12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
240584256

МБОУ «Нижнеиртышская средняя школа имени М.Н. Макарова»













К вопросу о подготовке к олимпиаде по русскому языку и литературе (из опыта работы)







Подготовила:

Поддубная Алёна Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нижнеиртышская СШ имени М.Н. Макарова»













Цель: поделиться опытом.

Системная подготовка к олимпиаде по русскому языку:

решение отдельных заданий на уроке (например, анализ предложений с грамматическими и речевыми ошибками, анализ паронимов, свои примеры паронимов и так далее);

разбор олимпиадных заданий прошлых лет школьного, муниципального и регионального этапов – на индивидуальных консультациях по русскому языку;

участие в конкурсах – «Русский медвежонок», «Ломоносовский турнир по русскому языку» (заочный и очный этапы);

разбор заданий «Ломоносовского турнира по русскому языку» прошлых лет;

самоподготовка обучающихся;

ежегодные занятия «Летней школы» по русскому языку:

занятия по проблеме «Подготовка к олимпиадным заданиям по русскому языку»;

примеры тем:

Введение. Структура олимпиады по русскому языку.

Практическая работа по теме «Решение олимпиадных заданий по русскому языку».

Практическая работа по теме «Решение олимпиадных заданий по русскому языку».

Анализ ошибок работы.

Практическая работа по теме «Решение олимпиадных заданий повышенной сложности по русскому языку».

занятия по проблеме по проблеме «Роль художественных средств в тексте»:

примеры тем:



Текст. Его признаки. Художественные средства.

Практическая работа по теме «Текст и его художественные средства».

Анализ ошибок практической работы. Практическая работа по теме «Роль художественных средств в тексте».

Анализ ошибок работы.



Кроме этого, важен внутренний настрой и мотивация самих ребят.

Примеры некоторых заданий.

Русский язык.

Задание 3. Максимально - 6 баллов.

Какими частями речи являются выделенные слова? Докажите.

Отдай мне то, что обещал.

То дождь пойдёт, то выглянет солнце.

Дело-то, братцы, отличное! [2]


Задание 4. Максимально - 6 баллов.


В роли каких частей речи употребляются выделенные слова? Докажите частиречную принадлежность слов.

Он собой ничего.

Она живёт ничего.

«Полёт в ничто» - так называлась эта книга. [2]

Задание 5. Максимально - 1 балл.

Укажите номер ряда слов, в котором во всех словах есть звук [К]:

раскрепоститься, помог, отклеился;

композитор, вдруг, кисель;

округлив, архипелаг, кипячёный;

отказывается, супруг, раскинулся. [3]

Задание 6. Максимально - 8 баллов.

Какие из приведённых пар слов являются исторически однокоренными: пиджак – спина, нож – занозить, наперсник – перст, зеркало – зрачок, колесо - околачиваться, перст – перчатка, копьё – копить, берег – беречь, время – веретено, бестолочь – бестия, колесо – колба.

Приведи свой пример таких слов.

Задание 7. Максимально - 5 баллов.

Какие слова русского языка объединены корнем: -мк-//-мок-//-моч-//-мык-//-мыч-? [2]

Задание 8. Максимально - 8 баллов.

Поставьте ударение в словах: досуг, дотемна, засветло, истекший, красивее, мельком, набело, обеспечение.

Задание 9. Максимально - 1 балл.

Объясните характер сказуемых в следующих предложениях.

Мы должны довести дело до конца.

Мне стало не по себе от упорного взгляда Лагутина.

Никакие снега, туманы и дожди не в силах сдержать весну. [2]

Задание 10. Максимально - 6 баллов.

Исправьте ошибки в употреблении форм слов.

Встретились по возвращению из командировки.

Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать.

Мы не хотим тормозить переговоры.

Задача была решена неверно благодаря арифметической ошибки.

Работа выполнена достаточно довольно слабо.

Согласно многолетних наблюдений в России зима холодная.

Литература.

Задание № 1. Максимальное количество баллов - 20.


Представьте, что вы участвуете в проекте «Литературное имя нашего времени» и вам необходимо выбрать литературного героя, с которого следует брать пример вашим современникам. Кого из известных литературных героев вы бы выбрали? Почему? Ответьте подробно, раскрывая образ героя, его поступки и характер.


Задание № 2. Максимальное количество баллов - 8.

Соотнесите произведения, жанры и авторов.


Произведение

Жанр

Автор

«Демон»



«Сердца трёх»



«Хаджи-Мурат»



«Айвенго»




Расставьте цифры.


Жанр: 1) приключенческий роман; 2) историческая повесть; 3) роман об эпохе Крестовых походов; 4) романтическая поэма.


Автор: 1) М.Ю. Лермонтов; 2) Дж. Лондон; 3) Л.Н. Толстой; 4) В. Скотт.

[1]

Задание 3. Максимальное количество баллов – 7 баллов.

Определи художественное средство, который встречается в отрывках.


Буря плачет у окна.

Души сиреневая цветь.

О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?

Заледенелая мгла.

Но тих был наш бивак открытый.

Душа моя – поле безбрежное.

В сто сорок солнц закат пылал.


Задание № 4. Максимальное количество баллов - 26 баллов.



Осень – одно из самых поэтичных времён года. Это прослеживается в творчестве многих русских поэтов. А какая осень близка вам? Почему? Приведите 2-3 примера стихотворений русских поэтов.



Библиография

Волжина Е.Д. Олимпиады по литературе: 5-8 классы. – М., 2012.

Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 7-8 классы. – М., 2010.

Турнир имени М.В. Ломоносова по русскому языку: задания заочного этапа. – 2013.





6


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.