12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна4794
Педагогический стаж работы 33 года. 20 лет работаю учителем географии в МКОУ Нововоронежская СОШ №4.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «Тесты по географии ФГОС»

МКОУ Нововоронежская СОШ №4 учитель географии

Ковалева Галина Валентиновна

РАЗДЕЛ VII. итоговая комплексная работа на межпредметной основе за 6 класс

Перечень умений, проверяемых в рамках итоговой комплексной работы на межпредметной основе

География

1.3. Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт

(Ковалева Галина Валентиновна, учитель географии)

1.Задание базового уровня

Дополните

Постоянный водообмен в природе называется ___________:

Текст

Слова известного географа А. А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств. Не случайно поэт А. Дитрих писал:

В звонкой льдинке и слезинке,
И в дождинке, и в росинке —
Нам откликнется всегда
Океанская вода

 

Правильные варианты ответа: Мировой круговорот воды в природе (круговорот воды)

2.Задание базового уровня

Дополните

Характер течения реки в данном описании называется ____________:

Текст

"Волга задумчиво текла в берегах, заросших островами, кустами, покрытая мелями. Вдали желтели песчаные бока гор, а на них синел лес; кое-где белел парус, да чайки, плавно махая крыльями, опускаясь на воду, едва касались ее и кругами поднимались опять вверх, а над садами высоко и медленно плавал коршун" (Роман «Обрыв», ч. 1, гл. X).

Правильные варианты ответа: медленное (спокойное).

3.Задание базового уровня

Дополните

Рельеф местности, по которому течет река в данном описании, называется ______________:

Текст

"Волга задумчиво текла в берегах, заросших островами, кустами, покрытая мелями. Вдали желтели песчаные бока гор, а на них синел лес; кое-где белел парус, да чайки, плавно махая крыльями, опускаясь на воду, едва касались ее и кругами поднимались опять вверх, а над садами высоко и медленно плавал коршун" (Роман «Обрыв», ч. 1, гл. X).

Правильные варианты ответа: возвышенная равнина (холмистая равнина)

1.Задание повышенного уровня

Соотношение

Между материками и реками:

Текст

Реки играли и играют в жизни человека большую роль. По их берегам селились племена, возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека связана с реками. Реки “кормили” и “поили”. Они были естественной преградой от врагов. На Руси всегда любили реки. В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как: “ Волга– матушка, Амур – батюшка, Ока – красавица, Енисей – богатырь”. Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты, много прекрасных строк они посвятили им.

Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Юкон, Ока,
Есть Волга матушка-река.

Колорадо, Янцзы и Хуанхэ,
Где жёлтый берег вдалеке.
Амур, Миссисипи, Миссури,
Рассветы там синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество – больших и скромных…

Материки

Реки

Евразия

Дон, Кубань, Ока, Волга, Янцзы, Хуанхэ, Амур, Ганг

Северная Америка

Юкон, Колорадо, Миссисипи, Миссури

Южная Америка

Амазонка, Ориноко

Африка

Конго, Нил

2.Задание повышенного уровня

Соотношение

Между Беринговым проливом и географическими объектами, которыми он соединяет:

Текст

24 июля 1728 года из Нижне-Камчатского острога (крепость в устье реки Камчатки) отправился небольшой корабль водоизмещением 90 тонн «Святой архангел Гавриил» под командованием Витуса Беринга, построившего его вместе со своими спутниками. Путь был нелегким – ни узкого  из членов экспедиции не было опыта плавания в полярных водах. Но моряки преодолели все трудности. Экспедиция составила подробную карту, познакомилась с местными обитателями и в сентябре вернулась к месту старта, установив, что материки «не сходятся». На самом деле через пролив между двумя континентами уже в 1648-м проскочили шесть плоскодонок сибирского казака Семена Дежнёва, но отчет экспедиции затерялся в русских архивах. Так пролив стал Беринговым.

