12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева Юлия Вячеславовна22
Россия
1

Методической разработка «Развитие познавательных способностей учащихся 5 классов в процессе изучения исторических источников»

МОУ Некоузская СОШ

Методическая разработка

Тема: «Развитие познавательных способностей учащихся

5-х классов в процессе изучения исторических источников»

Учителя истории

Некоузской средней

общеобразовательной школы

Некоузского района

Ярославской области

Медведевой Юлии

Вячеславовны

В основу методической разработки положена идея - использовать работу с источни­ками в 5-х классах для развития познавательных способностей с учетом возрастных осо­бенностей младших подростков.

Цель работы с источниками - развитие познавательных способностей учащихся. Исторические свидетельства при постановке проблемы (или вопроса) из материала для знакомства превращаются в материал для исследования.

Возраст от 12-15 лет является периодом рождения гипотетико-дедуктивного мыш­ления, способности абстрагировать понятие от действительности, формулировать и пере­бирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль. В пе­риод развития ребенка (с 6-7 до 12-13 лет) усиливается взаимовлияние внимания и интел­лекта. В это время особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления: поиск проблем, их анализ и решение. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Возраст с 11-14 лет считается сензитивным периодом для развития творческого мышления.

Укрепляются учебно-познавательные мотивы, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний.

Деятельность идет от ребенка, сам процесс получения знаний приобретает характер учебной деятельности.

Исторические тексты, предлагаемые школьникам для работы, можно разделить на несколько групп.

Первая группа документов - это отрывки из исторических трудов древних авторов (например, из сочинения Диодора Сицилийского «Историческая библиотека», описание пирамид из «Историй» Геродота).

Вторую группу документов представляют фрагменты древнеегипетских текстов (на­пример, «Речение Ипусера», «Поучение Хэти, сына Дуауфа, своему сыну Пепи», Отрывки из анналов Тутмаса III, отрывки из «Книги мертвых»).

Третья группа текстов - это работы современных историков (например, отрывки из работ И.В. Виноградова). Четвертую группу представляют фрагменты художественных произведений современности (например, стихотворение И.А. Бунина «Луна и Нил», Л.С. Гумилева «Египет»).

В особую группу можно выделить изложение мифов, сказок, которые могут исполь­зоваться в ходе изучения истории древнего мира.

Предлагаемые школьникам тексты из материала для знакомства превращаются в ма­териал для исследования при постановке проблемы. Работа с документами позволяет ор­ганизовать активную самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность уча­щихся.

Все тексты, предлагаемые для изучения, снабжены вопросами и заданиями. Они раз­личаются по уровню сложности. Некоторые вопросы носят описательный характер; они позволяют проверить, как школьники умеют извлекать информацию из текста. Есть и творческие задания (составление рассказов, написание небольших исследований - рассуж­дений). Для работы следует привлекать разнообразные тексты, изображения и другие эле­менты (карту, портрет, рисунок и т.д.).

Сами тексты также разнятся по уровню сложности и по способу включения в учеб­ный процесс. Часть из них можно анализировать в начале изучения темы; иные уместнее предложить школьникам в ходе обобщения материала или в рамках проверочной работы, завершающей освоение той или иной темы.

Извлеченные из документов знания учащиеся используют для решения проблемно-познавательных задач.

Этапы работы с источниками в 5-х кл.:

1. Привыкание к документу (от полного доверия к частичному сомнению).

2. Простейшие самостоятельные интерпретации документа. Школьники извлекают из документов факты и интерпретируют их в некотором связном описании (уст­ном рассказе, ролевой игре, письменном сочинении, рисунке и т.д.).

3. Знакомство с разнотипными документами.

4. Нравственный выбор ученика через определение своего отношения к событиям и героям.

Постепенно меняется и характер вопросов и заданий; намечается переход от зада­ний, связанных с получением информации, к аналитическим, от констатации очевидных

фактов к выявлению скрытых сведений. Одновременно увеличивается роль внеисточни-ковых знаний.

Усложняется и деятельность учеников: вместо ответа на вопрос - придумывание во­просов; вместо разгадывания исторического кроссворда - его составление; вместо усвое­ния готового текста - создание собственных текстов. Возможно, высшим проявлением мыслительного проникновения в прошлое является продуцирование текста, имитирующе­го подлинные документы эпохи.

Понятно, что на первых этапах исторического образования ученики, не ощущающие себя в контексте истории сформулировать вопросы или поставить проблему не в состоя­нии. Вопросы, задания и задачи формулирует учитель.

