Чат для родителей: проблемы взаимодействия (из личного опыта)

8
1
Материал опубликован 10 December 2020 в группе

Чат для родителей: проблемы взаимодействия (из личного опыта)



В связи с современными реалиями (пандемией и здоровьесберегающей политикой нашего государства в образовательной среде) дистанционные формы взаимодействия родителей и педагогов стали особенно актуальными. Несмотря на то, что система среднего профессионального образования не всегда строго определяет ответственность кураторов группы, в нашем учебном заведении классное руководство имеет абсолютно идентичную школьной специфику. В период очного обучения (до пандемии) и возможности встреч с родителями классные часы, собрания совета самоуправления группы, ежемесячные культурные или спортивные мероприятия и как следствие родительские собрания, индивидуальные консультации с преподавателями, советы профилактики входили в обычный воспитательный процесс.

Пандемия изменила все в организационном плане. Появились отдельные чаты для родительского собрания группы, для родительского комитета, для общеродительского собрания колледжа, на котором зарегистрирован председатель родительского комитета.

Методы работы приобрели качественно иной характер, перешли на удаленный доступ. Соответственно изменились формы общения с родителями. Из собственного опыта могу сказать, что наиболее продуктивным оказалась созданная мною группа для родителей в мессенджере WhatsApp. Однако при создании подобного сообщества необходимо понимать, что такое группа. Как отмечают исследователи, «Группа — это тип сообщества в социальной сети, представляющий собой объединение «равноправных» пользователей на основе общих интересов. Группа является обособленным типом сообществ, т.к. открыта только для людей, зарегистрированных в данной социальной сети»[ Лямин с.5]. При всей своей обособленности действия администратора в такой группе доступны каждому «равноправному» участнику, поэтому родители могут отвечать вам, обсуждать информацию, задавать вопросы или сообщать личные данные. Если вы ограничите доступ и закроете сообщения, то вероятность моментального отклика заметно снизиться. Поэтому свободу излагать свои мысли, обсуждать в группе какие-то события, которые напрямую не касаются предназначения группы, необходимо оговорить на начальном этапе. Родителям должны быть ясны цели и задачи созданного вами чата, оговорена тематика информации, которая будет вами излагаться, ограничены обсуждения вне конкретно заданных вопросов. Важно при каждом сообщении напоминать, что вопросы можно задавать вам лично, вне данной группы.

Проведение родительских собраний в WhatsApp при видеоконференции невозможно, так как мессенджер рассчитан только на 4 одновременных видеотрансляции. Такой формат доступен при консультациях с родительским комитетом, что очень удобно (вы можете видеть непосредственную реакцию, что важно для понимания общего настроения представителей родительского сообщества).

Родительское собрание проводилось мною дважды с начала учебного года. Первый опыт представлял собой определенный хаос, так как родители группы 1 курса еще не знали друг друга, шквалом задавали одинаковые вопросы и требовали немедленной обратной связи. Организационный момент затянулся, но когда все поняли, чего я жду от них, процесс наладился. Этому помогли не мои сообщения в чате (на простое приветствие в ответ посыпались 25 реакций), а отосланный документ (фото, а не формат doc. и pdf., так как у многих родителей оказались неприспособленными телефоны для чтения таких файлов). В документе был прописан подробный план собрания и моменты, когда я буду ожидать от родителей реакции (ответов), голосования именно в чате. Выбор родительского комитета проходил отдельно от меня после 1 собрания, поэтому протокол был составлен заранее мною и также отправлен в виде фотографии документа, а после передан через студента председателю родительского комитета.

Помимо родительских собраний и ежедневных сообщений в группу об отсутствующих (сначала писала фамилии, но наиболее продуктивным оказались фотографии ребят на каждом занятии), чат в WhatsApp стал прекрасной площадкой для организации онлайн-посещений музеев, мероприятий родителей вместе с детьми. В во время таких сессий я предлагала делиться впечатлениями от увиденного и проводила серийные квесты для каждого родителя с его ребенком, например, посещение охранных мест Юнеско. В общий чат были поочередно предложены фотографии топонимов, и предлагалось определить, что это за место и в чем его уникальность.

В завершении хотелось бы подытожить, что подобный опыт некоторым образом не только облегчил работу классного руководителя по взаимодействию с родительским коллективом, но и проявил несовершенство многих аспектов работы куратора группы. Легче стало тем, что связь с родителями практически моментальна, отсутствует личный контакт (если кого-то напрягал такой способ взаимодействия). Сообщения для чата выверены, нет лишних слов, не накладывается отпечаток эмоционального фона, когда приходится сообщать о проблемах в группе. Классному руководителю легче «сохранить лицо». С точки зрения психологии учителю не приходится ассоциировать ребенка с его родными, что проявляет обучающегося как отдельную личность. Правильная и четкая организация дистанционных форм взаимодействия приводит к положительному результату и высоко оценено родителями, так как им нет необходимости приезжать на каждый тревожный зов. Сложностью можно считать потерю обратной связи. Родители привыкают к сообщениям и, чтобы понять их реакцию, необходимо порой дублировать информацию в личные сообщения. Как оказалось, не у всех родителей есть возможность связываться даже в WhatsApp, поэтому с ними контакт установлен посредством СМС-информирования или личных звонков.

Тем не менее, подобный опыт в своей группе я считаю удачным, практика постоянной и моментальной связи благотворно отражается на общем поведении группы, адаптации к учебному процессу как детей, так и родителей.





Список литературы:

1.Курбатов, В.И. Сетевые онлайн-сообщества: структурно-функциональные и организационные факторы самоуправления [ электронный документ] // В.И.Курбатов. – Гуманитарий юга России. – Т.7, №2. – 2018. – с.

2.Лямин, А.В.Использование социальных сетей в образовании // А.В. Лямин, А.Р. Хоботова, М.С. Чежин– СПб: Университет ИТМО, 2015 – 67 с.

3.Соломатин, А. М. Роль профессиональных сообществ в реализации инновационных образовательных проектов [ электронный документ] // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – Вып. 4 (12).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за распространение опыта работы!

11 December 2020