследовательская деятельность учителя на уроках технологии
технологии МОУ «СОШ №4» г. Энгельса
Исследовательская деятельность учителя на уроках технологии
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
С этой целью необходимо проводить исследовательскую работу в системе урочной и внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Почему исследовательская деятельность эффективный способ образовательной деятельности для ученика?
Это деятельность, направленная на создание определенной творческой работы интересна и значима для самих авторов. Нельзя человека принудить к творчеству. Для учащихся важно на деле ощутить ситуацию успеха, почувствовать себя нужным, осознать свои возможности, свой вклад в общее дело.
При этом способе обучающийся учится делать выбор, нести ответственность за начатое дело и результат. Поскольку при создании своей собственной творческой работы школьник будет стремиться проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.
Эта деятельность позволит не только проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, а еще и принести пользу, показать публично достигнутый результат. В ходе сотрудничества учащиеся учатся намечать цели и задачи деятельности, искать пути их решения, создавать творческие композиции, изучать разные творения мастеров изобразительного искусства, отстаивать свою точку зрения, действовать самостоятельно, корректировать свою деятельность, сравнивая полученное с требуемым.
Для ученика это также возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, где важным моментом можно считать формирование позитивного отношения к работе.
Условие эффективности: учащиеся должны владеть первоначальными общеучебными умениями, в т.ч. и умениями работать с информацией и конечно практическими умениями, связанными с ИЗО деятельностью т. к. все этапы представлены наглядно.
Основные направления исследовательской работы:
Включение в исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с их выявленными научными интересами.
Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их и участию в конференциях.
Подготовка, организация и проведение НПК, олимпиад.
При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагога становятся:
актуализация исследовательской потребности ученика;
вовлечение в поисковую деятельность;
поиск средств, активизирующий процесс познания;
помощь в выработке индивидуальной стратегии познания;
содействие в осознании исследования как отражении познавательной потребности;
доведение ученика до результативности в деятельности;
создание условий, стимулирующих познавательную активность.
Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою успешность в этом процессе. Это зависит от учителя, его умения организовать деятельность ученика и признание её ценности для окружающих, для сверстников.
Для того чтобы исследовательская деятельность ученика стала продуктивной для его собственного развития, принципиально важно опираться на следующие принципы:
принцип доступности;
принцип поуровневости;
принцип временного развития.
Общий вид исследовательской работы по ИЗО и технологии:
Общий вид складывается из 2 частей: теоретической (пояснительная записка) и практической (авторская композиция или работа по ДПИ).
Пояснительная записка: Главные компоненты.
Введение.
Тема для вдохновения.
Исследовательская часть.
Практическая часть.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение (исторические наглядные варианты, их фото; собственные эскизы).
Подготовка исследования к защите должна превратиться для обучающихся в интересную многодневную игру. В ходе неё сразу заметно, как дети становятся серьёзными и важными, увлечённо, ответственно, с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают эскизы, рисунки.
Условие успеха в работе: Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку.
На учителя возлагаются следующие функциональные обязанности, учитывая способности ученика:
правильно подобрать технику исполнения для авторской работы;
постановка задач, формулировка темы, структуризация материала для пояснительной записки;
обеспечение постоянного контроля за ходом, и сроками производимых работ; выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков;
несение персональной ответственности за грамотное изложение содержательной части;
оказание помощи в подготовке документации к защите проекта, оформление практической части и самой авторской работы;
Итог всей деятельности: Главным результатом использования исследовательских заданий в школе является развитие самого ученика за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, за счет открытия, осмысления, обобщения новых знаний и появления практических навыков создания творческой композиции от замысла до воплощения.
Раздаточный материал для учащихся.
Планирование содержания научно- исследовательской работы.
Продумывание учениками области исследовательской работы (живопись, графика, ДПИ, дизайн)_____________________________________________________________________
Продумывание учениками и формулировка темы исследовательской работы в выбранной области искусства____________________________________________________________________
Определение цели исследовательской работы
Создание композиции_________________________________________________________
Цель формируется совместно с учителем.
Формулировка ключевых задач для достижения наилучшего результата в работе.
Выбор формы отчетности________________________________________________________
Этапы информационного поиска.
Определение информационного запроса.
Поиск и локализация информации.(книги, журналы, газеты, Интернет)
Критическая оценка и сравнение полученной информации.
Презентация полученных результатов.
Подготовка отчета.
Форма отчета по информационному поиску.
Имя___________ Класс ____________________
Я хочу найти информацию о _________________________________________________
По каким ключевым словам я буду вести поиск_____________________________________________________________________
Какой иллюстративный материал мне понадобится________________________
Какие источники найдены: _____________________________________________________________________________
Технология защиты научно- исследовательской работы.
Выступление автора с докладом.
Вопросы участников конференции и ответы авторов.
Вопросы членов жюри и ответы автора.
Обмен мнениями о работе и рекомендации.
План доклада выступления автора.
1 Приветствие.
2. Тема исследовательской работы.
3. Актуальность темы исследовательской работы.
4. Цель и задачи исследовательской работы.
5. Использованные методы и средства в исследовательской работе.
6. Выбор критериев для оценивания качества практической работы.
7. История возникновения и развития техники выполненной работы.
8.Описание выполненных композиций.
9.Результаты научно- исследовательской работы.
10. Выводы научно- исследовательской работы и планирование дальнейшей деятельности в выбранной области.