Итоговая диагностическая работа по истории за курс 7 класса
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы по истории в 7 классе
1. Назначение работы
Итоговая диагностическая работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 7 класса по предмету «История», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.
2. Документы, определяющие содержание итоговой диагностической работы
Содержание итоговой диагностической работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), работа также составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Итоговая диагностическая работа не ориентирована на какие-либо определённые учебники, её содержание соответствует всем учебникам.
3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учётом требований указанных выше документов, и содержат требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учёт:
целей исторического образования в основной школе;
специфики курса истории основной школы:
ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.
Содержание предмета «История» включает изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В итоговой диагностической работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России и истории зарубежных стран, изучаемой в курсе Новой истории.
4. Характеристика структуры и содержания итоговой диагностической работы
Работа охватывает содержание курса истории России (XVI-XVII вв.) и курса Новой истории зарубежных стран (XVI-XVIII вв.)
Общее количество заданий - 19.
Работа содержит 18 заданий с кратким ответом и 1 задание с развёрнутым ответом.
5. Распределение заданий итоговой диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и вилам деятельности
Задания 1-12 условно разделены на тематические блоки: 1) Новая история зарубежных стран в XVI-XVIII вв.; 2) История России в XVI-XVII вв.
Задания 1-12 нацелены преимущественно на проверку знаний по истории.
Задания 13-19 направлены преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования. Эти задания посвящены истории России в XVI-XVII вв.
Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).
Проверяемые элементы |
Число |
Максимальный |
Процент максимального первичного балла за всю Работу - 27 |
|
1 |
Знание фатов |
3 |
3 |
11,1% |
2 |
Поиск информации в источнике |
3 |
3 |
11,1% |
3 |
Знание причин и следствий |
3 |
3 |
11,1% |
4 |
Знание фактов истории культуры |
3 |
3 |
11,1% |
5 |
Установление последовательности событий, явлений, процессов |
1 |
1 |
3,7% |
6 |
Систематизация фактов, понятий |
1 |
1 |
3,7% |
7 |
Работа с иллюстрациями |
2 |
4 |
14,8% |
8 |
Систематизация исторической |
1 |
1 |
3,7% |
9 |
Систематизация исторической |
1 |
1 |
3,7% |
10 |
Составление исторического |
1 |
7 |
26% |
6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.
К базовому уровню сложности относятся задания, в которых учащимся 7 класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся задания 1-12.
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной. К повышенному уровню относятся задания 13-18.
К высокому уровню сложности относятся задания, при выполнении которых учащиеся производят частично-поисковые действия, используя приобретённые знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задание 19.
7. Продолжительность итоговой диагностической работы
На выполнение работы отводится до 55 минут.
8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого заданий с выбором ответа (1-12) выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответа, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует), задание считается невыполненным.
Задание с кратким ответом (13-18) считается выполненным верно, если верно указана цифра, последовательность цифр, правильно обозначены объекты на контурной карте. За правильный ответ на задания 13, 14, 17, 18 ставится 1 балл. Задания 15 и 16 оцениваются 2 баллами в соответствии со специальными критериями оценивания.
Задание 19 оценивается в 7 баллов зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметка по |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Баллы |
0-6 |
7-13 |
14-20 |
21-27 |
9. Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы в 7 классах
Уровни сложности задания: Б - базовый (примерный интервал выполнения - 60-90%); П - повышенный (40-60%); В - высокий (менее 40%).