два океана

 

два моря

 

Правильные варианты ответа:

два океана

Тихий и Северный Ледовитый

два моря

Чукотское и Берингово

3.Задание повышенного уровня

Соотношение

Между Беринговым проливом и географическими объектами которыми он разьединяет:

Текст

24 июля 1728 года из Нижне-Камчатского острога (крепость в устье реки Камчатки) отправился небольшой корабль водоизмещением 90 тонн «Святой архангел Гавриил» под командованием Витуса Беринга, построившего его вместе со своими спутниками. Путь был нелегким – ни узкого  из членов экспедиции не было опыта плавания в полярных водах. Но моряки преодолели все трудности. Экспедиция составила подробную карту, познакомилась с местными обитателями и в сентябре вернулась к месту старта, установив, что материки «не сходятся». На самом деле через пролив между двумя континентами уже в 1648-м проскочили шесть плоскодонок сибирского казака Семена Дежнёва, но отчет экспедиции затерялся в русских архивах. Так пролив стал Беринговым.

два материка

 

две части света

 

два полуострова

 

два государства

 

Правильные варианты ответа:

два материка

Евразия и Северная Америка

две части света

Азия и Америка

два полуострова

Чукотский и Аляска

два государства

Россия и США

4.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором верно представлена высотная поясность:

В тексте отрывок из книги Владимира Афанасьевича Обручева "происхождение гор и материков".
Поднимаясь вверх, мы видим, как меняется растительность гор. Леса,
 
которые покрывали склоны гор внизу, начнут редеть, разобьются нa 
небольшие рощи. Потом кое-где останутся отдельные деревья, корявые и 
полуиссохшие; жестокие ветры, поздние и ранние заморозки мешают им расти, и рано губят их. На смену деревьям появляются кусты разных видов; но скоро и они исчезнут, и всё большие площади будут заняты лугами. Трaвa этих лугов густая, но низкая; она пестреет мелкими рaзнообрaзными 
цветами. Это - так нaзывaемые альпийские луга, лучшие горные пaстбищa.
Но ещё выше мало - помалу исчезнут и эти луга, трaвa поредеет,
 
попрячется в ложбинки, под защиту камней; её место займет мох, a по 
каменным глыбам и осыпям яркими пятнами раскинутся лишайники. Почва всё больше оголяется, всё чаще попaдaются россыпи мелкого или крупного щебня, целые потоки каменных глыб, спускающиеся с горных вершин. В разных местах высятся скалы, гребни голого камня. Местами попaдaются полосы тающего зимнего снега, грязного, покрытого чёрной пылью и щебнем. На этой высоте могут прозябать только лишайники, потому что здесь слишком мало тепла.
 

леса, редколесье, альпийские луга, тундра, ледники снега

редколесье, леса, альпийские луга, тундра, ледники снега

леса, редколесье, тундра, альпийские луга, ледники снега

тундра, ледники снега, редколесье, альпийские луга, леса

4.3.Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты

(Ковалева Галина Валентиновна, учитель географии)

1.Задание базового уровня

Дополните

Название материканазывается ________________:

Текст

На Земле есть замечательный материк. Следуя на корабле вдоль его берегов с запада на восток, путешественник пересечет три океана; север и юг на этом материке мгновенно «меняются» местами. И, наконец, в этих местах человек не всегда в состоянии отличить море от суши.


Правильные варианты ответа: Антарктида ( материк Антарктида)

2.Задание базового уровня

Дополните

Название трех океанов называются __________________:

Текст

На Земле есть замечательный материк. Следуя на корабле вдоль его берегов с запада на восток, путешественник пересечет три океана; север и юг на этом материке мгновенно «меняются» местами. И, наконец, в этих местах человек не всегда в состоянии отличить море от суши.


Правильные варианты ответа: Тихий, Атлантический, Индийский

3.Задание базового уровня

Дополните

Название океана, в котором находится остров называется____________:

Текст.

