12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гранина Инна Сергеевна131
11

«История романа А.С. Пушкина «Дубровский»: от лет минувших до современности»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литература

Класс: 6

Дата: 27.11.2020г.

Учитель: Гранина Инна Сергеевна

Тема урока

«История романа А.С. Пушкина «Дубровский»: от лет минувших до современности»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цели урока

Формирование представлений обучающихся об истории романа «Дубровский» А.С. Пушкина, содействие культурному развитию обучающихся.

Планируемые образовательные результаты

Предметные знания и умения:

-знакомство с историей появления романа «Дубровский», героями романа и интересными сюжетными линиями (фрагментами), картинами по роману и художниками – создателями, с театральной и кинематографической историей романа;

-умение составлять и оформлять афиши для привлечения интереса к изучаемому произведению.

Метапредметные умения (УУД)

1. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

2. Личностные: развитие чувства взаимопомощи, готовности решать практические задания всей группой, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми.

3. Познавательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, овладение действием моделирования.

4. Регулятивные: управлять познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планировании, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.


Образовательные технологии

Технология проектной деятельности, технология развития критического мышления, ИКТ.

Формы работы на уроке

Групповая

Оборудование

Мультимедийное оборудование, раздаточный материал, листы А3, цветные карандаши и фломастеры.

Основные понятия

Роман, афиша, кадр, кинематография, живопись, театральная постановка.



Ход урока

Этапы работы

Обучающие, развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 этап

Постановка проблемы

(мотивационный)

Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к занятию.

Портрет А.С.Пушкина.

Картина с деревом –символом «Дуб».

Фотография кинотеатра «Колос» п.Бохана

Фотография афиши фильма «Дубровский»

Наводящие вопросы учителя.


Приветствует учащихся.

2. Создаёт мотивацию у учащихся на деятельность.

(слайд1. Портрет А.С. Пушкина)

- Ребята, кто изображен на слайде?

-Почему А.С.Пушкина называют великим русским писателем и поэтом?

3. Помогает сформулировать тему и цель урока. (слайд 2. Изображение дуба)

- Какие ассоциации у вас возникают с этим деревом, дубом? Назовите слово, словосочетание, фразу.

- Почему А.С. Пушкин дал главному герою одноимённого романа фамилию Дубровский?

- Какая, на ваш взгляд, будет тема урока? Его цель?

- По сюжету романа «Дубровский» в 2014 году сняли фильм с участием современных, любимых вами актёров. Чтобы его показали на экране кинотеатра «Колос» п.Бохана, нам нужно привлечь к просмотру как можно больше зрителей. Вам нужно сделать плакаты – афиши. У каждой группы будет своя тематическая направленность. (слайд 3. Названия творческих групп)

4. Предлагает командирам групп сорвать листочки дуба с дерева, на обратной стороне которых номер конверта с темой и материалами творческих заданий. (Приложение)

5. Наблюдает (метод встроенного наблюдения),контролирует деятельность обучающихся.

6. Консультирует обучающихся.

1.Приветствуют учителя.

2.Составляют ассоциативный ряд.

3.Осуществляют уточнение темы урока и проекта, цели и задач.

4.Отвечают на наводящие вопросы учителя.

5.Вживаются в ситуацию

6. Командиры творческих групп выбирают конверты – темы афиш.

7. В группах обсуждают задания и планируют пути и способы реализации творческого задания, достижения поставленной цели.


2 этап

Выполнение заданий

(деятельностный)

Работа над афишами:

1) отбор необходимой информации для сообщения.

2) подбор подходящих для темы проекта фотографий и рисунков.

3) выбор названия афиши.

4) оформление афиши.

5) подготовка к презентации продукта совместной деятельности.


Сохраняет мотивацию у обучающихся на деятельность.

Оказывает консультативную помощь (по запросу участников) в создании афиш («продукта»)

Фиксирует все идеи

Наблюдает, контролирует


1.Распределяют между собой обязанности одноклассниками в группах: критик, редактор, художники

2. Работают над решением поставленной задачи в группах:

- Командир координирует деятельность одноклассников, оказывает помощь, готовит сообщение – защиту проекта.

- Критик отбирает интересную информацию для афиши, сообщает редактору.

- Редактор вносит записи на афишу, контролирует расположение картин и фотографий по теме проекта.