Обозначение задания в работе |
Проверяемое содержание |
Проверяемые виды |
Уровень |
Примерное время выполнения задания (мин.) |
Максимальный балл за задание |
1 |
Новая история |
Знание фактов |
Б |
1 |
1 |
2 |
Новая история |
Поиск информации |
Б |
1 |
1 |
3 |
Новая история |
Знание причин и |
Б |
1 |
1 |
4 |
Новая история |
Знание фактов |
Б |
1 |
1 |
5 |
Россия в XVI-XVII вв. |
Знание фактов |
Б |
1 |
1 |
6 |
Россия в XVI-XVII вв. |
Знание фактов |
Б |
1 |
1 |
7 |
Россия в XVI-XVII вв. |
Знание причин и |
Б |
1 |
1 |
8 |
Россия в XVI-XVII вв. |
Знание фактов |
Б |
1 |
1 |
9 |
Россия в XVI-XVII вв. |
Знание фактов |
Б |
1 |
1 |
10 |
Россия в XVI-XVII вв. |
Знание фактов |
Б |
1 |
1 |
11 |
Россия в XVI-XVII вв. |
Поиск информации |
Б |
1 |
1 |
12 |
Россия в XVI-XVII вв. |
Знание фактов |
Б |
1 |
1 |
13 |
Россия в XVI-XVII вв. |
Установление |
П |
2-3 |
1 |
14 |
Россия в XVI-XVII вв. |
Систематизация |
П |
2-3 |
1 |
15 |
Россия в XVI-XVII вв. |
Работа с иллюстрацией |
П |
2-3 |
1 |
16 |
Россия в XVI-XVII вв. |
Работа с иллюстрацией |
П |
2-3 |
1 |
17 |
Россия в XVI-XVII вв. |
Систематизация исторической информации |
П |
3-5 |
1 |
18 |
Россия в XVI-XVII вв. |
Систематизация |
П |
2-3 |
1 |
19 |
Россия в XVI-XVII вв. |
Составление |
В |
20-25 |
7 |
Всего заданий - 19. из них по уровню сложности: Б - 11, П - 6, В - 1. Общее время выполнения работы – 45-55 мин. Максимальный первичный балл - 27. |
Источник диагностической работы: http://www.alleng.ru/
Итоговая диагностическая работа по истории 7 класс
Выполнена: ФИО класс __________
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по истории отводится 55 минут. Работа включает в себя 19 заданий.
Ответы к заданиям 1-12 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 13, 14, 17 и 18 запишите в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания зачеркните его и запишите рядом
новый.
Задания 15 и 16 выполните задание, связанное с иллюстрациями.
Задание 19 требует развёрнутого ответа, ответ запишите в поле под заданием.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем удачи!
При выполнении заданий 1-12 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Кто из перечисленных исторических деятелей был первым президентом США?
Бенджамин Франклин
Джордж Вашингтон
Томас Джефферсон
Александр Гамильтон
Ответ:
2. Прочтите отрывок из нормативного акта и укажите год, когда был издан этот акт. «...Должен быть взимаем, введён и установлен постоянный ежегодный сбор на содержание 10 тысяч человек конницы и 20 тысяч человек пехоты в Англии, Шотландии и Ирландии для защиты и обеспечения их безопасности, а также на содержание необходимого числа кораблей для охраны морей... Оливер Кромвель, главнокомандующий вооружёнными силами Англии, Шотландии и Ирландии, признаётся и настоящим объявляется пожизненно лордом-протектором республики Англии, Шотландии и Ирландии и владений, им принадлежащих...»
1640 г.
1653 г.
1689 г.
1707 г.
Ответ:
3. Что из перечисленного стало одним из последствий реформации в Европе?
ликвидация католицизма
значительный передел земельной собственности
начало Великих географических открытий
создание теократического государства - Папской области
Ответ:
4. Укажите учёного, открывшего закон всемирного тяготения.
Исаак Ньютон
Томас Гоббс
Рене Декарт
Николо Макиавелли
Ответ:
5. К какому времени завершилось формирование единого Российского государства?
конец XIV века
начало XV века.
конец XV века
начало XVI века
Ответ:
6. В каком году закончилась Ливонская война?
1497 г.
1533 г.
1552 г.
1583 г.
Ответ:
7. Кто из названных лиц был современником Ивана IV?
Дмитрий Донской
Сергий Радонежский
Иван Калита
Ермак Тимофеевич
Ответ:
8. Последователей Иосифа Волоцкого - настоятеля Иосифо-Волоколамского монастыря - называли
казаками
иосифлянами
опричниками
нестяжателями
Ответ:
9. Какое из перечисленных событий произошло в правление Ивана Грозного?
Крещение Руси
основание Москвы
установление опричнины
ликвидация ордынского владычества
Ответ:
10. Андрей Рублёв был известным
воином, участвовавшим в Куликовской битве
иконописцем, написавшим «Троицу»
зодчим, построившим Покровский собор
печатником, выпустившим первую в России печатную книгу «Апостол»
Ответ:
11. Прочитайте фрагмент из литературного памятника XVI века и укажите его название.
