Исследовательская работа «Анализ уровня осведомленности учащихся 5–7 классов о здоровом питании»
Исследовательская работа
Анализ уровня осведомленности учащихся 5-7 классов
о здоровом питании
Авторы:
Евсеенко Анастасия
Курза Виктория,
Полякова Карина,
учащиеся 7 класса
МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска
Руководитель
Легоцкая Вера Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска
Брянск-2017
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
1. Что такое здоровое питание. Определение понятий…….……………. 5
2. Анализ уровня осведомленности учащихся 5-7 классов о здоровом питании………………………………………………………………………11
3. Комплекс мер для повышения уровня осведомленности учащихся
о вопросах здорового питания……………………………………….….20
Заключение…………………………………………………………………..21
Список использованной литературы………………………………………22
Приложение………………………………………………………………….24
Введение
Ни для кого не секрет, что здоровое питание является одной из составляющих здорового образа жизни и, следовательно, залогом сохранения и укрепления здоровья. Особенно это важно знать школьникам, потому что правильное питание способствует гармоничному физическому и психическому развитию подростков, повышает работоспособность, укрепляет иммунитет.
В связи с этим исследования, посвященные изучению влияния питания на формирующийся организм, весьма актуальны и востребованы. Однако очевидно, что придерживаться правил здорового питания или их игнорировать -дело самих школьников, поэтому не менее актуальным являются и другие вопросы- как сами подростки относятся к здоровому питанию и что им известно об этой составляющей здорового образа жизни? Именно этим обусловлен интерес к данной проблеме и ее актуальность.
Цель работы: выявить уровень осведомленности учащихся 5-7 классов о вопросах здорового питания.
Задачи:
1) проанализировать научную литературу о здоровом питании школьников и выявить его значении для организма;
2) провести исследование уровня осведомленности учащихся о вопросах здорового питания и его влияния на растущий организм;
3) выявить группы учащихся в зависимости от уровня осведомленности в вопросах здорового питания;
4) разработать комплекс мер для повышения уровня осведомленности учащихся о вопросах здорового питания.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели использованы анкетирование, социологический опрос, интервью, метод словесных ассоциаций, описательный метод (наблюдение с последующим анализом), сравнительный (мониторинг с последующим анализом и прогнозированием), статистический.
Объект исследования - учащиеся 5-7 классов МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска.
Предмет исследования – знания учащихся о вопросах здорового питания.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы во внеклассной работе, посвященной вопросам здорового образа жизни.
1. Что такое здоровое питание. Обзор научной литературы
Прежде чем проводить исследование, нам необходимо узнать, что же такое питание. В краткой медицинской энциклопедии сказано, что «питание- процесс поступления, переваривания ,всасывания и усвоения организмом пищевых веществ необходимых для компенсации энерготрат, построения и возобновления клеток и тканей тела, осуществления и регуляции функции организма» [3, 414 с.]. Но нас интересует понятие здорового питания. Обращаемся к различным словарям и справочникам. Так, в энциклопедии «Человек» для учащихся старшего школьного возраста сказано, что один из постулатов здоровья- «правильно и регулярно питаться, не переедать, следить за весом» [16, 154 с.]. Большая медицинская энциклопедия указывает на то, что здоровое питание- это питание, «обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний» [13, 98 с.]. Популярная медицинская энциклопедия уточняет, что здоровое питание «является основополагающим условием здорового образа жизни, …способствует активному долголетию» [1, 392 с.]. Многие пособия по медицине для школьников указывают, что здоровье следует искать в тарелке. При этом нужно иметь в виду не обильное, но правильное питание. «Важно знать, что и как есть. В рационе человека должно быть много овощей и фруктов, целесообразно соблюдать режим, принимать пищу три-четыре раза в день в одно и то же время. В еде надо соблюдать умеренность, избегать обильного поглощения пищи перед сном» [9, 486 с.].
Также интересным при анализе научной и научно-популярной литературы нам показалось такое понятие, как рациональное питание. Известный академик А.А.Покровский в книге «Беседы о питании» писал: «Рациональное питание-это правильное организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей, содержащей оптимальные количества различных пищевых веществ, необходимых для его развития и функционирования». [7, 22 с.].
Академиком А.А.Покровским была разработана и концепция рационального питания, суть которой заключается в том, что при организации питания учитываются возраст, пол, род занятий человека.
В пищевом рационе должно быть 55-60% белков и 70% жиров животного происхождения, остальные - растительного. [7, 245 с.].
