«История исполнительства на осетинской гармонике» (методическое сообщение)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»
структурное подразделение
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
«История исполнительства на осетинской гармонике»
(методическое сообщение)
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Баскаева Маргарита Витальевна
г. Владикавказ,2024г.
Из истории культуры известно, что музицирование в каждой нации предшествует появлению ее письменной традиции. Само исполнительство, достигнув значительных высот, в определенный момент подходит к своей наивысшей точке. Это выражается в необходимости анализа, осмысления и оформления накопленных знаний, с целью использования в методике преподавания игры на осетинской гармонике.
По преданию, появление у алан - осетин первого музыкального инструмента (дыууадастанон фандыр - двенадцатиструнная арфа) связано с именем Сырдона, одного из персонажей Мартовского эпоса. Когда Сырдон, донимавший нартов своими проделками, в очередной раз подшутил над ними, они разгневались не на шутку, убили его детей и бросили в кипящий котел. Убитый горем отец, обливаясь слезами, сделал из их костей корпус арфы, а из вен - струны, и в отчаянии запел
Истоки музыкальной культуры осетин уходят в глубину веков и связаны с появлением у них первых музыкальных инструментов. С течением времени форма их изменялась, совершенствовалась, но так или иначе все они дошли до наших дней. К числу традиционных музыкальных инструментов осетин, получивших в народе широкое распространение, относятся:
хъисын-фандыр - сольный струнный смычковый инструмент, напоминающий скрипку, на котором играли сидя, держа его между коленями, исключительно мужчины. В наши дни он иногда заменяется скрипкой;
дала-фандыр - струнный щипковый инструмент, по форме схожий с хъисын-фандыром. На нем играют сидя, держа его как домру. Звук извлекается бряцанием по струнам указательным и средним пальцами;
дыууадастанон фандыр - один из видов угольной арфы. Инструмент имеет 12 (иногда 10) струн, натянутых наклонно под острым углом к деке. Играют на нем, держа его коленях так, чтобы басовые струны были обращены к исполнителю. Это аккомпанирующий инструмент, в прошлом на нем играли только мужчины. Он считался инструментом героев;
уадындз - духовой инструмент, продольная флейта. Это один из древнейших инструментов осетин, упоминаемый в «Сказаниях о на ртах». На нем играл один из нартовских героев, Ацамаз, осетинский Орфей. Впоследствии уадындз уподобился обыкновенной пастушьей свирели;
фидиуаг - духовой мундштучный инструмент, представляющий собой рог быка, барана или тура. Он служил для подачи сигналов на охоте;
къарцганаг - самозвучащий ударный музыкальный инструмент, род трещотки;
ирон хъандзал фандыр - известен сегодня как осетинская гармоника. Из всех перечисленных является в настоящее время самым распространенным инструментом.
Обратимся к истории возникновения осетинской гармоники. Во многих отечественных и зарубежных источниках родиной гармоники называется Германия (нынешняя Австрия). Документально установлено, что 23 мая 1829 года венский мастер-изготовитель фортепиано и органов Кирилл Демиан получает патент на изготовление нового инструмента, названного «аккордеон». Данное изобретение принципиально отличалось от более ранних видов ручных гармоник: воздух подавался к язычкам напрямую, благодаря чему звук стал динамически управляемым, появилась возможность регулировать силу давления воздуха на язычок, меняя тем самым уровень громкости. Но еще более важным было то, что благодаря системе «готовых» аккордов гармоника стала не только мелодическим, но и само аккомпанирующим инструментом.
Под названием «аккордеон» подобные инструменты быстро распространились не только в Австрии и Германии, но и в других странах Западной и Восточной Европы. Сразу же после своего появления гармоника стала пользоваться в России большой популярностью, появившись в ЗО-е годы XIX века в крупных городах, куда она завозилась купцами, артистами и моряками.
Уже во второй половине XIX столетия гармонь распространяется не только в русской этнической среде, она получает необычайную популярность у многих народов России и становится инструментом всероссийским. Появляются различные национальные виды гармоней, среди которых «татарская» и «тальянка», получившие большое распространение как среди русских исполнителей, так и среди татар, башкир, чувашей, грузин, осетин и т. д.
