Научно-исследовательская работа «Анализ уровня осведомленности школьников 10 классов о вопросах внутренней и внешней политики, политическом устройстве страны»

4
1
Материал опубликован 18 July 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» г. Брянска

Анализ уровня осведомленности школьников 10-х классов о вопросах внутренней и внешней политики, политическом устройстве страны

Научно-исследовательская работа

Автор

Островлянчик Павел,

11 класс,

руководитель

Легоцкая В.С.,

учитель русского языка и

литературы

Брянск

2017

Содержание


 


 

Введение……………………………………………………………………...….3

1. Обзор литературных источников ………………….………………….…... .6

2. Определение уровня и качества знаний, относящихся к политической сфере жизни общества ………..……………………………………………..…9

3. Разработка комплекса мер по повышению уровня и качества знаний о внутренней и внешней политике страны, о политическом устройстве и функционировании государства…………………………………………….17

4. Заключение…………………………………………………………………..21

Приложение………………………………………………………………….…22

Список использованной литературы…………………………………………32

Введение

Известный русский философ И.А. Ильин говорил: «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою» [8]. Политическая грамотность граждан – важный фактор политической жизни. Казалось бы, что может сделать обычный гражданин своей страны? Оказывается, очень многое. От его политической деятельности и взглядов зависит, кто будет стоять у руля власти. Сегодня, как никогда раньше, на все слои населения усилилось информационное давление с целью навязать определенную точку зрения, лишить людей собственного мнения. Особенно уязвимы перед этим воздействием школьники. Действие информационного давления напрямую зависит от уровня политической грамотности человека. Чем больше человек знает о политической сфере жизни общества, тем сложнее его мнением манипулировать. Также от уровня политической осведомленности зависит и активность граждан на выборах. Нынешние ученики старшей школы через несколько лет получат возможность учавствовать в политической жизни страны. И только от этого участия зависит, кто окажется у власти, зависит, без преувеличения, будущее России. Именно этим обусловлен интерес к данной проблеме, являющейся, несомненно, актуальной в нашем обществе.

Гипотеза

Подрастающее поколение имеет недостаточный объем знаний о политической сфере жизни государства и общества. Это позволяет определенным кругам легко манипулировать мнением будущих избирателей, вводить их в заблуждение.

Цель

Определить уровень осведомленности школьников 10-х классов о внутренней и внешней политике, политическом устройстве страны.

Задачи:

-изучить научную литературу по проблеме исследования;

-выяснить уровень и качество знаний, относящихся к политической сфере жизни общества, у школьников 10-х классов;

-разработать комплекс мер по повышению уровня и качества знаний о внутренней и внешней политике страны, о политическом устройстве и функционировании государства.

Методы исследования. Сформулированные задачи обусловили использование следующих методов:

-анкетирование и интервьюирование;

-статистический метод;

-анализ речевых формул и прецедентных текстов.

Объект исследования

-школьники 10-х классов МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска

Предмет исследования

-уровень знаний школьников 10-х классов о внутренней и внешней политике, политическом устройстве страны.

Новизна работы. К проблеме политической грамотности населения обращались многие ученые, политики, журналисты. Но большинство рассматривает при этом исключительно взрослую аудиторию и, к сожалению, мало внимания уделяется подрастающему поколению. А ведь именно в подростковом возрасте формируются основы политических взглядов человека, закладываются основные представления о политическом устройстве и политике страны.

Практическое значение. Работа может быть интересна всем участникам образовательного процесса, особенно тем, кто разрабатывает образовательные программы, самим ученикам старшего звена, их родителям и просто неравнодушным к проблемам нашей страны людям.

Работа имеет теоретическую и практическую направленность. В теоретическом аспекте мы кратко рассматриваем определение понятий «политическое устройство», «внутренняя политика», «внешняя политика» историю изучения вопроса. В практическом - выявляем уровень осведомленности учащихся, анализируя материал анкет, результаты социологических опросов и интервью, составляем список мероприятий по повышению качества знаний выпускников в сфере политики.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость. Основная часть включает в себя три главы. Заключение подводит итоги проведенной работы, содержит предложения по практическому использованию полученных результатов. Завершает работу список используемой литературы и приложения.

