12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Алексеевна Филатова175
Материал размещён в группе «Растим патриотов России»

Обогащение словаря детей с нарушением слуха на прогулке.

(из личного опыта)

Роль ознакомления детей с природой во всестороннем развитии и, в особенности в обогащении словаря, очень велика. Перед воспитателем детского сада стоит важная задача: помочь каждому ребенку овладеть речью. Конечно, наряду с обогащением словаря воспитателю надо знать постановку звука, чтобы всегда ребенку помочь освоить правильное его произношение в слове. Чем больше глухой ребенок будет говорить, тем скорее автоматизируется его речь. Формирование речи происходит двумя путями: в естественных условиях и на специальных занятиях. И, конечно, слова, в произношении которых дети упражняются, в естественных условиях, на реальных примерах, запоминаются ими быстрее.

Ребенок дошкольного возраста, а особенно глухой ребенок, мыслит конкретно, образно, и поэтому на прогулке мы продолжаем работу сурдопедагога, а иногда воспитатель знакомит детей с новыми словами, а педагог использует эти слова на занятии. Например, воспитатель дает детям слова БУДЕМ ИГРАТЬ, ПОЙДЕМ ГУЛЯТЬ, ИГРАЛИ.

Работа по обогащению словаря планируется на месяц и на неделю и обязательно с участием сурдопедагога. Особенно важно это на 1-2 годах обучения. Воспитатель отбирает из программы вместе с педагогом весь материал, который нужен на прогулке.

Прогулку мы строим так:

1.Отмечаем погоду, время года, знакомим с окружающим путем наблюдений.

2. Подвижная игра со всей группой детей.

3. Труд детей.

4. Подвижные игры, игры- забавы, индивидуальная работа с детьми.

Ознакомление с природой и окружающим детей младших групп надо начинать с наиболее доступных для них природных объектов, расположенных на участке детского сада. В дальнейшем можно проводить непродолжительные прогулки в парк или скверы, находящиеся недалеко от детского сада. Наблюдения. относящиеся к одному и тому же объект , должны быть непродолжительными (!-5 минут),но многократными.

Например, знакомя детей с растениями на участке детского сада, при первом осмотре клумбы не называем отдельных цветов, а лишь фиксируем внимание на их красоту. Даем таблички: ЦВЕТЫ, КРАСИВЫЕ.

При повторных осмотрах клумбы детям показываем отдельные части растений- ЛИСТЬЯ, ЦВЕТЫ, предлагаем понюхать некоторые из них. Объясняем почему нельзя ходить по клумбе и мять цветы. В дальнейшем осматриваем клумбу в разное время года и постепенно знакомим детей с названиями цветов и их расцветкой- РОМАШКА БЕЛАЯ.

Рассматривая дерево первый раз дается табличка ДЕРЕВО. При следующем рассматривании даем таблички СТВОЛ, ВЕТКА, ЛИСТЬЯ.

Обращаем внимание, что листья летом зеленые, а осенью желтые.

Зимой листьев на деревьях нет. На основе накопленного опыта у них образуются причинно- следственные связи.

Расширяются представления детей о средствах передвижения. Дети постоянно учатся узнавать и называть некоторые виды транспорта. Теперь они должны знать, как используется данный вид транспорта, кто им управляет. Даются таблички МАШИНА ГРУЗОВАЯ (легковая) и т. д.

Какие приемы обогащения словаря следует использовать в работе:

Показ с названием (объекта, действия, качества);

Просьба- предложение сказать, произнести нужное слово;

Использование нового слова в сочетании со знакомыми словами;

Поручение, предлагающее ответ-действие (дай, покажи, принеси, сделай, найди). Следует понимать, что, действуя, дети лучше осваивают новые слова.

Эти приемы являются ведущими при наблюдениях и рассматривании объектов.

Постепенно мы приучаем детей замечать характерные сезонные изменения в неживой и живой природе, в зависимости от условий погоды намечать свою деятельность на прогулке.

Во время игр детей со снегом обращаем внимание на его свойства в зависимости от температуры воздуха: в мороз снег сухой, рассыпается, из него нельзя лепить, в теплый день снег мокрый и из него можно делать различные постройки, лепить снежки, куличики. Постепенно во время прогулок мы знакомим детей с рядом новых слов и понятий: МОРОЗ, СНЕГ, СНЕГ СВЕРКАЕТ, ЛЕД ПРОЗРАЧНЫЙ, ЛЕД СКОЛЬЗКИЙ, МЕТЕЛЬ и т.д.

Играя с песком, дети знакомятся с его свойствами. Сухой песок сыплется, из мокрого легко лепить, строить.

В играх с водой у детей возникает много ощущений (можно менять температуру воды). Они реально чувствуют, что такое ХОЛОДНАЯ, ТЕПЛАЯ, ГОРЯЧАЯ ВОДА.

Наряду с ознакомлением с окружающим, с природными явлениями, ежедневно проводим подвижные игры, связанные с речью.

Например, мы говорим ДЕРЕВО- дети бегут к дереву. Затем говорим СТОЛ- дети бегут к столу, т. е. проводим игры с предметами, которые окружают детей. В этих играх уточняются названия предметов, пополняется словарный запас у детей.

Подвижные игры с правилами занимают важное место в работе по обогащению словаря. В них можно закрепить названия животных (используя для этой цели шапочки животных), глаголы (ПТИЧКИ ПРЫГАЮТ, ПТИЧКИ СИДЯТ, ЛЕТАЮТ, ПЬЮТ ВОДУ, СПЯТ и т. д.) Цвета (ЖЕЛТЫЙ, КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ) в играх «Найди свой дом», «Поезд» и т.д.

Работа на огороде, в цветнике, на участке способствует не только воспитанию трудолюбия, но и обогащению словаря детей. В процессе работы они усваивают много слов: КОПАЕТ, РАБОТАЕТ, ГРЯДКИ, СЕМЕНА, названия овощей и т. д. Кроме того закрепляют пройденный материал (ЛОПАТА, ЛЕЙКА, ВОДА и т. д.).

Работа над речью на прогулке имеет большое значение для умственного воспитания дошкольников с нарушением слуха, т.к. усвоение детьми знаний тесно связано с развитием их познавательных способностей- сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, наблюдательности, любознательности. Их вопросы часто свидетельствуют о наблюдательности и живом познавательном интересе.

При проведении индивидуальной работы с детьми на прогулке мы также имеем возможность познакомить, закрепить, уточнить, поупражнять ребенка в произношении слов.

Такая плановая, систематическая работа по проведению экскурсий и прогулок в природу, отбор объектов для наблюдения, постепенное усложнение образовательного материала, повторение его дали возможность познакомить, а затем закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями природы и обогатить словарь детей. Речь у детей моей группы стала более гибкой, связанной и последовательной, богаче стало и их творческое воображение.







Опубликовано в группе «Растим патриотов России»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.