- Художники оформляют афишу, подбирают подходящие к теме проекта иллюстрации и фотографии.


3 этап

Представление результатов

(рефлексивно – оценочный)

1. Презентация продуктов деятельности учеников – афиш по роману «Дубровский»:

- афиша «Библиотека»,

- афиша «Кадр»,

- афиша «Живопись»,

- афиша «Театр» и

- афиша «Кино».

2. Размещение афиш на информационном стенде кабинета для привлечения интереса к роману обучающихся других классов.

3.Самооценка деятельности обучающихся: зелёный лист – справились с заданием, жёлтый – не до конца справились, есть сомнения, коричневый – не справились.


1.Практическая помощь (по необходимости).

2. Предлагает оформить афишами информационный стенд кабинета.

3. Предлагает ребятам оценить свою деятельность на уроке и оформить крону дерева – дуба.

2. Подводит итоги занятия.


1. Представляют продукт деятельности – афиши.

2.Размещают афиши на информационном стенде кабинета.

3. Приклеивают к нарисованному дубу листья самооценки, высказываются о своих достижениях и достижениях всей группы.





Группа «Кино»

1. Создайте афишу «Экранизация романа»

2. Командир распределяет обязанности:

-критик (ФИ___________________________) ищет нужную информацию в тексте и диктует редактору;

- редактор (ФИ_________________________) делает записи на афише:

1) название фильма, страна, год…

2) название фильма, страна, год…

3) название фильма, страна, год… и т.д. (перечислить все фильмы)

- художник(и) ( ФИ______________________) распределяют рисунки на листе, выделяют место для записи, красиво оформляют афишу.

t1617628635aa.jpgt1617628635ab.jpgt1617628635ac.jpg3.Командир (ФИ_________________________) готовит интересный рассказ по теме проекта, поясняет интересные и запоминающиеся моменты кинематографии, помогает одноклассникам в работе.


По роману «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина было снято множество фильмов и мюзиклов. Наибольшую популярность получили фильмы:

1. «Дубровский, атаман разбойников». Германия. 1921 год

Свой кинематографический вариант пушкинского романа сняли в стиле модной тогда мелодрамы. Это было немое кино, которое не сохранилось до наших дней.

2. «Орёл». США. 1925 год

Американцы сделали из романа причудливую смесь боевика и мелодрамы.. Герой мстит обидчику отца и собирает шайку разбойников. Свои набеги он совершает в черной маске.

3. «Дубровский». Советский Союз (Россия). 1936 год

Фильм был снят к 100-летию годовщины А. С. Пушкина и считается одной из лучших киноверсий. Процесс создания сценария и съемок отслеживал сам Сталин.

4. «Чёрный орёл». Италия. 1946 год

Итальянская экранизация «Дубровского» сделана в духе боевика с элементами мелодрамы.

5. «Театр для юношества: Дубровский». Франция. 1961 год

6. «Что хорошего в жизни?». Мексика. 1961 год

Это киномюзикл. Действие романа перенесено в Мексику, середину 20 века. Персонажи в мексиканских костюмах, они много поют и танцуют. Этот фильм снят в духе мыльных опер.

7. «Благородный разбойник Владимир Дубровский». Советский Союз (Росия). 1989 год

Этот фильм был снят в двух редакциях – для кинопроката и для телевидения. Фильм снимался в Московской области, дворянской усадьбе конца 18 – начала 19в., представляющей собой замечательный памятник русского классицизма.

8. «Дубровский». Россия. 2014 год

Действие в нем перенесено в современную Россию. Фильм сделан в стиле криминальной драмы.

Группа «Библиотека»

Создайте афишу «История создания книги «Дубровский»

Командир распределяет обязанности:

-критик (ФИ___________________________) ищет нужную информацию в тексте и диктует редактору;

- редактор (ФИ_________________) делает записи на афише:

1) Начало работы над романом:______

2) Дата написания 2 тома:______

3) Дата первой публикации:_______

4) Название роману дали __________ по фамилии главного героя

5) Роман написан по истории помещика _________________

- художник(и) ( ФИ______________________) распределяют рисунки на листе, выделяют место для записи, красиво оформляют афишу.