Апробация работы состоялась в ходе докладов, прочитанных автором на уроках ИД в 10-х классах МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска, на заседании Научного общества учащихся МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска в 2015-2016 учебном году.


 


 

Глава 1. Обзор литературных источников

В процессе изучения проблемы исследования мы познакомились с различными работами современных ученых. Так, доцент кафедры социологии Тольяттинского государственного университета, кандидат социологических наук Е.В.Желнина в статье «К вопросу о политической грамотности российского электората» рассмотрела уровень политической грамотности молодежи, зависимость электоральной активности населения от того, насколько хорошо оно разбирается в политике. В своей статье ученый доказала, что «существует определённая зависимость между политической осведомлённостью и политической активностью человека. Именно поэтому в нашем обществе остро стоит необходимость повышения электоральной активности российского населения. Как свидетельствует статистика, почти во всех проходивших в России за последние годы выборах (парламентских, президентских, местных) принимали участие 43 % опрошенных, а 18 % из низ вообще не ходили ни на одни выборы» [7,156]. В статье также приведены результаты социальных опросов, что сориентировало нас в выявлении «проблемных» мест в знаниях школьников в сфере политики и в составлении собственного опроса.

Большую помощь в понимании истории исследуемого вопроса оказала статья Д. Ю. Кокорева, эксперта общественной организации «Институт “Коллективное действие”» по экологическим, правозащитным вопросам, молодежным организациям и движениям «Политизированная российская молодежь: похмелье комсомолом - беременность гражданским обществом». В статье автор рассматривает плюсы и минусы участия молодежи в общественных организациях, разделяя их на «марионеточные, маргинальные и запрещенные» [11] объясняет мотивации участия в этих организациях: «В первые идут за карьерой, во вторые - по убеждениям и для реализации лидерских амбиций, на поводу у идеализма и убеждений, в третьи – идут «революционеры» по духу, идут за героическим ореолом» [11, 23]. Особый интерес в статье вызвали у нас рассуждения автора о «проникновении» молодежных движений в медиапространство, а также анализ роли особого типа источника информации - блоговых (дневниковых) СМИ [11, 34].

Углубила наше представление об отношении молодежи к вопросам внутренней и внешней политики статья О.Ю.Козловского, координатора молодежного движения «Оборона», сопредседателя Московского молодежного Союза правых сил «Не "наша" молодежь: молодежное движение в современной России». Отвечая на вопросы журнала «Неприкосновенный запас», автор убеждает в том, что «молодые верят в свои силы и считают, что все проблемы могут быть и будут улажены» [10, 78], отмечает, что «нынешняя молодежная политика ориентирована в первую очередь на «картинку» и PR, а не на саму молодежь» [10, 38], а также особо рассматривает влияние «оранжевой революции» на Украине на отношение молодежи к вопросам внутренней и внешней политики, подчеркивая, что «молодежь может быть и самостоятельной политической силой, и даже локомотивом грандиозных политических процессов», что «сразу после Майдана активизировались все молодежные организации, новые стали расти как грибы после дождя» [10, 94].

О.В.Тимофеева, старший преподаватель Европейского университета в Санкт-Петербурге, старший научный сотрудник Института философии РАН в статье «Модерн, время ада» представила интересный анализ современных теорий устройства мира и той роли, которая отведена в них молодым людям [18, 56].

Б.В.Дубин, российский социолог, руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центр» зам. главного редактора журнала «Вестник общественного мнения» в статье «Молодежь предъявляет запрос на будущее» убеждает в своей статье, что «для российской молодежи…характерен достаточно низкий интерес к политике, низкий…уровень доверия ко всем политическим институтам, за исключением фигуры президента, низкий же уровень реального участия в политических и общественных инициативах при относительно высокой…оценке подобных инициатив как потенциальной общественной силы». Также автор доказывает, что молодежи в целом свойственна «общая неопределенность, непродуманность, несистематизированность, даже противоречивость политических, социальных ориентаций и предпочтений» [5, 35].