«Стол, и блюда, и поставцы, и ложки, и всякие сосуды, и ковши, и братины, воды согрев;... перемыть и вытереть и высушить... Избу, и стены, и лавки, и скамьи, и пол, и окна, и двери...- все вымыть и вытереть, и вымести и выскрести, и всегда бы было чисто;... перед нижним крыльцом положить сена, чтобы грязные ноги вытирать, тогда и лестница не загрязнится; в сенях перед дверями рогожку или ветхий войлок положить или тряпку - вытирать грязные ноги, чтобы в плохую погоду полов не пачкать...»
1) «Задонщина»
2) «Хождение за три моря»
3) «Домострой»
4) «Повесть временных лет»
Ответ:
12. Как называются события российской истории, сопровождающиеся разрушением государственной власти, народными восстаниями, иностранной интервенцией, самозванством?
1) опричнина
2) смута
3) нашествие
4) колонизация
Ответ:
При выполнении заданий 13-18 в поле ответа запишите последовательность цифр, которая соответствует правильному ответу, а также дайте развернутый ответ в виде одного или двух слов.
13. Расположите в хронологической последовательности названные события. Запишите полученную последовательность цифр в строку ответов.
1) избрание царем Михаила Романова на Земском соборе
2) присоединение к России Астраханского ханства
3) принятие Иваном IV царского титула
Ответ:
14. Какие два из названных событий относятся к Смутному времени? Запишите цифры, под которыми они указаны, в строку ответов.
1) восстание И. Болотникова
2) учреждение патриаршества
3) введение опричнины
4) действия Первого и Второго ополчений
Ответ:
15. Рассмотрите репродукцию с картины художника Э. Лисснера «Восстание Болотникова» и ответьте на вопросы.
1) Когда произошло восстание под предводительством И. Болотникова?
2*) Какие виды войск были у восставших?
3) Чем вооружены восставшие?
16. Рассмотрите фотографию памятника (архитектор И. Мартос), поставленного в начале XIX в. в Москве и назовите пропущенные в тексте имена.
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Он помечен годом, днем,
И начертано на нем:
«Гражданину __________
И князю __________
Благодарная Россия».
(Н.Л. Кончаловская)
Ответ:
17. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ИМЕНА |
СОБЫТИЕ |
A) Патриарх Никон Б) Степан Разин B) Михаил Романов |
1) восстание 1670-1671 гг. 2) Земский собор 1613 г. 3) Переяславская Рада 4) церковный раскол |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
18. Установите соответствие между терминами и их значением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТЕРМИНЫ |
ЗНАЧЕНИЕ |
A) мануфактура Б) крепостное право B) гетман |
1) форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти землевладельца 2) общий сход, народное собрание 3) предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике 4) выборный начальник украинского казачьего войска и верховный правитель (с 1648 г.) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Для записи ответа па задание 19 используйте поле под заданием.
Прочтите приведённый ниже список.
1) Организация единого союза европейских государств против Крымского ханства и Османской империи;
2) работа плотником на верфях;
3) Ф.Я. Лефорт;
4) знакомство царя с жизнью и порядками европейских государств;
5) борьба со Швецией за выход к Балтийскому морю;
6) стрелецкий заговор.
Напишите небольшое историческое сочинение, в котором будут использованы все элементы из приведённого списка. При написании сочинения продемонстрируйте на фактическом материале Ваше знание истории по соответствующей эпохе (периоду, событию, явлению, процессу).
Ответы к заданиям
№ задания |
Ответы |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
1 |
5 |
4 |
6 |
4 |
7 |
4 |
8 |
2 |
9 |
3 |
10 |
2 |
11 |
3 |
12 |
2 |
13 |
321 |
14 |
14 |
17 |
412 |
18 |
314 |
15. Рассмотрите репродукцию с картины художника Э. Лисснера «Восстание Болотникова» и ответьте на вопросы.
1) Когда произошло восстание под предводительством И. Болотникова? В 1606-1607 гг.
2*) Какие виды войск были у восставших? Пехота и конница.
3) Чем были вооружены восставшие? Копьями, вилами, топорами, саблями, пушками и др.