Также при изучении вопросов питания мы обратили внимание на такие понятия, как чувство голода и аппетит. Чувство голода сигнализирует о том, что организму необходимо получить новую порцию пищи, чтобы восполнить истраченную энергию, а также витамины и минеральные вещества. Физиолого-биохимическая сущность этого чувства заключается в том, что в коре больших полушарий головного мозга расположен так называемый пищевой центр, который возбуждается различными импульсами: снижением концентрации глюкозы (сахара) в крови, опорожнением желудка и др. Возбуждение этого центра и создает аппетит, степень которого зависит от степени возбуждения пищевого центра.
Еда с аппетитом всегда доставляет удовольствие. Для развития аппетита необходимо время. Перерывы в еде совершенно необходимы. В детском возрасте они должны быть короче, чем в зрелом.
Какими должны быть эти перерывы? Сколько и что нужно есть во время того или иного приема пищи? Иными словами, каким должен быть правильный с точки зрения медицины режим питания? В основу режима питания положены четыре основных принципа, о которых рассказывается во всех изученных нами справочных изданиях. [1, 3, 6, 7, 8, 21, 22, 23].
Первым принципом правильного режима питания является регулярность питания, т. е. приемы пищи в одно и то же время суток. Каждый прием пищи сопровождается определенной реакцией организма. Выделяются слюна, желудочный сок, желчь, сок поджелудочой железы и т. д., причем все это происходит нужное время. В процессе пищеварения большую роль играют условно-рефлекторные реакции, такие, как выделение слюны и желудочного сока в ответ на запах и вид пищи и др.
Вторым принципом правильного режима питания является дробность питания в течение суток. Одно- или двухразовое питание неправильно и даже опасно для растущего организма.
Третьим принципом правильного режима питания является максимальное соблюдение рационального питания при каждом приеме пищи. Это значит, что набор продуктов при каждом приеме пищи (завтрак, обед, ужин) должен быть продуман с точки зрения поставки организму человека белков, жиров, углеводов, а также витаминов и минеральных веществ в наиболее благоприятном (рациональном) соотношении.
Четвертым принципом правильного режима питания является физиологическое распределение количества пищи по ее приемам в течение дня. Наблюдениями подтверждается, что наиболее полезен для человека такой режим, при котором за завтраком и обедом он получает более двух третей общего количества калорий суточного рациона, а за ужином — менее одной трети. Важно, чтобы время между завтраком и обедом составляло 5–6 ч. и время между обедом и ужином также составляло 5–6 ч. На основании проведенных исследований следует рекомендовать, чтобы между ужином и началом сна проходило не более 2 ч.
Правильный режим питания особенно важен для нормально развивающегося детского организма. Наиболее частым нарушением является следующий характер питания в течение суток: очень слабый завтрак (или почти его отсутствие — только стакан чая или кофе) утром перед уходом в школу; неполноценный обед в школе, иногда в виде бутербродов; очень плотный ужин дома после прихода с работы. Такое фактически двухразовое питание может в силу своей систематичности наносить существенный вред здоровью. Во-первых, обильная еда вечером значительно усиливает возможность (иначе говоря, является так называемым фактором риска) возникновения инфаркта миокарда, гастрита, язвенной болезни, острого панкреатита. Чем больше съедено пищи, тем сильнее и на более длительный срок повышается концентрация липидов (жиров) в крови, а это, в свою очередь, как о том свидетельствуют многочисленные исследования, находится в определенной связи с возникновением в организме изменений, приводящих к развитию атеросклероза. Чересчур обильная еда вызывает усиленное выделение пищеварительных соков: желудочного и поджелудочного. В ряде случаев это может постепенно приводить к нарушению деятельности желудка, выражающемуся чаще всего в виде гастрита или язвенной болезни желудка (или двенадцатиперстной кишки), или поджелудочной железы, что выражается преимущественно в виде панкреатита.
Вечером, после учебного дня, энергозатраты школьника обычно небольшие. Они еще больше снижаются в период ночного сна. Поэтому обильный прием пищи вечером приводит к тому, что значительная доля потребленных углеводов, не подвергшись полному окислению, преобразуется в жиры, которые откладываются про запас в жировой ткани. Таким образом, нарушения режима питания, выражающиеся в перенесении основной доли пищевого рациона в вечерние часы, способствуют также возникновению и развитию ожирения.
Сравнительно частым нарушением режима питания является замена полноценного обеда приемом кондитерских или мучных изделий. Множество школьников вместо обеда обходятся пирожными, сдобами или булочками. Это серьезное нарушение правильного режима питания, так как в данном случае организм вместо рационального набора необходимых ему пищевых веществ получает преимущественно углеводы, часть из которых в условиях, когда в организм почти не поступают другие пищевые вещества, преобразуется в жиры, создавая предпосылки для развития ожирения. Кондитерские изделия обычно содержат большое количество легкорастворимых и быстроперевариваемых углеводов (простые сахара), которые, попадая в кровь в виде глюкозы, в течение относительно короткого времени значительно повышают концентрацию последней в крови. Это является большой нагрузкой для поджелудочной железы. Неоднократные нагрузки на поджелудочную железу могут привести к нарушению ее эндокринной функции с последующим возникновением сахарного диабета.