В статье «Политические ориентации российской молодёжи» Липской, Л.А. описывает взгляды молодежи на политику, степень активности участия молодежи в политическом процессе, основные политические взгляды молодежи. Зависимость политической активности молодежи от различных факторов [13].

Как известно, наиболее важные темы российской политики затронул В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию (4.12.2015) В своем обращении президент назвал основные направления как внутренней, так и внешней политики России [16].

Основные понятия, информация о принципах функционирования государства, его правовой системы были взяты из учебников по обществознанию и праву [3,4,14]. В своей работе мы использовали и более «серьезные» учебники для ВУЗов [2, 15].

Выводы. Таким образом, изучив имеющиеся публикации по проблеме исследования, мы убедились в том, что осведомленность молодого поколения в вопросах внутренней и внешней политики остается недостаточно высокой, а значит, сама проблема актуальной, многих журналистов, педагогов, психологов и родителей волнует недостаточно высокий уровень осведомленности современных старшеклассников в политических вопросах, а также неопределенность, несистематизированность, даже противоречивость политических, социальных ориентаций и предпочтений молодежи.

Глава 2. Определение уровня и качества знаний, относящихся к политической сфере жизни общества

Для того чтобы ориентироваться в сложном мире политики, необходимо понимать, что такое политика в целом, что такое внутренняя и внешняя политики и чем они различаются. Обратимся к учебникам и словарям. В учебнике обществознания для 8-9 классов читаем: «Политика - деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями» [3,67]. Похожее определение дано в толковом словаре Ефремововой, Т.Ф. «Политика -деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономические отношения, …направление деятельности государства или каких-л. социальных групп в той или иной области в определенный период» [6, 859]. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике дает следующее определение: «Внутренняя политика - сфера отношений между субъектами политики (классами, др. социальными группами, партиями, общественными движениями и т. д.), сердцевиной которых является завоевание, удержание и использование власти» [9,142 ].

«Внутренняя политика - совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно- содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя. Сферы внутренней политики многообразны: экономическая, демографическая, культурная, аграрная, социальная и т.п. Одной из этих сфер выступает политическая. Внутренняя политика в политической сфере направлена на модернизацию, совершенствование политической системы общества, отдельных ее институтов, политических отношений и взаимоотношений между институтами, правил, норм, законов, регулирующих эти взаимодействия, и в целом на создание стабильной, эффективно действующей политики» [17, 156].

Но не стоит забывать и о внешней политике. «Внешняя политика -«деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов» [17,143]. «Внешняя политика - вся совокупность отношений данного государства с другими государствами, с международными организациями, а также общий курс государства в международных отношениях» [1, 295]. Но правильно ли понимают значение данных терминов школьники? Это нам предстоит выяснить.

Мы проанализировали курс обществознания за 8-10 класс и выявили темы, которые необходимо знать, для того чтобы уверенно ориентироваться в мире политики. Просматривая выпуски новостей, выступления известных политиков, наблюдая за дискуссиями в различных Интернет-ресурсах, нами был составлен «скелет» знаний о политике, который нужен выпускникам для полноценного участия в политической жизни страны.

Опрос №1

Нами был проведен опрос: было предложено дать определения трем понятиям: «политика», «внутренняя политика» и «внешняя политика». (Приложение 1).

Из 96 опрошенных только 42 респондента дали верное определение термина «политика». 30 человек указали, что политика-наука, что является ошибочным мнением. 12 человек не указали значение понятия, еще 12 дали определение термина неверно.

Значение термина «внутренняя политика» правильно понимают 84 из 96 опрошенных. Большинство опрошенных указали, что внутренняя политика строится на взаимодействии государства и общества, 12 опрошенных не указали значение термина или сделали это неверно. Из 96 опрошенных 90 человек знают определение понятия внешняя политика, верно понимают значение слов «внешняя политика». 5 человек указали значение термина неверно, 1 человек не указал значение термина.

