Урок ОРКСЭ в 5 классе «Истоки и своеобразие русской культуры»
Конспект урока «Истоки и своеобразие русской культуры»
(5 класс)
Цель: познакомить учащихся с понятиями «культура», «православие», «православная культура»; развивать у учащихся желание изучать православное искусство, воспитание чувства гордости за то, что они учащиеся и граждане России.
Оборудование: репродукции храмов города; иконы, уголок
«Благовест», учебник.
Ход урока
1.Оргмомент.
Слово учителя:
Дорогие друзья!
Незаметно прошла неделя, и мы снова вместе. На особом уроке в нашем расписании, вы огорчились прошлый раз, что православная культура только раз в неделю. Не огорчайтесь, у нас с Вами впереди ещё много интересных уроков.
И, чтобы закрепить наш прошлый вводный урок, я приготовила для вас необычное задание.
2. Закрепление прошлого урока.
А) Творческая работа «Собери слово» (в тетради письменно, по буквам).
-Скажите, вы любите творить, фантазировать, придумывать что-то необычное?
-Тогда вы отлично справитесь с заданием. И в этом нам поможет наш кабинет православной культуры. Да-да, не удивляйтесь.
Б) Объясняю, как выполнить задание. Вы делали такое в начальных классах?
А - апостол, акафист, Адам
Н – Нимб
Г – гиена (ад), Гефсиманский гнев, грех, говение, голгофа, Господь, гордыня, гроб
Е – евангелие
Л – ладан, лампада, любовь, лавра, литургия, ложь
Посмотрите на всё, что есть в этом кабинете и найдёте помощников.
В) Проверяю выполненное.
Г) Выполните устно задание на повторение изученного в начальных классах:
Назовите полные, принятые Церковью, имена святых:…Победоносец (Георгий), преподобный (Сергий Радонежский), святой богатырь (Илья Муромец), Святой Апостол (Андрей Первозванный), святая блаженная (Матрона Московская), Ксения Петербургская. (Зачитать из «словаря школьника Православие»).
Д) Задание устно:
Подберите понятие противоположные по значению следующим:
стыдливость – наглость, хамство
милосердие – черствость, злобность
смирение – высокомерие
щедрость – жадность
3. Работа над новой темой урока
А) Запишите тему урока и эпиграф урока.
Культура – это святыни народа, святыни нации.
Д.С. Лихачев
Главные понятия:
культура,
духовная культура – отношение к богу, выполнение христианских правил (заповеди)
православная культура - это знание о том, чем жили и что создавали православные люди с верой, надеждой и любовью к Богу, культурный человек, историческая память.
Б) Словарная работа:
«Культура» (от лат. cultura возделывание, обработка) слово многозначно.
Работа с «Толковым словарем» С.Н.Ожегова.
Культура:
1.Религия
2.Образование.
3.Наука
4.Нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.
- Мы разработали первое главное понятие нашего урока: «культура», «культурный человек»
В) «Православие» правильно славящий Бога, т.е верящий в
Бога правильно.
Г) Работа с учебником с.14 (чтение абзаца 3)
Д) – Что же такое православная культура – это знание о том, чем жили и что много веков создавали православные люди с верой, надеждой и любовью к Богу.
«Православная культура» - это название учебного предмета, который изучает историю христианской православной культуры.
Е) Физкультминутка:
Все учащиеся встают из-за парт. Учитель читает стишок и выполняет определенные упражнения. Учащиеся выполняют за ним.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места
(круговые движения кистями рук):
Раз-присели, два-привстали.
Руки к Богу все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ангелами словно стали.
А потом пустились вскачь
(прыжки на месте),
Будто крыльями взмахнули
И легко-легко вздохнули.
Учитель:
-Скажите, что еще в православии способствует укреплению нашего здоровья? (пост).
-Сейчас можно услышать от любителей покушать, что без питательной пищи и здоровье теряется, и разум помрачается, и молиться мы не можем и т.п. А как вы думаете?
(На самом деле они ошибаются, пост не только не вредит здоровью, но поправляет его без всяких фитнес-клубов и тренажерных залов.)
Вывод:
Пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его.
А сластолюбцев, пожалуй, не убедишь ничем.
Запишите в тетрадь:
Примите пост, здоровые, - это охрана вашей телесной красоты.
Примите пост, больные, - это матерь здоровья.
Св.Василий Великий
Ж) Работа с учебником с.15 (чтение абзаца)
Православное искусство:
Архитектура (русское храмовое зодчество), многоглавые храмы
Живопись (фрески, мозаика, иконы (русская иконопись)
Музыка (хоровое пение, колокольные звоны).
Литература (славянское книжное искусство, богослужебные и литературные тексты на церковно-славянском языке).
Вывод:
Духовная (православная) культура объединяет православное искусство одной темой и одним сюжетом, главным в котором является Бог.
4.Чтение стихотворения
А) Иеромонаха Романа (Матюшина)
«Без Бога нация-толпа…»
Об этом красиво сказано в стихотворении «Без Бога нация-толпа…».
Вслушайтесь в эти слова.
Б) Сборник стихов Иеромонаха Романа «Внимая Божьему веленью» (знакомство с ним).
5. Размышляем и обсуждаем «О человеке культурном»
Выберите из называемых мною терминов те, которые характеризуют человека культурного, и те, которые характеризуют религиозную культуру.
(«Православная культура» Л.Л.Шевченко с.12 учебник)
Домашнее задание:
Напишите, какие нравственные правила существуют в вашей семье.