Статья на тему «Межнациональная толерантность — требование времени»
Предлагаемая статья имеет своей целью представить вниманию читателей проблему воспитания межнациональной толерантности в школе-интернате. Мир детей психологически сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Чтобы направить процесс воспитания в нужное русло требуется помощь со стороны опытных наставников. Самое главное, чтобы такая помощь пришла своевременно, и была с интересом и благодарностью воспринята. Это весьма трудное и довольно тонкое дело. Учитывая то обстоятельство, что в молодежной среде в последнее время большой популярностью пользуется клубная форма организации досуга, предлагаю опыт работы межнационального клуба общения Бийской школы - интерната как одну из форм воспитательного процесса.
Воспитатели, учителя должны знать, кого им нужно воспитывать или выучить, знать не только тот педагогический материал, который сидит или бегает под их руководством, но и тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать эти вверенные им маленькие живые будущности.
В.О.Ключевский
Вступление России на путь реформ в последние десятилетия изменило в короткие сроки всю общественную жизнь многонациональной страны, сильно повлияло и на сферу межнациональных отношений. Ряд факторов социально-экономического характера способствуют формированию у населения негативного отношения к мигрантам, жителям бывших союзных республик, приезжающих на постоянное или временное место жительства в нашу страну.
История знает много примеров, когда доведенные до отчаяния ухудшением жизненных условий, народные массы направляли свой гнев против инородцев, полагая, что от них исходят все беды и невзгоды. Что-то подобное происходит в обществе и сегодня. Крайние экстремистские группировки, состоящие в основном из молодежи, объединяются по всем регионам России в националистские организации, активизируя свою деятельность против представителей иных национальностей. Недостаток знаний о других народах, крепкие национальные стереотипы в обществе определяют конкретные ситуации в межличностных отношениях, вызывающие неудовлетворенность людей, которая переносится на национальную почву.
В жизни мирового сообщества одним из наиболее значительных, отвечающих сложным процессам международного межконфессионального и культурного общения народов, является понятие толерантности. Сама же толерантность стала своеобразным велением времени, стратегии и тактики межличностных, общественных и международных отношений. Самой уязвимой сферой межчеловеческих отношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот.
Школа как раз является той лакмусовой бумажкой, которая в первую очередь реагирует на подобного рода обстоятельства. Мир детства и юности психологически сложный и серьезный этап становления человеческой личности. Заложенные именно в этом возрасте мировоззренческие установки сохраняются длительное время, иной раз и до конца жизни. Этническая нетерпимость - реально значимая форма проявлений кризисных трансформаций этнической идентичности. Известно, что проблемы, связанные с формированием идентичности - ключевые для подросткового возраста.
Исследования показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы или предубеждения. Отсюда перед школой встают актуальные воспитательно-образовательные задачи воспитания нового поколения, социально активных членов общества, достойных продолжателей традиций предшествующих поколений, преемников духовной культуры народа и вместе с тем равноправных и свободных от всяких национальных предвзятостей граждан всего государства. В связи с этим появились нормативные акты, отображающие государственный заказ на воспитание в личности культуры межнационального общения. В разделе 6-ом Конституции Российской Федерации «Основные направления региональных программ государственной национальной политики» отмечается: «...обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России, и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».
Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
Проблема воспитания у детей межнациональной толерантности остра и актуальна в нашей школе-интернате, поскольку здесь учатся дети со всего Алтайского края и дети из Республики Алтай – алтайцы.
Алтайцы - один из тюркоязычных народов Южной Сибири. В дореволюционный период алтайцы не представляли единой этнической общности. Это были отдельные племена: алтай-кижи, кумандинцы, теленгиты, телесы, телеуты, тубалары, челканцы, шорцы. Процесс национальной консолидации алтайцев начался в советский период.