Изучая научную литературу по проблеме исследования, мы обратили внимание и на понятия сбалансированного или рационального питания. Питание считается рациональным, если оно «восполняет энергетические затраты организма, обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро‑, микро‑ и ультрамикроэлементы, пищевые волокна, а сам пищевой рацион по количеству и набору продуктов соответствует ферментативным возможностям желудочно‑кишечного тракта. В переводе с латыни слово «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» – разумный, целесообразный» [12, 16 с.]. Известный ученый А. Скурихин уточняет в своих трудах понятие рационального питания, указывая на необходимость соблюдения трех принципов: «1.Равновесие между поступающей с пищей энергией и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности, иначе говоря, баланс энергии. 2. Удовлетворение потребности организма человека в определенном количестве и соотношении пищевых веществ. 3. Соблюдение режима питания (определенное время приема пищи и определенное количество пищи при каждом приеме)» [14, 31 с.].
В сбалансированном питании необходимо присутствие овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы, каш. В любимой многими девочками энциклопедии «Девчонки, эта книга для вас!» среди прочих советов о правильном питании сказано: «Молочные продукты, рыба, мясо, фрукты, хлеб, овощи- твое питание должно быть разнообразным для того, чтобы ты была красивой!» [2, 126 с.]. Также необходимо знать и о распределении пищи в зависимости от ее содержания по часам приема. Н.Мирская, к.м.н. НИИ общественного здоровья и управления здравохранения им. И.М.Сеченова пишет: «Суточная норма жиров и белков должна быть получена преимущественно в утренние и дневные часы, когда печень выделяет наибольшее количество желчи, необходимое для их переваривания. Во втрой половине дня и вечером разумнее есть пищу, богатую углеводами (картофель, крупы, овощи), поскольку в это время печень перерабатывает и усваивает сахара. Наибольшее выделение желудочного сока, расщепляющего пищу, также приходится на первую половину дня. Максимум его выделения отмечается в середине дня, а минимум-в ночные часы. Поэтому 2/3 общего колиячества суточного рациона пищи должны составлять завтрак и обед и менее 1/3 –ужин» [4, 7 с.].
О том, что для растущего организма необходимы белки, углеводы и жиры, об этом наши ребята знают (это мы выяснили в результате опроса), а вот о важности микроэлементов знают не все. Микроэлементы- «это вещества, необходимые нам в очень маленьком количестве, но являющиеся при этом совершенно незаменимыми. Это кальций, необходимый для строительства костей и зубов, участвующий в свертываемости крови. Это фосфор, также необходимый для костной ткани и благотворно влияющий на нервную систему. Это железо-основной компонент гемоглобина, переносчика кислорода» [10, 145 с.].
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: вопросы здорового питания школьников изучены глубоко и всесторонне и описаны в научной и научно- популярной литературе. Понятие правильное питание (здоровое питание) должно включать прежде всего режим питания, подразумевающий соблюдение четырех принципов: регулярность, дробность, рациональность и физиологическое распределение пищи. Наиболее частыми видами нарушений принципов режима питания являются следующие: слабый завтрак, неполноценный обед, слишком плотный ужин.
2. Исследование уровня осведомленности учащихся 5-7 классов о здоровом питании
Исследование уровня осведомленности учащихся мы начали с выяснения вопроса о том, считают ли сами учащиеся 5-7 классов здоровым свое питание. Результаты данного опроса представлены в таблице 1, из которой видно, что большинство гимназистов считают себя компетентными в вопросах здорового питания: 84, 5 % среди опрошенных пятиклассников, 78, 2% среди опрошенных шестиклассников и 69, 6% среди опрошенных семиклассников. Процент ребят, считающих свое питание недостаточно правильным, лишь 5, 2 % среди пятиклассников, 5, 5% среди шестиклассников и 12, 5% среди семиклассников. Среди опрошенных только два шестиклассника и два семиклассника признали свое питание неправильным.
Таблица 1.