А теперь юные искатели приключений, вперед! В путь! Он будет не прост: тот его одолеет, кто знает, что в дальних странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба. 
Никто на свете не может подсказать, за каким поворотом в жизни нас ждет удача. Но вот судьба улыбнулась и вам мореходы: в желудке у акулы была найдена бутылка с таинственной запиской.

«Центр острова находится на 40 ю.ш и 178 в.д. Красота острова поражает путешественников. Папоротники, среди которых бродили динозавры и возраст которых составляет 100 млн лет, находятся на этом острове и по сей день. Встречаются папоротники высотой с пятиэтажный дом и редкий вид сосны, которая растет только на этом острове.

Правильные варианты ответа: Тихий океан (Тихий)

4.Задание базового уровня

Дополните

Название острова называется ____________:

Текст.

А теперь юные искатели приключений, вперед! В путь! Он будет не прост: тот его одолеет, кто знает, что в дальних странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба. 
Никто на свете не может подсказать, за каким поворотом в жизни нас ждет удача. Но вот судьба улыбнулась и вам мореходы: в желудке у акулы была найдена бутылка с таинственной запиской.

«Центр острова находится на 40 ю.ш и 178 в.д. Красота острова поражает путешественников. Папоротники, среди которых бродили динозавры и возраст которых составляет 100 млн лет, находятся на этом острове и по сей день. Встречаются папоротники высотой с пятиэтажный дом и редкий вид сосны, которая растет только на этом острове.

Правильные варианты ответа: Новая Зеландия (остров Новая Зеландия)

5.Задание базового уровня

Дополните

Название острова, после расшифровки письма называется __________:

Текст

Никто на свете не может подсказать, за каким поворотом в жизни нас ждет удача. Но вот судьба улыбнулась и вам мореходы: в желудке у акулы была найдена бутылка с таинственной запиской. Расшифруйте её. 
Я, йыратс тарип сноБ, яувтсвуч дереп йомеунимен йеовс йоничнок яинезыргу итсевос, юащеваз иовс ащиворкос умот, отк тедйан утэ уксипаз. ДалК тыраз ан евортсо, ЩиворкоС аН угереб авортсо тетсар оверед, в елпуд огороток – атрак. ИдйаН ее и ащиворкос иовт. 

Правильные варианты ответа: остров Сокровищ (Сокровищ)

1.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд стран, на одной параллели с Россией, Канадой, Швецией:

Текст

Ребята- финны из небольшого поселка, расположенного вблизи северного полярного круга, захотели переписываться со школьниками из других стран, живущими сними на одной параллели. Они отправили письма в Россию, Канаду, Швецию. В какие страны вблизи северного полярного круга, ребята могут написать письма.

США, Норвегия, Исландия

Норвегия, Финляндия, Дания

Финляндия, США, Германия

2.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Номера предложений по порядку их следования в тексте:

1.Этому в немалой степени способствовали пожары.

2.Среди южноевропейских государств, страна удерживает первое место по потере лесов на единицу занимаемой площади.

3.В настоящее время площадь португальских лесов значительно уменьшилась.

4.Они являются печальной особенностью летнего сезона в Португалии.

Правильные варианты ответа: 2 3 1 4

3.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Слои образующие атмосферу (6 слоев):

Текст Атмосфера Земли.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли, вращающаяся вместе с ней. Атмосфера – это смесь газов, состоящая из азота (78,О8%), кислорода (20,95 %), незначительной части озона, углекислого газа (О, О3%), а также инертных газов: аргона (О,93%) и небольшого количества гелия, неона, ксенона, криптона (0,01%).

В атмосфере можно выделить несколько слоёв, различающихся по температуре и плотности.

Тропосфера – самый нижний сой атмосферы, толщина которого над полюсами составляет 8-10 км, в умеренных широтах – 10-12 км, а над экватором –16-18 км. Температура в тропосфере понижается с высотой в среднем на 0,6 градуса на каждые 100 метров и достигает у верхней границы -55 градуса Цельсия.