Что же нужно, чтобы ученик начал задавать свидетельству вопросы? Достичь этой цели нельзя сразу; необходима длительная кропотливая работа. Превращение ученика в активного участника процесса познания возможно при следующих условиях. Первым ус­ловием является инициирование интереса. Интерес к истории порождается или интересом к учителю, этот предмет преподающему, или интересом к проблеме, столь удачно сфор­мулированной, что решение ее по силам ученику, хотя и требует околопредельного на­пряжения.

Вторым условием становится ОПЫТ УСПЕХА. Ничто так не инициирует самостоя­тельность, как собственный успех в конкретном, значимом для друзей и знакомых деле, пусть даже и достигнут этот успех при некоторой тактичной помощи учебного пособия или учителя.

Третьим условием является ЧТЕНИЕ КНИГ, в ходе которого усваивается настолько большой объем информации, что всякая последующая становится узнаваемой. При этом с необходимостью возникает и понимание проблематики исторических изысканий. Почув­ствовать себя причастным к определенной «когорте избранных», «войти в круг», ощутить вкус к работе - таков должен быть итог целенаправленного (и умело направляемого) чте­ния исторической литературы. Информированность облегчает успех, критерием последне­го становится самостоятельное (независимое) достижение результата, совпадающего с мнением маститого ученого («изобретение велосипеда» не всегда приносит лишь разоча­рование).

Четвертым условием исторического образования следует считать написание собст­венных небольших исследований - размышлений на исторические темы. История все-таки - наука письменная; историки всегда фиксируют свои мысли на бумаге, что открывает пе­ред ними перспективу уничтожающей критики, так и бессмертия. Здесь критерий успеха резко изменяется: им становится доказательное несовпадение с мнением других.

При таком подходе к изучению истории у учащихся развиваются умения находить требуемую информацию, анализировать ее, формулировать правильный ответ на постав­ленные вопросы. Умение высказать свое мнение, объяснить его, обосновать, в качестве аргументов использовать сведения, почерпнутые из источника, развивается умение дока­зательно отстаивать свою точку зрения. Через сопоставление различных точек зрения учащиеся приходят к пониманию, что все они имеют право на существование, отсюда формируется терпимое отношение к иной позиции. Развивается умение критической ра­боты с интерпретациями. Обогащается словарный запас школьников, развивается устная и письменная речь.

Учащимися осваиваются следующие типы деятельности: поисково-исследовательский, проблемный, аналитический. Предполагаются различные уровни ов­ладения содержанием предмета и видами деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Разработка уроков по теме «Древний Египет»

Урок № 1

Тема урока: Государство Древний Египет.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- научатся показывать на карте территорию и реку Нил государства Египет

- сформировать у учащихся представление о местоположении и природных условиях Египта; как природные условия повлияли на характер занятий населения Древнего Египта.

2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

познавательные: продолжить формирование умений работы с исторической картой; умений самостоятельно добывать знания; умений работы с источником; умений формулировать правильный ответ на постав­ленный вопрос; умений по поиску информации в нескольких источни­ках; умений сравнивать данные разных источников, выявляя сходство и различие информации;

коммуникативные: продолжить работу над развитием речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; использовать ленту времени для счёта лет в истории.

3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут

продолжить формирование и развитие трудовых качеств личности школьника: мак­симальная работоспособность на уроке, дисциплинированность, собранность, усер­дие.

Оборудование урока: карта «Древний Египет и Передняя Азия», учебник Вигасин А.А, Годер Г.И., Свенцицкая «История Древнего мира» М.: Просвещение, 2014.

Организация урока

I. Этап усвоения новых знаний

План

1. Местоположение и природа Древнего Египта

2. Разливы Нила

3. Объединение Египта

Основные понятия: Египет, Нил, дельта, пороги, разливы Нила, фараон, государство. Важнейшие даты: около 3000 г. до н.э.

Выдающиеся личности: фараон Нармер.

1. При рассмотрении вопроса учащиеся работают с картой на стр. 33 учебника.

Задание учащимся: читая описание, назвать страну, о которой сегодня пойдет речь.

Описание «Эта страна расположена в северо-восточной Африке, где простираются огромные пустыни. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил, впадая в Средиземное море. На берегах этой реки и располагалось государство …

Потом учащиеся составляют звездочку обдумывания, какие ассоциации у вас возникают с названием данной страны?

Далее ставится вопрос «Что можно сказать о Древнем Египте, глядя на карту?» Учитель дополняет ответы учащихся. Затем следует заполнение контурной карты «Древний Египет».

