12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вышинская Нина Ивановна2519
Люблю свою профессию. Рада, что могу передать свои знания, опыт молодому подрастающему поколению
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»

МБОУ Лицей №113

Дзержинский район










Индивидуальный итоговый проект- требование времени.


учитель биологии высшей квалификационной категории Вышинская Н.И.



















г. Новосибирск 2021

Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего и среднего (полного) общего образования приоритетной целью образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения. Большие возможности в этом плане открывает метод проектов. В соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО в учебном плане МБОУ Лицей №113 предусмотрен предмет «Проектная деятельность», на котором учащиеся с пятого класса изучают предметную область Индивидуальный проект.

Цель работы над итоговым индивидуальным проектом – стимулировать и/или поддержать учебную мотивацию обучающихся, поощрить их активность и самостоятельность, расширить возможности обучения и самообучения, развить навыки рефлексивной и оценочной (в т. ч. самооценочной) деятельности, способствовать становлению избирательности познавательных интересов, повышать статус ученика, развить навыки публичного выступления.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса. Обучающийся, освоивший курс «Проектная деятельность», должен освоить основные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта, и конечным результатом будет защита Индивидуального проекта в 9, а затем в 11 классах. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся.

Методической службой лицея разработаны методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО, предназначенные для учителей и учащихся для использования в образовательном процессе на уроках и внеурочной деятельности.

К ИИП предъявляются определённые требования по содержанию, направлению, оформлению и защите, которые учащиеся обязаны соблюдать.

Учащиеся основной школы сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта. Как правило, они это делают в 8 классе, а некоторые ещё раньше.

Я являюсь классным руководителем 9Б класса и в этом году учащиеся в конце января прошли процедуру защиты своего проекта. Темы и области исследования довольно разнообразны (смотрите Приложение 1).

Формы защиты тоже различные: это презентации, модели, мастер- классы, готовые изделия, макеты, видеофильмы, макеты и т.д. Многие ребята досрочно защитили свои проекты, приняв участие в НПК, олимпиадах, конкурсах разного уровня.

В ходе выполнения ИИП учащийся составляет индивидуальный план работы по подготовке к защите индивидуального учебного проекта, паспорт проекта(Приложение 2), а руководитель пишет краткий отзыв на проект (Приложение 3) и заполняет оценочный лист (Приложение 4).

Оценивание проектной работы происходит в соответствии с требованиями оценочного листа проекта руководителем проекта и членами экспертной комиссии (Приложение 5)

Итоговая отметка по каждому критерию и итоговая отметка в целом за проект определяется как среднее арифметическое отметок, выставленных руководителем проекта и членами экспертной комиссии. При этом итоговая отметка выставляется в пользу ученика на основании правил математического округления.

В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.

Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного обучения.

Также на кафедре естественных наук прошла защита проектов естественно- научного цикла. Было представлено 18 ИИП по биологии, географии, физике и химии. Проекты имели в основном исследовательское или практико- ориентированное направление. Темы проектов представлены в Приложении 6.

В ходе подготовки и защиты ИИП ребята получают неоценимый опыт во многих сферах:

сфере самостоятельного выбора темы проекта с учётом своих интересов и возможностей, что позволило им реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно- ориентированного обучения;

личностной сфере: способность отвечать за продукт своей деятельности, что способствует росту самореализации ученика;

коммуникативной сфере- создание комфортной образовательной среды. Формы и степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;

сфере мотивации, т.к. право выбора, способность отстаивать свою точку зрения, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

сфере применения различных технологий: от информационно- коммуникативных до технологий мастерских.

В Приложении 7 представлены фрагменты защиты ИИП учащимися.

Приложение 1

Темы ИИП учащихся 9Б класса

Звук гофрированной трубы

Проектирование дома на дачном участке

Влияние музыки на организм человека

Активное техногенное воздействие на ландшафт (карьер Катковский)

Пакет, как лупа

Магнитный тормоз

Заимствованые слова

Фонтан

Телескоп

Страдательный залог в английском языке

Автомат Калашникова

Компьютерные вирусы: профилактика и лечение

Время течёт. Саксонская миска

Англицизмы, укоренившиеся в русском языке

Объём памяти и внимания

Доказательство эволюции человека: эти ненужные органы

Биодеградируемые полимеры

Орфоэпия в повседневной жизни и вокруг нас

Приёмы оказания первой помощи при клинической смерти

Проблемы школьного образования в России

Фитильный фонарь

Бал как элемент дворянского быта в Евгении Онегине

Создание украшений (на примере броши Жук)

Английские школы

Модель динозавра

Создание платья

Новосибирск- город трудовой доблести и славы.

Приложение 2

Паспорт проекта



Название проекта


Руководитель проекта


Автор проекта


Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект


Предметная направленность


Тип проекта по

преобладающему

виду деятельности

Информационный

Исследовательский

Прикладной

Социальный

Игровой

Творческий ( арт-проект)

Проблема. Актуальность. Новизна работы


Цель работы


Задачи проекта


Сроки реализации проекта


Используемые технологии (мультимедиа, театрализация, телекоммуникации, программирование (с указанием среды разработки и языка программирования) и др.)


Краткое содержание проекта


Результат проекта

(проектный продукт)


Область применения результата проекта


Результативность


Основные источники информации




Приложение 3

Отзыв руководителя работе

ученика …. класса

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей №113»

______________________________________(Тема работы)

Работа (Ф.И) представляет собой исследование (вид проекта) по изучению_____________. Актуальность работы заключается в том, что _______________________________________________________________

Содержание работы соответствует/ не соответствует заявленной теме.

Текст работы изложен на ___________листах печатного текста, что представляется достаточным для обучающегося основной школы.

Работа включает в себя введение, основную часть из __________глав, заключение, список источников информации.

Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.

В первой главе ведётся обзор литературы по данной теме. Во второй главе описывается исследование, а результаты оформлены в виде таблицы и диаграммы. Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и подтверждение гипотезы.

Работу (Имя) выполнял самостоятельно, используя материалы Интернета и литературы, рекомендованной ему для исследования. Самостоятельно, при поддержке родителей, провел исследование

При выполнении работы проявил: самостоятельность, творчество, инициативу, способность решать соответствующие исследовательские навыки: Проект соответствует/не соответствует предъявляемым требованиям, является законченным, может/не может быть допущен к защите.


Руководитель проекта:__________________________________________


Приложение 4

Оценочный лист индивидуального итогового проекта (заполняет руководитель проекта)

Ф.И. автора проекта_____________________________

Руководитель проекта __________________________

Тема проекта __________________________________

Критерий

Количество баллов

Баллы за проект

Базовый уровень 1-2

3-4 балла

1. Постановка цели, планирование путей еѐ достижения

Цель не сформулирована или цель определена, но план еѐ достижения отсутствует.

Цель определена, ясно описана, дан подробный план еѐ достижения.


2. Постановка и обоснование проблемы проекта

Проблема проекта не сформулирована или формулировка проблемы носит поверхностный характер.

Проблема проекта чѐтко сформулирована, обоснована и имеет глубокий характер.


3. Глубина раскрытия темы проекта, знание предмета

Тема проекта не раскрыта или тема проекта раскрыта фрагментарно. Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы.


4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

Большая часть представленной информации не относится к теме работы.

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников.


5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта или заявленные в проекте цели не достигнуты.

Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты.


6. Анализ хода работы, выводы и перспективы

Анализ заменѐн кратким описанием хода и порядка работы или не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы.

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы.


7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе,

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода.

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проект.


8. Соответствие требованиям оформления письменной части

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чѐткая структура, допущены серьѐзные ошибки в оформлении.

Работа отличается чѐтким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами.


9. Качество проектного продукта

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) или проектный продукт отсутствует.

Продукт полностью соответствует требованиям качества (соответствует заявленным целям, эстетичен, удобен в использовании, доступен к восприятию, носит творческий характер).


10. Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно



Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы


Итого баллов/ уровень выполнения работы



Приложение 5

Критерии оценки проектной работы

При организации аттестации в форме итогового проекта могут быть использованы следующие оценочные процедуры.

6.1. Оценка процесса подготовки и реализации индивидуального проекта, осуществляемая руководителем проекта.

Осуществляется руководителем проекта на основе наблюдений и анализа процесса подготовки и реализации итогового проекта.

Основными критериями педагогической оценки при этом являются:

Сформированность межпредметных понятий (система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез и др.) как показатель владения читательской компетенцией, навыками работы с информацией.

Сформированность познавательных УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать и др.; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; активно использовать словари, поисковые системы и др.

Сформированность регулятивных УУД: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, контролировать деятельность в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и др.

Сформированность коммуникативных УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения чувств, мыслей и потребностей при планировании и регуляции своей деятельности; владеть устной, письменной, монологической контекстной речью.

Критерии оценки метапредметных результатов разработаны на основании требований к метапредметным результатам, зафиксированных в ФГОС ООО.

6.2.Оценка участия учащегося в презентации проекта, осуществляемая экспертной комиссией в процессе презентации проекта.

Критериями оценки защиты проекта являются:

качество представления доклада;

качество ответов на вопросы;

использование демонстрационного материала;

оформление демонстрационного материала.

6.3. Самооценка ученика.

Самоанализ и самооценку ученик проводит в письменной форме в виде рефлексивного текста, который включает в себя:

плюсы и минусы проведенной работы;

приобретенные навыки и умения;

возможности дальнейшего развития в этой области;

достигнутые результаты;

самооценку участия в презентации.

6.4. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки выделяется два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Приложение 6

Темы проектов естественно- научного направления

1. Исследование объёма кратковременной памяти подростков.

2. Доказательство эволюции: пример рудиментов у человека.

3. Экологичная упаковка как спасение природы.

4. Техника оказания первой помощи при клинической смерти.

5. Ароматерапия.

6. Выращивание кристаллов путём охлаждения их насыщенных растворов в домашней лаборатории..

7. Изготовление макета вулкана.

8. Создание учебного макета плана местности.

9. Вода- основа жизни.

10. Влияние пакетированного чая на состояние человека

11. Чай в нашей жизни.

12.Влияет ли зубная паста на прочность зубов?

13. Шоколад: польза или вред:

14. Маркетинговые уловки продуктовых магазинов.

15. Определение качества бензина в домашних условиях.

16. Редкие химические элементы и их география.

17. Выявление степени загрязнения снега в некоторых местах Дзержинского района

18. Химические реакции на службе человека.


Приложение 7

Фрагменты слайдов из презентаций по защите ИИП

t1613033173aa.pngt1613033173ab.png

t1613033173ac.png

t1613033173ad.png

t1613033173ae.png

t1613033173af.png

t1613033173ag.png

t1613033173ah.png

t1613033173ai.png

t1613033173aj.png



t1613033173ak.png

t1613033173al.png



t1613033173am.png





t1613033173an.png

t1613033173ao.pngt1613033173ap.png

t1613033173aq.png

t1613033173ar.png

t1613033173as.png




Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.