3.Командир (ФИ________________) готовит интересный рассказ по теме проекта, поясняет интересные и запоминающиеся моменты создания романа и книги, помогает одноклассникам в работе.

t1617628635ad.jpgt1617628635ae.jpg













История создания книги «Дубровский»

21 октября 1832 года А. С. Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным, так как в 1833 автор погиб после дуэли с Дантесом. Роман был напечатан только после его смерти, в 1841 году. Издатели выпустили в свет роман «Дубровский», названный так по имени главного героя.

Вt1617628635af.jpg рукописи заглавия нет, на первом листе просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным были написаны только два тома. Как показывают отметки в рукописи, второй том был закончен в 6 февраля 1833 года. В основу романа Пушкин положил случай, который ему рассказал приятель В. П. Нащокин, знавший некоего помещика Островского, который был разорен своим знатным соседом, лишился имения и вместе со своими крестьянами организовал разбойничью шайку. Писатель заботился о реалистической правдивости своего романа, о приближении его к подлинной действительности.

t1617628635ag.jpg




ПРИЛОЖЕНИЕ

Группа «КАДР»

Создайте афишу «Интересные кадры »

Командир распределяет обязанности:

-критик (ФИ___________________________) ищет нужные, самые интересные кадры из сюжета романа «Дубровский», передаёт их редактору;

- редактор (ФИ_________________________) делает записи на афише: под каждой иллюстрацией подписывает название фрагмента.

- художник(и) ( ФИ______________________) распределяют рисунки на листе, выделяют место для записи, красиво оформляют афишу.

3t1617628635ah.jpg . Командир (ФИ_____________________) готовит интересный рассказ про афишу, поясняет интересные и запоминающиеся моменты романа, помогает одноклассникам в работе.
















t1617628635ai.jpg












t1617628635aj.jpg


t1617628635ak.jpg



Группа «ЖИВОПИСЬ»

Создайте афишу «Интересные кадры »

Командир распределяет обязанности:

-критик (ФИ___________________________) ищет нужные, самые интересные кадры из сюжета романа «Дубровский», передаёт их редактору;

- редактор (ФИ_________________________) делает записи на афише: под каждой иллюстрацией подписывает название фрагмента.

- художник(и) ( ФИ______________________) распределяют рисунки на листе, выделяют место для записи, красиво оформляют афишу.

3t1617628635ah.jpg . Командир (ФИ_____________________) готовит интересный рассказ про афишу, описывает интересные картины, помогает одноклассникам в работе.
















Самые известные фамилии художников, которые иллюстрировали

роман «Дубровский» А.С. Пушкина:

Дементий Алексеевич Шмаринов,

Борис Михайлович Кустодиев,

Георгий, Александр и Валерий Траугот(братья)

Евгений Евгеньевич Лансере,

Алексей Федорович Пахомов












t1617628635al.jpg

t1617628635am.jpg

Группа «Театр»

1. Создайте афишу «Дубровский» на сцене»

2. Командир распределяет обязанности:

-критик (ФИ___________________________) ищет нужную информацию в тексте и диктует редактору;

- редактор (ФИ_________________________) делает записи на афише:

«Дубровский на сцене»:

1) жанр, год…

2) жанр, год…

3) жанр, год… и т.д. (перечислить все постановки)

- художник(и) ( ФИ______________________) распределяют рисунки на листе, выделяют место для записи, красиво оформляют афишу.

3. Командир (ФИ_________________________) готовит интересный рассказ про афишу- театр, помогает одноклассникам в работе.



По роману «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина были многочисленные постановки на театральной сцене: спектакли, мюзиклы и оперы. Наибольшую популярность получили фильмы:

1. Опера  «Дубро́вский», Россия, 1895г.

Премьера оперы состоялась 3 января 1895 года в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра.

2. Спектакль «Дубровский». Советский Союз (Россия). 1949 год

3. Спектакль «Дубровский». Советский Союз (Россия). 1961год

4. Спектакль «Дубровский», театр имени Пушкина, 1997год

5. Мюзикл «Дубровский. Россия. 2018-2020год. Саратовский театр оперетты.


t1617628635an.gif

t1617628635ao.jpg





t1617628635ap.jpg



Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (2)

Маленькая Наталья Анатольевна, 01.05.21 в 06:11 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная работа!
Гранина Инна Сергеевна, 24.01.22 в 16:01 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за хорошие комментарии!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.