2. Рассмотрение вопроса можно построить на работе с документами «Описание Египта Диодором Сицилийским». Текст документа прилагается. Учащиеся анали­зируют документ при помощи учителя, т.к. у учеников 5-х кл. еще недостаточно сформированы умения работы с источником. К каждой смысловой части текста ста­вится продуктивно-познавательный вопрос, школьники составляют и записывают ответ на него. Затем предлагается сравнить действительные причины разливов Нила с тем, как ее объясняли сами египтяне. «Предположите, почему эти причины не бы­ли известны древним египтянам?» Учащиеся знакомятся с мифом о боге Хапи. Далее идет знакомство с хвалебными песнями египтян Нилу (учебник стр. 38). Школьники выполняют задание «Если Нил медлит, жизнь прекращается, и люди гибнут». Дайте объяснение этим словам.

3. Предлагается следующее задание. Шуточная задача. Две шапки на одну голову.

Вряд ли разумно надеть два головных убора. Однако один египтянин именно так и пожелал поступить.

Вопросы: Кем он был? Сумел ли выполнить свое странное желание? Чем оно было вызвано?

Учащиеся самостоятельно ищут ответ, читая материал по учебнику стр. 36-37. Дополнительные вопросы: «Сколько первоначально возникло государств в долине и дельте Нила? Как образовалось единое Египетское государство? Покажите на карте территорию Египетского царства и его древнюю столицу».

Обсуждение целесообразно сопровождать черчением картосхемы Египта на доске. Можно использовать аппликации корон Южного, Северного, а потом единого Еги­петского государства.

Затем учащимся можно предложить следующее задание.

Отметьте на «линии времени» год образования единого государства в Египте. Под­считайте, сколько лет назад это было. Вычисления делайте письменно.

II. Этап закрепления новых знаний

В качестве закрепления знаний учащимся предлагается объяснить смысл слов древ­негреческого ученого Геродота «Египет - дар Нила».

Подводя итоги урока: каким занятиям населения способствовали природные условия Древнего Египта?

III. Инструктаж по выполнению домашнего задания

В качестве задания на дом учащимся предлагается написать рассказ под названием «Египет - дар Нила», параграф 6.

Документы

ИЗ ДИОДОРА СИЦИЛИЙСКОГО

Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени пре­восходит природной укрепленностью и красотой страны все другие местности в (Рим­ской) империи. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, прости­рающейся на большое расстояние... Из частей же страны, обращенных к востоку, одни защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой... Очертания его продолгова­тые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий, а в глубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий... Теперь расскажем о природе реки и об особенностях страны.

...Вступив в Египет, Нил имеет ширину десять или менее стадий и течет не по пря­мому направлению, а образуя всяческие извивы, так как он отклоняется то на восток, то на запад, а иногда даже на юг, как бы поворачивая, назад... ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние и прорезанные ущельями, обрывами и теснинами, войдя в которые река устремляется в обратном направлении сквозь равнину и, протекши достаточно к югу, снова возвращается к естественному тече­нию.

Хотя эта река намного превосходит все другие, однако только она из всех течет спо­койно и плавно, кроме так называемых катаракт. Ибо имеется некое место длиной около десяти стадий, покатое, находящееся в теснине и окруженное скалами, все неровное и об­рывистое и к тому же имеющее много больших камней, похожих на скалы. Во время по­ловодья Нила, когда все скалы и каменистые места скрыты половодьем, некоторые про­плывают через пороги вниз по течению, улавливая противоположный ветер; плыть же вверх по течению никто не может, так как сила реки побеждает всякое человеческое изо­бретение. Такие пороги многочисленны, но величайшие из них - на границе Эфиопии и Египта.

Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями.

Тем, кто видит наводнение Нила, оно кажется удивительным... Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда, начиная подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. Таким же самым образом он возвращается к прежнему положению, понижаясь за равное время до тех пор, пока не вернется к прежнему состоянию. Множество сухопутных животных, захваченных рекой, погибает, некоторые же, выбежав на более возвышенные места, спасаются; скот же во время разлива прокармливается в селениях и в деревнях заранее приготовленным для него кормом.

Для предотвращения случающихся во время наводнения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом; лица, которым это поручается, точно измеряют подъем во­ды в нем и отправляют в города сообщения, ясно излагая, на сколько локтей или пальцев поднялась река и когда начала спадать. Посредством этого способа весь народ, узнав о на­чавшемся спаде реки, избавляется от заботы и в то же самое время узнает величину буду­щего урожая, так как эти наблюдения точно записывались в продолжение многих времен.

Пояснения:

Диодор Сицилийский (1в. до Р.Х.) - автор "Исторической библиотеки" в 40 книгах.

Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1999. -287 с.

МИФ О БОГЕ ХАПИ

Далеко на юге за порогами Нила находится пещера, которую охраняет священный змей. В пещере из подземного царства бьют «ключи Нила» и сидит бог Хапи. Это тучный мужчина, перепоясанный поясом, обутый в сандалии и с венком из папируса на голове. В его руках два сосуда с водой. Когда Хапи сильнее наклоняет сосуды, вода потоками сте­кает в Нил и река затопляет берега.

