Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Маша идет в школу»
Календарно-тематический план решения задачи: Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе
«Маша идет в школу»
Образовательные задачи.
Речевое развитие Закреплять умение составлять предложения, рассказ по картинке; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль. Развивать речь, творческие способности. Расширять словарь детей.
Познавательное развитие Развивать внимание, память, познавательный интерес
Социально- коммуникативное развитие: Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку, самоконтроль и саморегуляцию.
Физическое развитие: развивать мелкую моторику, координацию речи с движением.
Материалы и оборудование. сюжетные картинки по теме “Маша идёт в школу”, рисунок или кукла Маши, аудиозапись, карточки с гласными звуками, карточки для игр «Один- много», «Четвёртый лишний», портфель, книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка, мяч, фишки для самоконтроля детей.
№ |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
РППС |
Ожидаемые результаты |
1 |
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. К нам в гости придёт будущая первоклассница. Послушайте запись и определите с какого она мультфильма. (Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.) - Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? Какие серии про Машу вы смотрели? А давайте сами придумаем новую серию про Машу и назовём её, например, так “Маша идёт в школу”. - А вот и наша героиня. (Воспитатель показывает куклу Машу). Какая она по характеру? |
(Ответы детей). -Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная… |
аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”, кукла Машу |
Вызван интерес к предстоящей деятельности |
2 |
Однажды, Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала портфель. Давайте, посмотрим, что она в него положила. По очереди, будем вытаскивать по - одному предмету из портфеля, описывать его: какая у предмета форма, цвет, величина, из каких частей состоит и каково назначение предмета. А другие дети должны отгадать о каком предмете речь. Игра «Опиши предмет». - Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Воспитатель складывает всё в портфель). |
-Школьные принадлежности. |
Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.
|
Развита речь, творческие способности |
3 |
Предлагаю рассказать всем о наших пальчиках. Пальчиковая гимнастика«Пальчики» |
. Разминают пальцы рук. |
Активизирован речевой центр. |
|
4 |
- Взяла Маша портфель и отправилась в путь. А дорога шла через леса, через поля...,ой, ребята, а что было дальше я не знаю. Но у меня есть картинки, по которым мы сможем определить, как Маша добралась до школы и что с ней произошло. Вот первая картинка. Кто на ней изображен? Составьте предложение к этой картинке. - А теперь, составим рассказ по этим картинкам про то, как девочка добралась до школы. - Молодцы! Вот такая интересная и новая серия у нас получилась. |
Воспитатель показывает первую картинку, дети составляют предложения, со 2 и 3 аналогично.
|
Картинки, связанные одним сюжетом. (см приложение) |
Закреплено умение составлять рассказ по сюжету из нескольких картинок. |
5 |
Физкультминутка “Если есть хороший друг…” Настроение упало, Дело валится из рук… Но ещё не всё пропало, Если есть хороший друг. С делом справимся вдвоём, С облегчением вздохнём ‑ Настроение поднимем И от пыли отряхнём!
|
(Стоят лицом друг к другу, руки вверх. “Бросают” вниз руки… Грозят указательным пальчиком. Хлопают в ладоши. Берутся за руки. Вздыхают. Поднимают сцепленные руки вверх. “Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу). |
Обеспечена двигательная активность. |
|
6 |
- А ведь в школе нужно владеть определёнными знаниями. Там много деток, с ними нужно уметь общаться, находить общий язык. И общаемся мы с вами с помощью предложений, выражаем свои чувства и мысли. - Ребята, а из чего же состоят предложения? - Посчитайте, сколько слов в следующем предложении? Солнце светит. (2) На дереве поют птички.(4) Облака плывут по небу. (4) Попробуйте придумать своё предложение, любое.
|
-Из слов Считают количество слов, придумывают предложения с заданным количеством слов. |
Закреплено понимание состава предложения из слов, умение самостоятельно составлять предложение. |
|
7 |
- Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? Расскажите Маше. - На какие две группы делятся все звуки русского языка? - Давайте назовём гласные звуки: А,О,У,И,Ы,Э
Как произносятся согласные звуки? - Какие бывают согласные звуки? Поиграем в игру “Ты мне ‑ я тебе”. Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”.
Приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Назовите его. Шар, шум, шишка, машина, шепот, Чебурашка. Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость. Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна. |
-Из звуков - На гласные и согласные -Легко, свободно, поются, тянутся -не тянутся, не поются -Твёрдые и мягкие Воспитатель кидает ребёнку мяч и говорит твёрдый звук, ребёнок обратно кидая, говорит мягкий звук.
Дети называют повторяющиеся звуки.
|
мяч |
Закреплено умение называть и различать звуки русского языка. |
8 |
‑ Вы уже знаете, что Маша большая озорница и любит разные игры. И вам предлагает игру “Наоборот”. Каждый из нас называет слово, беря за руку соседа, сосед должен назвать противоположное по смыслу слово. Радостный ‑ грустный, печальный; Светлеть ‑ темнеть; Сухой ‑ мокрый; Тишина ‑ шум; Часто ‑ редко; Ясный ‑ пасмурный; Мёрзнуть ‑ согреваться; Плохой ‑ хороший; Тёмный ‑ светлый; Храбрый - трусливый; Высокий ‑ низкий; Лёгкий ‑ тяжелый Тихо ‑ громко; Широкий ‑ узкий, Холодный - горячий и т. д.
|
Дети играют.
|
.Закреплено умение подбирать к словам антонимы. |
|
9 |
Ой, ребята, посмотрите, нам передали большое письмо. Что же в нём? Интересно…Так это же письмо от Мишки! Он прислал нам задания, наверное, хочет проверить, справимся мы или нет. Мы постараемся? ‑ Итак, первое задание. «Отгадайте и посчитайте», /деление отгадок на слоги/. Колючая, чайная, красивая, душистая, красная, белая… (ро-за). - Поделите слово РОЗА на слоги. - Покажите на пальцах, сколько слогов вы насчитали? Шуршащая, свежая, вчерашняя, мятая, еженедельная, стенная, областная, местная… (га-зе-та). Солнечные, песочные, каминные, электронные, башенные, настенные, бегущие, отстающие… (ча-сы). - Молодцы. |
Ребята делят слова разными способами: хлопками; руку подставить под подбородок и заметить, сколько раз подбородок прикоснётся к руке, столько и слогов. Дети поднимают два пальца. Аналогично выполняют следующие задания. |
.Закреплено понимание понятия «слог», умение определять количество слогов в слове. |
|
10 |
Игра «Один - много». - Возьмите по одной карточке, никому не показывайте. Я показываю карточку с одним предметом. Например, мяч, а тот у кого много мячей, показывает свою карточку и называет- много мячей (шар - шаров, дом - домов, цыплёнок - цыплят, игла- игл, мышка- мышки, пальто ‑ пальто, карандаш- карандашей и т. д.) — А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек карандашей, пальто.) |
Выполняют задание |
Карточки серии «Один- много». |
Закреплено умение образовывать существительные множественного числа. |
11 |
. ‑ Молодцы, я напишу ответ Мишке, что вы со всеми заданиями справились. А какие задания вам понравились больше всего? - Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Как вы думаете, теперь Машу примут в 1 класс? С 1 сентября, она, как и вы, пойдёт в школу и будет учиться на пятёрки и четвёрки. А сейчас я прошу поделиться с нами впечатлениями: что понравилось, в чем были трудности?
|
Дети обмениваются впечатлениями. |
Вызван положительный отклик на прошедшую деятельность. |
Приложение 1
Нехорошева Анна Михайловна