12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Наталья Новикова549
Россия, Новгородская обл., Яжелбицы
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

Пояснительная записка к итоговому тестовому заданию

по биологии за курс 7 класса.

Структура тестовой работы.

Вариант тестовой работы включает 22 задания. Все задания теста взяты из открытого банка заданий ОГЭ и соответствуют учебному материалу основных блоков содержания курса биологии 7 класса.

Тестовая работа по структуре соответствует работам, которые выполняют участники ГВЭ по биологии и содержит 22 задания, из них

- 10 заданий (1-10) , которые предполагают выбор одно­го из 4-х предложенных вариантов ответа, удовлетворяющий ус­ловию задания. Для этого каждый ответ последовательно соот­носится с условием задания. Задания с выбором ответа ориентированы на проверку ус­воения значительного количества элементов содержания курса биологии 7 класса.

- 2 задания (11, 12) - требуют выбора трёх вариантов ответов из шести предложенных

- 2 задания (13, 14) - на установление последовательности

- 5 задания (15 – 18, 22) - на установление соответствий позиций, представленных в двух множествах.

- 1 задание (19) – требует подстановки пропущенных терминов в текст.

- 2 задания (21 и 22) – требуют развёрнутых ответов на поставленные вопросы

Время выполнения работы.

Примерное время, отводимого на выполнение отдельных заданий составляет:

1) для каждого задания с выбором одного из четырёх предложенных вариантов ответа - 1-3 минуты;

2) для заданий, требующих более одного ответа или письменных ответов - от 2 до 5 минут;

Общее время, отведенное на выполнение работы, составляет 120 минут.

Система оценивания отдельных заданий работы в целом.

Верное выполнение каждого задания, где требуется дать только один ответ: выбрать один ответ из четырёх (1-10) оце­нивается 1 баллом.

За правильный выбор всех ответов в заданиях, которые требуют выбора трёх вариантов ответов из шести предложенных (11, 12) ставится мак­симально 2 балла; двух правильный ответов оценивается в 1 балл; за один правильный или неверный ответ ставится 0 баллов.

За правильное выполнение заданий на установление последовательности (13-14) ставится мак­симально 2 балла; при наличии двух ошибок – 1 балл; в остальных случаях – 0 баллов.

За правильное выполнение заданий (15 – 18, 22) - на установление соответствий позиций, представленных в двух множествах ставится мак­симально 2 балла; при наличии двух ошибок – 1 балл; в остальных случаях – 0 баллов.

За каждый правильно вставленный в текст в задании 19 термин или слово ставится по 1 баллу, максимально задание оценивается в 4 балла.

За каждый полный правильный ответ в заданиях 20,21 по 1 баллу

Максимальное число баллов за работу: 34 балла.

Перевод оценки в пятибалльную систему:

Оценка

Процент выполнения заданий

Количество баллов

«5» отлично

85-100%

28 - 34

«4» хорошо

60-84%

20 - 27

«3» удовлетворительно

40-59%

13 - 19

«2» неудовлетворительно

До 39%

до 12

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение работы отводится 120 минут. Работа состоит из 22 заданий.

Работа содержит 10 заданий, которые предполагают выбор одно­го из 4-х предложенных вариантов ответа. Ответ к таким заданиям записывается в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа напротив номера соответствующего задания в бланке ответа.

Работа содержит 2 задания (11, 12), которые требуют выбора трёх вариантов ответов из шести предложенных, ответы запишите в таблицу цифрами, соответствующими выбранным ответам.

Два задания (13, 14) на установление последовательности процессов и систематических таксонов в ответе запишите соответствующую последовательность цифр в соответствующие графы таблицы.

Работа содержит 5 заданий (15 – 18, 22) - на установление соответствий позиций, представленных в двух множествах. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В задании 19 требует подстановки пропущенных терминов в текст. В ответах запишите буквы, а напротив соответствующие термины

Задания № 20 и 21 требуют развёрнутого ответа на поставленный вопрос. В бланке ответов укажите номер задания и запишите в свободной форме полные ответы на каждый вопрос.