Праздник бога Хапи был приурочен к началу разлива реки. Богу приносили жертвы, в честь него пели песни, а в Нил бросали свитки папируса с рисунками даров.

Урок №2

Тема урока: Условия жизни и занятия населения.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- объяснить значение понятий «орошение», «шадуф» «амулет»; «налоги»

- перечислить основные категории населения фараон, вельможи, писцы, земледельцы и ремесленники, рабы;

- описывать занятия и образ жизни земледельцев, ремесленников, писцов;

2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

коммуникативные: продолжить формирования умения показывать на карте исторические объекты, смогут составить описание основных занятий на основании иллюстраций, текста учебника и исторических документов, представить результат своей работы в виде краткого рассказа, показать готовность к сотрудничеству и коллективной работе.

3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут

- высказать собственное мнение о положительных и отрицательных сторонах жизни ремесленников и земледельцев;

- задуматься о правилах взаимоотношения государства и личности на примере сбора налогов в Древнем Египте

Организация урока

I. Проверка домашнего задания

Заслушиваются 1-2 работы учащихся «Египет - дар Нила». Школьники выступают в роли рецензентов, находят неточности и ошибки в работах товарищей, также принимают участие в оценивании работ.

Далее предлагается вопрос: «Каким занятиям населения благоприятствовала приро­да Древнего Египта?»

П. Усвоение новых знаний

План

1. Труд земледельцев.

2. В гостях у египтянина.

3. Ремесла и обмен.

4. Сбор налогов.

5. Народное восстание в Египте.

Основные понятия: орошение, шадуф, каналы, писцы, вельможи, налоги, эксплуата­ция.

Важнейшие даты: 1750 г. до н.э.

Выдающиеся личности: Ипусер.

1,2. Первый и второй вопрос учитель раскрывает сам. Учащимся можно предложить следующие задания:

1) В России, на Украине и во многих других странах земледельцы пашут и сеют ли­бо осенью (озимые хлеба), либо весной (яровые хлеба).

Почему в Древнем Египте никогда не пахали и не сеяли весной, а только осенью -по нашему календарю в октябре-ноябре?

2) Говорят, на вкус, на цвет товарища нет... А вот в Древнем Египте все земледель­цы считали два цвета очень хорошими, третий - заведомо плохим? Какие это цвета? По­чему к ним было разное отношение?

3.

Работа с документом «Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи». Текст документа прилагается.

Вопросы к документу:

1) Определите, о каких занятиях говорится в документе?

2) Зачем Хети так подробно рассказывает о тяжелой жизни различных групп про­стых людей?

3) Какое занятие Хети считает самым лучшим? Почему?

4) Кем, по вашему мнению, был сам Хети?

4.

Учитель раскрывает сам.

5.

Работа с документом «Речение Ипусера». Текст документа прилагается.

Вопросы к документу:

1) Одобряете ли вы действия восставших? Если да (или нет), то, какие? Почему одобряете (или не одобряете)?

2) Что изменилось в Египте - положение отдельных людей или порядок управления страной? Почему вы так считаете?

3) Могли ли действия восставших привести к установлению справедливых по­рядков в стране?

4)Предположите, на чьей стороне были симпатии автора текста?

III. Закрепление новых знаний

Учащимся предлагается составить мини-рассказ по рисунку.

В древнеегипетском тексте сказано: «Горе земледельцу! Он связан, связаны его жена и дети». О чем идет речь? Опишите рисунок. Кто это с посохом в руке? Что за люди его сопровождают? Чем занят сидящий на земле египтянин? Кого и почему поставили на камни?

Подводя итоги урока: земледельцы и ремесленники в Древнем Египте своим трудом содержали другие группы населения (фараона, вельмож, чиновников, жрецов), параграф 7.

IV. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Составьте рассказ от имени египетского земледельца о том, как прошел его день. На каких работах он был занят? Что ел на обед? Опишите дом, в котором он жил.

Документы

ПОУЧЕНИЕ ХЕТИ, СЫНА ДУАУФА, СВОЕМУ СЫНУ ПЕНИ

О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других должностей... Когда он (писец) еще ребенок, уже приветст­вуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть пе­редник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его - дерево, оружие его — металл. Ночью, когда свободен, он, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.

Брадобрей бреет до вечера... Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого по­брить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедаю­щим свои труды...

Я расскажу тебе еще о строителе стен. Он постоянно болен, так как предоставлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т.е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)... все одежды его — лохмотья... Моется он только один раз... Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети...

У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»... Устает он... и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болеет он постоянно... И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.

Ткач — внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в бо­лоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет...

Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество своим детям из-за страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти...

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы... рука его не останав­ливается.

Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему так же спокойно, как спо­койно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом... Не спокойное это занятие перед тобой... Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы...

Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами...

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.

Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1999. -287 с.

ИЗ «РЕЧЕНИЯ ИПУСЕРА»

Охранники говорят: «Пойдем грабить». Воистину, Нил орошает, но никто не пашет. Воистину, сердца людей жестоки. Мор по всей стране. Кровь повсюду. Не удаляется смерть. Никто не хоронит умерших. Множество мертвецов нашло погребение в реке. Во­истину, богатые скорбят, бедняки же ликуют. В каждом городе говорят: «Истребим знат­ных».

Воистину, перевернулась земля, подобно гончарному кругу. Разрушены города, опустел Южный Египет. Это разрушение страны. Превратилась страна в пустыню. Знат­ные женщины ходят в отрепьях. Детей знати разбивают о стены. Вся Дельта открыта. Во­истину, повсюду в стране твердят о правде, но все, что совершают во имя ее, - грех и ложь!

Воистину, убиты писцы и отобраны их писания. Горе мне из-за нынешних бедствий! Уничтожены записи писцов - учетчиков полей, Зерно Египта стало общим достоянием. Дети начальников выброшены на улицу.

Смотрите, свершилось не случавшееся доныне - сокрытое в пирамиде опустошено. Горстка невежд посмела лишить страну царских останков! Царская гробница осквернена за какой-то час.

Смотрите, вся страна участвует в грабеже. Простолюдин отбирает имущество знат­ного. Кто не мог заказать себе саркофага - ныне владелец гробницы. Обладавший гробни­цей выброшен из нее. Не имевший даже лачуги стал владельцем дома.

Смотрите, имевший множество одеяний ныне ходит в лохмотьях. Никогда не ткав­ший на себя стал обладателем тонкого полотна. Стали бедняки страны богачами, а вла­девший добром - неимущим. Смотрите, правители страны бегут. Кто был начальником, выполняет теперь повеления. Ремесленники не работают больше. Скорбит Северный Еги­пет.

Нет руководителя в наше время. Где же он ныне? Быть может, он спит?

Так сказал Ипусер его величеству, Владыке Всего.

Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1999. -287 с.

Урок № З

Тема урока: Управление Египетским государством.

Тип урока; комбинированный.

Цели урока:

Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные:

-сформировать у учащихся представление о системе управления Египетским го­сударством, особенностях деспотической власти фараона.

2. Метапредметные:

Познавательные:

продолжить формирование умений работы с источником; продолжить формирование умений по переносу знаний в нестандартную ситуа­цию; продолжить формирование умений самостоятельно добывать знания;

Коммуникативные:

продолжить работу над развитием речи (усложнение ее смысловой функции); продолжить работу над развитием мышления: учить описывать события, явле­ния, учить нализировать, учить оценивать изложенную точку зрения, учить сравнивать точки зрения, учить формулировать выводы на основании изложен­ных фактов.

3. Личностные

- обратить внимание учащихся на то, что многие нормы общечеловеческой морали, сохраняющие в полной мере и поныне свою ценность, вырабатывались тысячелетиями.

Организация урока

I. Этап проверки знаний

В начале урока проводится тестирование, затем проводится самопроверка работ учащимися друг у друга (в парах). Учитель предлагает учащимся четкие критерии оценки. Этот прием способствует формированию чувства ответственности и повышению учебной мотивации (тест прилагается).

П. Этап усвоения новых знаний

План

1. Фараон - повелитель Египта

2. Жизнь вельможи:

а) в усадьбе вельможи

б) служба вельмож

3. Жрецы - служители бога

Основные понятия: государство, деспотическая власть, фараон, вельможи, писцы, жрецы, гробницы.

1.

Учащимся предлагается работа с документом современного историка И.В. Виногра­дова «Фараон - верховный правитель Египта» (текст и вопросы к документу прилагают­ся).

Далее учащимся предлагаются следующие задания:

а) В Египте около четырех с половиной тысяч лет назад жил вельможа Птахотеп, за­нимавший важную должность на службе у фараона. Сохранился папирус, на котором за­писаны поучения этого вельможи своему сыну. Вот с какими словами отец обращается к юноше: «Если ты человек приближенный и сидишь в совете своего господина, сиди осто­рожно и остерегайся, ибо слово труднее всякой работы!.. Сгибай спину перед твоим на­чальником, и твой дом будет полон имуществом!»

Дайте оценку советам старого вельможи. Можно ли на основе поучений Птахотепа понять, какой была власть фараона, и чего требовал фараон от подчиненных?

б) В Древнем Египте на стене гробницы одного вельможи, занимавшего высокий пост во дворце (он был начальником дворцовых медников), есть надпись, в которой вель­можа с гордостью заявляет, что фараон не разу не наказывал его палками.

Какие выводы о власти фараона над населением Египта можно сделать из этих слов? Сравните точку зрения на характер власти фараона современного историка и египет­ских вельмож.

2.

Школьники работают с иллюстрацией в учебнике «Усадьба вельможи». Составляют описание усадьбы вельможи.

Работа с документом «Приключения Синухета» стр. 45 в учебнике (текст прила­гается).

Вопросы:

1) Какое поручение фараона выполнял Синухет до начала своих странствий?

2) Опишите жизнь египетского вельможи.

3) Как вы думаете, почему вельможа упал перед фараоном на живот и потерял соз­нание?

4) Что пообещал фараон Синухету, почему это было так важно?

Задание (предлагается для отслеживания результатов достижения целей урока):

В гробницах египетских вельмож делались надписи, рассказывающие о жизни вла­дельца гробницы, о его заслугах перед фараоном, о его добрых поступках, словом, обо всем, что могло возвеличить вельможу. В надписи жреца Шеши, составленной от его име­ни, мы читаем:

«Я говорил истину и поступал правильно. Я рассужал сестру и двух братьев, дабы примирить их. Я спасал несчастного от более сильного. Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына сво­его. Я уважал отца своего, я был нежен к матери».

Сделайте на основании этой надписи вывод:

1) Какой человек считался в Древнем Египте хорошим?

2) Какими поступками он мог гордиться?

3) Совпадает ли представление древних египтян о хорошем человеке с нашими о нем представлениями?

3.

Учитель раскрывает сам.

III. Закрепление новых знаний

Учащиеся составляют план рассказа от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона.

Итоги урока: фараон обладал неограниченной властью. Все должно было подчи­няться воле фараона - не только люди (простые египтяне, жрецы), но и сама природа.

IV. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Индивидуальные сообщения об египетском войске во II тыс. до н.э., остальные уча­щиеся составляют кроссворд, используя понятия, термины, события в §6-§8.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: СТРАНА И ЛЮДИ»

1. Выберите правильный ответ.

Египет был объединен:

а) царем Южного Египта 2 тысячи лет до н.э.

б) царем Северного Египта 3 тысячи лет до н.э.

в) царем Южного Египта 3 тысячи лет до н.э.

2. Напишите, о ком идет речь в отрывках.

а) На коленях у него лежат листки для записи, в руке тростинка для письма, он очень нужен фараону и вельможам.

б) Дом его построен из глины, покрыт крышей из пальмовых листьев, он платит, на­логи фараону и боится прогневить знатных людей.

в) На голове его двойная корона, все трепещут перед ним и преклоняются.

3. Найдите лишнее.

Рассказывая о роли Нила в жизни египтян, мы обязательно употребим следующие слова:

а) оазис

б) разлив

в) ил

г) мягкая, жирная почва долины реки

4. Вставьте вместо пропусков:

а) дом простого египтянина был построен из_____ , покрыт крышей из пальмовых

листьев

б) для _______ полей египтяне строили каналы и земляные насыпи по берегам Нила

в) египтяне верили, что от злых духов и бед их защищают особые предметы - _____.

Документы

ПРИКЛЮЧЕНИЯ СИНУХЕТА

Египетский вельможа Синухет сопровождал сына фараона во время военного похо­да. Он случайно узнал, что в лагерь прибыл гонец, сообщивший о смерти владыки Египта. Сын фараона тотчас же помчался в столицу, опасаясь, что кто-нибудь из братьев захватит престол. Сам же Синухет испугался, что между наследниками фараона начнется война, в которой он может погибнуть, и бежал из Египта. Он долго шел по пескам азиатской пус­тыни, задыхался от жажды, его горло пылало, и думал он: «Это вкус смерти». Но потом встретил Синухет пастухов, которые отвели его к местному князю. Тот полюбил его, по­ставил во главе войска и отдал свою дочь в жены. Однажды местный силач вызвал при­шельца на единоборство — тот, кто победит в этой схватке, заберет весь скот и имущест­во побежденного. Синухет принял вызов. Все племя собралось смотреть на этот поединок. Противник выпустил несколько стрел, но промахнулся. А когда он подошел ближе, Сину­хет пронзил его копьем.

Прошло много лет. Молва о Синухете достигла Египта, и фараон прислал ему пись­мо: «Царь Египта, сын Солнца предлагает своему вельможе вернуться». Вернулся Сину­хет, вошёл во дворец и увидел фараона на троне. Он упал перед ним на живот и потерял

сознание. Приказал фараон поднять вельможу, подарил ему дом с прудом и садом. Слуги побрили Синухета и причесали, омыли, одели в одежды из тонкой ткани, душистым мас­лом натерли его тело. Спал он теперь на постели, а не на земле, как кочевники азиаты. По приказу фараона каменщики соорудили вельможе гробницу. А внутри нее поставили его статую, украшенную золотом.

Со слов Синухета рассказ о его приключениях составил ученый писец, и этот рас­сказ тоже положили в гробницу.

ФАРАОН - ВЕРХОВНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ ЕГИПТА

Во главе сложившегося египетского государства стоял царь, часто называемый в ли­тературе фараоном - термином, пришедшим из греческого языка, но восходящим к древ­неегипетскому иносказательному наименованию царя эпохи Нового царства - пер'о, что значило Большой дом (т.е. дворец); само же имя царя считалось священным, и произно­сить его возбранялось.

Египетский царь обладал неограниченной экономической, политической и верхов­ной жреческой властью. Все значительные мероприятия в стране и за ее пределами произ­водились от имени фараона - большие ирригационные и строительные работы, разработка ископаемых и камня в окрестных пустынях, войны и торговые экспедиции, проведение больших религиозных и династических праздников. Царь почитался как бог и был, по египетским представлениям, во всем подобен богам, а возможно, в глазах народа порой и превосходил их могуществом. Так, в период расцвета Древнего царства усыпальницы ца­рей - пирамиды - затмевали своим великолепием храмы богов. Длинная, со временем все более расцвечивавшаяся эпитетами титулатура египетского царя содержала в себе пять царских имен, в том числе и тронное.

Пояснения

И.В.Виноградов - современный историк.

Титулатура - обозначение полного имени человека и его положения в обществе, вклю­чающее перечисление званий, титулов.

Вопросы и задания к тексту:

- Являются ли синонимами слова «царь» и «фараон»? Почему нельзя было произно­сить имя фараона? Кем был для египтян фараон?

- Была ли значительна власть фараона, по мнению современного историка?

- Как ты думаешь, зачем фараону нужно было иметь несколько имен?

Урок №4

Тема урока: Военные походы фараонов

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознавать интересы различных общественных групп; продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.

2. Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

3. Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Организация урока

I. Этап проверки домашнего задания и знаний

Самопроверка. Проверяется знание понятий, явлений, фактов. Учащиеся обменива­ются в парах кроссвордами, составленными дома, и решают их. В случае затруднений можно воспользоваться учебником.

И. Этап усвоения новых знаний

1. Рассмотрите иллюстрации на доске и попробуйте сформулировать тему урока. О чем сегодня пойдет речь на уроке?

Тема урока «Военные походы фараонов» (записываем в тетрадь)

2. Подумайте, на какие вопросы мы должны дать ответы, изучая тему «Военные походы фараонов»

План

1. Зачем правители Египта совершали военные походы?

2. Какой была армия египтян?

3. Чем прославился фараон Тутмос III?

4. Как проходили военные походы?

5. Как военные походы фараонов повлияли на развитие Древнеегипетского государства?

Основные понятия: колесница, бронза, пехотинцы, рабы, армия

Важнейшие даты: 1500 г. до н.э.

Выдающиеся личности: Тутмос III.

1. Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать цели военных походов. Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся.

2.

Вернулся наш разведчик и готов рассказать, что ему удалось узнать о египетском войске. Заслушивается сообщение учащегося об египетском войске во II тыс. до н.э.

3.

Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон Тутмос III, который правил в Египте около 1500 г. до н.э.

Задание учащимся:

Определите по карте, (стр.47 учебника) в какие страны совершали походы войска Тутмоса III?

Вопросы для работы с картой:

1. Определите по ее условным обозначениям, что означают черные стрелки?

2. Какие страны были захвачены в Азии к северо-востоку от Египта?

3. До какой реки доходили владения Тутмоса III на севере?

4.

Работа с документами.

1) Работа с подлинным древнеегипетским текстом «Песня военачальника». Текст документа и вопросы к нему прилагаются.

2) Описание битвы у Мегиддо. Из летописи Тутмоса III. Текст документа и вопросы к нему прилагаются.

Закрепление новых знаний

1. Впишите недостающие слова:

Самые крупные завоевания совершил около ______ года до н.э. фараон ________.

У египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из _____. Так называется сплав двух металлов: _______.

Войсками фараонов были завоеваны в Африке – богатая золотом _______., в Азии - бо­гатый залежами медной руды _________полуостров и страны:

1. _____

2. _____

3. _____

Границы египетского царства в Азии доходили до реки ________, а в Африке - до

2. Отметьте на «линии времени» дату завоевательных походов Тутмоса III, сколько лет назад это было? Вычисления делайте письменно.

