12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Власенко Ирина44

Конспект урока «Истоки и своеобразие русской культуры»

(5 класс)

Цель: познакомить учащихся с понятиями «культура», «православие», «православная культура»; развивать у учащихся желание изучать православное искусство, воспитание чувства гордости за то, что они учащиеся и граждане России.

Оборудование: репродукции храмов города; иконы, уголок

«Благовест», учебник.

Ход урока

1.Оргмомент.

Слово учителя:

Дорогие друзья!

Незаметно прошла неделя, и мы снова вместе. На особом уроке в нашем расписании, вы огорчились прошлый раз, что православная культура только раз в неделю. Не огорчайтесь, у нас с Вами впереди ещё много интересных уроков.

И, чтобы закрепить наш прошлый вводный урок, я приготовила для вас необычное задание.

2. Закрепление прошлого урока.

А) Творческая работа «Собери слово» (в тетради письменно, по буквам).

-Скажите, вы любите творить, фантазировать, придумывать что-то необычное?

-Тогда вы отлично справитесь с заданием. И в этом нам поможет наш кабинет православной культуры. Да-да, не удивляйтесь.

Б) Объясняю, как выполнить задание. Вы делали такое в начальных классах?

А - апостол, акафист, Адам

Н – Нимб

Г – гиена (ад), Гефсиманский гнев, грех, говение, голгофа, Господь, гордыня, гроб

Е – евангелие

Л – ладан, лампада, любовь, лавра, литургия, ложь

Посмотрите на всё, что есть в этом кабинете и найдёте помощников.

В) Проверяю выполненное.

Г) Выполните устно задание на повторение изученного в начальных классах:

Назовите полные, принятые Церковью, имена святых:…Победоносец (Георгий), преподобный (Сергий Радонежский), святой богатырь (Илья Муромец), Святой Апостол (Андрей Первозванный), святая блаженная (Матрона Московская), Ксения Петербургская. (Зачитать из «словаря школьника Православие»).

Д) Задание устно:

Подберите понятие противоположные по значению следующим:

стыдливость – наглость, хамство

милосердие – черствость, злобность

смирение – высокомерие

щедрость – жадность

3. Работа над новой темой урока

А) Запишите тему урока и эпиграф урока.

Культура – это святыни народа, святыни нации.

Д.С. Лихачев

Главные понятия:

культура,

духовная культураотношение к богу, выполнение христианских правил (заповеди)

православная культура - это знание о том, чем жили и что создавали православные люди с верой, надеждой и любовью к Богу, культурный человек, историческая память.

Б) Словарная работа:

«Культура» (от лат. cultura возделывание, обработка) слово многозначно.

Работа с «Толковым словарем» С.Н.Ожегова.

Культура:

1.Религия

2.Образование.

3.Наука

4.Нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.

- Мы разработали первое главное понятие нашего урока: «культура», «культурный человек»

В) «Православие» правильно славящий Бога, т.е верящий в

Бога правильно.

Г) Работа с учебником с.14 (чтение абзаца 3)

Д) – Что же такое православная культура – это знание о том, чем жили и что много веков создавали православные люди с верой, надеждой и любовью к Богу.

«Православная культура» - это название учебного предмета, который изучает историю христианской православной культуры.

Е) Физкультминутка:

Все учащиеся встают из-за парт. Учитель читает стишок и выполняет определенные упражнения. Учащиеся выполняют за ним.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места

(круговые движения кистями рук):

Раз-присели, два-привстали.

Руки к Богу все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ангелами словно стали.

А потом пустились вскачь

(прыжки на месте),

Будто крыльями взмахнули

И легко-легко вздохнули.

Учитель:

-Скажите, что еще в православии способствует укреплению нашего здоровья? (пост).

-Сейчас можно услышать от любителей покушать, что без питательной пищи и здоровье теряется, и разум помрачается, и молиться мы не можем и т.п. А как вы думаете?

(На самом деле они ошибаются, пост не только не вредит здоровью, но поправляет его без всяких фитнес-клубов и тренажерных залов.)

Вывод:

Пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его.

А сластолюбцев, пожалуй, не убедишь ничем.

Запишите в тетрадь:

Примите пост, здоровые, - это охрана вашей телесной красоты.

Примите пост, больные, - это матерь здоровья.

Св.Василий Великий

Ж) Работа с учебником с.15 (чтение абзаца)

Православное искусство:

Архитектура (русское храмовое зодчество), многоглавые храмы

Живопись (фрески, мозаика, иконы (русская иконопись)

Музыка (хоровое пение, колокольные звоны).

Литература (славянское книжное искусство, богослужебные и литературные тексты на церковно-славянском языке).

Вывод:

Духовная (православная) культура объединяет православное искусство одной темой и одним сюжетом, главным в котором является Бог.

4.Чтение стихотворения

А) Иеромонаха Романа (Матюшина)

«Без Бога нация-толпа…»

Об этом красиво сказано в стихотворении «Без Бога нация-толпа…».

Вслушайтесь в эти слова.

Б) Сборник стихов Иеромонаха Романа «Внимая Божьему веленью» (знакомство с ним).

5. Размышляем и обсуждаем «О человеке культурном»

Выберите из называемых мною терминов те, которые характеризуют человека культурного, и те, которые характеризуют религиозную культуру.

(«Православная культура» Л.Л.Шевченко с.12 учебник)

Домашнее задание:

Напишите, какие нравственные правила существуют в вашей семье.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.