При выполнении работы вы можете пользоваться линейкой.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания и полноты ответа дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Тест

Сходство клубня картофеля с побегом липы заключается в том, что у клубня есть

1) почки 2) запас крахмала 3) листья 4) цветки

У хвойных растений листья имеют немного устьиц и покрыты плотной кожицей. Это эволюционное приспособление к

1) быстрому транспорту веществ внутри растения 3) экономному расходованию влаги

2) ускоренному фотосинтезу 4) увеличению продолжительности жизни

Проглоченная пресноводным полипом – гидрой добыча переваривается в

1) желудке 2) кишечнике 3) ротовом отверстии 4) кишечной полости

Для какой группы животных характерно двойное дыхание?

1) земноводные 2) пресмыкающиеся 3) птицы 4) млекопитающие

Верны ли суждения о значении простейших в природе?

А. Инфузории-туфельки очищают в водоёмах воду, поглощая множество бактерий.

Б. Простейшие являются звеньями многих цепей и сетей питания.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Почему на корнях растений при пересадке необходимо оставлять почвенный ком?

1) для сохранения корневых волосков 3) для увеличения доступа кислорода

2) для быстрого роста главного корня 4) для защиты от попадания микроорганизмов

Представитель какого типа царства Животные изображен на рисунке?

1) Круглые черви 3) Моллюски

2) Плоские черви 4) Кишечнополостные

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго

столбца имеется взаимосвязь.

Целое

Часть

Жук носорог

Трахеи

Обыкновенный уж

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) лёгкие 2) сердце 3) жабры 4) кожа

Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных.

Группа 1

Группа 2

Корова

Крокодил

Собака

Слон

Овца

Лев

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?

1) покров тела 2) источник питания 3) одомашнивание 4) характер передвижения

Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси x отложено время (дни), а по оси y – длина насекомого (в см)).

Сколько линек характерно для исследуемого насекомого?

1) пять 2) четыре 3) три 4) два

Известно, что щука обыкновенная – пресноводная рыба, ведущая хищный образ жизни. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Живёт щука обычно в прибрежной зоне, в водных зарослях, в непроточных или слабопроточных водах.

2) Из щуки можно приготовить очень много вкусных блюд, так, заливная щука - очень вкусное блюдо, а варёная хорошо «держит форму», не разваливается на куски.

3) Щука поедает рыб, птенцов и крупных насекомых, свою добычу подкарауливает из засады.

4) Размножается щука ранней весной.

5) У щуки обтекаемая форма тела, что уменьшает сопротивление воды при ее передвижении.

6) Длина тела взрослого животного составляет 1,5 м, а масса свыше 30 кг.

Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в размножении зависят от воды 4) имеют вегетативные органы

2) имеют проводящие ткани 5) образуют семена

3) имеют корни и побеги с листьями 6) размножаются спорами

Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) класс Земноводные 3) род Жабы 5) отряд Бесхвостые

2) тип Хордовые 4) царство Животные

Установите последовательность этапов усложнения нервной системы различных групп животных. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) нервные клетки, соединенные между собой в нервную сеть

2) парные головные узлы, нервные стволы и отходящие от них нервы

3) нервная трубка и отходящие от нее нервы

4) надглоточный и подглоточный нервные узлы, брюшная нервная цепочка

5) спинной и головной мозг и отходящие от них нервы

Установите соответствие между видоизменённым побегом и способом вегетативного размножения растений, который он обеспечивает. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ВИДОИЗМЕНЁННЫЙ ПОБЕГ СПОСОБ ВЕГЕТИТАВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ РАСТЕНИЙ

А) корневище 1) подземными побегами

Б) клубень 2) надземными побегами

В) луковица

Г) усы

Д) стеблевой черенок

Установите соответствие между признаком растений и классом, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК КЛАСС

А) мочковатая корневая система 1) Двудольные

Б) жилкование листьев сетчатое 2) Однодольные

В) одна семядоля в семени

Г) жилкование листьев дуговое или параллельное

Д) две семядоли в семени

Е) стержневая корневая система

Установите соответствие между особенностями строения организма и видом, к которому он относится. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ВИД