Подводя итоги урока: разорение земледельцев, превращение армии в наемную осла­били Египетское царство.

IV. Инструктаж по выполнению домашнего задания

В качестве домашнего задания предлагается составить рассказ от имени египетского воина о походе в чужую страну. Как он был вооружен? Как воевал? Каким нашел свое хо­зяйство?, параграф 9

Документы

Песня военачальника

Войско вернулось благополучно,

разорив страну бедуинов,

снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,

сжигая ее поселки, перебив в ней десятки тысяч людей,

захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Надпись на гробнице.

Египет. XXVI в. до н.э.

Значение незнакомых слов и названий

Бедуины – в данном случае: жители страны, располагавшейся, скорее всего, к северо-востоку от Египта.

Смоковницы – то же, что инжир. Дерево с плодами, которые широко употреблялись в пищу на востоке в сыром и сушеном виде.

Вопросы к документу:

1. Определим название источника, его вид, автора, место и время создания.

2. Читаем текст по абзацам, выделяем, незнакомы слова и названия и выясняем их значение.

3. Формулируем основную идею всего текста (о чем идет речь в тексте).

4. Выделяем главные мысли текста, определяем его план.

5. Извлекаем последовательно из текста информацию.

- Что, где и когда происходило?

- Какие цели преследовали египтяне?

- Что представляла собой страна бедуинов? Чем занимались ее жители?

- Как проходил поход египтян и чем он закончился?

БИТВА ПОД МЕГИДДО

...Воссиял царь утром. Когда было уведомлено все войско..., его величество отпра­вился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием...

Тогда его величество одолел их во главе своего войска, И они увидели, что его вели­чество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами, полными страха. Они бро­сили своих лошадей и свои зодотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город, так как когда заперли люди этот город за собою, то спустили одежды, чтобы втащить их наверх, а этот город.

И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг, когда жалкого кадешского врага вместе с жалким врагом (правителем) этого города втаскивали с трудом наверх, чтобы ввести их в их город. Страх перед его величеством вошел в их тела, их руки ослабли, и его урей овла­дел ими.

Тогда были захвачены их лошади и их золотые, и серебряные колесницы... Их ратни­ки лежали, простершись на спине, как рыбы в углу (сети?), а победоносное войско его ве­личества считало свое достояние.

И вот был захвачен шатер того жалкого врага... И все войско ликовало, воздавая сла­ву Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его ве­личеству, превознося его победу. И они доставили добычу, взятую ими: руки1, пленных, лошадей, золотые и серебряные колесницы.

Царский приказ по войску

И его величество отдал приказ своему войску в следующих выражениях: «Вы хва­тайте хорошенько-хорошенько, мое победоносное войско!.. Все владетели всех северных

чужеземных стран заперты в нем, и овладеть Мегиддо - это значит взять тысячу городов. Вы хватайте хорошенько-хорошенько!»

Добыча первого похода

[Перечень добычи, доставленной войском его величества из города] Мегиддо: 340 пленных, 83 руки, 2041 лошадь, 191 жеребенок, 6 жеребцов... молодых коней, 1 колесни­ца, отделанная золотом с дышлом (?) из золота того врага, 1 добротная, отделанная золо­том колесница владетеля [Мегиддо], 897 колесниц его жалкого войска, всего 924, 1 доб­ротная бронзовая броня того врага, 1 добротная бронзовая броня владетеля Мегиддо, 200 ...броней его жалкого войска, 502 лука, 7 столбов шатра того врага из дерева мери, отде­ланных серебром. И вот захватило войско [его величества] 387 [голов какого-то скота], -1929 быков, 2000 коз и 20500 овец.

Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1999. -287 с.

1 Египтяне убитым врагам отрубали руки и уносили с собой в доказательство доблести.

Вопросы к документу:

1) Как вели себя египетские воины при завоевании городов и стран?

2) Объясните смысл слов «овладеть Мегиддо – это значит взять тысячу городов».

3) Какую добычу захватывало египетское войско?

4) Предположите, кому доставалась завоеванная добыча?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухвалов В.А.Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. - М.: Народное образование, 2001. - 126 с.

2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1996. -143с.

3. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1988.-318 с.

4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. -М.: Народное образование, 2001. - 237 с.

5. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.

6. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. - М.: Центр Педагогический поиск, 2000. - 336 с.

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 459 с.

8. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М.: Про­свещение, 1982.-189с.

9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Про­свещение, 1990. -191 с.

10. Степанишев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: Владос, 2001. -318с.

11. Троицкий Ю.Л. Новая технология Исторического образования. // История. Прило­жение к газете Первое сентября. - 1994. - №45. - с. 1-3.

12 Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1999. -287с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.