Итоговая контрольная работа по обществознанию 6 класс.
Вариант 1.
1. Что отличает человека от животных?
1) Воспитание потомства;
3) Объединение в группы;
2) Способность к творчеству;
4) Использование природных материалов.
2. Социальная группа, основанная на родственных связях:
1) Класс;
3) Сословие;
2) Семья;
4) Нация.
3. Что произошло в истории раньше
1) Изобретение ткацкого станка
2) Появление собирательства
3) Изобретение парового двигателя
4) Зарождение скотоводства
4. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. За нарушение правовых норм человека ждет осуждение окружающих.
Б. За нарушение моральных норм человек несет юридическую ответственность.
1) Верно только А
3) Верны оба суждения
2) Верно только Б
4) Оба суждения неверны
5. В древности люди пользовались дарами природы. Они занимались охотой, собирательством, рыболовством. Для этого они изготавливали орудия труда - палки - копалки, рубила, копья, луки и стрелы. Как назывался данный тип хозяйства?
1) производящее хозяйство 3)присваивающее хозяйство
2) натуральное хозяйство 4)товарное хозяйство
6. Бюджет семьи – это
1) расходы, запланированные на месяц
3) смета доходов и расходов семьи
2) доходы, поступающие от ценных бумаг
4) деньги, отложенные на отпуск
7. Россия в соответствии с Конституцией является
1) унитарным государством
3) конфедерацией
2) федеративным государством
4) авторитарным государством
8. Высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации является
1) Верховный Суд
3) Правительство
2) Государственная Дума
4) Администрация Президента
9. Нормы права отличаются от других тем, что они
1) устанавливаются государством
3) предусматривают наказание
2) регулируют жизнь общества
4) меняются с течением времени
10. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека – это вседозволенность поступать согласно только своим желаниям.
Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.
1) Верно только А
3) Верны оба суждения
2) Верно только Б
4) Оба суждения неверны
11. С какого возраста приобретается гражданство в России?
1) с рождения
2) с 16 лет
3) с 14 лет
4) с 18 лет
12. Что относится к действиям политической власти?
1) проведение фестиваля авторской песни
2) организация научных исследований в Арктике
3) организация и проведение выборов мэра города
4) издание директором фирмы приказа о премировании сотрудников
13. В какой из приведенных ситуаций речь идет о нарушении прав человека?
1) Родители совершеннолетней девушки отказались оплачивать ее учебу
2) На уроке учитель запретил разговаривать с соседом по парте
3) Гражданину Н. отказали в приеме на работу из-за того, что он по национальности украинец
4) Директор школы потребовал приносить сменную обувь
14. Что не относится к конституционным правам человека?
1) право на труд
3) уплата налогов
2) право на свободу совести
4) право на жилище
15. К социальной сфере жизни относится
1) Строительство завода
3) Организация выставки русских художников
2) Пенсионное обеспечение
4) Проведение митинга
Часть 2.
В1. Ниже приведен перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, относятся к малой социальной группе.
Семья, друзья, школьный класс, партия, экипаж самолета.
Найдите и укажите социальную группу, "выпадающую" из этого ряда, образованную по другому признаку.
В2. Установите соответствие между сферами жизни общества и понятиями.
Примеры. |
Сфера жизни общества |
|||||
А) Мораль |
1.Политическая |
|||||
Б)Семья |
2.Экономическая |
|||||
В)Парламент |
3.Социальная |
|||||
Г)Университет |
4.Духовная |
|||||
Д)Предпринимательство |
||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
||
Ответ запишите в виде порядка цифр.
В3. Найдите в приведенном списке социальные потребности человека. Получившийся ответ запишите в виде цифр в порядке возрастания.
1) Потребность в общении
2) Потребность в самопознании
3) Потребность в безопасности
4) Потребность во сне
5) Потребность в признании
В4. Установите соответствие между понятиями и примерами.
Примеры. |
Понятия |
||||
А) Защита материнства и детства |
1. Права |
||||
Б) Оплата налогов |
2. Обязанности |
||||
В) Защита чести и достоинства личности |
|||||
Г) Соблюдение Конституции |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
||
Запишите в ответ получившийся порядок цифр.
В5. Найдите в приведенном списке права несовершеннолетних детей. Получившийся ответ запишите в виде цифр в порядке возрастания.
1) Жить и воспитываться в семье
2) Защищать Отечество
3) Общаться с родителями и родственниками
4) Платить налоги
5) Получать содержание от родителей
Часть 3.
Прочитайте текст и выполните задания.
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%%, а в конце 80-х годов — уже более 20%% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.
3. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.
Итоговая контрольная работа по обществознанию 6 класс.
Вариант 2.
1. Так же, как животное человек
1) обладает инстинктами
3) преобразует окружающий мир
2) предвидит результат деятельности
4) осознает цель своей деятельности
2. Что не свойственно семье?
1)воспроизводство рода 3) проведение досуга
2)совместная хозяйственная деятельность 4)выборы главы семьи
3. Что в истории человечества случилось позже?
1) Появление скотоводства
3) изобретение парового двигателя
2) появление земледелия
4) изобретение ткацкого станка
4. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Социальные нормы определяют границы должного и возможного поведения.
Б. Одним из видов социальных норм являются правовые нормы.
1) Верно только А
3) Верны оба суждения
2) Верно только Б
4) Оба суждения неверны
5. В государстве Х большинство населения занимается земледелием и скотоводством. Используются примитивные орудия труда. Поведение человека определяют верования и обычаи. Самостоятельность и инициатива не поощряются. Как называется данный тип общества?
1) сельскохозяйственное
2) патриархальное
3) аграрное
4) земледельческое
6. Что из перечисленного относится к доходам семьи?
1) выплата пособий на ребенка
3) налоги
2) плата за коммунальные услуги
4) оплата кредита
7. Высшим законодательным органом власти в Российской Федерации является
1) Совет Безопасности РФ
3) Совет Федерации
2) Государственная Дума
4) Федеральное собрание
8. Как называется правовой документ, содержащий обязательные для исполнения правила?
1) норма
3) закон
2) обычай
4) мораль
9. Какая в России в соответствии с Конституцией форма правления:
1) республиканская
3) абсолютная монархия
2) демократическая
4) унитарная
10. Верны ли следующие утверждения об обществе?
А. Общество возникло одновременно с природой.
Б. Понятие "общество" применимо к любой исторической эпохе.
1) Верно только А
3) Верны оба суждения
2) Верно только Б
4) Оба суждения неверны
11. С какого возраста подросток несет ответственность за любые уголовные преступления?
1) с 12 лет
3) с 16 лет
2) с 14 лет
4) с 18 лет
12. В какой из приведенных ситуаций речь идет о применении государственной власти?
1) Руководитель фирмы подписал приказ об увольнении работника
2) Водитель автомобиля был оштрафован за превышение скорости
3) Директор частного банка потребовал от сотрудников соблюдать дресс - код
4) Родители попросили директора школы ознакомить их с образовательной программой и предъявить лицензию
13. В какой из приведенных ситуаций речь идет о нарушении прав человека?
1) Гражданке К. отказали в оказании скорой медицинской помощи из-за отсутствия у нее регистрации по месту жительства
2) Ректор университета издал приказ о запрете курения на территории учебного заведения
3) Преподаватель запретил студентам пользоваться мобильными телефонами во время лекции
4) Родители отказались покупать совершеннолетнему сыну машину.
14. Долгом и обязанностью каждого совершеннолетнего гражданина РФ является
1) получение высшего образования
3) участие в деятельности общественной организации
2) защита Отечества
4) охрана общественного порядка
15. К политической сфере жизни общества относится
1) Съемка кинофильма
3) охрана общественного порядка
2) Строительство кинотеатра
4 ) Пенсионное обеспечение
Часть 2.
В1. Ниже приведен перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, относятся к понятию "личность".
Трудолюбие, искренность, физическая выносливость, ответственность, профессиональное мастерство, законопослушность.
Найдите и укажите социальную группу, "выпадающую" из этого ряда, образованную по другому признаку.
В2. Установите соответствие между сферами жизни общества и примерами.
Примеры. |
Сфера жизни общества |
||||||
А) Гражданин Г. открыл кафе-кондитерскую |
1. Политическая |
||||||
Б) В области разработана программа реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
2. Экономическая |
||||||
В) Парламент принял закон о выборах в органы местного самоуправления |
3. Социальная |
||||||
Г) Марина Р. взяла кредит в банке для покупки музыкального инструмента |
4. Духовная |
||||||
Д) В городе К. состоялось торжественное открытие детской хореографической школы |
|||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|||
Ответ запишите в виде порядка цифр.
В3. Найдите в приведенном списке биологические потребности человека. Получившийся ответ запишите в виде цифр в порядке возрастания.
1) Потребность в продолжении рода 4) Потребность в отдыхе
2) Потребность в самосовершенствовании 5) Потребность в общении
3) Потребность в безопасности
В4. Установите соответствие между функциями семьи и примерами.
Примеры. |
Сфера жизни общества |
||||
А) Родители с детьми в субботу отправились на каток |
1. Хозяйственно-экономическая |
||||
Б) Семья отправилась в супермаркет за продуктами |
2. Досуговая |
||||
В) Семья Н. открыла боулинг - клуб |
|||||
Г) По входным семья Р. посещает арт - галерею |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
||
Запишите в ответ получившийся порядок цифр.
В5. Найдите в списке социальные потребности человека. Получившийся ответ запишите в виде цифр в порядке возрастания.
1) Общение с другими людьми 4)Самореализация
2) Сбалансированность питания 5)Достижение успеха в жизни
3) Обеспечение безопасности
Часть 3.
Прочитайте текст и выполните задания.
В первобытном обществе общественный порядок поддерживался всеми членами общества на основе жёстких запретов, традиций и обычаев. Социальные нормы были встроены в социальный порядок жизни. Посредством этих норм (образцов) закреплялся и воспроизводился данный тип общественных связей, осуществлялась передача опыта первобытной социальности.
В зависимости от дифференциации общественной жизни, с переходом в архаическом обществе к различным формам обмена деятельностью возникает проблема осмысления и обоснования (оправдания) социальных норм. Усложняется само понятие социальной нормы, поскольку нужно сопоставить различные образцы, правила и предписания, выработать
определённые стандарты и стереотипы. В отличие от образца, регулирующего весь процесс взаимодействия, норма представляет собой принцип, допускающий вариативность поведения. Тем самым осуществляется взаимная оценка различных социальных норм. Этот оценочный момент становится важным мотивом выполнения или невыполнения социальной нормы.
Социальные нормы являются способом добровольного и осознанного взаимодействия, сотрудничества людей. На их основе возможно прогнозирование поведения взаимодействующих сторон, что делает более устойчивыми общественные связи, повышает меру стабильности общества, соотносит интересы индивидов и общества в целом.
В развитых обществах социальные нормы становятся мерой и инструментом измерения человека и человеческой деятельности.
С ориентацией на социальные нормы человек воспитывает в себе определённые личностные качества. Через усвоение социальных норм происходит социализация индивидов, однако самореализация не сводится к усвоению социальных норм.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Укажите две функции, которые выполняли, по мнению авторов, социальные нормы в первобытном обществе.
Какие характеристики социальных норм свидетельствуют об их усложнении? Используя текст, укажите три из них.
итоговая контрольная по обществознанию 6 класс.
DOC / 174 Кб