Статья «Из гнезда коршуна редко вылетает сокол, или как взаимодействовать классному с родителями, чтобы вырастить соколов»
Из гнезда коршуна редко вылетает сокол, или как взаимодействовать классному с родителями, чтобы вырастить соколов
Легоцкая В.С.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Ключевые слова: сотрудничество, взаимодействие, родительское собрание, индивидуальная беседа, формы работы, семья, родители.
В последние десятилетия общество предъявляет к педагогам все более и более высокие требования, что отражается на взаимоотношениях образовательных учреждений и семьи. Современный учитель вместе с родителями становится значимым взрослым для ребенка, поэтому от умения
учителя строить взаимоотношения с родителями учащегося во многом зависит то, какого человека и гражданина мы в итоге воспитаем. К сожалению, родители и педагоги часто выступают как противники, которые за что-то борются и что-то друг другу доказывают, а ведь согласно современным исследованиям различных ученых из разных отраслей знаний, «именно взаимодействие составляет основу педагогического процесса на любой ступени системы образования» [1, с. 69]. Сегодня под педагогическим взаимодействием школы и семьи понимается «обусловленная образовательной ситуацией, специально организованная целенаправленная связь педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей учащихся, реализующаяся на основе общих педагогических интересов и приводящая к качественным изменениям субъектов и объектов взаимодействия» [5, с. 28].
Известный русский педагог В.А. Сухомлинский совершенно справедливо утверждал, что «педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей» [2, с. 12]. Действительно, если мы хотим воспитать достойных детей, то нам, педагогам, часто приходится начинать этот процесс с родителей. Причем если воспитывать детей естественно для классного руководителя и учителя, то отношения с родителями приходится выстраивать очень и очень деликатно, осторожно, педагогическое воздействие на взрослых людей должно быть предельно незаметным, но эффективным. Это должны быть отношения доверительные, отношения сотрудничества, взаимоотношения людей, объединенных общими целями. Традиционно различают следующие формы взаимодействия классного руководителя и родителей: родительские собрания, общешкольные конференции, индивидуальные беседы с родителями, посещения на дому.
Скажу сразу, что последнюю форму работы я категорически не приемлю, мой педагогический опыт убедил меня в том, что посещение на дому, как правило, нарушает нормы этики, встречает внутренне сопротивление родителей и часто бывает им неприятно. Зато для того чтобы познакомиться с семьей и ребенком, я приглашаю для первого знакомство ребенка и родителей на индивидуальную беседу, заполняю в их присутствии анкету, вместе мы формулируем задачи на ближайший учебный год (приложение 1).
Для формирования доброжелательных взаимоотношений с родителями на первой встрече интересуюсь ребенком, его характером, увлечениями, самооценкой, умением рефлексировать. Задаю одни и те же вопросы родителям и детям, иногда они спорят, высказывают полярные мнения, кратко фиксирую ответы в опросный лист. Особое внимание уделяю вопросам о том, чему хотел бы ребенок научиться, от кого он ждет помощи, какие планы у него и у его родителей на ближайший учебный год.
Самая популярная форма взаимодействия с родителями, конечно же, родительское собрание. К нему тщательно готовлюсь, подробно рассказываю о себе и своем педагогическом опыте, но прихожу уже подготовленной, ведь перед собранием, как уже упоминала, встречаюсь и беседую с каждым ребенком в присутствии родителей. На первом родительском собрании обязательно знакомлю родителей с программой воспитания и пересылаю председателю родительского комитета, чтобы любой родитель мог в случае необходимости с ним познакомиться (приложение 2). Предупреждаю, что план примерный, в течение года в него, возможно, будут вноситься коррективы.
И еще по поводу собраний. У меня есть свои правила их проведения. Может быть, я не скажу сейчас ничего нового, а может быть, молодым коллегам мой опыт пригодится. Итак, мои правила.
1. Тщательная подготовка. Не в течение одного часа или одного дня, и в течение всего времени, что прошло от собрания до собрания. У меня есть большой блокнот, куда я записываю свои наблюдения, короткие рассказы из жизни ребят, фрагменты их диалогов, всякие смешные истории и случаи из школьной жизни. Родителям очень нравится слушать эти рассказы. Важно, чтобы классный руководитель сказал о каждом, понятно, без критики и отрицательных оценок.
2. Подробное знакомство с планом собрания, обсуждение (пусть и короткое) тех вопросов, которые прописаны в протоколе прежде, чем попрошу в этом протоколе расписаться (приложение 3,4).
3. Начиная со второго собрания, обязательно готовлю для родителей небольшой фотоотчет о жизни класса в виде презентации с фотографиями и детскими рисунками. Как правило, демонстрирую презентацию в начале встречи, это настраивает слушателей на доброжелательный лад. Нужно быть внимательной и стараться сделать так, чтобы все участники классного коллектива были представлены в презентации в равной степени (приложение 5, 6).