класс |
Всего опрошенных |
Считаю свое питание правильным |
Считаю свое питание в целом правильным |
Считаю свое питание недостаточно правильным |
5 |
116 |
98 |
12 |
6 |
6 |
110 |
86 |
16 |
6 |
7 |
112 |
78 |
18 |
14 |
По совету нашего руководителя мы также использовали метод словесных ассоциаций: спрашивали ребят, с какими словами у них ассоциируется понятие «здоровое питание» и «нездоровое питание» [ 21 ]. При сопоставлении результатов, полученных методом словесных ассоциаций, с данными анкетирования и результатами социологического опроса было обнаружено, что в представления ребят о здоровом питании входят различные продукты, например, творог, овощи, фрукты, соки, «еда без специй» (рис. 1). Для удобства мы объединили их в две категории: 1) продукты, ориентированные на натуральность («без консервантов, ГМО»); 2) разнообразие рациона (продукты питания, насыщенные витаминами и микроэлементами, то есть ребята подразумевали под понятием «здоровое питание» витамины, овощи и фрукты, молочные продукты, рыбу и мясо).
Рис. 1. Рейтинг частоты ответов на понятие-стимул «Здоровое питание».
При помощи метода словесных ассоциаций мы выявили и представления ребят о нездоровом питании. На рисунке 2 видно, что понятие «нездоровое питание» в представлении гимназистов включает признанные сегодня вредными продукты: гамбургеры, полуфабрикаты, шаурма, чипсы, сухарики, газированные напитки, алкоголь.
Рис. 2. Рейтинг частоты ответов на понятие-стимул «Нездоровое питание».
Теперь посмотрим, как соотносятся представления ребят о правильном питании и их истинное отношение к этому серьезному вопросу.
Как показало знакомство с научной литературой, одним из принципов здорового питания является соблюдение режима приема пищи. Режим питания (или пищевой режим) – это «количественная и качественная характеристика питания, включающая кратность, время приема пищи и распределение ее по калорийности и химическому составу, а также поведение человека во время еды» [18, 206 с.]. Все ученые, исследовавшие вопросы правильного питания, указывают на необходимость соблюдать режим, то есть принимать пищу в одно и то же время. Это способствует выработке условного рефлекса, при котором в установленное время наиболее активно выделяется желудочный сок и возникают наилучшие условия для переваривания пищи. Согласно рекомендациям НИИ питания РАМН режим должен включать завтрак, обед, полдник и ужин [ 22 ]. Причем распределение пищи таково: сытный завтрак 25-30 % от общей калорийности дневного рациона, легкий второй завтрак (10-15% от общей калорийности), плотный обед (35%-40% от общей калорийности), сравнительно легкий ужин (10-15% общей калорийности дневного рациона питания)» [7, 231 с.].
Начнем наше исследование с вопроса о режиме питания (приложение 1). Мы выяснили, что соблюдают режим питания 70,6% пятиклассников, 56,3% шестиклассников, 76, 7% семиклассников. Как видно из диаграммы, многие ребята пренебрегают завтраком, в т.ч. и в гимназии, не у всех есть обед и полдник в одно и то же время. Что касается ужина, то многие ребята признались, что едят «весь вечер», «не отходят от холодильника», причем такое отношение к ужину является традиционным в некоторых семьях.
Теперь обратимся к вопросу о завтраке. Здесь уместно вспомнить французскую поговорку «Прибереги свой аппетит для королевской еды». Это означает –для завтрака [2, 126 с.]. Мы опросили 116 учащихся 5-х классов, 110 учащихся 6-х классов и 112 учащихся 7-х классов. Был задан следующий вопрос: где ты завтракаешь?
Данные анкетирования представлены в таблице 2. Также нами составлена диаграмма, наглядно рисующая отношение опрошенных к изучаемым вопросам (приложение 2).
Таблица 2.
класс |
Всего опрошенных |
Завтракаю дома |
Затракаю в школе |
Не завтракаю |
5 |
116 |
68 |
102 |
5 |
6 |
110 |
49 |
96 |
10 |
7 |
112 |
42 |
92 |
16 |
Как видно из представленных данных, большинство учащихся затракают- 90,8%, причем 34, 3% затракают два раза-дома и в гимназии. И лишь 9, 2% не завтракают, нанося тем самым огромный вред своему здоровью. Отметим, что число учащихся, отказывающихся от завтрака, растет с возрастом: среди пятиклассников таких ребят отмечаем 5, а среди семиклассников их уже 16. (Приложение 2).
Теперь выясним, как обстоит дело с обедом.
Как оказалось, большинство ребят обедает дома-82%, 9,2% обедает в гимназии и 1,%- в кафе. К сожалению, среди опрошенных 6 % не обедают вовсе. (Приложение 3). Социологический опрос показал, что обедать вне дома ребят вынуждают обстоятельства: работа родителей не позволяет отцу или матери встретить ребят дома, ребята не живут в Московском микрорайоне, после уроков обедают в гимназической столовой, чтобы с 14.30 или 15.00 начать тренировки в спортивных секциях. Ребята, игнорирующие обед, среди причин указали соблюдение диеты, отсутствин аппетита и др.
Теперь о том, из чего состоит обед. Согласно СанПиН 2.4.5.2409-08 «Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи» [12, 26 с.].
Как рассказала нам в своем интервью заведующая школьной столовой Тищенко Валентина Николаевна, обед традиционно должен состоять из салата, первого, второго и обязательно компота, сока или витаминизированного напитка (приложение 4). Однако, как показало анкетирование, традиционного обеда придерживается только 62, 4% учащихся. Не употребляют во время обеда первого 24, 8% учащихся, обедают бутербродом (или булочкой) с соком (а то и газировкой!) 12,7% учащихся. (Приложение 5).
Между обедом и ужином обязательно нужно перекусить. Растущий организм не переносит длительных перерывов в приеме пищи. Как известно, «промежутки между приемами пищи должны составлять не менее трех и не более 4–4,5 часа, поскольку через 3–4 часа заканчивается переваривание пищи в желудке и она его покидает. Совершенно недопустимы длительные перерывы в приеме пищи. Например, если между обедом и ужином перерыв 6–7 часов, то через несколько недель возможно появление головокружения, вялости, слабости, снижение трудоспособности. Кроме того, после длительного перерыва школьник, сильно проголодавшись и жадно набросившись на еду, плохо пережевывает пищу. Большое ее количество, проглоченное наспех, не приносит пользы» [4, 7 с.]. На полдник можно съесть фрукты, кисломолочные продукты, салат. В результате анкетирования мы выяснили, что у 100% школьников есть полдник, однако вряд ли можно назвать его здоровым у некоторых ребят. (Приложение 6). Нет полдника у 9 школьников 5 класса, у 7 шестиклассников и у 8 семиклассников, что составляет 4, 3% , 6,3% и 7,1% соответственно. Нельзя назвать здоровым полдник и еще у 8 пятиклассников, 10 шестиклассников и 16 семиклассников, что составляет 6,8%, 9% и 14,2% соответственно. Эти ребята в полдник перекусывают чипсами, сухариками, шоколадом, пирожными и т.п., запивая часто газированными напитками или соками из пакетов.
Теперь перейдем к анализу особенностей ужина опрошенных гимназистов (таблица 3).
Таблица 3.
класс |
Всего опрошенных |
Ужинаю за два часа до сна |
Ужинаю, когда придется |
Ужинаю несколько раз за вечер |
5 |
116 |
58 |
48 |
10 |
6 |
110 |
40 |
54 |
16 |
7 |
112 |
34 |
59 |
19 |
Данные анкетирования показали, что ужинают за 2 часа до сна, как рекомендуют все ученые-диетологи, только 51% пятиклассников, 36% шестиклассников и 30% семиклассников. Многие гимназисты весь вечер превращают в один длинные ужин, бросая в рот все подряд. Таких ребят нами выявлено в результате опроса 8,6% среди пятиклассников, 14, 5 % среди шестиклассников, 16,9% среди семиклассников. Как видно из представленной таблицы, нарушение режима питания за ужином чаще встречается у детей более старшего возраста.
Следущим необходимым условием и принципом здорового ужина является тот набор продуктов, который рекомендован школьникам на ужин: каша или творожное (овощное) блюдо; кефир (молоко). А как обстоит дело с ужином на самом деле? Данные анкетирования, представленные в таблице 4, показывает, что далеко не у всех школьников ужин является правильным.
Таблица 4.
класс |
Всего опрошенных |
Ем на ужин кисломолочные или овощные блюда |
Ем на ужин мясо, рыбу. |
Ем на ужин кондитерские изделия, бутерброды, фастфуд. |
5 |
116 |
43 |
57 |
16 |
6 |
110 |
38 |
54 |
18 |
7 |
112 |
31 |
63 |
18 |
Теперь перейдем к анализу вопроса о сбалансированном питании. О необходимости соблюдать принципы сбалансированного питания уже говорилось в 1 главе. В сбалансированном питании необходимо присутствие овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы, каш.
А каковы же предпочтения наших гимназистов? Мы предложили ребятам ответить на вопрос: какие продукты вы предпочитаете? Было предложено выбрать три любых указанных в таблице продукта или блюда. Данные нашего исследования представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Класс |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
всего опрошенных |
116 |
110 |
112 |
кефир, творог, йогурт |
49 |
43 |
38 |
фрукты |
25 |
22 |
20 |
овощной салат |
13 |
11 |
6 |
каша |
18 |
14 |
12 |
суп, рассольник, щи |
12 |
10 |
10 |
компот из сухофруктов |
12 |
11 |
10 |
чипсы, сухарики |
16 |
18 |
20 |
конфеты, пирожные |
40 |
44 |
45 |
мороженое |
51 |
53 |
53 |
жареная картошка |
14 |
15 |
15 |
колбаса, сосиски |
48 |
47 |
45 |
беляши, чебуреки |
34 |
30 |
24 |
чай, кофе |
10 |
6 |
12 |
лимонад |
6 |
6 |
8 |
Как видно из таблицы, такие полезные продукты, как кисломолочные, выбрали 42 % пятиклассников, 39 % шестиклассников, 39 % семиклассников. А ведь кисломолочные продукты являются очень ценным питанием. Известнный врач-диетолог Лидия Ионова пишет: «Сквашивание цельного молока влечет за собой повышение в продукте количества витаминов В-группы (особенно это касается В2), витаминов E, D, A, и других легкоусвояемых элементов (к ним относятся соли кальция, магния, фосфора), которые нормализуют в организме человека метаболические реакции. В ферментированной продукции незаменимых аминокислот в семь-десять раз больше, чем в свежей» [ 20 ].
