Предварительный просмотр презентации

Исторические песни. «Плач Ксении» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Фольклор (от англ. folk – народ, народный и lore – мудрость) – устное народное творчество, зародившееся в древности. Это художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. Это источник национальных художественных традиций Особый раздел народного поэтического творчества составляют песни. Песнь - стихотворение, предназначенное для пения, состоящее обычно из нескольких строф — куплетов, часто с припевом — рефреном Исторические песни Военно - героические Повстанческие Гражданские

Периоды создания русских исторических песен: исторические песни раннего периода, песни XVI века, песни начала XVII века, песни, появившиеся с 20-х годов XVII — до начала XVIII века, песни XVIII — начала XIX века песни более позднего времени — после Отечественной войны 1812 года

1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем. На рубеже 16 -17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России Смутное время Первый период смуты характеризуется борьбой за престол. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но фактически управлял брат жены царя – Борис Годунов. Правление Лжедмитрия (Григория Отрепьева) Второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг. Болотников был казнен), царствованием Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.). Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось.

В XVII веке популярной исторической песней становится песня-плач. Примером является «Плач Ксении» (Ксения — дочь Бориса Годунова), в котором лирическое причитание вплетается в историческую основу события. С этой песни началась история жанра песни-плача. Это произошло в период со дня смерти Бориса Годунова по день вступления в Москву Лжедмитрия I. Песня записана в 1619—1620 годах Борис Федорович Годунов (1552-1605) – дворянин, шурин царя Федора I Иоанновича. С 1598 года - русский царь Ксения – единственная дочь Бориса Годунова. К сожалению, прижизненных портретов Ксении не сохранилось, все картины – это фантазии художников

Лжедмитрий I — самозванец, занимавший русский престол в 1605–1606 году под именем погибшего царевича Дмитрия Ивановича. Григорий Отрепьев, принадлежал к знатному роду. Рос способным, легко выучился чтению и письму, успехи его были таковы, что решено было отправить его в Москву, где он служил у Михаила Романова. Дослужился до высокого положения, что едва не погубило его во время расправы с «романовским кружком». Спасаясь от смертной казни, он постригся в монахи в том же монастыре, позднее по протекции своего деда поступил в Чудов монастырь. Здесь он начинает подготовку к роли – претендента на трон

Фёдор Борисович Годунов - сын царя Бориса Годунова. По оценкам многих историков, тот самый царь, которого «все ждали», но которому не суждено было быть. Он провёл на престоле всего 7 недель. Смерть отца стала для Фёдора ударом, но не помешала решительно взять ситуацию в свои руки. Новому царю принесли присягу. Тем временем Лжедмитрий был всё ближе к Москве и угроза становилась всё более явной с каждым днём. Молодой царь не имел опыта сражений, обострились личные счёты с боярами, что стало причиной раскола в армии и перехода части войск на сторону врага Федор Годунов

Одержав победу, Лжедмитрий стал именовать себя царём и требовать убийства Фёдора II – это было единственным и наиболее важным условием приезда самозванца в Москву. Бояре зачитали послание Отрепьева на Лобном месте, после чего мятежники ворвались в Кремль, арестовали Фёдора с матерью и сестрой и заперли всю семью в их прежнем боярском доме

Через 10 дней бояре удавили Фёдора Годунова и его мать. Ксению же оставили в живых для Лжедмитрия. Фёдор II отличался здоровьем и силой, потому справиться с ним было сложно даже четверым убийцам. На теле царя остались явные следы борьбы и насилия, что, не помешало мятежникам выдать всё случившееся за самоубийство от яда

По одной из версий царевну в тот же день отравили (или она приняла яд сама), но своевременно принятое противоядие спасло Ксению Борисовну. Новым царем стал Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев, объявивший себя «чудесно спасшимся» царевичем Дмитрием Иоанновичем, в 1591 году при странных обстоятельствах погибшим в Угличе. Увидев молодую царевну, самозванец решил сохранить Ксении жизнь и сделать её своей наложницей. Именно в этой роли провела Ксения Годунова 5 месяцев .

После обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, Ксения Борисовна прошла постриг, была сослана в Белоозёрский женский монастырь, затем ее перевезли в Успенский Княгинин монастырь, а после перезахоронения Бориса Годунова, матери и брата Фёдора в Троице - Сергиевой Лавре, обосновалась неподалеку, в Подсосенском монастыре. Ненадолго жизнь царевны улучшилась с воцарением Василия Шуйского, но вскоре тот был смещен, и для нее снова начались тяжкие времена. Она пострадала от польских интервентов, пережила осаду Троице-Сергиевой лавры

Страдания царевны прекратились 30 августа 1622 года, на сорок первом году ее жизни. Похоронена Ксения в Троице - Сергиевой лавре рядом с матерью, отцом и братом

В центре внимания песни оказывается жалоба горюющей царевны – всего лишь один эпизод, но он позволяет с большой силой художественного обобщения раскрыть суть событий. Сосредоточенность на одном эпизоде – неотъемлемый признак народной песни. В песне звучит мотив боязни монашества, отрицания идеалов монастырской жизни. Певцы наделили Ксению чувством протеста против монастырского заточения и выразили ей своё открытое участие

Глубочайшего драматизма достигает песня в тот момент своего повествования, когда будущее, предназначенное царевне, противопоставляется её мечте о простом человеческом счастье, надежды навсегда рухнули вместе с появлением расстриги. Певцы помогают слушателям представить себе всё великолепие царского дворца: хоромы, терема. Слушатели проникаются настроением царевны, безмятежно живущей под отчим кровом. Тем сильнее оттеняется трагизм положения Ксении, которую ждёт беспросветная, печальная жизнь в тёмной монастырской келье

Песня наделяет царевну не только личными переживаниями, но и гражданскими чувствами, пробудившимися в ней перед лицом опасности для всего государства. Трагедия Ксении – это лишь маленькая частичка трагедии в государственном масштабе, выразившейся в «гибели царства». Песня пронизана безмерной тревогой русских людей за судьбу Московского государства. В печальной участи несчастной царевны преломляется трагическое положение Русской земли в период вторжения в её пределы польских ставленников – самозванцев. Плач Ксении - плач Земли Русской, которую испоганили, истоптали самозванцы

Сохранились две песни начала XVII века о царевне Ксении Годуновой. В них выражается сочувствие к трагической судьбе девушки после смерти ее отца - царя Бориса. Эти песни схожи со свадебными плачами невесты, и в книгах  о памятниках литературы Древней Руси эти песни печатаются под условными названиями как «плачи»: «Первый плач царевны Ксении Борисовны Годуновой» и «Второй плач Ксении Борисовны Годуновой». Эти песни (в числе шести песен) были записаны для англичанина Ричарда Джемса в 1619 – 1620 гг. Песни нередко приписывают самой Ксении. Эти исторические песни использованы при написании стихотворения «Плач Ксении Годуновой»

В памяти народной навсегда сохранился светлый, нежный образ русской красавицы-царевны, претерпевшей столько горя. Этот образ до сих пор вдохновляет поэтов и художников, продолжающих посвящать Ксении свои произведения. А в наследство потомкам остались великолепные вышивки Ксении: два покрова, выполненные золотом, серебром и украшенные жемчугом

Художественные особенности исторических песен XVII в Историческая песня XVII век Название песни «Плач Ксении» Идеи Восхваление подвига защитников Отечества Особенности изображения персонажей Осуждается Гришка Отрепьев Художественные особенности Тяготение не только к передаче событийной стороны явлений, но и проникновение в характер героя, психологизм. Лирическое причитание вплетается в историческую основу события.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, Ирина Владимировна, за новую полезную публикацию!

22 August 2021

Людмила Юрьевна, вам большое спасибо за отзыв!

22 August 2021

Ирина Владимировна, спасибо за качественную работу!

23 August 2021

Валентина Ивановна, спасибо за внимание к моим работам!

23 August 2021