Вывод. В результате опроса нами выяснено следующее: в целом школьники достаточно хорошо разбираются в данных определениях. Наибольшее затруднение вызвал термин «политика», меньше всего ошибок было сделано в термине «внешняя политика». Современные старшеклассники недостаточно четко понимает функции государства и его работу в сфере внутренней политики.

Опрос №2

Для того чтобы выявить уровень и качество «политических» знаний школьников, нами был проведен социологический опрос, где мы попросили школьников ответить на ряд вопросов, изучаемых в школьном курсе обществознания и права. Результаты опроса отражены в таблице (Приложение 2).

Опрос выявил серьезные проблемы с качеством знаний, полученных в школе, которые необходимы для участия в политической жизни страны. Опрашиваемые в среднем справились с 50,5% работы. 35 участников опроса не ответили даже на половину вопросов. Переводя эти цифры в систему школьных оценок, можно сказать, что «политические знания» трети опрошенных можно оценить в 2 балла. Наибольшие затруднения вызвали вопросы, касающиеся функций главы правительства, президента. На вопрос о том, кто является главой правительства ответили только 16 из 100 опрошенных. Только 11 человек дали правильный ответ на вопрос о том, кто формирует кабинет министров. Наиболее приемлемо выпускники разбираются в принципе разделения властей и в банковской системе РФ, 98 из 100 хорошо знают раздел, касающихся политических прав человека. У выпускников достаточно поверхностные знания о форме правления (только 41 из 100 опрашиваемых дали правильный ответ на этот вопрос), только 1 человек из 100 указал, что РФ является именно полупрезидентской республикой. Затруднения возникли и при ответе на вопрос о парламенте РФ, многие даже не знают, какое он носит название, ошибки были допущены и при указании палат парламента. Сложности возникли и при ответе на вопросы о международных организациях и союзах, в которых участвует Россия. Наиболее «провальные» вопросы отражены на диаграмме (Приложение 2).

Вывод. По результатам опроса мы сделали вывод, что школьники хорошо разбираются только в тех областях, с которыми непосредственно сталкиваются в жизни, которые наиболее интенсивно освещаются в СМИ, которые являются основными в школьном курсе и повторяются несколько раз за курс обучения. Данный опрос выявил достаточно низкую эффективность школьной системы образования в сфере знаний о политике.

Опрос №3

Осведомленность в вопросах внешней политики обязательна для политически грамотного человека. Именно на эту тему в обществе ведутся наиболее активные дискуссии, в которые оказываются втянутыми школьники Для того чтобы выяснить уровень знаний школьников о внешней политике, мы провели опрос. Нами было предложено 3 смысловых блока «Украина», «Сирия» и «Отношения с западными партнерами». Каждый блок состоял из 7 вопросов. Анкета составлена таким образом, что правильные ответы на 3 вопроса, данные учеником, означают, что он достаточно хорошо разбирается в сфере внешней политики. Анкетирование показало, что школьники достаточно хорошо разбираются во внешней политике. В среднем, каждый ученик ответил на 8 вопросов, что является достаточно хорошим результатом. Лучше всего школьники справились с блоком вопросов об отношениях РФ и Украины (4,7 отвеченных вопроса в среднем), чуть хуже школьники информированы о Сирийском конфликте (2,7 верных ответа в среднем). Набольшее затруднение вызвали вопросы об отношениях нашей страны с США и другими западными странами (1,6 верный ответ в среднем). Результаты опроса отражены на диаграмме (Приложение3). В целом ситуация со знаниями о внешней политике удовлетворительная, из 98 опрошенных ни одни человек не сдал пустой бланк, зато 4 человека ответили на все вопросы анкеты.

Вывод. Анкетирование показало, что благодаря работе СМИ школьники имеют некоторое представление о внешней политике страны. Но объем знаний для участия в политической жизни страны по данной теме недостаточен.