Анализируя данные таблицы, мы также обратили внимание на небольшой выбор гимназистами таких важных в сбалансированном питании блюд, как суп (рассольник, щи) и каша. Первое блюдо из предложенного нами списка выбрали 10, 7% пятиклассников, 9 % шестиклассников и 8, 9% семиклассников. Кашу едят 15, 5% пятиклассников, 12,7% шестиклассников и 10,7% семиклассников. Из социологического опроса нам стало известно, что многие гимназисты не знают о важности и пользе этих блюд в сбалансированном питании. Например, почти никто не знает, что суп полезен тем, что он быстро усваивается, стимулирует пищеварение, повышает аппетит, нормализует давление [11, 386 с.].
Проведя анкетирование и социологический опрос и проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что среди учащихся 5-7 классов можно выделить в зависимости от уровня осведомленности о вопросах здорового питания следующие группы ребят:
1 группа -ребята, соблюдающие режим питания, придерживающиеся правил сбалансированного питания- 66%;
2 группа- ребята, в целом соблюдающие режим питания, придерживающиеся правил сбалансированного питания, но допускающие существенные отступления от этих правил (например, пропускают завтрак, не употребляют кисломолочные продукты, употребляют вроедные для здоровья продукты)- 24%;
3 группа – ребята, существенно нарушающие режим питания, правила сбалансированного питания, причем замечено, что таких ребят больше среди семиклассников, т.е. нездоровые привычки развиваются с возрастом-10%.
3. Комплекс мер для повышения уровня осведомленности учащихся о вопросах здорового питания
Учитывая, что 24% учащихся иногда нарушают правила здорового питания, а 10% ребят существенно отступают от этих правил, мы решили разработать комплекс мер, которые, по нашему мнению, позволят ребятам осознать необходимость придерживаться правил здорового питания, разовьют у гимназистов здоровые привычки, а значит, укрепят здоровье.
1. Разработать сборник ребусов по теме «Здоровое питание». Решая ребусы, ребята, на наш взгляд, не только разовьют логику и внимание, но и обратят внимание на понятия и термины, важные в формировании здоровых привычек. Такая работа авторами исследования уже начата (приложение 7).
2. Провести математический конкурс «Правильное питание в цифрах и диаграммах». Такой конкурс уже состоялся в нашей гимназии под руководством учителя математики Сауткиной Галины Васильевны (приложения 8, 9).
3. Создать серию кроссвордов на тему «Здоровое питание». Несколько пробных кроссвордов нами уже созданы и проходят апробацию средигимназистов на классных часах и уроках биологии (приложение 10).
4. Создать буклеты «Ребята, ешьте и будьте здоровы», «Заболевания органов пищеварения». Работа над буклетами завершена, апробацию они прошли во время экологических мероприятий в рамках Недели радуги в гимназии с 18 по 25 апреля. (Приложение 11).
5. Провести конкурс листовок «Мы за здоровое питание» среди учащихся 5-7 классов (приложение 12).
6. Создать сборник викторин, посвященных вопросам здорового питания. Работа над сборником также начата.
Заключение
1. Проанализирована научная литература о здоровом питании школьника. Отмечено, что вопросы здорового питания школьников в современной медицине изучены всесторонне и глубоко.
2. Проведено исследование уровня осведомленности учащихся 5-7 классов о вопросах здорового питания. Выявлено, что правил здорового питания придерживаются около 66% опрошенных, нарушают эти правила и принципы около 24 %, а 10% опрошенных существенно нарушают принципы правильного питания.
3. Выявлены три группы учащихся в зависимости от уровня осведомленности о вопросах правильного питания. Группа III характеризуется грубыми нарушениями принципов здорового питания (пропуск завтрака или обеда, употребление нездоровых продуктов, нарушение режима питания), но представлена минимально среди учащихся. Максимально представлена I группа учащихся, что свидетельствует о достаточно высоком уровне осведомленности учащихся 5-7 классов, обучающихся в МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска, о вопросах здорового питания.