Несколько слов о школе. Это специальная школа. Здесь обучаются слепые и слабовидящие дети. «Бийская общеобразовательная школа – интернат №3» одно из старейших образовательных учреждений Алтайского края с 90-летней историей. Учебно- воспитательный процесс в школе осуществляется по государственным программам, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации. Срок обучения – 12 лет. Разработаны и внедрены специальные программы по коррекционной работе. Обучение и воспитание детей – инвалидов по зрению неразрывно связано с лечением. Школа- интернат для слепых и слабовидящих детей за свою историю дала путевки в жизнь более 3000 слепых детей со всего Алтайского края и Республики Алтай. Несмотря на то, что школа находится в сибирской глубинке, ее выпускники успешно поступают и обучаются в высших и средних специальных учебных заведениях таких городов как Москва, Новосибирск, Томск, Барнаул. Среди тех, кто закончил обучение и работает по специальности, есть юристы, учителя, руководители ВОС, музыканты, массажисты, библиотекари, психологи. Опыт работы школы не является чем-то застывшим, он непрерывно обогащается. Коллектив школы постоянно находится в творческом поиске; тщательно, крупица за крупицей, отбирается все самое ценное.
К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам заметен в отношениях детей. Наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у детей в подростковом возрасте. По результатам нашего фронтального исследования, в котором приняли участие практически все учащиеся школы (160 человек) 4% школьников враждебно настроены по отношению к людям других национальностей. Большинство учащихся негативно относятся к представителям других национальностей, с той разницей, что данное отношение носит избирательный характер. Некоторые из них стесняются или не знают своего происхождения. Тестирование показало, что больше половины из опрошенных подростков не способны полноценно и спокойно взаимодействовать с людьми других национальностей. В сочинениях, которые были предложены написать ученикам с 5го по 12 классы, были высказаны мысли описывающие тревожную картину. Алтайцы в школе стесняются говорить между собой на родном языке, потому, что слышат насмешки и «переиначивания» со стороны русских детей. Часто негативные воспоминания связаны с обзывательствами сверстников как раз по поводу их национальности. Психоэмоциональные срывы часто наблюдаются именно у детей национального меньшинства. Многие выпускники школы ранее поступали в медицинское училище города Кисловодска. Теперь же никто из выпускников не желает туда ехать именно потому, что так остро стоит национальный вопрос. Такое положение в школе-интернате, где дети не только учатся, но и живут, беспокоило педагогический коллектив. Естественно задача воспитания толерантности по отношению к детям другой национальности ставилась учителями и воспитателями, но проводимая ими работа носила бессистемный, фрагментарный характер.
Пришлось признать, что педагоги школы не подготовлены к этому направлению воспитательной работы. Тем не менее, необходимость формирования у школьников культуры межнационального общения как качества личности, продиктована временем. Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Учитывая то обстоятельство, что в молодежной среде в последнее время большой популярностью пользуется клубная форма организации досуга, в школе решено было создать межнациональный молодежный клуб общения «Наш Алтай».
Цель организации клуба – создание условий в школе – интернате для формирования личности нового человека как носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений.
Задачи клуба:
Содействие развитию у школьников черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни.
Помощь слепым и слабовидящим детям в принятии себя и других людей такими, какие они есть.
Формирование активной гражданской позиции у школьников из национальных общин.
Обучение умениям устанавливать доброжелательные отношения с окружающими.
Установление контакта школы с Министерством Образования Республики Алтай с целью расширения возможности обучения детей – инвалидов по зрению в КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа – интернат №3».
Работой клуба руководят узкие специалисты: тифлопсихолог и социальный педагог с привлечением тифлопедагогов школы. Деятельность клуба направлена на ликвидацию негативных чувств, обучающихся по отношению к людям иных национальностей. Для решения поставленных задач используются слово, тренинги, народные игры. Особую значимость имеет слово как средство формирования личностного образования с условием предварительного настроя учащихся на восприятие необходимой информации, а также в силу специфики учебного заведения. Квалифицированно проводится необходимая ориентация учащихся в национальной идентификации, воспитание уважительного отношения ко всем народам. Это происходит посредством информирования детей о культуре и быте народов, населяющих Россию, в том числе этнических групп горного Алтая, патриотического воспитания, тренинга, народной игры.
Ведущими средствами являются самостоятельное изучение дополнительного материала, использование метода сравнений на основе проблемных ситуаций, совместная оценка хода и результатов работы; беседа, выступающая в форме рефлексии после выполнения заданий, и национальные праздники как явление яркое, связанное с позитивными чувствами. Основная задача работы клуба научить школьников преодолевать межнациональные конфликтные ситуации. В связи с этим дети вовлекаются в процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях с условием предварительной установки на игровую или тренинговую деятельность, наличия заранее подготовленных вопросов для исключения «провала» выбранной формы, пояснения своих действий подростками и тактичный их анализ. Происходит совершенствование оценочных суждений о деятельности людей своей и других национальностей; способов поведения. В качестве доминирующего метода выступает анализ конкретных ситуаций, событий и явлений, ориентированный на совершенствование умения анализировать и принимать адекватные решения.
В школе разработана и апробирована программа образовательного курса «История и культура Алтайского края» в региональном компоненте учебного плана. Курс рассчитан на учащихся 5-8 классов по 1 часу в неделю. Данная форма воспитательной работы этнической направленности в школе показала определенный результат.
Создание межнационального молодежного клуба в школе – интернате помогло решить задачу педагогического управления, урегулирования двух объективно развивающихся и пересекающихся процессов: возрождение этнического самосознания и формирование межэтнической толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения представителей различных народов.
Школьники стали понимать то, что все люди разные, но это не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Мы живем в красивом разнообразном мире. И наша задача сохранить и развить это разнообразие. Работа межнационального молодежного клуба «Наш Алтай» начиналась с привлечения детей различных национальностей - будущих членов клуба по результатам анкетирования и социологического опроса в школьной среде. Через систему мероприятий планировалось доказать школьникам то, что понятие толерантности шире просто терпимого отношения и включает в себя также уважение различных народов, соблюдение их прав, разрешение межнациональных проблем на основе баланса интересов, осознание единства и всеобщей взаимосвязанности различных этнокультур.
Работа клуба направлена на знакомство с историей и культурой народов Республики Алтай, природой одного из живописнейших уголков земного шара, информирование о правах инвалидов по зрению в разных субъектах Российской Федерации. Педагогический эффект достигается с помощью таких методов как экскурсии, видео- и аудио лекции, тренинги, анкетирование, творческие отчеты, клубные часы, концерты. Силами детей, членов клуба положено начало созданию видеофотолетописи «Наш Алтай».
Теоретическая значимость создания клуба общения заключается в том, что результаты его работы дополняют теорию и методику воспитания школьной молодежи и вносят новые элементы в существующие исследования в области воспитания толерантности у учащихся в процессе изучения ими родного края: истории и культуры.
Школьное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Призвано убедить детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и – наоборот, у тебя нет преимуществ перед другими.
Практическая значимость состоит в том, что воспитание этнической толерантности у учащихся школы через деятельность межнационального клуба общения является одним из средств решения данной проблемы.
Литература.
Ожегов Ю.П. Политическая культура молодежи. -М.: Знание,1980. -64 с.
Паин Э.А. Межнациональные конфликты в СССР //Сов.этнография.
1990. N1. -С.3-15
Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. -М.: Прогресс, 1994. -125 с.
Солдатова Г.У. Межэтническое общение: Когнетивная структура этнического самосознания //Познания и общения. -М., 1988. - СП 1-125.
Комароваа Г.А. Хроника жизни национальностей в СССР 1990 года. -М., 1996.-257 с.
П.А.Апакаева «Некоторые вопросы народной педагогики», 1986 г., «Структура народной педагогики по материалам фольклора», 1989г.;
И.А.Чурикова «Краеведение и народная педагогика» 1995г.,
С.И.Фоминой «Этнокультура и экологическое воспитание школьников», 2001г.; С.Н.Федоровой «Педагогическая деятельность в контексте этнокультурного анализа», 2004 г