В тропосфере сосредоточено около 80% массы атмосферы. В этом слое находится почти весь водяной пар, образуются облака и осадки, а также происходит вертикальное (конвекция) и горизонтальное (ветер) перемещение воздуха.

Стратосфера – слой воздуха, расположенный над тропосферой на высоте от 8 до 50 км.

В этом слое сосредоточено 20% массы атмосферы. Воздух в нём разряжён, практически нет водяного пара, а поэтому почти не образуются облака и осадки. Здесь наблюдаются устойчивые воздушные течения, скорость которых достигает 300 км/час.

В стратосфере находится озон, который поглощает ультрафиолетовые лучи, не пропуская их к Земле и тем самым, защищая живые организмы на нашей планете.

Мезосфера – слой атмосферы, расположенный на высоте 50-80 км. Плотность воздуха здесь в 200 раз меньше, чем у поверхности Земли.

На высоте 80 км начинается термосфера. До 250 км температура в ней возрастает, а выше становится постоянной и достигает 1200- 2000 градусов Цельсия.

Ионосфера – слой очень разряжённого воздуха, расположенный на высоте от 50 до 1000 км и включающий в себя мезосферу и термосферу. Этот слой состоит в основном из заряженных (ионизированных) атомов кислорода. В ионосфере возникают полярные сияния и наблюдаются резкие колебания магнитного поля.

Экзосфера – внешний слой атмосферы, расположенный выше 1000 км. Этот слой называют ещё сферой рассеивания, так как частицы газов движутся здесь с большой скоростью и могут рассеиваться в космическое пространство.

Правильные варианты ответа: Тропосфера, Стратосфера, Мезосфера, Термосфера, Ионосфера, Экзосфера

4.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

4 понятия, признаком которых по тексту является «тепло»:

Текст

Берега Роторуа.

На Северном острове Новой Зеландии находится удивительная долина, расположенная на Вулканическом плато. Аборигены из племени маори называют эту долину «страной горячей воды». В ней не найти участка, не затронутого термальной деятельностью. В городке Роторуа струи горячего пара поднимаются прямо из трещин в асфальте. Рядом с городом, а также на берегах озера Роторуа находится великое множество горячих источников.

Правильные варианты ответа: «страной горячей воды», термальной деятельностью, горячего пара, горячих источников. (горячей воды, термальной, горячий пар, горячий источник)

5.Задание повышенного уровня

Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором герои находятся по мере возрастания расстояния до центра Земли:

Географическая задача:

Поспорили бурильщик–нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: « Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11022 м и окажусь ближе к центру Земли». Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли». Бурильщик: « Я пробурю скважину на глубину14 км  и буду ближе всех к центру Земли». Пингвин, ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде. Известно, что высота материка Антарктида 3 км+ высота ледового щита 3 – 4 км. Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.

полярник, бурильщик, пингвин, аквалангист

бурильщик, пингвин, полярник, аквалангист

полярник, аквалангист, бурильщик, пингвин

пингвин, полярник, аквалангист, бурильщик

4.4.Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания

(Ковалева Галина Валентиновна, учитель географии)

1.Задание базового уровня

Дополните

Название природной зоны, после расшифровки письма называется ______:

Текст

«Бутылочная почта» 
Уже сотни лет существует бутылочная почта. При бедствии в море, в надежде на спасение, моряки бросали записки, запечатанные в бутылку. Иногда помощь и приходила. 
«Нас забросило на остров с координатами 19 ю. ш. и 47 в.д. здесь водятся самые маленькие обезьяны, длина тела которых составляет всего 12см Найдите нас» 


Правильные варианты ответа: экваториальный лес (джунгли)

2.Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Количественное понятие, обозначающие виды морских животных, кроме рыб:

Текст

Флора и фауна Гвинейского залива чрезвычайно разнообразна. Здесь водятся летучие рыбы, по внешнему виду напоминающие сельдей или кефаль, но с необычайно развитыми грудными плавниками, достигающими в длину почти половины тела. Встречаются стайки тунцов – ценной промысловой рыбы.