Указания по оцениванию |
Баллы |
Правильно обозначены хронологические рамки восстания, виды войск и вооружение |
2 |
Правильно обозначен один вид войск и вооружение |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
16. Рассмотрите фотографию памятника (архитектор И. Мартос), поставленного в начале XIX в. в Москве, и назовите пропущенные в тексте имена.
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Он помечен годом, днем,
И начертано на нем:
«Гражданину Минину
И князю Пожарскому
Благодарная Россия».
(Н.П. Кончаловская)
Ответ: Минину, Пожарскому.
Указания по оцениванию |
Баллы |
Правильно обозначены оба пропуска |
2 |
Правильно обозначен один пропуск |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
19. Прочтите приведённый ниже список.
1) Организация единого союза европейских государств против Крымского ханства и Османской империи;
2) работа плотником на верфях;
3) Ф.Я. Лефорт;
4) знакомство царя с жизнью и порядками европейских государств;
5) борьба со Швецией за выход к Балтийскому морю;
6) стрелецкий заговор.
Напишите небольшое историческое сочинение, в котором будут использованы все элементы из приведённого списка. При написании сочинения продемонстрируйте на фактическом материале Ваше знание истории по соответствующей эпохе (периоду, событию, явлению, процессу).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Одно из возможных исторических сочинений
По приказу Петра I в 1697 году в Западную Европу направилось Великое посольство в составе 250 человек. Его главной официальной целью была организация единого союза европейских государств против Крымского ханства и Османской империи. Руководителями посольства были назначены генерал-адмирал Ф.Я. Лефорт, руководитель Посольского приказа генерал Ф.А. Головин и думный дьяк П.Б. Возницын. Поехал в Европу инкогнито (т.е. не открывая своего имени) и сам царь под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Он направлял всю работу посольства. Одной из основных задач поездки было знакомство царя с жизнью и порядками европейских стран. Наслышанный от Лефорта, Гордона, Брандта о европейских порядках, царь предпочёл увидеть их сам. Пётр объехал пол-Европы, посетив Кенигсберг, Курляндию, Голландию, Англию, Вену. Русские «волонтеры» (добровольцы) из дворян и солдат в ходе поездки изучали военные науки, морское дело, кораблестроение. Сам Пётр работал в Голландии плотником на верфях, а в Англии учился корабельному делу, осматривал музеи и фабрики, посещал госпитали, учился гравировать. Приехав в Вену, царь узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. Планировавшаяся поездка в Венецию и Рим так и не состоялась. Выяснилось, что в сговоре с Софьей стрельцы намеревались свергнуть с престола Петра. Последовала жестокая расправа царя над мятежниками. Сотни стрельцов были казнены или сосланы. Великое посольство не привело к созданию антитурецкого союза, но утвердило Петра в намерении борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю. Наметились и союзники в угон борьбе.
Критерии оценивания |
Баллы |
|
K1 |
Смысловое соответствие исторического сочинения эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), при характеристике, которой могут быть использованы элементы из списка |
1 |
Историческое сочинение посвящено эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), к которой относятся элементы из списка |
1 |
|
Историческое сочинение не соответствует эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), при характеристике, которой могут быть использованы элементы из списка. ИЛИ Факты, использованные при написании сочинения, существенно |
0 |
|
К2 |
Использование элементов из списка |
3 |
Корректно использованы все элементы из приведённого списка |
3 |
|
Корректно использованы пять элементов из приведённого списка (один элемент не использован или использован некорректно) |
2 |
|
Корректно использованы три-четыре элемента из приведённого списка (остальные элементы не использованы или использованы некорректно) |
1 |
|
Корректно использованы только один-два элемента из приведённого списка. ИЛИ Все элементы из списка использованы некорректно. |
0 |
|
КЗ |
Отсутствие фактических ошибок (Оценивание по критерию КЗ производится только в случае, если по критериям KI-K2 выставлено не менее 2 баллов). |
2 |
Отсутствуют фактические ошибки (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются) |
2 |
|
Допущены одна-две фактические ошибки (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются), не приведшие к существенному искажению смысла |
1 |
|
Допущено более двух фактических ошибок (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются), не приведших к существенному искажению смысла |
0 |
|
К4 |
Форма изложения |
1 |
Весь ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) |
1 |
|
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений |
0 |
|
Максимальный балл |
7 |