А) есть тонкая клеточная стенка 1) хламидомонада

Б) перемещается с помощью ресничек 2) инфузория туфелька

В) способна к фотосинтезу

Г) в клетке два ядра

Д) клеточной стенки нет

Е) передвигается с помощью жгутиков

 

Установите соответствие между признаком и систематической группой. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА

А)  хорда сохраняется в течение всей жизни 1) Бесчерепные

Б)  в головном мозге хорошо различимы анатомические 2) Позвоночные

отделы

В) нервная система образована анато­ми­чески однородной

трубкой

Г) у большинства представителей хорда имеется только

на эмбриональной стадии развития

Д)  скелет черепа отсутствует

Е) представлены разнообразными по внешнему виду и

высокоорганизованными по строению организмами

Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные слова. Запишите буквы, а напротив соответствующие термины

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Для образования органических веществ в листе необходима  (А), которую растение получает из почвы с помощью  (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению –  (В) – по специальным клеткам проводящей ткани –  (Г) – и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.

Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующие вопросы.

Таблица Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений

Вид

Площадь

поверхности листа, см2

Количество устьиц

Верхняя сторона листа, 1 см2

Нижняя сторона листа, 1 см2

Капуста

14 100

22 600

Кукуруза

600–1350

5200

6800

Подсолнечник

38

175

325

Пшеница

13–15

3300

1400

Фасоль

49

4000

28 100

Яблоня

18

0

29 400

Картофель

5100

16 100

Овёс

12–15

2500

2300

Примечание. (–) обозначает отсутствие данных.

1)  Для каких растений из числа приведённых характерна наименьшая листовая пластинка? Приведите два примера.

2)  Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для двудольных растений, представленных в таблице?

3)  Какую роль играют устьица в охлаждении растений?

Прочитайте текст и выполните задание

МУХОМОР

Красный мухомор – крупный гриб высотой до 10–25 см. Шляпка гриба до 20 см в диаметре, сначала шаровидная, позже плоская ярко-красного или оранжево-красного цвета, обычно с белыми или желтоватыми «пятнами» – остатками покрывала. Ножка довольно тонкая, белая, с белым кольцом и вздутием у основания. Белая мякоть почти без запаха и вкуса, ядовитая. Мухомор можно встретить с июля до заморозков по всем хвойным и лиственным лесам, особенно под берёзой, елью и сосной.

По характеру питания грибы приближаются к животным, но способ питания (не заглатывание, а всасывание) и неограниченный рост делают их похожими на растения. Гриб живёт за счёт разлагающихся растительных остатков, поэтому самая главная часть гриба и не попадает вам в руки, а остаётся в земле в виде разветвлённых белых нитей. А то, что вы держите в руках, есть только часть гриба, его орган размножения, называемый плодовым телом.

Под микроскопом видно, что всё плодовое тело гриба тоже состоит из бесконечного количества белых нитей гиф, спутанных в одну сплошную массу – грибницу, или мицелий.

Красный мухомор относится к группе грибов, которые вступают в сложное взаимодействие (симбиоз) с корнями деревьев, образуя микоризу. При этом в непосредственный контакт с корнями деревьев вступает грибница, находящаяся в почве. Здесь гриб получает от дерева органические вещества. Наружные свободные гифы гриба широко расходятся в почве от корня дерева, заменяя его корневые волоски. Эти свободные гифы получают из почвы воду, минеральные соли, а также растворимые органические вещества. Часть этих веществ поступает в корень дерева, а часть используется самим грибом на построение грибницы и плодовых тел.

Шляпка мухомора – место, где закладываются и созревают споры, которые нужно защищать от непогоды и других неприятностей. Спорами называют мелкие пылинки, которые высыпаются из-под шляпки грибов. Созрев, споры должны распространиться как можно дальше от родителя.

Используя содержание текста «Мухомор», ответьте на вопросы.

1) Каким образом могут распространяться споры мухомора и других грибов?