Изредка в залив заплывают киты-кашалоты. Водятся здесь кальмары, способные поймать с помощью своих щупалец даже очень крупную рыбу, а также акулы, вокруг которых всегда вьются стайки рыбок-лоцманов.

Правильные варианты ответа: 3

3.Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Количественное понятие, обозначающие виды рыб кроме морских животных:

Текст

Флора и фауна Гвинейского залива чрезвычайно разнообразна. Здесь водятся летучие рыбы, по внешнему виду напоминающие сельдей или кефаль, но с необычайно развитыми грудными плавниками, достигающими в длину почти половины тела. Встречаются стайки тунцов – ценной промысловой рыбы.

Изредка в залив заплывают киты-кашалоты. Водятся здесь кальмары, способные поймать с помощью своих щупалец даже очень крупную рыбу, а также акулы, вокруг которых всегда вьются стайки рыбок-лоцманов.

Правильные варианты ответа: 3

4.Задание базового уровня

Отметьте правильный ответ

Количественное понятие ценных пород деревьев встречается в тексте:

Текст

Деревья тропических лесов.

В тропических лесах произрастает множество ценных древесных пород. Самой ценной из которых называют шорею исполинскую или саловое дерево. Из него строят дома, изготовляют железнодорожные шпалы, предметы домашнего обихода. Кроме того, можно встретить дальбергию широколистную, или сиссу, а также тик, джатовое дерево. Все эти породы дают крупномерную деловую древесину. Не менее ценным считается и белое сандаловое дерево. Оно интересно тем, что его древесина издает приятный запах. Статуэтка или бусы, выполненные из такого дерева, будут сохранять свой аромат в течение нескольких лет.

 

Правильные варианты ответа: 4

5.Задание базового уровня

Дополните

Ошибочное понятие (слово) в содержании текста называется ________:

Текст

Остров – это участок суши, окруженный океаном, морем, озером или рекой. Площадь которого меньше самого маленького материка Австралии. Остров может быть как отдельным образованием, так и входить в различную группу себе подобных. Группы островов называются архипелагами. Эти острова с «пышной» растительностью. В качестве примера можно привести такой пример: Гавайский архипелаг или самый крупный на земном шаре Малайский архипелаг. Оба они располагаются в Тихом океане.

Правильные варианты ответа: рекой (река)

1.Задание повышенного уровня

Соотношение

По предложенной графической структуре соотнести способ действия отрицательного воздействия на природу:

Полотно 20

 

ответ

1

Утверждение

Человек орошает земли

2

Вопрос/поднимите проблему

Всегда ли это нужно и необходимо

3

Приведите аргументы «против»

 

Правильные варианты ответа:

 

ответ

1

Утверждение

Человек орошает земли

2

Вопрос/поднимите проблему

Всегда ли это нужно и необходимо

3

Приведите аргументы «против»

-Исчезновение водоемов

-Опустынивание

-Засоление

-Нарушение природных сообществ

-Заболачиванию почвы

-Уменьшение естественных природных сообществ

2.Задание повышенного уровня

Соотношение

По предложенной графической структуре соотнести способ действия положительного воздействия на природу:

Полотно 20

 

Ответ

1

Утверждение

Человек орошает земли

2

Вопрос/поднимите проблему

Всегда ли это нужно и необходимо

3

Приведите аргументы «за»

 

Правильные варианты ответа:

 

Ответ

1

Утверждение

Человек орошает земли

2

Вопрос/поднимите проблему

Всегда ли это нужно и необходимо

3

Приведите аргументы «за»

-Увеличение сельскохозяйственных площадей

-Выращивается больше сельскохозяйственных растений

-Увеличение урожая

3.Задание повышенного уровня

Соотношение

По предложенной графической структуре соотнести способ действия: