Урок литературы во 2 классе на тему «И.С. Соколов-Микитов "Узоры на снегу"»
Конспект урока по предмету
«Литературное чтение» 2 класс
Образовательная система «Начальная школа XXI века»
Учитель начальных классов: Напалкова Анастасия Николаевна
Презентация к данному конспекту урока
PPTX / 2.17 Мб
Место работы: г.Ухта МОУ «СОШ № 3 имени Героя России А.И.Алексеева»
Тема урока: И.С.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
I. Цели урока:
Педагогическая: создать условия для знакомства с новым произведением, систематизировать знания учащихся по изучаемому разделу, продолжать работу по нахождению и различию выразительных средств, а также работа со словом.
Ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится систематизировать свои знания, проводить связи: «Тема - Раздел», «Связь произведения с определённым словом», «Значение произведения», повторит и закрепит выразительные средства языка.
II. Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты изучения темы - формирование знаний и умений:
Повторить и закрепить пройденные произведения в данном разделе, вспомнить их роль и предположить связь с новым произведением;
Повторить биографию и творчество автора И.С.Соколова-Микитова; узнать, почему у автора двойная фамилия и, что связывает автора с природой;
Организовать и провести работу со словом «узор», значение слова из различных источников;
Закреплять умение находить и различать выразительные средства: эпитет, метафора
Личностные результаты:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности по изучаемому разделу, поиск связей между произведениями, нахождение общего и различительного;
-осознание эстетической важности языка, умение находить яркие образы с помощью слова
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)
- прогнозирование предстоящей работы (составление плана и выдвижение гипотезы - предположения)
- контроль (проверка гипотезы: подтверждение или опровержение)
- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)
Познавательные УУД:
1.Общеучебные универсальные действия:
- формулирование темы урока
- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа в парах по карточкам, со слайдами презентации)
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
2.Универсальные логические действия:
- анализ художественного текста с целью нахождения ключевых, главных слов;
- работа с выразительностью речи;
- подведение под понятия;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств
- выдвижение гипотез
3. Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог как с учителем, так и друг с другом;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме;
умение работать в группе: держаться общей цели, договариваться, приводить аргументы, выделять главное и оформить ответ группы;
рассуждать и выдвигать гипотезу
III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:Технология проблемно - диалогического обучения
Технология оценки учебных успехов
Технология групповой работы
Здоровьесберегающие технологии
Информационно-коммуникативные технологии
IV. Методы обучения:
Словесные – рассказ, беседа, объяснение, инструктаж к работе. Слушание произведения
Наглядные – демонстрация (презентация), раздаточные материалы
V. Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах.
VI. Оборудование:
Для учителя – презентация, учебник
Для учащихся – учебник, карточки для работы в группах:
карточка с биографией автора;
карточка с иллюстрацией к произведению;
карточка с понятием «узор» из различных словарей
VIII. Тип урока: изучение нового материала с повторением пройденного
IX. Структура урока (этапы) / урок 40 минут:
Организационный момент (1 мин.)
Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (3 мин.)
Выдвижение гипотезы (2 мин.)
Построение плана работы (Целеполагание) (6 мин.)
Реализация построенного проекта (8 мин.)
Первичное закрепление во внешней речи (6 мин.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)
Включение в систему знаний и повторение (4 мин.)
Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Организованный конец урока (0,5 мин.)
ХОД УРОКА
I. Орг.момент | Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начинаем наш урок! |
II. Мотивация к учебной деятельности | – Напомните, какой раздел проходим? - «Снежок порхает, кружится» - Какой главный вопрос данного раздела? - Каким бывает снег - Объясните слова из раздела - «снежок - маленький, хрупкий, пушистый, легкий» ; «порхает – летать, легко и быстро кружиться»; «кружится - круг, обруч, кольцо, двигаться по кругу, вертеть, постоянно меняя направление движения, повороты, изгибы» - Что необходимо сделать сегодня на уроке? - определить к какому слову из раздела относится следующее произведение. |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | -Ребята, напомните, в каким показан снег в изученных произведениях? - З.Александрова «Снежок» относится к слову «снежок», он там пушистый, легкий, парящий; - С.Иванов «Каким бывает снег», тоже относится к слову «снежок», в этом произведении показан характер снега в разные месяцы: робкий, тихий, злой, колючий и т.д.; - И.С.Соколов-Микитов, «Зима в лесу», Э.Шим «Всем вам крышка» также к слову «снежок», который заставил всех животных изменить условия обитания; - К.Д.Ушинский «Всем вам крышка», снег даёт детям возможность играть, веселиться (Объясняют все изученные произведения и к какому слову они относятся) |
IV. Выявление места и причины затруднения | - Тема нашего урока? - С.И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу» - Что заметили? - Этот автор нам уже встречался - Как вы думаете, почему авторы учебника 2 раза включили в один раздел одного и того же автора? - Предположения детей (новое произведение характеризует снег с другой стороны и относится к другому слову, авторам нравятся произведения С.И.Соколова-Микитова) |
V. Построение проекта выхода из затруднения | -Какая цель нашего урока? - узнать почему один и тот же автор встречается 2 раза и какой снег представлен в его произведении - Как предлагаете работать на уроке? Какой план можно составить? ПЛАН (на доске): 1)Вспомнить биографию автора 2) Работа со словом «узор» 3) Знакомство с произведением по абзацам – слушание, работа с выразительными средствами 4) Ответить на вопрос, почему 2 раза встретился автор; 5) Соотнести данное произведение к одному из слов в разделе - С чего начнём? - вспомним биографию автора Иван Cepгeeвич Coкoлoв-Mикитoв – pуccкий пиcaтeль, poдившийcя в мae 1892 г.Он нaпиcaл мнoгo paccкaзoв o пpиpoдe, птицax и звepяx. И этo нe удивитeльнo, пoтoму чтo eгo oтeц был упpaвляющим лecными угoдьями. Maльчик paнo узнaл лec, пoлюбил eгo. B юнocти oн oбучaлcя ceльcкoму xoзяйcтву, чтo тaкжe пoпoлнилo знaния o нaшeй Зeмлe. Ho поняв, чтo eму нpaвитcя литepaтуpa, oтпpaвилcя paбoтaть мaтpocoм нa кopaбляx. Oн пoбывaл в paзныx cтpaнax, xoдил в экcпeдиции нa ceвep нaшeй cтpaны. Cвoю пepвую cкaзку “Coль зeмли” Coкoлoв-Mикитoв нaпиcaл в вoзpacтe 18 лeт. B 1951 гoду oн пoceлилcя c ceмьeй в ceльcкoм дoмикe, кoтopый пocтpoил caм. Taм у нeгo былo дocтaтoчнo вpeмeни, чтoбы зaнимaтьcя литepaтуpнoй дeятeльнocтью. Oн пpoжил дoлгую и плoдoтвopную жизнь, дoжив дo 82 лeт. - Почему у автора двойная фамилия? Где можно найти информацию? - на листочках Двойная фамилия Ивана Сергеевича Соколова-Микитова (1892-1975), известного советского писателя, журналиста, сценариста - литературный псевдоним, образованный из фамилии по рождению (Соколов) и имени деда по линии отца - Микита, отсюда и Микитов. - Что узнали? На какой вопрос можем ответить? - Узнали, что он с детства обучался сельскому хозяйству, что его отец был управляющим сельскими угодьями и именно это послужило тому, что Иван Сергеевич начал писать о природе! - Спасибо за ответ! - Что заметили в теме нашего урока, какое ключевое слово? - узоры - Как вы можете объяснить значение слова «узор» - ответы детей -В каком источнике можем найти достоверную информацию? - в словарях - У меня на столе карточки со статьями из словаря, подойдите и возьмите нужную для вас информацию. Сколько всего карточек? - 6 - А нас много, как быть? Как предлагаете поработать? - в группах - Сколько будет групп? - 6 групп, потому что 6 карточек |
VI. Реализация построенного проекта | - Хорошо. Сколько времени вам понадобится для выполнения данной работы? - 5 минут - Какая у вас цель? - Найти значение слова «узор» - Напомните правила работы в группе? - перечисляют - Выполняем. Время вышло, какая группа желает ответить? Ответы групп: Узор рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней. Узор обоев. Узоры для вышивания. Узоры тканей. Морозный узор на окнах. Толковый словарь Д.Н.Ушакова Узор 1) рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней и т.п. 2) Сложное переплетение, живописное расположение чего-л., образующее или напоминающее такой рисунок. Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой Узор. Общеслав. Производное (с перегласовкой ь/о) от *uzьrěti «увидеть». См. зреть «смотреть». Узор буквально — «то, что можно увидеть». Происхождение слова в этимологическом словаре Н.М. Шанского - Выделите ключевые слова в определениях. Вывод: рисунок, сочетание линий, то, то можно увидеть. - Ребята, как мы можем проверить? - Прочитать произведение |
VII. Первичное знакомство с произведением | - Как можно прочитать? Как предлагаете? - по абзацам - Кто хочет начать? - один ученик читает, другие работают с незнакомым словами и ищут выразительные средства - Какие мысли у вас возникли? Что заметили? Каким представлен снег? - как чистая белая скатерть, тяжёлый; - Данил, пожалуйста, прочитай 2 абзац. Остальные внимательно слушают и отвечают на вопрос: какой снег? - Снежная скатерть, «охотники умеют читать узоры» - Как вы понимаете это выражение? Что можно читать? Предположите какие узоры они читали? - можно читать книгу, письма, возможно следы животных - Как проверить? - дальше прочитать - А можно послушать? - Да - Слушание произведения - Чьи следы? - Зайца, лисы, горностая, лося и т.д. Физминутка с имитацией каждого животного - Ребята, можно последний абзац я прочитаю? Чтение учителя - Какой вывод можем сделать по данному произведении? Какой здесь снег? Какую функцию он выполняет? - Снег – это хранитель информации (какие животные обитают в лесу, где они ходили, что ели, кто за кем охотился). |
VIII. Повторное чтение произведения. Работа над выразительными средствами | - Читает хорошочитающий ученик. Остальные подчёркивают выразительные средства. |
IX. Включение в систему знаний и повторение | - К какому слову отнесём данное произведение? - Произведение «Узоры на снегу» относится к «кружится» из раздела, снег выпал и стёр все эти следы, но ночью опять животные прошлись и оставили следы, круговорот. - Автор встретился нам 2 раза, так как произведения раскрывают разные особенности и свойства снега. |
X. Рефлексия учебной деятельности | -Если вы довольны своей работой на уроке, узнали новое, можете объяснить тему товарищу, поднимите плюс, который сделали с помощью пальцев, если не довольны и всё было не понятно – минус, если были затруднения – ничего. |
XI. Домашнее задание | - Ребята, а какое домашнее задание вы бы хотели получить? - Нарисовать следы зверей |
XII. Организованный конец урока | Спасибо за работу! Урок окончен! |
Максакова Наталья Михайловна