Укажите все возможные способы.

2) Что используют организмы, образующие микоризу?

3) Почему грибы выделяют в отдельное царство?

Рассмотрите фотографию листа сирени. Выберите характеристики,

соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа,

жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины,

ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края.

При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

АТип листа

1) черешковый

2) сидячий

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

В. Форма листа

1) перисто-лопастная

2) перисто-раздельная

3) перисто-рассечённая

4) цельная

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

Длина превышает ширину в 1,5–2 раза.

1) яйцевидный

2) овальный

3) обратно-яйцевидный

Длина превышает ширину в 3–4 раза.

4) ланцетный

5) продолговатый

6) обратно-ланцетный

Д. Край листа

1) цельнокрайный 

2) волнистый

3) пильчатый

4) двояко-пильчатый

5) лопастной

Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

Ответы

1

1

11

1, 3, 5

2

3

12

1, 4, 6

3

4

13

3, 5, 1, 2, 4

4

3

14

1, 2, 4, 3, 5

5

3

15

А - 1, Б – 1, В – 1, Г – 2, Д - 2

6

1

16

А - 2, Б – 1, В – 2, Г – 2, Д – 1, Е - 1

7

2

17

А - 2, Б – 2, В – 1, Г – 2, Д – 2, Е - 1

8

1

18

А - 1, Б – 2, В – 1, Г – 2, Д – 1, Е - 2

9

3

19

А - вода Б - корней В – корневому давлению Г - сосудам

10

1

22

А - 1, Б – 4, В – 4, Г – 1, Д - 1

20. 1) овёс и пшеница

2) К двудольным растениям из перечисленных растений относят капусту, подсолнечник, фасоль, яблоню, картофель. Растения семейства двудольных имеют большее число устьиц, чем у однодольных, кроме подсолнечника. Устьица в очень больших количествах расположены у этих растений на нижней стороне листа.

3) Через устьица на листьях растение испаряет воду тем самым происходит охлаждение растений.

21. 1) Шляпка мухомора – место, где закладываются и созревают споры, которые нужно защищать от непогоды и других неприятностей. Спорами называют мелкие пылинки, которые высыпаются из-под шляпки грибов. Созрев, споры должны распространиться как можно дальше от родителя с помощью ветра. Споры грибов могут распространять и животные, питаясь ими.

2) Грибы, которые вступают в сложное взаимодействие (симбиоз) с корнями деревьев, образуют микоризу. При этом в непосредственный контакт с корнями деревьев вступает грибница, находящаяся в почве. При этом гриб получает от дерева органические вещества. Наружные свободные гифы гриба широко расходятся в почве от корня дерева, заменяя его корневые волоски. Эти свободные гифы получают из почвы воду, минеральные соли, а также растворимые органические вещества. Часть этих веществ поступает в корень дерева, а часть используется самим грибом на построение грибницы и плодовых тел.

3) Грибы относят в отдельное царство потому что плодовое тело гриба тоже состоит из бесконечного количества белых нитей гиф, спутанных в одну сплошную массу – грибницу, или мицелий. Также по ряду признаков грибы похожи на растения, а по другим признакам на животныхПо характеру гетеротрофного питания грибы приближаются к животным, но способ питания (не заглатывание, а всасывание) и неограниченный рост делают их похожими на растения.

Бланк ответов.

1

11

2

12

3

13

4

14

5

15

А

Б

В

Г

Д

         

6

16

А

Б

В

Г

Д

Е

           

7

17

А

Б

В

Г

Д

Е

           

8

18

А

Б

В

Г

Д

Е

           

9

19

А

Б

В

Г

       

10

22

А

Б

В

Г

Д

         
Опубликовано в группе «Биологи и экологи»

Комментарии (2)

Надежда, 09.03.17 в 18:50 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо.
Евгений Алексеевич, 11.03.17 в 20:03 0 Ответить Пожаловаться
Наталья, скажите, а откуда Вы брали критерии оценки - перевод в баллы.Только сейчас просматривал тест у коллеги, у нее критерии другие
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.