Итоговая диагностическая работа по истории, 11 класс

1
0
Материал опубликован 5 November 2017

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой диагностической работы по истории в 11 классе

1. Назначение работы

Итоговая диагностическая работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 11 класса по предмету «История», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.

2. Документы, определяющие содержание итоговой диагностической работы

Содержание итоговой диагностической работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 9.03.2004 года № 1312 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), работа также составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Итоговая диагностическая работа не ориентирована на какие-либо определённые учебники, её содержание соответствует всем учебникам.

3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учётом требований указанных выше документов, и содержат требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учёт:

целей исторического образования в основной школе;

специфики курса истории основной школы:

ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.

Содержание предмета «История» включает изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В итоговой диагностической работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России и всеобщей истории.

4. Характеристика структуры и содержания итоговой диагностической работы

Работа охватывает содержание курса истории России и всеобщей истории (XIII - XXI вв.).

Общее количество заданий - 11.

Работа содержит 9 заданий с кратким ответом и 2 задания с развёрнутым ответом.

5. Распределение заданий итоговой диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и вилам деятельности

Задания условно разделены на тематические блоки: 1) История России и всеобщая история в VIII-XVII вв.; 2) История России и всеобщая история в XVIII - первая четверть XIX в.; 3) История России и всеобщая история во второй половине XIX – начале XXI века.

Задания направлены преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования. Эти задания посвящены истории России и всеобщей истории в XIII - XXI вв.

Таблица 1. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).

 

Проверяемые элементы
подготовки

Число
заданий

Максимальный
первичный
балл

Процент максимального первичного балла за всю

Работу - 16

1

Знание основных фактов, процессов, явлений

2

2

12,5%

2

Установление причинно-следственных связей

2

2

12,5%

3

Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

1

1

6,25%

4

Различное содержание в разных вариантах (работа с исторической картой-схемой)

4

5

31,25%

5

Различное содержание в разных вариантах: характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника

1

2

12,5%

6

Различное содержание в разных вариантах: умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии

1

4

25%

6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности

В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.

К базовому уровню сложности относятся задания, в которых учащимся 11 класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся задания 1-8.

К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной.

К повышенному уровню относятся задания 9-10. К высокому уровню сложности относятся задания, при выполнении которых учащиеся производят частично-поисковые действия, используя приобретённые знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. К высокому уровню сложности относится задание 11.

7. Продолжительность итоговой диагностической работы

На выполнение работы отводится до 45 минут.

8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

При проверке работы за каждое из заданий 1 - 8 выставляется 1 балл, если ответ правильный, и 0 баллов, если ответ неправильный.

В задании 9-2 балла за выбор трех правильных суждений, 1 балл – если допущена одна ошибка. Если допущены две, и более ошибок, или ответ отсутствует – 0 баллов.

За выполнение задания 10 выставляется от 0 до 2 баллов. 11 - от 0 до 4 баллов в соответствии с приведенными ниже критериями.

Максимальное количество баллов: 16

Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.

Баллы

0-4

5-9

10-13

14-16

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

9. Обобщённый план варианта контрольных измерительных материалов для проведения диагностических тематических работ в 11 классе

Уровни сложности задания: Б - базовый: П - повышенный: В - высокий.

Обозначение
задания в
работе

Проверяемое
содержание

Проверяемые умения,
виды деятельности

Уровень

сложности

задания

Максимальный
балл за
выполнение
задания

1

VIII-XVII вв.

Знание основных фактов, процессов, явлений

Б

1

2

VIII-XVII вв.

Установление причинно-следственных связей

Б

1

3

XVIII – середина XIX в.

Знание основных фактов, процессов, явлений

Б

1

4

XVIII – середина XIX в.

Установление причинно-следственных связей

Б

1

5

Вторая половина XIX – начало XX в.

Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

Б

1

6

VIII – начало XXI в.

Различное содержание в разных вариантах (работа с исторической картой-схемой)

Б

1

7.

VIII – начало XXI в.

Различное содержание в разных вариантах (работа с исторической картой-схемой)

Б

1

8

VIII – начало XXI в.

Различное содержание в разных вариантах (работа с исторической картой-схемой)

Б

1

9

VIII – начало XXI в.

Различное содержание в разных вариантах (работа с исторической картой-схемой)

П

2

10

VIII – начало XXI в.

Различное содержание в разных вариантах: характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника

П

2

11

VIII – начало XXI в.

Различное содержание в разных
вариантах: умение использовать
исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии

В

4

Всего заданий -11. Из них с кратким ответом - 9, с развернутым ответом - 2. По уровню сложности: Б - 8, П - 2, В - 1. Максимальный балл за работу - 16. Время выполнения - 45 минут.

Источник диагностической работы: http://www.alleng.ru/

Итоговая диагностическая работа по истории 11 класс

Выполнена: ФИО класс __________

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по истории отводится 45 минут. Работа включает в себя 11 заданий.

Ответы к заданиям 1-9 записываются в виде одной цифры, либо последовательности цифр, которая соответствует номеру правильного ответа. Помимо этого присутствуют задания, которые требуют краткого ответа в виде одного или двух слов, либо указания датировки событий, описанных в тексте документов. Эти цифры и слова необходимо записать в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задания зачеркните его и запишите рядом новый. Задания 10 и 11 требует развёрнутого ответа, ответ запишите в поле под заданием.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем удачи!

1. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?

1) образование Золотой Орлы

2) поход новгород-северского князя Игоря против половцев

3) первое упоминание Москвы в летописи

4) Поражение Ярославичей от половцев на р. Альте

2. Что стало одним из последствий битвы на р. Шелони?