Достаточно сложным представляется вопрос исследования времени и путей проникновения гармоники на Кавказ. Каким образом шло формирование особых видов национальных гармоник? Когда осетины впервые познакомились с гармоникой? Когда произошло освоение этого инструмента? Это далеко не полный перечень вопросов, на которые важно ответить. Принимая во внимание сравнительно небольшую историческую дистанцию в 200 лет, тем не менее, точно ответить на некоторые вопросы достаточно трудно. Сложность связана как с драматизмом резких культурных сдвигов на Кавказе в XIX веке, так и с недостаточной изученностью музыкально-культурной ситуации обозначенного периода. По мнению осетинского композитора и исследователя фольклора Ф. Алборова, в осетинский быт гармоника вошла в середине XIX века Не вступая с Ф. Алборовым в дискуссию, другой автор - К. Цхурбаева - полагает, что гармоника среди осетин получила распространение во второй половине XIX века Инструмент, по ее мнению, был заимствован у казаков и видоизменен местными мастерами. Между тем, в названии осетинской гармоники нередко присутствует слово «кандзал» («кандзал ирон фандыр» - казанский осетинский инструмент), указывающее, вероятно, на татарский тип гармоники или татарское происхождение. В этнографических исследованиях прошлого века упоминается, что в 1869-1870 годах гармоника звучала на свадьбах осетин и сопровождала веселье по случаю рождения сына. Известный осетинский собиратель народных песен, композитор и дирижер Б. А. Галаев, внесший значительный вклад в профессиональное изучение осетинского музыкального фольклора, дает свое определение истории происхождения осетинской гармоники: «...Ирон кандзал фандыр (осетинская гармоника) - язычковый пневматический инструмент, разновидность «вятской тальянки», известная под названием «азиатская гармонь» . С конца XIX века «азиатская гармонь» стала одним из самых распространенных и любимых инструментов в Осетии. Ирон кандзал фандыр имеет в правой руке клавиши (от 14 до 21), которые при сжиме и растяжении издают звуки одной и той же высоты; в левой руке - 8-9 кнопок, при нажиме которых звучат не аккорды (как на «вятской тальянке»), а басы, при сжиме и растяжении звучащие различно. Звукоряд правой руки диатонический, но не у всех гармоник одинаковый.
Ростовский композитор, участник фольклорных экспедиций А. Митрофанов, изучавший музыкальный фольклор народов Северного Кавказа и в конце 20-х годов XX века подготовивший к изданию книгу «Музыкальное творчество горцев Северного Кавказа», отмечал, что гармоника проникла на Кавказ 40 лет назад, следовательно, в 80-90-е годы XIX века, и была воспринята многими народами Северного Кавказа. Причины появления гармоники, Митрофанов безусловно связывает с солдатами царской армии. Особо следует отметить наблюдение исследователя о постепенном вхождении гармоники в бытовую среду горских народов. Население, проживающее на равнине, приняло игру на гармонике раньше тех, кто жил в высокогорных районах.
Итак, относительно времени появления гармоники у осетин и других кавказских народов существуют различные точки зрения, временные пределы появления гармоники колеблются между 1850-1890-ми годами XIX века. Следует также отметить, что заимствование гармоники осетинами не было пассивным явлением. Местные мастера создали своеобразные разновидности этого инструмента, реконструируя их применительно к особенностям музыкального творчества осетинского народа.
К сожалению, в истории не сохранились имена первых гармонистов-самородков. Одним из первых в документах тех лет упоминается имя слепого гармониста Кайсына Мерденова, уроженца селения Эльхотово Северной Осетии (род. в 1881 г.). Смыслом всей его жизни стала игра на осетинской гармонике. К К. Мерденову съезжались музыкальные деятели Северного Кавказа 20-30-х годов XX века Е. Колесников, В. Долидзе, В. Шапошников с целью сохранения осетинского фольклора. Благодаря их кропотливому труду до нас дошли мелодии, сочиненные Мерденовым: «Замира», «Кайсыны цагъд», «Елхоттаг». УК. Мерденова были и ученики - Борис и Эльбрус Точиевы, Замира Мамиева, Вера Мильдзихова, которые впоследствии стали знаменитыми в Осетии гармонистами. С 1995 года в с. Эльхотово проводится конкурс гармонистов им. Кайсына Мерденова, целью которого является популяризация осетинской музыки, открытие новых имен молодых исполнителей.
