Занятие по математике в 1 классе «Истинные и ложные высказывания»
Тема. Высказывания истинные и ложные.
Цель:
знать: что такое высказывание
уметь:
- разбивать и объединять в группы понятия по заданным учителем признакам;
- формирование познавательных мотивов;
Оборудование: презентация, мяч
Ход занятия.
№ этапа урока |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I |
Организационный момент. |
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начнём наше занятие. |
Дети стоят возле парт, приветствуют учителя. Садятся. |
II |
Целеполагание. |
Ребята, из чего состоит наша речь? Как можно назвать предложение по-другому? Можно предложения назвать высказываниями? Почему? Какое новое понятие вы узнали? Значит, что такое высказывание? Игра «Верю, не верю». А теперь поиграем в игру «Верю, не верю» Учитель произносит предложения: 1. Вы учитесь во 2 классе; 2. Дуб – это дерево; 3. Яблоко – это дерево; 4. Все дети по утрам должны делать зарядку; 5. Чистить зубы необязательно; В яблоках много витаминов. На какие две группы можно разделить эти предложения?
Какими словами можно заменить слова «правда» и «неправда»? Значит, какими могут быть высказывания? Давайте дополним определение высказывания. Очень важно отличать истинные и ложные высказывания в жизни. Поставьте цели урока. Будем разбивать на группы высказывания. Истинные высказывания будем обозначать буквой И, а ложные – буквой Л. |
Наша речь состоит из предложений. Сообщение, вопрос. Да, можно. Потому что мы высказываем свою мысль. Высказывание. Высказывание – это предложение или сообщение. Ученики отвечают, верю, не верю верю верю не верю верю не верю верю Предложения, в которых сообщается правда, и предложения, в которых сообщается неправда. Истина, ложь. Истина -противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно. Ныне слову этому отвечает и правда. Истинными и ложными. Высказывание – это предложении, о котором можно сказать истинно оно или ложно. Научиться различать истинные и ложные высказывания |
III |
Решение логических задач |
Задание 1. Перед вами карточки с высказываниями. (Карточки жёлтого цвета) Прочитайте их внимательно. 1 группа выберет только истинные высказывания, а 2 – только ложные. Обсудите в группе каждое высказывание и, как только будете уверены в правильности ответа, карточки с высказываниями, прикрепите под буквой И или под буквой Л. Объясните своё мнение. Карточки с высказываниями. - Небо весной зелёного цвета. - Слоны машут ушами, чтобы взлететь. - У колобка есть голова и хвост. - У лягушки нет рогов. - Все животные плавают. - Колобок сделан из теста. - Слонята вырастают и становятся слонами. - Берёз больше, чем деревьев. - Все кошки серые. - Некоторые птицы умеют плавать. Задание 2. На карточке два рисунка. На одном изображены обезьяна, кошка, белка, на другом – змея, медведь, мышь. Карточка одна на группу. Рядом с изображением животных – высказывания. - Определите, для какой картинки высказывание истинно, а для какой ложно. Соедините высказывание и картинку стрелками. Высказывания. - Все животные, нарисованные на картинках, умеют лазать по деревьям. - У всех животных, нарисованных на картинке, есть шерсть. -Ни одно животное, нарисованное на этой картинке, не умеет летать. -У некоторых животных, нарисованных на картинке, есть лапы. -Некоторые животные , нарисованные на картинке, живут в норах. -У всех животных, нарисованных на этой картинке, есть когти. -Некоторые животные, нарисованные на этой картинке, впадают в спячку. -На этой картинке нет ни одного животного без усов. Электронная физминутка для глаз. (Слайд) Задание 3. Фронтальная работа Определите, какие это высказывания? Перефразируйте их так, чтобы они стали истинными.
