Из личного опыта при подготовки детей к ВПР по литературе
Методические рекомендации при подготовки обучающихся 4-ых классов к Всероссийским проверочным работам по литературному чтению
Учитель начальных классов
Чижова Татьяна Геннадьевна
Томск 2024
Литературное чтение - один из основных предметов в системе обучения младших школьников. Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения и по другим предметам начальной школы.
В прошлом учебном году у меня был выпускной класс, и осенью мы узнали о нововведениях в ВПР 4-х классов. С одной стороны – большая ответственность, контрольная новая, но с другой – было интересно поучаствовать, посмотреть результаты, ведь мы готовились.
С чего начать? Проанализировав материал в демоверсии, получились некоторые сложности в начале пути:
- пробелы в знании теории литературы;
- нехватка времени- всего 3 часа урока в неделю;
- в УМК(дорабатывали по «Планете Знаний») нет всех произведений из описания демоверсии ВПР.
Шаги по решению данной проблемы:
Системность – не эпизодические тренировки, а принцип организации учебного процесса с начала учебного года,
Наглядность – выведении ключевой теории из учебника в активное, постоянно видимое поле зрение детей,
Практика -многообразие форматов(карточки),игры (обратилась за помощью в школьную библиотеку гимназии вместе разработали ряд уроков в форме литературного лото, игра-квиз по разделу « Поэтическая тетрадь», литературная игра «В гости к Пушкину»), рабочие листы для доведения навыков до автоматизма.
Выяснив проблемы и наметив пути решения мы начали подготовку.
Просмотрев типы заданий демоверсии с 1-го по 7-ое, я подбирала такие карточки, которые позволили довести до автоматизма опознавание жанров, видов и литературных понятий.




После такой работы, дети стали видеть ключевые слова и структуру.
Следующим шагом, была работа, направленная на знание биографии писателей, известные произведения, интересные факты из жизни.
Важным этапом было повторение основных жанров литературы, средств художественной выразительности, стилей речи, типов текстов. Ключевые наглядности были в постоянном доступе у детей.
| |
| |
| |
| |
Самым интересным этапом в подготовке к ВПР была дидактическая игра. Информация, полученная в игре, забывается гораздо медленнее , формируя метапредметный навык классификации и быстрого анализа.
Поработав с материалом литературного чтения в 4 классе, обратилась за помощью в школьную библиотеку. Совместно с библиотекарем был составлен план мероприятий, на основе которого провели ряд игр
Календарный план мероприятий
Дата | Название мероприятия | Форма проведения |
17.01 | «Лесные были и небылицы В.В. Бианки» | Литературное путешествие по творчеству В.В. Бианки |
30.01 | «Ищите мудрость в книгах» | Литературная игра по творчеству Л.Н.Толстого |
07.02 | «Мир сказок А.С.Пушкина» | Литературный час по сказкам А.С.Пушкина |
14.02 | «Живой мир в рассказах М.М. Пришвина» | Квиз – игра |
25.02 | «Веселый сказочник датского королевства» | Час сказки по творчеству Г.Х.Андерсена |
12.03 | «Герой своего времени» | Литературно-исторический квест по творчеству М.Ю. Лермонтова |
25.03 | «Поэт русской природы» | Час поэзии по творчеству С.А. Есенина |
03.04 | «А.П. Чехов и его герои» | Викторина по рассказам А.П. Чехова |
16.04 | «Баснописец на все времена» | Квиз-игра по басням И.А. Крылова |
25.04 | «Спешите делать добрые дела!» | Беседа-игра по творчеству А.И.Куприна |
Литературный час по сказкам А.С.Пушкина
| |
| |
| |
Литературное лото
| |
| |
Для повторения раздела «Устное народное творчество» на уроках технологии изготовили книжки- малышки «Я иллюстратор»

Работа с текстом , один из самых объёмных блоков в ВПР, который требовал
целенаправленной тренировки. Ребятам нужно было:
- прочитать и сравнить два текста( работа с биографией автора и его художественным произведением);
- восстановить последовательность событий происходящих в произведении (составить план);
- найти необходимую информацию , что требует внимательного, выборочного чтения;
- понимать мотивацию героев( устанавливать причину поступков героев и их решений).
И в этом вопросе нам помогала школьная библиотека, опираясь на задания в демоверсии ВПР составили несколько тренировочных заданий:
2. Прочитайте отрывок и определите, к какому литературному жанру он относится «Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и так усердно светило всем на земле и так грело, что жить стало легко. Синичке больше не надо было заботиться о ночлеге: найдет свободное дупло — хорошо, не найдет — и так переночует где-нибудь на ветке или в чаще. И вот раз вечерком ей показалось, будто лес в тумане. Легкий зеленоватый туман окутал все березы, осины, ольхи. А когда на следующий день над лесом поднялось солнце, на каждой березе, на всякой веточке показались точно маленькие зеленые пальчики: это стали распускаться листья». o басня o рассказ o сказка 3. Учитель Татьяна Геннадьевна и библиотекарь Елена Александровна при подготовке заданий для класса 4 «Б» поделились друг с другом впечатлением о рассказе М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб».
| 4. Помогите библиотекарю Елене Александровне расставить книги в тематические разделы. Заполните таблицу. Тематический раздел Книга Зарубежная литература Справочная литература Русская литература Устное народное творчество
|
1. Почитайте тексты и выполните задания (см. тексты в приложении 2) • На основе текста «Биография» отметьте галочкой верные утверждения o Пришвин М.М. является автором произведений для детей, рассказов о природе и охоте. o Пришвин М.М. родился в крестьянской семье. o Пришвин М.М. много гулял по лесу и путешествовал. • Определите последовательность событий в тексте «Заячьи лапы (отрывок)». ¬1. Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. __ Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. ¬¬¬¬¬¬__ Потом дед его вылечил и оставил у себя. ¬¬__ Дед обрадовался зайцу, будто родному. __ Шумел сухой тростник. __ Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. • На основе содержания текстов установите значение слов. Запишите в таблицу выбранные цифры. Слова Значения слов А. тростник 1. изображение, полученное с помощью фотографии Б. фольклор 2. отдельная группа звезд В. созвездия 3. металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая Г. самовар 4. водяное или болотное растение Д. снимок 5. устное словесное и музыкальное народное творчество А. Б. В. Г. Д.
• ¬Объясните, что обозначает фраза «Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде» в рассказе «Заячьи лапы (отрывок)». Запишите свое мнение, обоснуйте его. |
Итог работы: ВПР- это не страшный сон, а закономерный итог нашей совместной деятельности, проверяющий умение думать и работать с информацией.





