4. На собрании, как и положено, информирую родителей о том, что было, что будет, выполняю все наказы администрации, потому что завуч по воспитательной работе всегда помогает сориентироваться с тематикой собраний, предлагает вопросы для обсуждения, особое внимание обращает на беседы по ТБ и ПДД, что действительно важно и необходимо. Ксерокопии протоколов собраний с приложениями (росписи родителей) мы всегда сдаем завучу. Никогда, как говорится, не перехожу на личности, не обсуждаю отдельных ребят или их поступки. Только то, что касается всего коллектива. Остальное - для индивидуальных бесед.
5. Отдельно о посещаемости. Ко мне ходят все за очень-очень редким исключением. Я говорю родителям на первом собрании и напоминаю на каждом последующем, что не прийти ко мне на собрание -значит лично меня обидеть. Эти слова совершенно искренни, я действительно очень расстраиваюсь, если кто-то не пришел на собрание. На мой взгляд, нет ничего важнее, чем встреча родителей и классного руководителя. И я не стесняюсь быть с родителями искренней. Уверена, что честность в отношениях -самое верное средство установления доверия, которого так не хватает иногда в отношениях с родителями!
Классному руководителю обязательно следует знать, что родительское собрание не единственная форма взаимодействия с родителями. Обязательно следует продумать другие формы совместного досуга. Например, совместные туристические или экскурсионные поездки, походы. Такие мероприятия здорово сближают классный коллектив, раскрывают творческий потенциал каждый семьи (в походе мы играем и соревнуемся). Во время таких походов и экскурсий ребята, родители и классный руководитель объединены не только общими целями и задачами, но и общей радостью, радостью познания, новых встреч, новых открытий.
Родители и дети во время экскурсии в с. Красный Рог
Родители во время экскурсии в городском парке г.Почеп Брянской области
Прекрасной формой взаимодействия родителей и классного руководителя являются совместные интеллектуальные игры детей и их родителей.
Такие мероприятия позволяют не только расширять кругозор и развивать логическое мышление и память всех играющих, но и помогают учащимся, классному руководителю и родителям найти путь к сердцам друг друга, способствуют сплочению семей, содействуют установлению доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Не такая популярная, но очень эффективная форма работы классного руководителя и родителей- совместная проектная или исследовательская работа. Такая работа не только сближает всех участников во время написания, но и во время представления работы, участия в различных конференциях и конкурсах. Во время написания работы родители вместе с детьми и руководителем работы (я говорю о тех случаях, когда это классный руководитель) вместе решают проектные задачи, что сближает, формирует единомышленников, способствует формированию не толко деловых, но и дружеских отношений.
И еще одна традиционная форма взаимодействия родителей с классным руководителем -это индивидуальные беседы. Конечно, о них писать не принято, на то они и индивидуальные. Но общую тематику озвучить можно. Она в каждом случае своя, но проблемы у многих одинаковые, поэтому и темы похожи из года в год:
Как помочь ребенку, если он не хочет учиться?
Как преодолеть застенчивость? (Жадность, зависть, грубость и т.д.)
Почему ребенок врет?
Как бороться с вредными привычками.
Почему ребенок не читает?
Как научить ребенка дружить.
Маменькин сынок-это…
Права и обязанности ребенка в семье.
Как построить отношения с одноклассниками.
Что такое ответственность и нужна ли она мне?
Правила подготовки к индивидуальной беседе те же, что и к родительскому собранию. Стоит обязательно написать все вопросы, которые мы хотим обсудить, привести примеры из жизни литературных героев и реальных людей. Классному руководителю важно быть убедительным!
В заключение хочу отметить, что представленная в статье тема всегда актуальна и никогда не будет исчерпана и что все взрослые участники образовательного процесса должны помнить: из гнезда коршуна редко вылетает сокол.
Приложение 1DOCX / 13.32 Кб
Приложение 2DOCX / 96.41 Кб
Приложение 3DOC / 57.5 Кб
Приложение 4DOC / 57.5 Кб
Приложение 5PPTX / 38.05 Мб
Приложение 6MP3 / 4.22 Мб
Использованная литература
1. Казантеева В. В. От педагогического воздействия – к взаимодействию // Школа. 2003. № 1. С. 69-72.
2. Ким Т. К. Семья как субъект взаимодействия со школой. М.: Прометей, 2013.
3. Коротаева Е. В. Основы педагогических взаимодействий: учебное пособие. Екатеринбург: СВ - 96, 2011. 160 с.
4. Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа. Екатеринбург: УрГПУ, 2008. 276 с.
5. Недвецкая М. Н. Подготовка педагогических кадров к организации взаимодействия школы и семьи. М. : АПК и ППРО, 2007. 128 с.
6. Самойленко, Е. В. К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями учащихся / Е. В. Самойленко, Е. А. Костюнина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 21 (101). - С. 735-738. - URL: https://moluch.ru/archive/101/22914/ (дата обращения: 31.05.2023).
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Пермякова Ольга Анатольевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Морозова Татьяна Леонидовна