4. Разработана система мер (и часть из них проходит апробацию в гимназии) для повышения уровня осведомленности учащихся 5-7 классов о вопросах здорового питания.
Список использованной литературы
1. Безносиков Е.А. Здоровье: популярная медицинская энциклопедия Мн.: БелСЭ, 1990. – 673 с.
2. Девчонки, эта книга для вас! 250 маленьких и больших советов/пер. с фр. Е.Н.Лобзиной.-М.: АСТ, 2014.-255 с.
3. Краткая медицинская энциклопедия: В 3- Х т. АМН СССР. Гл. ред. Б. В. Петровский. – 2-е изд. – М. Советская энциклопедия. – Т. 2. -1989, 608 с.
4. Мирская Н. Биоритмы и питание // ИД «Первое сентября». Здоровье детей.- 2003.- № 2.- C. 6-10.
5.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.-4-е изд., допол. -М.: ООО «А ТЕМП», 2013.-874 с.
6. Петровский В.Б. Энциклопедический словарь медицинских терминов.-М.: Советская знциклопедия, 1984.-348 с.
7. Покровский А.А. Беседы о питании. 2-е изд., М.: «Экономика», 1968. – 356 с.
8. Покровский А.А. Физиология человека. М., 1997.
9. Полный школьный курс. Справочное пособие.-СПб.: ИГ «Весь», 2009.-544 с.
10. Популярный медицинский справочник. (Под общ. Ред. С.Н.Васильева).-2-е изд., перераб.-М.: Вече.-2015.-352 с.
11. Похлёбкин В.В. Кулинарный словарь. — М.: Центрполиграф, 2000. — 503 с.
12. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека.-2008.
13. Светлакова Н. Большая медицинская энциклопедия.- М.: АСТ, Хранитель, 2008.-904 с.
14. Скурихин И.М. Как правильно питаться.-М.: Агропромиздат, 1985.-240 с.
15.Сушанский А.Г., Лифляндский В.Г. Энциклопедия здорового питания. Т. I, II. - СПб.: Издательский Дом “Нева” 1999.
16. Школьник Ю.К. Человек. Полная энциклопедия/Ю.К.Школьник.-М.: Эксмо, 2011.-256 с.
17. Эвенштейн З.М. Популярная диетология. Рациональное питание.- М.: Экономика, 1990.-320 с.
18. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-480 с.
19. 1000 загадок для самых умных малышей/авт.-сост.Е.Виноградова.-М.: Политграфиздат, СПб.: Сова, 2010.-255 с.
Интернет-источники:
20. Ионова Л. Польза кисломолочных продуктов. [Электронный ресурс]. URL: http://eshzdorovo.ru/polza-kislomolochnyx-produktov.htm
(дата обращения 2.03.16).
21. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова,
акад. В.П. Зинченко.[Электронный ресурс]. URL:
http://psychology.academic.ru/3446 (дата обращения 12.03.16).
22. Толковый словарь здорового питания для школьников. [Электронный ресурс]. URL: http://www.khfoms.ru/contents/page/359 (дата обращения 14.03.16).
23. Каким должен быть режим питания. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dietolog.org/basis/schedule (дата обращения 17.03.16).
Приложение 1
Соблюдаете ли вы режим питания?
Приложение 2
Где вы завтракаете?
Приложение 3
Где вы обедаете?
Приложение 4
Интервью с заведующей производством МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска Тищенко Валентиной Николаевной
Здравствуйте, уважаемая Валентина Николаевна! Большое спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Сегодня нас интересуют вопросы здорового питания. Скажите, каким должно быть правильное меню школьника?
На завтрак школьнику лучше съесть дать 300 г основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему - 200 мл напитка – чая, какао, цикория.
В обед детям школьного возраста необходимо есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл.
Полдник школьника может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г.
Последний прием пищи должен состоять из творога, блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц и рыбы.
Скажите, как помочь тем, кто не хочет есть утром?
-Завтрак – самый важный приём пищи. Очень часто дети не хотят есть с утра. Для того чтобы у ребёнка разыгрался аппетит утром, очень хорошо помогает утренняя зарядка. На пробуждение может потребоваться 30 – 40 минут, поэтому просыпаться стоит пораньше. Завтрак должен быть полноценным и давать достаточное количество энергии на 3 – 4 часа. Он может состоять из всевозможных каш, картофельного пюре, макарон или вермишели. Очень полезно также за 20 мин. до основного блюда съесть фрукты или ягоды. Это дополнительно подогреет аппетит и положительно скажется на моторике ЖКТ, не говоря о витаминах, энзимах и прочих полезных компонентах, содержащихся в плодах. Запить завтрак можно натуральным соком, чаем, компотом, какао или кофе с молоком.
