Контрольно-измерительные материалы «Итоговая контрольная работа по русскому языку» (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вершинотейская СОШ»
Контрольно-измерительные материалы
по русскому языку
для проведения итоговой атестации
за 2023-2024 учебный год
в 3 классе _Б_
Учитель: Кужель Д.А.
Аттестация за курс русского языка в 3 классе.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
ПРОВЕРОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
по русскому языку
В 3 КЛАССЕ
за 2023-2024 учебный год
Назначение работы
Работа предназначена для проведения процедуры итоговой аттестации учеников 3 класса.
С помощью данной работы оцениваются индивидуальная общеобразовательная
подготовка по русскому языку учащихся 3 классов и качество освоения требований к результатам обучения ФГОС начального общего образования по русскому языку по итогам обучения в 3 классе.
Условия проведения итоговой работы
На выполнение работы отводится 40 минут. Дополнительные материалы не используются.
Структура итоговой работы
Контрольная работа по русскому языку состоит из двух частей:
• Часть 1 представляет собой диктант, который наиболее адекватно оценивает основные планируемые результаты по разделу «Орфография»: писать под диктовку тексты объемом 58–77 слов (2-е полугодие) в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
• Часть 2 представляет собой грамматические задания к диктанту, составленные на основе планируемых результатов блока «Обучающийся научится». Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать состояние базовой подготовки учащегося.
КОДИФИКАТОР
планируемых результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку за 3 класс для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.) и с учетом планируемых результатов начального общего образования по русскому языку (Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2011) и Примерной программы начального общего образования
по предмету «Русский язык» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.)
Кодификатор состоит из двух разделов:
Раздел 1. Перечень планируемых результатов и умений, характеризующих их достижение, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по русскому языку.
Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Русский язык».
Раздел 1. Перечень планируемых результатов обучения
Код |
Планируемые результаты обучения. Проверяемые умения
|
4 |
РАЗДЕЛ «МОРФОЛОГИЯ»
|
4.1 |
определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж
|
5 |
РАЗДЕЛ «СИНТАКСИС»
|
5.1 |
различать предложение, словосочетание, слово
|
5.2 |
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения
|
6 |
РАЗДЕЛ «ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»
|
6.1 |
применять правила правописания (в объеме содержания курса) |
Раздел 2. Перечень элементов содержания
Коды элементов содержания указаны курсивом, чтобы отличить их от кодов
планируемых результатов обучения (ПРО). В правом столбце указаны коды ПРО, которые предусмотрены для указанных элементов содержания.
Код |
Элементы содержания |
Коды ПРО
|
4 |
Морфология |
|
4.2 |
Имя существительное |
4.1 |
4.2.4 |
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода |
4.1 |
4.2.5 |
Изменение существительных по числам |
4.1 |
4.2.6 |
Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное |
4.1 |
|
5 Синтаксис |
|
5.1 |
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий) |
5.1
|
5.4 |
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого |
. 5.5 |
5.5 |
Различение главных и второстепенных членов предложения |
5.5 |
6 |
Орфография и пунктуация |
|
6.1 |
Формирование орфографической зоркости. Использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря |
6.2
|
6.5 |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова |
6.1 |
6.6 |
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова |
6.1 |
6.7 |
Правописание непроизносимых согласных |
6.1 |
6.8 |
Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (на ограниченном перечне слов) |
6.1
|
6.10 |
Правописание разделительных ъ и ь |
6.1 |
6.18 |
Раздельное написание предлогов с другими словами |
6.1 |
6.20 |
Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами |
6.1 |
План итоговой работы по русскому языку
для оценки учебных достижений учащихся 3 класса
Используются следующие условные обозначения:
1) Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.
2) Тип задания: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развернутым ответом.
№ зада ния
|
Блок содержания
|
Проверяемое умение |
Код прове ряе- мых уме- ний
|
Тип зада ния
|
Уро вень сло жно сти
|
Макси маль- ный балл за выпол нение
|
||||
Диктант |
||||||||||
1 |
Орфография и пунктуация
|
Умение применять правила правописания (в объеме содержания курса) 1. Написание прописной буквы в начале предложения. 2.Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова 3. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова 4. Правописание сочетаний чк-чн, чт, щн 5. Правописание непроизносимых согласных 6. Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (на ограниченном перечне слов) 7. Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках 8. Правописание разделительных ъ и ь 9. Правописание мягкого знака 10. Раздельное написание предлогов с другими словами 11. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. |
6.4, 6.5 |
РО |
Б |
1
2
2
1
1
1
2
2 1 1
1 |
||||
Максимальный балл |
15 |
|||||||||
Грамматические задания |
||||||||||
1 |
Синтаксис |
Умение находить в предложении подлежащее и сказуемое. |
5.5 |
КО |
Б |
2 |
||||
2 |
Синтаксис |
Умение находить в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы |
4.4 |
КО |
Б |
1 |
||||
3 |
Морфология |
Определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж |
4.1 |
РО |
Б |
3 |
||||
Максимальный балл |
6 |
Рекомендации по проведению и проверке контрольной работы
Для выполнения работы по русскому языку каждому ученику нужны: ручка, тетрадь для контрольных работ и задания к диктанту, записанные на классной доске.
На выполнение работы отводится 1 урок. Это время включает а) предварительное прочтение диктанта учителем, запись под диктовку текста диктанта учащимися, повторное прочтение учителем текста диктанта перед проверкой учащимися и осуществление ими проверки собственной работы; б) выполнение грамматических заданий к диктанту и осуществление проверки собственной работы.
Исправления, допущенные учеником, качество почерка и аккуратность оформления работы не учитываются и не влияют на оценку работы. Главный акцент при проверке и анализе делается на классификации допущенных ошибок. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступени обучения индивидуальные особенности ученика.
Ошибки:
– нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
– неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
– отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
– наличие ошибок на изученные правила по орфографии.
Недочеты:
– отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
– отсутствие "красной" строки;
– неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Балл, полученный обучающимся по результатам выполнения диктанта и заданий к диктанту по русскому языку, определяет уровень достижения учащимся планируемых результатов обучения (таблица ).
Таблица
Уровни достижения учащимися планируемых результатов обучения.
Перевод суммы баллов в пятибалльную систему оценивания.
Указания к оцениванию написания диктанта
Уровень, оценка |
Тестовый балл |
Высокий - «5» |
14 - 15 баллов |
Повышенный – «4» |
10 - 13 баллов |
Базовый – «3» |
8– 9 баллов |
Низкий – «2» |
7 и менее баллов |
Указания к оцениванию грамматических заданий
Уровень, оценка |
Тестовый балл |
Высокий - «5» |
6 баллов |
Повышенный – «4» |
4-5 баллов |
Базовый – «3» |
2-3 балла |
Низкий – «2» |
Менее 2 баллов |
Оценивание
Указания к оцениванию написания диктанта |
Баллы |
1. Написание прописной буквы в начале предложения. Если не допущены ошибки Допущено 1 и более ошибки |
1 0 |
2. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Если не допущены ошибки (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются) Допущено 1-2 ошибки Допущено более 2-х ошибок |
2 1 0 |
3. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова Если не допущены ошибки (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются). Допущена 1 и более ошибок |
2 0 |
4. Правописание сочетании чк-чн, чт, щн Если не допущены ошибки Допущено 1 и более ошибки |
1 0 |
5. Правописание непроизносимых согласных Если не допущены Допущено 1 и более ошибки |
1 0 |
6.Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова Если не допущены ошибки Допущено 1 и более ошибки |
1 0 |
7. Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках Если не допущены ошибки (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются) Допущено 1-2 ошибки Допущено более 2-х ошибок |
2
1 0 |
8. Правописание разделительных ъ и ь Если не допущены ошибки (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются) Допущено 1 ошибка Допущено 2 и более ошибок |
2
1 0 |
9. Правописание мягкого знака Если не допущены ошибки Допущено 1 и более ошибки |
1 0 |
10.Раздельное написание предлогов с другими словами Если не допущены ошибки Допущено 1 и более ошибки |
1 0 |
11. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный Если не допущены ошибки Допущено 1 и более ошибки |
1 0 |
Максимальный балл |
15 |
Указания к оцениванию грамматических заданий |
Баллы |
|
|
1. Верно найдено предложение и грамматическая основа найдена верно. Верно найдено предложение, при переписывании ошибок не допущено, правильно обозначена грамматическая основа. Либо выписано другое предложение, но грамматическая основа найдена верно. Грамматическая основа найдена неверно. |
2 1
0 |
2. Верно определены все части речи в предложении Допущено 1ошибка и более ошибок |
1 0 |
3. Правильно указаны четыре признака Правильно указаны только два-три признака Правильно указан только один любой признак. ИЛИ Все признаки указаны неправильно/ не указаны |
3 2 1 0 |
Максимальный балл
|
6 |
ИТОГО |
21 |
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.
ВЕСНОЙ.
Наступила весна. По утрам ещё бывают лёгкие заморозки. Тоненький лёд покрывает лужи.
Но вот начинает светить яркое солнце. По улице помчались весёлые ручьи. Потянулись к солнцу листья и травинки. (7) Греются в тёплых лучах воробьи.
Скоро в саду зацветут яблони, груши, вишни и сливы. В зелёных ветвях деревьев будут строить свои гнёзда певчие птицы. Пройдёт время, и появятся маленькие птенчики.
Вокруг жизнь и движение. (64 слова)
(По В. Папкиной)
Грамматические задания
1. Найди и выпиши 7-е предложение. Подчеркни грамматическую основу.
2. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
3. Выполни морфологический разбор имени существительного.
I вариант По улице3 помчались весёлые ручьи.
II вариант Скоро в саду3 зацветут яблони.