1) присоединение Новгорода к Московскому княжеству?

2) утверждение на московском престоле Василия II Темного

3) распад Золотой Орды

4) подавление Тверского восстания ордынско-московским войском

3. В правление Петра I фискалом называли

1) высшее должностное лицо, возглавлявшее Синод

2) государственного служащего, надзиравшего за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц

3) лицо, владевшее промышленным предприятием на правах частной собственности

4) крестьянина, вынужденного на время уходить на заработки из родных мест

4. Что из перечисленного привело к освобождению Европы от наполеоновского владычества?

1) участие России в Семилетней войне

2) Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова

3) Заграничный поход русской армии

4) участие России в Континентальной блокаде Англии

5. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите пропущенное слово (словосочетание).

«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение. В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время
полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие нм земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются <…>».

1) временнообязанными

2) свободными хлебопашцами

3) посессионными крестьянами

4) обязанными крестьянами

Рассмотрите карту-схему и выполните задания

6. В каком веке происходили события, обозначенные на схеме? Ответ запишите словом.

Ответ:

7. Назовите князя, совершившего походы, обозначенные на схеме стрелками.

Ответ:

8. Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой «1».

Ответ:

9. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Все походы военачальника, обозначенные на схеме, были удачными для него.

2) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, вел первую в истории Древнерусского государства войну с Византией.

3) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, погиб во время возвращения с очередной войны.

4) В ходе походов, обозначенных на схеме, был разгромлен Хазарский каганат.

5) На схеме указано название народа, в бою, с представителями которого погиб военачальник, чьи походы обозначены на схеме.

6) Согласно летописи военачальник, руководивший походами, обозначенными на схеме, принял христианство.

Ответ:

10. Прочтите отрывок из исторического источника (статьи ученого) и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Сами правительства для возбуждения в народах энергии против самовластия императора французов своими прокламациями призывали их к свободе и торжественно обещали им законно-свободные установления. Правительства не только не спешили исполнить свои обещания, но стали вменять в преступление справедливое требование конституционных учреждений, всячески стараясь везде подавлять дух свободы. Российский император стал во главе монархических реакционеров. Заодно с ним действовали король прусский и император Франц, или, лучше сказать, князь Меттерних - душа австрийского министерства и всей монархической реакции.

Народы, обманутые в своих ожиданиях правительствами, прибегали против их явных угнетений к средствам сокровенным. По всей Европе учредились тайные политические союзы с целью исторгнуть у правительств конституционные постановления. В Италии, под ненавистным ей австрийским владычеством, учредились тайные союзы карбонариев; в германских университетах образовался студенческий союз, раскинувший ветви свои по всей немецкой земле; во Франции - тайные политические общества под разными названиями.

Цель у всех этих сокровенных союзов была одна: противодействовать монархической реакции правительств и освободить народы от их самовластия.

По низложении <...> главным предметом всех политических действий императора российского было подавление возникшего повсюду духа свободы и укрепление монархических начал, которым угрожали тайные общества. Все правительственные и дипломатические действия его, начиная с заключения священного тройственного союза России, Австрии и Пруссии, свидетельствуют об этом. С этою целью созван был конгресс в Ахене, на котором по настоянию императора российского признано право вмешательства во внутренние дела соседственной державы в случае изменения существующего в ней порядка.

В Ахене приняты строгие меры против свободы книгопечатания и тайных обществ, против восстановления в Испании нарушенной королём конституции кортесов.

Конгресс в Лайбахе определил подавить революцию неаполитанскую, вследствие которой сам король принял предложенную им конституцию и присягнул в точном её соблюдении, и силою предупредить восстание в Пьемонте против короля сардинского».

Вопросы к источнику:

Укажите с точностью до четверти века хронологические рамки периода, когда происходит события, упомянутые в статье.

Назовите императора Франции, упоминаемого в отрывке.

Назовите российского императора, о котором идёт речь в тексте.

11. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Поражения на фронтах русско-японской войны стали важнейшей причиной начавшейся Первой российской революции».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

1) ...

2) ...

Аргументы в опровержение:

1) ...

2) ...

Ответы к заданиям 1-9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4

1

2

3

1

десятый

Святослав

Царьград

345

Критерии оценивания заданий 10-11

10. Прочтите отрывок из исторического источника (статьи ученого) и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) период - первая четверть XIX в.; 1801-1825 гг.

2) император Франции - Наполеон Бонапарт I:

3) российский император - Александр I

 

Правильно указаны хронологические рамки периода, названы оба императора

2

Правильно указаны любые два элемента ответа

1

Правильно указан только один любой элемент ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

11. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Поражения на фронтах русско-японской войны стали важнейшей причиной начавшейся Первой российской революции».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

1) ...

2) ...

Аргументы в опровержение:

1) ...

2) ...

Содержание верного ответа и указания, но оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например: война с Японией привела к ухудшению экономического положения России и условий жизни населения:

рабочие и крестьяне не понимали целей России в этой войне, что накаляло ситуацию в стране;

сдача Порт-Артура, гибель находившейся там тихоокеанской эскадры, поражения в крупнейших сухопутных сражениях дискредитировали существующий режим.

2) в опровержение, например:

причины революции были связаны, прежде всего, с нерешённостью рабочего и аграрного вопросов, последствием которой были мощные выступления рабочих и крестьян ещё до начала войны;

первые революционные партии, возглавившие революционное движение, возникли до русско-японской войны;

русско-японская война изначально расценивалась царским правительством как средство для поднятия пошатнувшегося авторитета монархии («нам нужна маленькая победоносная война»); начало войны действительно сопровождалось патриотическим подъёмом.

Могут быть приведены другие аргументы

 

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки

2

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.