Статья «На пути к профессионализму (из личного опыта)»
Аннотация
Главным ресурсом повышения качества образования является педагог. А одним из основных факторов, влияющим на развитие личности ребенка, будет профессионализм педагога. Настоящая статья посвящена повышению профессионального мастерства педагога, а в конечном итоге совершенствованию самого педагогического процесса. На личном примере опыта педагога показана возможность развивать профессионализм через участие в конкурсах различного уровня, раскрыто положительное влияние творческой деятельности педагога на результативность образовательной программы.
Ключевые слова
Профессионализм, мастерство, конкурс, творчество, воспитание, успешность, достижение, результат, потенциал, мотивация, патриотизм.
Современный педагог, чтобы быть интересным детям, должен быть профессионалом своего дела. А профессионализм педагога определяется его профпригодностью, самоопределением, любовью к профессии, детям. Именно это является одной из причин моего личного участия в конкурсах профессионального мастерства. Кроме того, я считаю, чтобы воспитать в ребёнке успешную и творческую личность, педагог сам должен быть ярким примером творчества и успешности для своих обучающихся.
Из личного опыта могу сказать, что на сегодняшний день существует множество возможностей реализовать свой творческий потенциал. Конкурсы проводятся на уровне образовательного учреждения, а также на городском, областном, межрегиональном, всероссийском. И чем выше уровень, тем больше требуется особой тщательности в подготовке, поддержки с методической стороны. Консультации методистов по вопросам требований различных конкурсных заданий, оформления материалов конкурса, помощь в преодолении стрессовых ситуаций и психологических барьеров при публичном выступлении или на практическом занятии - это гаранты для успешного участия в профессиональном конкурсе. Мои победы и достижения – это достижения и моих коллег, которые не были безучастными, а также и моих обучающихся, которые проявили себя творчески.
За 3 года своей работы педагогом дополнительного образования по реализующей программе «Гимнастика для здоровья» я принимала участие в конкурсах различного уровня .
Первое мое знакомство с конкурсами произошло на муниципальном этапе конкурса «Сердце отдаю детям» в номинации «Дебют». Конкурс –первый, год работы-тоже первый…И пускай я не призер, но выиграла как специалист, шагнула в сторону мастерства. При подготовке я детально продумывала: как открытое занятие представит мою образовательную программу, просмотрела много литературы при составлении плана занятия. Также научилась составлять технологическую карту, использовать информационные ресурсы во время занятия. На конкурсе я получила достаточно высокую оценку за открытое занятие. А такой этап как защита образовательной программы помог мне увидеть в ней недочеты, «слабые места». И это меня еще больше мотивировало к доработке, дополнению программы.
Но останавливаться на этом не хотелось… И вот она, первая победа! Представляя технологическую карту практического занятия «Сердце отдаю детям» на межрегиональном конкурсе методических разработок в городе Стрежевой я победила.
Доработав образовательную программу «Гимнастика для здоровья», я заявила ее на Региональном этапе Всероссийского конкурса дополнительных общеразвивающих программ. Несмотря, что в конкурсе принимало участие более 100 педагогов, моя программа заняла III место. Для успешного участия я внимательно изучила методический конструктор, просмотрела программы других педагогов, учла все рекомендации к своей программе. Постаралась усилить ее разделом воспитательной работы, что принесло положительный результат. Занятое призовое место в конкурсе оправдывается результативностью программы - сохранность контингента на высоком уровне, положительная динамика результатов освоения обучающимися программы, дети активно принимают участие в конкурсах и конференциях по оздоровительному, патриотическому, историческому направлениям, развивая творческие способности и исследовательские навыки. Дети не просто участвуют, а являются призерами и победителями на международном, региональном и муниципальном уровнях. Например, на научно-практической конференции на ФФК НИ ТГУ моя обучающаяся оказалась победителем. А на межрегиональном конкурсе-фестивале ко Дню победы в городе Стрежевой приняло участие 15 моих обучающихся, среди которых 9 победителей и призеров по двум номинациям. И вообще, участие в мероприятиях и акциях для нас стало традицией, на которые дети откликаются с удовольствием. А о влиянии оздоровительной гимнастики можно судить из высказывания одного из моих победителей регионального Конкурса сочинений «История физической культуры и спорта через историю семьи»: «За год на гимнастике я научился многому. У меня появились новые друзья, я научился играть в команде, стал сильным и ловким, научился прыгать в длину, отжиматься. И еще я неплохо повлиял на семью. Теперь и моя мама каждое утро делает со мною зарядку!» [1]
Когда был объявлен Региональный конкурс среди тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, я сразу решила принять участие в номинации «Массовость». В конкурсе, где в первую очередь оценивалось новизна, актуальность, использование в работе спортивно-оздоровительных и воспитательных технологий, высокие показатели сохранности контингента обучающихся и динамика роста показателей физического развития, я заняла III место. Собирая конкурсные материалы, приходилось делать анализ своей работы, непроизвольно давать самооценку ей, и уже планировать на будущее свою учебную и творческую деятельность.
И уже в скором будущем объявлен Всероссийский конкурс профессионального мастерства, где в номинации «Педагог- формула успеха» занимаю II место. Вывести свою формулу успеха мне помогают мои достижения и достижения моих обучающихся. И вообще, по моему мнению, возникает прямая взаимосвязь, а именно: образовательная программа способствует развитию физических и творческих способностей обучающихся, чьи высокие достижения помогают мне в конкурсах. При чем один конкурс дополняет другой, что в результате способствует совершенствованию программы.
Кроме того, я являюсь участником педагогического сообщества «Урок.РФ» и по возможности участвую в проводимых ими заочных конкурсах. Также я выступала с докладами и презентациями на КПК и открытой онлайн конференции педагогов, участвовала в работе Международной научно-практической конференции, проводимой НИ ТГУ, публиковала педагогические статьи в журнале «Внешкольное образование Томской области».
Что же дало мне участие в профессиональных конкурсах? Это прежде всего хорошая школа самоподготовки. Подготовка к нему учит анализировать свой труд. Я смотрю на себя глазами экспертов, акцентирую свои сильные стороны, выделяю моменты, которые проработаны недостаточно, ищу, над чем ещё нужно работать. Несмотря на публичность моей профессии, конкурсы помогают мне преодолеть себя, нарабатывать опыт публичных выступлений, меняют мое отношение к себе, с каждым шагом приближают к профессионализму.
Конечно, можно считать, что участие в профессиональных конкурсах - дело личное, но с другой стороны это достижение всего учреждения. Результативное участие в конкурсах – это мой престиж как педагога и престиж учреждения в целом, и является как полезным, так приятным итогом совместной продуктивной деятельности.
В завершении я хотела бы обратиться: Коллеги! Принимайте участие в конкурсах, пробуйте свои силы, делитесь опытом своей работы и достигайте успехов!
Список использованных Интернет-ресурсов:
Наводкина Галина Сергеевна