Каким должен быть обед школьника?
Обед традиционно состоит из салата, второго и обязательного компота, сока или витаминизированного напитка. Как правило, ребята обедают дома, однако у многих нет первого блюда. К сожалению, некоторые вообще не обедают или их обед состоит из чая с бутербродом. Это наносит большой вред растущему организму.
Что Вы советуете есть на полдник?
Между обедом и ужином обязательно нужно перекусить. Организм детей не переносит длительных перерывов в приеме пищи. Можно съесть яблоко, банан, творожный сырок или кисломолочные продукты.
Большое спасибо, Валентина Николаевна, что согласились побеседовать с нами и рассказали о питании школьников.
Приложение 5
Из чего состоит ваш обед?
Приложение 6
Из чего состоит ваш полдник?
Приложение 7
Ребусы на тему «Здоровое питание»
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Кроссворд «Все о здоровом питании и пищеварении»
По горизонтали
1.Переработка пищи и её усвоение организмом.
6.Жёлто- зелёная горькая жидкость, выделяемая печенью .
8 .Тягучая жидкость, выделяемая в полости рта человека и животного и смачивающая пищу.
10. Отдел пищеварительной системы, состоящий из кишок.
12. Сложное органическое вещество важнейшая составная часть животных и растительных организмов.
14 .Химические элементы, содержащиеся в организме в низких концентрациях.
17. Орган вкуса.
18. Желание есть.
19. …, а по другому – сервировать.
По вертикали
2. Пища, характер и качество пищи.
3. То же что и пища.
4. Органическое вещество, содержащее углерод, кислород, водород.
5. Орган пищеварения в виде мускульного мешка.
7. Орган, вырабатывающий в организме кровяные шарики и выполняющий различные сложные функции, связанные с этим процессом.
9. Гноящая или воспалённая ранка на поверхности кожи или слизистой оболочки.
11. Нерастворимое в воде маслянистое вещество, содержащееся в животных и растительных тканях.
15. Самая крупная пищеварительная железа у животных и человека, вырабатывающая желчь.
16. Канал в виде трубки, соединяющей полость рта с желудком.
20. Паёк, порция.
Кроссворд «Ешьте, дети, фрукты!»
По вертикали
2. Прозрачная бесцветная жидкость.
4.Цитрусовый сочный ароматный плод с мягкой кожурой оранжевого цвета.
6.Цитрусовое вечнозелёное фруктовое дерево, а также плод его с ароматной твёрдой кожурой и кислой на вкус мякотью.
10.Сочный съедобный плод, какого – нибудь дерева.
По горизонтали
1.Фруктовое дерево с небольшими сочными съедобными плодами, имеющими крупную косточку, а также плод этого дерева.
3. Цитрусовое плодовое дерево, а также плод его, сходный с апельсином.
5.Высокое тропическое растение с очень большими листьями, а также его сладкий мучнистый плод.
7.Тропическое плодовое дерево с душистыми сочными плодами, а также его плод.
8.Шаровидный плод яблони.
9.Один из самых горьких сортов лимона.
Кроссворд «Овощи в питании»
По вертикали:
2.Огородное растение из семян тыквенных с продолговатым зелёным плодом.
4.Луковичное растение с острым вкусом и резким запахом.
5.Растение из семян бобовых, а также его семена
7.Огородный овощ, растущий обычно кочаном.
9.Сорт моркови с коротким округлым корнем.
По горизонтали:
1.Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу (например, огурцы, морковь, свёкла и т. п.)
3.Съедобный красный плод округлой формы.
6.Огородное растение со съедобным белым или красноватым корнем.
8.Южное полукустарниковое и кустарниковое растение, некоторые виды которого используются как пряность, а также в парфюмерии и медицине.
10.Огородное растение со съедобным корнем, имеющим острый вкус и запах.
Ответы
Кроссворд «Спорт и питание»
По вертикали:
2.Физические упражнения для укрепления организма.
4.Спортивная игра двух команд, состоящая в том, что игроки стараются ударами ноги загнать мяч в ворота противника.
5.Спортивная командная игра, в которой игроки стараются забросить руками мяч в ворота противника.
7. Игра, в которой мяч забрасывают руками в подвешенную сетку противной партии.
9.Передвежение по поверхности воды.
По горизонтали:
1.Совокупность физических гимнастических упражнений, выполняемых с гигиеническими целями.
3.Спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.
6.Спортивная игра в мяч, перебрасываемый руками через сетку.
8.Совокупность упражнений для физического развития организма.
10.Единоборство.
Приложение 12
Ларькова Галина Владимировна
Рагулина Любовь Давыдовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Колышкина Елена Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна