Итоговая комплексная работа по русскому языку для 4 класса
Чебодаева Вера Максимовна,
учитель начальных классов
филиала МБОУ «Бейская СОШИ
«Большемонокская ООШ»
Краткая аннотация к комплексным заданиям
1. Работа рассчитана на 4 класс
2. «Школа России»
3. Вид контроля: итоговый
4. Задания разработаны по русскому языку
Итоговая работа состоит из двух частей и проводится в течение двух уроков. На первом уроке – итоговый диктант, на втором уроке – проверочная работа.
Общая характеристика итогового диктанта (часть1)
В таблице №1 представлена информация о количестве слов на орфографические и пунктуационные правила. В тексте диктанта встречаются орфограммы, которые не изучаются в начальной школе, они выделены в тексте диктанта подчеркиванием.
Таблица 1
Информационная характеристика диктанта
Орфограмма/правило постановки знаков препинания | Количество орфограмм | Перечень слов |
1.Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, чт,щн | 3 | Закачалась, речку,, помощник |
2.Прописная буква в начале каждого предложения | 10 | |
3.Прописная буква в именах собственных | 1 | Амур |
4.Проверяемые безударные гласные в корне слова | 21 | Берег, ловить, она, больших, бросала, хвостами, сползали, к воде, уходили, оглянулась, заревела, обхватила, голову, закачалась, из стороны, в сторону, помощник, укатился, далеко, занялась, в траву |
5.Проверяемые парные звонкие и глухие согласные в корне слова | 3 | На берег, ловко,рыб. |
6.Непроверяемые гласные и согласные в корне слова на ограниченном перечне слов | 3 | Медведица(медвежонок), вдруг, малинник |
7.Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках | 9 | Подталкивал, оглянулась, заревела, обхватила, закачалась, получил, затрещину, затих, занялась, |
8.Мягкий знак как показатель мягкости согласных | 4 | Ловить, оглянулась, закачалась, занялась. |
9.Безударные падежные окончания имен существительных | 3 | С медвежонком, лапами, ловлей. |
10.Безударные падежные окончания имен прилагательных | 1 | Рыбной |
11. Раздельное написание предлогов с другими словами | 9 | На берег, с медвежонком, в малинник, на песок, в речку, к воде, в траву, из стороны, в сторону |
12. Перенос слов | Количество определяется индивидуально в соответствии с записью текста диктанта | |
13. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки | 10 | |
14. знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами | 4 | Рыбины били хвостами, сползали к воде и уходили в речку. Вдруг она оглянулась, заревела, обхватила голову лапами и закачалась из стороны в сторону. Медвежонок получил затрещину, укатился в малинник и затих. |
На выполнение диктанта отводится 45минут. Это время включает предварительное прочтение диктанта учителем, запись под диктовку текста диктанта учащимися, повторное прочтение учителем текста диктанта перед проверкой учащимися и осуществление ими проверки собственной работы.
Рекомендации по оценке выполнения итогового диктанта
Оценка выполнения учащимися итогового диктанта строится по принципу:
- «не справился»;
- «справился на базовом уровне»;
- «справился на повышенном уровне».
Результат написания диктанта учащимся оценивается как «справился на базовом уровне», если учащийся допустил не более 6 ошибок (с учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и то же правило», объясняемого ниже в первом критерии), «справился на повышенном уровне», если учащийся допустил не более двух ошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и то же правило).
При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:
Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые 3 из повторяющихся ошибок отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Например, если ученик допустил ошибки в трех словах на орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», то они приравниваются к одной ошибке: бросала, хвостами, сползали (подчеркнуты 3 ошибки, но засчитываются они как 1 ошибка); если далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная.
Исправления, допущенные учеником, ошибкой не считаются и не влияют на оценку работы.
Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения итогового диктанта.
Общая характеристика проверочной работы (часть 2)
Проверочная работа содержит 21 задание, различающихся по содержанию, типу и уровню ложности.
Работа содержит две группы заданий.
Первая группа – базовые задания, позволяющие проверить освоение базовых (опорных) знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.
Вторая группа – задания повышенного уровня, проверяющие способность учащихся решать учебные или практические задачи по русскому языку, в которых способ выполнения не очевиден и основную сложность для учащихся представляет выбор способа из тех, которыми они владеют.
В первую группу входят 14 заданий, что составляет 67% от общего количества заданий; во вторую группу входят 7 заданий, что составляет 33% от общего количества заданий.
На основе анализа планируемых результатов по русскому языку были определены следующие блоки содержания, на материале которых строится данная работа: фонетика и графика (5 заданий, 24%), состав слова (3 задания, 14%), морфология (6 заданий, 28%), синтаксис (3 задания, 14%), орфография и пунктуация (2 задания, 10%), развитие речи (2 задания, 10%).
В проверочной работе внутри содержательного блока одновременно представлены задания как базового, так и повышенного уровня. Задания повышенного уровня отмечены специальным значком «*».
В проверочной работе используются три типа заданий:
- задания с выбором ответа (9заданий), к каждому из заданий предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный;
- задания с кратким ответом (11 заданий), требующих определения последовательности, подчеркивания слов, вписывания слов, записи ответа в несколько слов;
- задание с развернутым ответом (1 задание), в котором необходимо либо устно ответить, либо написать небольшой текст.
В плане проверочной работы(табл.2) дана информация о каждом задании: его содержание, объект оценивания, уровень сложности, тип задания, максимальный балл.
Условные обозначения
Уровень сложности: Б – базовый, П – повышенный.
Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом; РО – развернутый ответ
На выполнение проверочной работы отводится 45 минут.
Оценка выполнения проверочной работы осуществляется в несколько этапов:
определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий базового уровня;
определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий повышенного уровня;
определяется общий балл.
Максимальный балл за выполнение всей работы – 28 баллов (за задания базового уровня сложности – 14 баллов, повышенной сложности – 14 баллов).
Если ученик получает за выполнение всей работы 8 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по русскому языку.
Если ученик получает от 9 до 16 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
При получении более 16 баллов (16-28 баллов) обучающийся демонстрирует способность выполнять по русскому языку задания повышенного уровня сложности.
Таблица1
План проверочной работы
№ задания | Раздел содержания | Объект оценивания (умения) | Уровень сложности | Тип задания | Максимальный балл за выполнение |
1 | Фонетика и графика | Различать звуки и буквы | Б | КО | 1 |
2 | Фонетика и графика | Различать гласные и согласные звуки | Б | ВО | 1 |
3 | Фонетика и графика | Различать звонкие и глухие согласные звуки | Б | ВО | 1 |
4 | Фонетика и графика | Различать твердые и мягкие согласные звуки | П | КО | 2 |
5 | Фонетика и графика | Характеризовать звуковой, буквенный и слоговой состав слова, работать с таблицей | П | КО | 2 |
6 | Состав слова | Определять наличие в слове заданной морфемы | Б | ВО | 1 |
7 | Состав слова | Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова | Б | ВО | 1 |
8 | Состав слова | Применять знания признаков родственных (однокоренных) слов и формы слова и морфемного состава | П | КО | 2 |
9 | Морфология | Определять род, падеж, склонение имени существительного | Б | ВО | 1 |
10 | Морфология | Находить имя существительное с заданными грамматическими признаками (род, склонение, форма падежа) | П | КО | 2 |
11 | Морфология | Находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками ( форма рода, падежа) | Б | ВО | 1 |
12 | Морфология | Находить в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы | Б | КО | 1 |
13 | Морфология | Находить глагол | Б | ВО | 1 |
14 | Морфология | Находить глагол с заданными грамматическими признаками (время, число, лицо) | Б | ВО | 1 |
15 | Синтаксис | Различать предложение и словосочетание | Б | КО | 1 |
16 | Синтаксис | Классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения | Б | ВО | 1 |
17 | Синтаксис | Находить предложения с однородными членами | П | КО | 2 |
18 | Орфография и пунктуация | Находить слова с определенной орфограммой | Б | КО | 1 |
19 | Орфография и пунктуация | Определять место орфограмм в слове | П | КО | 2 |
20 | Развитие речи | Выражать собственное мнение и аргументировать его | Б | РО | 1 |
21 | Развитие речи | Самостоятельно озаглавливать текст, находить главную мысль | П | КО | 2 |
| | Итого | 28 баллов |
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий проверочной работы
Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается по дихотомической шкале: 1 балл – указан только верный ответ, 0 баллов – указан неверный ответ, ответ отсутствует.
Правильные ответы к заданиям базового уровня №1,2,3,6,7,9,11,12,13,14,15,16,18,20.
№ задания | Правильный ответ | Максимальный балл за выполнение | ||||||||||||
1 | а) звуков [с] ___5_____ б) букв «с» ____4___ | 1 | ||||||||||||
2 | 3) извините, апрель, облако, эхо; | 1 | ||||||||||||
3 | 2) капуста | 1 | ||||||||||||
6 | 3) Варенье | 1 | ||||||||||||
7 | 4) Морозы, морозом, морозу, о морозах. | 1 | ||||||||||||
9 | 3) имя существительное женского рода, 3 склонения, в форме предложного падежа | 1 | ||||||||||||
11 | 4) морозного утра | 1 | ||||||||||||
12 |
| 1 | ||||||||||||
13 | 1) Я покой родной границы берегу. | 1 | ||||||||||||
14 | 2) Скоро появится на деревьях молодая листва. | 1 | ||||||||||||
15 |
| 1 | ||||||||||||
16 | 1) Леса наши – это кладезь богатств. | 1 | ||||||||||||
18 |
| 1 | ||||||||||||
20 | Указано, что легким труд артиста считает извозчик, а противоположного мнения придерживается Шаляпин; Высказано собственное мнение; Приведен хотя бы один аргумент (или пояснение) собственногомнения Комментарий. Собственное мнение ученика может не совпадать ни с одним из приведенных в диалоге; например, ученик может указать, что и извозчик, и Шаляпин по-своему правы. | 1 | ||||||||||||
| Итого | 14баллов |
Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается в соответствии с рекомендациями, предложенными в таблице, по шкале:
2 балла – приведен полный верный ответ;
1 балл – приведен частично верный ответ;
0 баллов – приведен неверный ответ или ответ отсутствует.
Критерии оценивания заданий повышенного уровня
№ 4, 5
№ задания | Критерии оценивания | ||||||||||||||||
4 | Слова: бровь, яблоня,берег, столб, убирать, дубки, сугробы, зябь. 2 балла – все 5 слов правильно подчеркнуты; 1 балл – 2-4 слова правильно подчеркнуты; 0 баллов – 1 слово правильно подчеркнуто | ||||||||||||||||
5 |
2 балла – все 5 слов записаны в нужное место таблицы; 1 балл – 4-3 слова записаны в нужное место таблицы; 0 баллов – менее 3 слов записаны в нужное место таблицы | ||||||||||||||||
8 |
2 балла – правильно даны названия рядов и указаны части слова, которыми различаются слова в ряду; 1 балл – при заполнении таблицы допущены 1-2 ошибки; 0 баллов – при заполнении таблицы допущено более 2 ошибок | ||||||||||||||||
10 | Эти слова называются _именами существительными_________ К 1 склонению относится имя существительное - ___ветка_ В форме дательного падежа стоит имя существительное - _по стволу__ 2 балла – правильно дописаны все 3 предложения; 1 балл – допущена 1 ошибка; 0 баллов – неправильно дописаны все 3 предложения | ||||||||||||||||
17 | №1,5 2 балла – правильно найдены все предложения с однородными членами; 1 балл – допущена 1 ошибка; 0 баллов – неправильно найдены предложения с однородными членами | ||||||||||||||||
19 |
2 балла – правильно записано все 8 слов и приведено четыре необходимых примера; 1 балл – правильно записано не менее 3-5 слов и из четырех необходимых примеров приведено не менее двух; 0 баллов – правильно записано менее 3 слов, не приведены свои примеры | ||||||||||||||||
21 | В заглавии в любой форме должно найти отражение основное содержание текста (заимствованные слова), например: «Иностранные слова в русском языке» или «Как дружат языки мира» и т.п. Подчеркнуты последние два предложения текста. 2 балла – правильно озаглавил текст и подчеркнул предложения; 1 балл – неправильно выполнил одно из заданий; 0 баллов – неправильно выполнил все задания | ||||||||||||||||
Итого | 14 баллов |
Итоговая работа по русскому языку для 4 класса
Часть 1
Итоговый диктант
Как медведица рыбу ловила
На берег Амура спустилась медведица с медвежонком и стала ловить рыбу. Она ловко выхватывала больших рыбин и бросала их через спину на песок. Рыбины били хвостами, сползали к воде и уходили в речку. Медвежонок бегал и подталкивал их. А медведица всё бросала рыбу. Вдруг она оглянулась, заревела, обхватила голову лапами и закачалась из стороны в сторону. Вот так помощник!
Медвежонок получил затрещину, укатился в малинник и затих. А медведица снова занялась рыбной ловлей. Теперь она бросала рыб далеко в траву. (84слова.)
По Т.Белозёрову
Часть 2
Проверочная работа
Прочитай слова: сказка, весёлый, смелость. Запиши, сколько во всех трёх словах
1) звуков [с] ___________________________
2) букв «с» ____________________________
2. Обведи номер ряда, в котором все слова начинаются с гласного звука.
1) эскимо, альбом, яма, огород;
2) тетрадь, сахар, воробей, мороз;
3) извините, апрель, облако, эхо;
4) йогурт, яхта, ягода,улица.
3. Обведи номер слова, в котором все согласные звуки глухие:
1) коза; 2) капуста; 3) ягодка; 4)просьба
4*. Прочитай слова. Если в слове есть звук [б], подчеркни его одной чертой, если в слове встретился звук [б,] , то подчеркни его двумя чертами. Обрати внимание на то, что в списке есть лишние слова.
Слова: бровь, яблоня, берег, столб, убирать, дубки, сугробы, зябь.
5*. Запиши данные слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано.
Слова:як, мёд, пень, морковь, взлёт, ручьи.
Количество слогов | В слове количество звуков и букв совпадает | В слове количество звуков и букв не совпадает |
В слове один слог | | як |
В слове два слога | | |
6.Обведи номер слова, в котором есть корень вар-
Варежки; 2) Варя; 3) Варенье; 4) Квартира
7. Обведи номер ряда, в котором записаны формы слова мороз.
1) Мороз, морозец, морозный, заморозки;
2) Мороз, холод, метель, снег.
3) Мороз, тепло, холод, жара.
4) Морозы, морозом, морозу, о морозах.
8*. Даны два ряда слов. Запиши в таблицу название каждого ряда и назови части слова, которыми различаются слова в ряду:
1) берег, берега, берегу, берегом;
2) берег, береговой, бережок, прибрежный
Название ряда | Части слова, которыми различаются слова в ряду |
| |
| |
9. Обведите номер верного утверждения.
В словосочетании «пятнона скатерти» выделенное слово -
1) имя существительное женского рода, 3 склонения, в форме творительного падежа;
2) имя существительное женского рода, 1 склонения, в форме творительного падежа;
3) имя существительное женского рода, 3 склонения, в форме предложного падежа;
4)имя существительное женского рода, 1 склонения, в форме предложного падежа
10*. Дано предложение. Допиши ответы на вопросы по данному предложению.
Из надломленной лосямиветки прозрачными ручьями течёт по берёзовому стволу сладкий сок.
Какой частью речи являются выделенные слова?
Эти слова являются ___________________________________
Какое из выделенных имён существительныхотносится к 1 склонению?
К 1 склонению относится имя существительное ___________________________
Какое из выделенных имён существительных стоит в форме дательного падежа?
В форме дательного падежа стоит имя существительное ______________________
11. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя прилагательное среднего рода в родительном падеже:
1) серой мыши; 2) солнечного дня;
3) ясной погоды; 4) морозного утра
12. Из данного ниже предложения запиши в каждый столбик таблицы по 2 примера каждой из указанных частей речи. Записывать слова можно в начальной форме или в той форме, в которой они встретились в предложении.
С полей, с лугов, с вод легко поднялись туманы и растаяли в небесной лазури. Солнечные лучи с трудом пробивались сквозь туманную толщу в глубину чащи. Зелёные дорожки дымились.
Имена существительные | Имена прилагательные | Глагол |
1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. |
13. Обведи номер предложения, в котором выделенное слово является глаголом
1) Я покой родной границы берегу.
2) Ребята весело сновали по берегу речушки, пуская бумажные кораблики.
3) Долго стоял старик на берегу моря.
4) Всё лето люди укрепляли берег реки.
14. Обведи номер предложения, в котором есть глагол будущего времени, единственного числа 3 –го лица.
1) На дорогах убирают снег.
2) Скоро появится на деревьях молодая листва.
3) Многие сказки объясняют рождение янтаря.
4) Ребята смастерят для белки столик.
15. Ниже даны словосочетания и предложения. Запиши их в нужный столбик таблицы. При записи предложений не забудь о правильном их оформлении.
Словосочетания и предложения: в глубоких норах, птицы хлопочут, дарим людям, снег охраняет.
Словосочетания | Предложения |
| |
| |
16. Обведи номер повествовательного предложения.
1) Леса наши – это кладезь богатств.
2) Сможет ли щенок по запаху найти маму?
3) Кому нужен такой длинный шарф?
4) Поделись хорошим настроением со своими друзьями.
17*. Прочитай текст. Выпиши номера предложений, в которых есть однородные члены.
1.На бревне лежали сухие грибки, орешки и ягоды. 2. Мурка лежала спокойно. 3. Бродят медведи, прыгают весёлые белочки. 4. Рыбак приготовил удочкуещё вечером . 5. Птицы спешили строить, вить, лепить гнёзда.
18.Прочитай слова:кружка, праздничный, ловко, поздний, глядеть, солнце, грядка, лисица, речной.
Заполни таблицу, распределив слова по трём столбикам
Слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова» | Слова с орфограммой «Проверяемые парные по звонкости и глухости согласные в корне слова» | Слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова» |
| | |
| | |
| | |
19*. Запиши слова в четыре столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма. Дополни каждый столбик таблицы одним своим примером.
Слова:полевой, походил, облил, столик, (о) лесе, домом
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
20. Прочитай диалог.
Фёдор Иванович Шаляпин всегда возмущался людьми, которые считают труд артиста лёгким.
- Они напоминают мне, - говорил певец, - одного извозчика, который как-то вёз меня по Москве:
- А ты, барин, чем занимаешься?- спрашивает.
- Да вот пою.
- Я не про то. Я спрашиваю, чего работаешь? Петь – это мы все поём. И я пою, когда скучно станет. Я спрашиваю – ты чего делаешь?
В этом диалоге высказаны два мнения о труде артиста. Кто из участников диалога считает, что труд артиста лёгкий, артисту ничего особенного делать не приходится, а кто придерживается противоположного мнения? Чьё мнение ты разделяешь? Поясни свой ответ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21*. Прочитай и озаглавь текст
Знаешь ли ты, что используешь в своей речи слова многих языков мира? Ты часто слышишь и произносишь английские слова: спорт, футбол, свитер, троллейбус, клуб; французские: кафе, реклама, пальто, багаж, эскимо; немецкие: абзац, кино, лук. Из арабского языка мы тоже получили очень полезные слова: арбуз, барабан, деньги, изюм, йогурт, карандаш, цифра. «Вкусное» слово шоколад пришло к нам из языка индейцев Центральной Америки. Даже такое родное для нас слово, как хлеб, оказывается, давным-давно было заимствовано русским языком из древнегерманского.
Если ты возьмёшь «Словарь иностранных слов», то чаще других тебе будут встречаться такие пометки: лат.- латинский, язык Древнего Рима, и греч.- греческий. Например, названия знаков плюс, минус, слова литература, предлог пришли из латинского языка, слова арифметика, география, фонетика – из греческого.
Так дружат все языки мира. Они обмениваются словами и от этого становятся ещё богаче, выразительнее, не утрачивая свои особенности.
Запиши заглавие __________________________________________________
Подчеркни в тексте предложения, в которых содержится главная мысль текста.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010.
Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку: 2-4 классы/Сост.Н.Н.Максимук, И.Ф.Яценко. – 2-ое изд. – М.: ВАКО, 2012,с.266.