Опрос№4

Основной способ участия граждан в политической сфере страны-выборы. Школьники, которым в скором времени предстоит стать избирателями, должны иметь ясное представление о системе выборов в Российской Федерации, избирательных правах граждан. Чтобы выяснить уровень их знаний, мы провели анкетирование, в котором попросили школьников указать, какие государственные должности и какие органы власти в России являются выборными. В целом школьники имеют достаточно полное представление об избирательной системе своей страны. 89% указали, что граждане избирают Президента РФ, 87%-Государственную Думу и Федеральное Собрание РФ, 82%-парламенты субъектов Федерации, 69%-представительные органы муниципальных образований.

Вывод. Выпускники достаточно хорошо информированы об избирательной системе России.

Опрос№5

Сейчас в нашем обществе очень многих волнует ситуация, складывающаяся вокруг курса рубля. Мы решили выяснить, знают ли выпускники гимназии, почему происходит падение курса рубля. Мы попросили учеников ответить на 1 вопрос «Почему в последнее время снижается курс рубля?» Результаты опроса отражены в Приложении 5. 27% опрошенных связали падение курса национальной валюты с падением цен на нефть, еще 9% назвали причиной падения рубля экономические санкции против России, 6% указали инфляцию как причину снижения курса рубля. 58% опрошенных не смогли ответить на поставленный вопрос.

Вывод. Благодаря деятельности СМИ, а также наличию в школьной программе уроков экономики, в целом школьники достаточно хорошо осведомлены о причинах падения снижения курса рубля.

Опрос№6

В обществе ведутся активные дискуссии на тему санкций против России. Нами было принято решение выяснить, хорошо ли школьники разбираются в данной теме. Для этого мы провели анкетирование, где попросили ответить школьников на 2 вопроса: «Почему против России были введены санкции? (варианты ответа: политические (недовольство политикой РФ), (экономические (желание ослабить РФ экономически и вытеснить российских производителей с некоторых рынков), «Оцените по пятибалльной системе тяжесть последствий, которые повлекли за собой санкции» (1-последствий нет, 5-санкции имели самые серьезные последствия для экономики РФ). Результаты опроса отражены в Приложении 6.

Вывод. Данное анкетирование показало, что школьники в целом имеют представление о причинах введения санкций, но при этом оно достаточно поверхностное, они смутно представляют их последствия.

Опрос№7

Мы решили проверить, интересуются ли школьники политикой, из каких источников они получают информацию о политическом устройстве страны. От источников информации зависит качественный и количественный состав получаемых знаний в политической сфере. Для того чтобы получить ответы на стоящие перед нами вопросы мы провели анкетирование, где попросили школьников ответить на вопросы, касающиеся уровня их интереса к политике и источников, из которых выпускники получают информацию о политике нашей страны. На вопрос «интересна ли вам политическая сфера жизни нашей страны? » 32%-ответили «нет», 21%-«скорее нет», 27%-«скорее да», 20%-«да». На вопрос об источниках «политической» информации мы получили следующие результаты: 35% указали в источниках телевидение, 43%-новостные ресурсы интернета, 13%-социальные сети, 9%-печатные издания. Результаты анкетирования отражены в Приложении 7.

Вывод. Анкетирование показало, что у школьников далеко не самый высокий интерес к политике, однако стоит отметить, что в последнее время он растет. Такой вывод был нами сделан по результатам анализа интервью, взятых у школьников. Мы увидели, что в основном школьники получают информацию из новостных Интернет-ресурсов и телевидения. Преобладание в этом списке первых допускает возможность получения школьниками ложных, подчас абсурдных сведений о политике т.к. сегодня в интернете очень много разного рода дезинформации.

Опрос№8

Сегодня в обществе как никогда раньше высоко внимание к Президенту РФ-Владимиру Владимировичу Путину. Среди учеников старших классов интерес к первому лицу государства также повысился. Мы провели анкетирование, для того чтобы выяснить, чем обусловлен интерес к главе государства среди школьников и как они оценивают деятельность Владимира Владимировича на посту главы государства. Мы выяснили, что интерес к В.В. Путину повысился благодаря активным действиям во внешней политике, достижениям в экономике, олимпиаде в Сочи и т.д. Большинство выпускников высоко оценили деятельность Владимира Путина в качестве Президента РФ. Более подробно результаты анкетирования отражены в Приложении 8.