До 60-х годов прошлого века в Осетии существовала только диатоническая гармоника, имевшая однорядную клавиатуру и довольно ограниченные возможности. Долгое время она оставалась бытовым инструментом, сопровождающим свадьбы и праздники у осетин. Все известные гармонисты играли на «слух». Сказать в то время, что игра на осетинской гармонике предполагает ноты, означало вызвать иронию и насмешки.
Развитие и усовершенствование гармоники связано с именем Булата Газданова. В музыкальный мир Осетии он вошел в конце 50-х годов XX века, в эпоху небезызвестной «оттепели», когда значительные перемены произошли не только в обществе, но и в сознании людей. Творческий подъем тогда наблюдался и в культуре Осетии. Что касается осетинской народной музыки, то ее успехи определялись талантливой игрой на осетинской гармонике 3. Калмановой, Н. Ходовой, С. Икаевой, В. Дзе-рановой. Очень скоро к их числу добавились имена С. Ревазовой и И. Мистуловой. В. Дзеранова работала в государственном ансамбле песни и танца. Инструмент в ее руках звучал страстно, гармонистка не сдерживала присущего ей редкого темперамента. Некоторой камерностью отличалась исполнительская манера Н. Ходовой. Ей была свойственна сдержанность чувств, что придавало игре гармонистки благородство. Она не занималась концертной деятельностью, но все были влюблены в ее игру благодаря радио. Музыку Икаевой можно было услышать в спектаклях, в которых она принимала участие. Будучи актрисой лучезарной, она и на гармошке играла так же радостно, кокетливо, легко. С. Ревазова была солисткой оркестра народных инструментов. Она играла проникновенно, лирично, возвышенно. Мистуловой с характерным для нее искусным перебором клавиш отличалась неповторимым тембровым богатством.
В 1964 году по эскизам Б. Газданова мастер В. Панасенко изготовил хроматическую гармонику. Левая клавиатура была сделана по типу готового баяна. Именно с этого времени начинается «второе рождение» гармоники. И именно ей он посвятил всю свою жизнь, занявшись ее возрождением. Булат Газданов - Заслуженный артист России, Народный артист РСО-Алания, непревзойденный гармонист и композитор. Диапазон его творчества достаточно широк. Более 30 лет он является художественным руководителем и дирижером национального оркестра народных инструментов. Одновременно он занимается исполнительством, научно-исследовательской и педагогической деятельностью. Он -знаток и собиратель осетинского музыкального фольклора, именно ему принадлежат первые нотные записи осетинских мелодий. В 1980 году в республиканском музыкальном училище он открывает класс осетинской гармоники, который существует и в наши дни. Первый выпуск состоялся в 1984 г., среди выпускников были известные сейчас гармонистки Т. Цурова, Ф. Сапиева, Л.Хосроева, которые по сегодняшний день занимаются музыкально-педагогической деятельностью. Из второго выпуска гармонистов выделяется имя Марины Хутуговой, дочери известной в Осетии гармонистки И. Мистуловой. Сегодня она является солисткой оркестра, которым руководит Б. Газданов. Имена наиболее талантливых учеников Газданова хорошо известны в Осетии и за ее пределами. Среди них - Л. Корнаева, С. Дзуцев, И. Макоева, К. Гуацаев и другие.
За свою сравнительно короткую, в несколько десятилетий, историю осетинская хроматическая гармоника прошла достаточно большой путь развития: от инструмента чисто народного, предназначенного для бытового музицирования, до качественно нового статуса – камерно-академического. Это произошло благодаря совершенствованию инструмента.
Современная национальная гармоника, обладающая большими выразительными возможностями, уже достигла определенной законченности в конструктивном отношении. В 1999 году появилась гармоника с выборной клавиатурой, что позволило значительно расширить репертуар.
Основными задачами развития исполнительства на осетинской гармонике на современном этапе являются ориентация на профессиональное академическое исполнительство (как требование времени) и, одновременно, - сохранение и преумножение традиций национального народного инструментализма.