К вопросу о подготовке к олимпиаде по русскому языку и литературе (из опыта работы)
МБОУ «Нижнеиртышская средняя школа имени М.Н. Макарова»
К вопросу о подготовке к олимпиаде по русскому языку и литературе (из опыта работы)
Подготовила:
Поддубная Алёна Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Нижнеиртышская СШ имени М.Н. Макарова»
Цель: поделиться опытом.
Системная подготовка к олимпиаде по русскому языку:
решение отдельных заданий на уроке (например, анализ предложений с грамматическими и речевыми ошибками, анализ паронимов, свои примеры паронимов и так далее);
разбор олимпиадных заданий прошлых лет школьного, муниципального и регионального этапов – на индивидуальных консультациях по русскому языку;
участие в конкурсах – «Русский медвежонок», «Ломоносовский турнир по русскому языку» (заочный и очный этапы);
разбор заданий «Ломоносовского турнира по русскому языку» прошлых лет;
самоподготовка обучающихся;
ежегодные занятия «Летней школы» по русскому языку:
занятия по проблеме «Подготовка к олимпиадным заданиям по русскому языку»;
примеры тем:
Введение. Структура олимпиады по русскому языку. |
Практическая работа по теме «Решение олимпиадных заданий по русскому языку». |
Практическая работа по теме «Решение олимпиадных заданий по русскому языку». |
Анализ ошибок работы. |
Практическая работа по теме «Решение олимпиадных заданий повышенной сложности по русскому языку». |
занятия по проблеме по проблеме «Роль художественных средств в тексте»:
примеры тем:
Текст. Его признаки. Художественные средства. |
Практическая работа по теме «Текст и его художественные средства». |
Анализ ошибок практической работы. Практическая работа по теме «Роль художественных средств в тексте». |
Анализ ошибок работы. |
Кроме этого, важен внутренний настрой и мотивация самих ребят.
Примеры некоторых заданий.
Русский язык.
Задание 3. Максимально - 6 баллов.
Какими частями речи являются выделенные слова? Докажите.
Отдай мне то, что обещал.
То дождь пойдёт, то выглянет солнце.
Дело-то, братцы, отличное! [2]
Задание 4. Максимально - 6 баллов.
В роли каких частей речи употребляются выделенные слова? Докажите частиречную принадлежность слов.
Он собой ничего.
Она живёт ничего.
«Полёт в ничто» - так называлась эта книга. [2]
Задание 5. Максимально - 1 балл.
Укажите номер ряда слов, в котором во всех словах есть звук [К]:
раскрепоститься, помог, отклеился;
композитор, вдруг, кисель;
округлив, архипелаг, кипячёный;
отказывается, супруг, раскинулся. [3]
Задание 6. Максимально - 8 баллов.
Какие из приведённых пар слов являются исторически однокоренными: пиджак – спина, нож – занозить, наперсник – перст, зеркало – зрачок, колесо - околачиваться, перст – перчатка, копьё – копить, берег – беречь, время – веретено, бестолочь – бестия, колесо – колба.
Приведи свой пример таких слов.
Задание 7. Максимально - 5 баллов.
Какие слова русского языка объединены корнем: -мк-//-мок-//-моч-//-мык-//-мыч-? [2]
Задание 8. Максимально - 8 баллов.
Поставьте ударение в словах: досуг, дотемна, засветло, истекший, красивее, мельком, набело, обеспечение.
Задание 9. Максимально - 1 балл.
Объясните характер сказуемых в следующих предложениях.
Мы должны довести дело до конца.
Мне стало не по себе от упорного взгляда Лагутина.
Никакие снега, туманы и дожди не в силах сдержать весну. [2]
Задание 10. Максимально - 6 баллов.
Исправьте ошибки в употреблении форм слов.
Встретились по возвращению из командировки.
Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать.
Мы не хотим тормозить переговоры.
Задача была решена неверно благодаря арифметической ошибки.
Работа выполнена достаточно довольно слабо.
Согласно многолетних наблюдений в России зима холодная.
Литература.
Задание № 1. Максимальное количество баллов - 20.
Представьте, что вы участвуете в проекте «Литературное имя нашего времени» и вам необходимо выбрать литературного героя, с которого следует брать пример вашим современникам. Кого из известных литературных героев вы бы выбрали? Почему? Ответьте подробно, раскрывая образ героя, его поступки и характер.
Задание № 2. Максимальное количество баллов - 8.
Соотнесите произведения, жанры и авторов.
Произведение | Жанр | Автор |
«Демон» | | |
«Сердца трёх» | | |
«Хаджи-Мурат» | | |
«Айвенго» | | |
Расставьте цифры.
Жанр: 1) приключенческий роман; 2) историческая повесть; 3) роман об эпохе Крестовых походов; 4) романтическая поэма.
Автор: 1) М.Ю. Лермонтов; 2) Дж. Лондон; 3) Л.Н. Толстой; 4) В. Скотт.
[1]
Задание 3. Максимальное количество баллов – 7 баллов.
Определи художественное средство, который встречается в отрывках.
Буря плачет у окна.
Души сиреневая цветь.
О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?
Заледенелая мгла.
Но тих был наш бивак открытый.
Душа моя – поле безбрежное.
В сто сорок солнц закат пылал.
Задание № 4. Максимальное количество баллов - 26 баллов.
Осень – одно из самых поэтичных времён года. Это прослеживается в творчестве многих русских поэтов. А какая осень близка вам? Почему? Приведите 2-3 примера стихотворений русских поэтов.
Библиография
Волжина Е.Д. Олимпиады по литературе: 5-8 классы. – М., 2012.
Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 7-8 классы. – М., 2010.
Турнир имени М.В. Ломоносова по русскому языку: задания заочного этапа. – 2013.
6