Вывод. В результате проведенного анкетирования мы выяснили, что выпускники следят за деятельностью Владимира Владимировича на посту главы и государства и высоко оценивают его работу на этом посту. Несмотря на довольно низкий среди школьников интерес к политике в целом, их интерес к В.В. Путину и его деятельности высок.

Вывод. Данные анкетирования и интервью показывают, что школьники имеют лишь очень ограниченный набор знаний в сфере политики и не готовы к полноценному участию в политической жизни. Сегодня школьники еще до получения ими избирательных прав оказываются втянутыми в политику, в частности, через дискуссии в социальных сетях. Мы пришли к выводу, что необходимо повышать качество знаний выпускников о внешней и внутренней политике и политическом устройстве страны.

Выводы. Данные проведенных опросов показали, что уровень и качество знаний, относящихся к политической сфере жизни общества, у современных старшеклассников, будущих избирателей, в целом недостаточно велик, что наталкивает на мысль о необходимых мерах для решенияя данной проблемы.

Глава 3. Разработка комплекса мер по повышению уровня и качества знаний о внутренней и внешней политике страны, о политическом устройстве и функционировании государства

Проведенные опросы и анкетирования показали, что школьники не готовы к полноценному участию в политической жизни страны. Это ставит под угрозу будущее нашей страны. Отказ населения от участия в политической жизни страны приводит к весьма плачевным результатам, в этом мы убедились на примере многих стран. Что значит участвовать в политике? Это значит «оказывать влияние на формирование состава политических элит и проводимую ими политику, поддерживать существующий режим или, напротив, быть к нему в оппозиции, используя для этого законные сред­ства» [8, 231]. Понятно, что к этому нужно быть готовым. Чтобы подготовить будущих избирателей, необходим комплекс мер, которые должны улучшить ситуацию в сфере политического образования выпускников. Действия по повышению качества знаний о политике должны вестись на нескольких направлениях: в школе, в рамках СМИ, на базе культурных учреждений, негосударственных волонтерских организаций.

3.1 Меры и мероприятия, которые можно реализовать на базе школы

Школа является наиболее удобной и достаточно эффективной площадкой для повышения объема и качества знаний о политике. Именно в школе закладывается та основа, на которой строится политические взгляды человека. В школе тема политики затрагивается в курсе обществознания. Очевидно, что в нем уделяется недостаточно внимания темам, знание которых необходимо для полноценной политической жизни.

Мы предлагаем переработать и, возможно, расширить курс обществознания и внести туда некоторые темы, которые пригодятся выпускникам в дальнейшем. В курсе должно быть более подробно устройство государства, специфика государственно-территориального устройства РФ. Также в учебниках обществознания должны появиться параграфы, более подробно описывающие аппарат управления, основные государственные органы и службы.

В качестве другой меры можно рассматривать введение курса основ политологии. Этот курс может включать более широкий набор тем, касающихся политической сферы жизни общества. Вероятно, что его следует ввести в форме элективного курса, для того чтобы обучение не превращалось в так называемую «обязаловку».

Разумеется, все эти меры должны применятся разумно и дозированно, чтобы не вызвать антипатии среди школьников фактом своего появления. Недопустимо навязывание школьникам определенной точки зрения, школьная система в вопросах политики должна рассматривать конкретный вопрос с разных точек зрения. В вопросе повышения качества знаний о внешней и внутренней политике нашей страны не следует ограничиваться переработкой учебной программы.

На базе школы можно проводить встречи с действующими политиками. На наш взгляд, такие мероприятия будут достаточно продуктивны и позволят школьникам старшего звена узнать о политической сфере жизни «из первых уст».

Привлечь внимание школьников к сфере политике возможно с помощью создания и проведения ряда новых олимпиад и конкурсов, в той или иной степени связанных с политической сферой жизни общества.

3.2 Меры и мероприятия, реализуемые средствами массовой информации

Со средствами массовой коммуникации в той или иной форме сталкивается почти каждый школьник. Поэтому у СМИ есть все условия для работы со школьниками. Например, СМИ являются мощным рычагам социализации в современном мире, особенно телевидение. Именно они «играют в настоящее время решающую роль в формировании политических позиций большинства населения» [10].

Для увеличения интереса к политике, просвещения школьников в данном вопросе целесообразно использовать короткие ролики в формате социальной рекламы. Они не раз доказали свою эффективность, и будут работать и в случае с «политическим» образованием школьников.

На телевидении есть смысл создания образовательных передач, в простой и доступной форме рассказывающих о внешней и внутренней политике, политическом устройстве страны, о политических правах и свободах человека.

Стоит отметить, что данные меры помимо школьников затронут огромную зрительскую аудиторию, что также будет способствовать повышению их политической грамотности. Сегодня в СМИ уже ведется работа на данном направлении.

3.3 Меры и мероприятия, реализуемые на базе государственных культурных учреждений Российской Федерации

Учреждения культуры обладают серьезным потенциалом и ориентируются на огромный круг людей. Поэтому при применении грамотных и сбалансированных мер, направленных на повышение уровня и качества знаний школьников в сфере политики, можно достигнуть значительного увеличения интереса к политике среди молодежи, а также расширение горизонта знаний и повышения его качества.

На базе таких учреждений удобно проводить различные, мероприятия, конкурсы и турниры, связанные с политикой.

3.4 Мероприятия, реализуемые с помощью негосударственных волонтёрских движений и организаций

Высокую эффективность в современном мире доказали социальные проекты. Их использование возможно и в сфере улучшения качества знаний о политике. Социальные проекты хорошо воспринимает общество, именно это дает им преимущество. Социальные образовательные проекты на базе волонтерских организаций не будут создавать негативный настрой у выпускников, как это иногда случается с системой школьного образования. Кроме того, отсутствие финансовой заинтересованности у волонтеров исключает коррупцию при реализации таких проектов.

С помощью волонтерских организаций возможно привести выпускников к осознанию необходимости участвовать в политической жизни страны путем голосования на выборах, другими словами, волонтерские организации могут серьезно повысить политическую активность общества. Сегодня «возможности самоорганизации общества вышли на тот уровень, когда государство не может ни сильно помешать, ни до конца проконтролировать. Важно также отметить, что любая активность легко может стать политической… С чего бы ни начинали волонтеры свою активность — с точечной застройки, с парков и скверов, с лавочек и велодорожек — рано или поздно они приходят к необходимости так или иначе участвовать в политических процессах. Само по себе наличие любого волонтерства значительно упрощает работу политиков в этой сфере: придать существующей активности новое направление проще, чем начинать все с нуля» [12]. Это может быть достигнуто путем организации встреч с политиками, проведения различных акций, флэш-мобов, привлекающих внимание к политической сфере жизни общества. Волонтерские организации могут эффективно действовать в соцсетях. Создавая тематические группы, участвуя в дискуссиях, интернет-волонтеры не позволят навязывать школьникам ложные представления о политике в социальных сетях. Так будущее России окажется в руках народа, а не сторонних сил.

Заключение

В процессе изучения проблемы исследования мы познакомились с различными работами современных ученых, журналистов и политиков и убедились в том, что участие каждого гражданина в политической жизни необходимо. Для этого каждому выпускнику нужно обладать определенным запасом знаний о политике.

Мы провели ряд анкетирований, опросов, интервью и выяснили, что «политический» багаж знаний школьников недостаточен, а местами вообще отсутствует. Выпускники недостаточно подготовлены к участию в политической жизни страны, что может повлечь

Нами был разработан список мероприятий, направленных на повышение уровня осведомленности школьников в вопросах политики и подготовки их к успешному и эффективному участию в политической жизни страны.

Приложение 1


 


 

Приложение 2
 

 
 


 


 

Приложение 3


 

Список вопросов опроса:

Украина

1.Президент Украины

2.Премьер-министр Украины

3.Есть ли иностранные граждане в кабинете министров Украины?

4.Назовите 2 самопровозглашенные республики, фактически отделившиеся от Украины

5.Назовите основные договоры, принятые с целью разрешения конфликта на Украине

6.Какие регионы в составе Украины кроме ДНР/ЛНР не поддерживают политику действующих Киевских властей?

7. Как действующая на Украине политическая группировка пришла к власти?

Сирия

8.Президент Сирии

9.Законно ли по международным законам нахождения президента Сирии у власти?

10. Какую первоочередную задачу ставит перед собой Россия, нанося удары по ИГИЛ ?

11. В чем отличается позиция России и запада по Сирии?

12. Какими действиями был спровоцирован конфликт на Ближнем Востоке?

13.Почему за 2 года коалиция союзников из 60 стран, обладая огромной воздушной группировкой, не смогла добиться успеха?

14.Неформальная столица ИГИЛ

Отношения России и США

15.Назовите кризис 1962 г. едва не приведший к войне между США и Россией

16. Назовите военные конфликты, фактически являвшиеся противостоянием США и России (СССР)

17. С какой целью Россия создала ядерный щит?

18. Почему США часто не довольны политикой России?

19. Назовите самого известного в России журналиста США, имеющего аккредитацию при Гос. Департаменте США

20. С какой целью США создает систему ПРО в Европе?

21. Почему власти США поддерживают готовую в любой момент рухнуть экономику Украины?

Приложение 4


 

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7


 


 


 


 


 


 

Приложение 8


 

Использованные источники

Арутюнян, Г.Г., Баглай, М.В. Конституционное право. Энциклопедический словарь. – М.: «НОРМА»-2006г.-544с.

Бобков В., Браим И., Политология, 2003

Боголюбов, Л.Н., Иванова, Л.Ф., Матвеев А.И. и др. Обществознание Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Боголюбова Л.Н. -13-е издание-М.: «Просвещение» 2008,-400с.

Боголюбов, Л.Н., Лабезникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень. под ред. Боголюбова, Л.Н. и др. -2-е изд.-М.: Просвещение 2008

Дубин Б.В. Молодежь предъявляет запрос на будущее//Дружба народов. 2012, №3. С.45

Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. - М.: «АСТ», 2005. – 1168 с.

ЖелнинаЕ.В. К вопросу о политической грамотности российского электората// Вторая международная научно-практическая конференция «Продолжая Грушина» 15–16 марта 2012 г. М.: ВЦИОМ., 2012, 289 с.

Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. под ред. Н.П.Полторацкого. М.: Воениздат, 1993., 368 с.

Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический энциклопедический словарь под ред. Бим-Бада, Б.М. – М.: «Большая Российская энциклопедия»-2009г.-528с.

Козловский О.Ю. Не «наша» молодежь: молодежное движение в современной России. //Неприкосновенный запас. 2006, №1(45) . С.102.

Кокорев Д.Ю . Политизированная российская молодежь: похмелье комсомолом - беременность гражданским обществом //Неприкосновенный запас. 2006, №1(45) . С.83.

Крашенинников, Ф. «Как волонтеры изменят российскую политику» [ Электронный ресурс] http://fyodorrrrr.livejournal.com/1896066.html «(Дата обращения: 25.10.2015)».

Липская Л.А. «Политические ориентации российской молодёжи» [Электронный ресурс] http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3812-2012-09-21-15-26-44 «(дата обращения 23.11.2015)

Певцова, Е.А., Право. Основы правовой культуры. Базовый и профильный уровни-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2005.-176 с.

Политология: Учебник для высших учебных заведений. Гаджиев К.С. М.: Логос, 2001

Путин В.В. «Послание к Федеральному собранию» 2015

Санжаревский, И.И. Политическая наука: словарь-справочник. издание 4-е, испр. и доп., Тамбов, 2012 г.

Тимофеева О.В.Модерн, время ада// Неприкосновенный запас. 2015, №1(99) . С.67.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень кропотливая работа! Спасибо педагогу и ее ученику!

25 July 2019

Похожие публикации