- Сова не спит днём. · Волк улетел в тёплые края. · На грядке выросли ботинки. · Хлеб не сделан из теста. · За кустами крадутся рыбы. · Рыба не живёт в воде. Задание 4. Рассмотри геометрические фигуры. Слайд. ( квадрат, четырёхугольник, овал, треугольник, четырёхугольник. Какие из высказываний для этой группы истинны, а какие ложны? Высказывания (слайд) - На рисунке есть треугольники. - Некоторые фигуры на рисунке - квадраты. - На рисунке нет ни одного квадрата. - Все фигуры на рисунке многоугольники. Задание 5. Дополните высказывания словами «все», «некоторые» так, чтобы получились истинные высказывания. Карточка (белого цвета) с одним высказыванием у каждого, собрать и вписать в общую карточку. _______ дети знают математику на пять; _______ фигуры треугольники; _______ квадраты четырёхугольники; _______ отрезки ограничены с двух сторон; _______ числа складываются
_______ числа двузначные |
По одному члены из группы выходят к доске и объясняют своё мнение. 1 группа: - У лягушки нет рогов. - Колобок сделан из теста. - Слонята вырастают и становятся слонами. - Некоторые птицы умеют плавать. 2 группа: - Небо весной зелёного цвета. - Слоны машут ушами, чтобы взлететь. - У колобка есть голова и хвост. - Все животные плавают. - Берёз больше, чем деревьев. - Все кошки серые. К - 1 К - 1 ? К – 1, 2 К-2 К -1 К-2 К-1 Дети выполняют физминутку. Все высказывания ложные. Л- Сова спит днём. Л- Птицы улетели в тёплые края. Л - на грядке выросли овощи. Л- Хлеб сделан из теста. Л - За кустами крадутся звери. Л- Рыба живёт в воде. Дети отвечают, доказывают своё мнение. И (т.к. треугольник под № 4) И (т.к. квадрат под № 1) Л (т.к. квадрат под № 1) Л (т.к. в этой группе есть овал) Каждый член группы вписывает слово в своё высказывание. Затем обсуждают и записывают в общую карточку. Проверяют правильность выполнения задания парами: 1 из 1 группы – такое же у 1 из 2 группы Некоторые дети знают математику на пять. Все квадраты четырёхугольники. Все отрезки ограничены с двух сторон. Все числа складываются. Некоторые числа однозначные. |
IV |
Итог занятия. |
Какие цели ставили? Поднимите руку те ребята, которые считают, что научились различать истинные и ложные высказывания. Игра. Истина, ложь Дети становятся в круг. Ведущий кидает мяч и произносит высказывание. Условие: если высказывание ложное, мяч не ловить, если истинное - ловить. |
Научиться различать истинные и ложные высказывания Дети придумывают истинные и ложные высказывания. |
Карточки с заданиями.
Задание 1.
- Небо весной зелёного цвета. |
- Слоны машут ушами, чтобы взлететь. |
- У колобка есть голова и хвост. |
- У лягушки нет рогов. |
- Все животные плавают. |
- Колобок сделан из теста. |
- Слонята вырастают и становятся слонами. |
- Берёз больше, чем деревьев. |
- Все кошки серые. |
- Некоторые птицы умеют плавать. |
Задание 2.
.
Рисунок 1. |
- Все животные, нарисованные на картинке, умеют лазать по деревьям. - У всех животных, нарисованных на картинке, шерсть. -Ни одно животное, нарисованное на этой картинке, не умеет летать. -У некоторых животных, нарисованных на картинке, есть лапы. -Некоторые животные, нарисованные на картинке, живут в норах. -У всех животных, нарисованных на этой картинке, есть когти. -Некоторые животные, нарисованные на этой картинке, впадают в спячку. -На этой картинке нет ни одного животного без усов. |
Рисунок 2.
|
Задание 5.
_______ дети знают математику на пять. |
_______ фигуры треугольники. |
_______ квадраты четырёхугольники. |
_______ отрезки ограничены с двух сторон. |
_______ числа складываются.
|
_______ числа двузначные. |
Общая карточка.
_______ дети знают математику на пять. |
_______ фигуры треугольники. |
_______ квадраты четырёхугольники. |
_______ отрезки ограничены с двух сторон. |
_______ числа складываются.
|
_______ числа двузначные. |
Задание 6. Рассмотри геометрические фигуры. Какие из высказываний для этой…. истинны, а какие ложны?
1
· На рисунке есть треугольники
· Некоторые фигуры на рисунке - квадраты
· На рисунке нет ни одного квадрата
Все фигуры на рисунке многоугольники