Из опыта обучения английскому языку школьников с трудностями в обучении
Из опыта обучения английскому языку школьников с трудностями в обучении.
Сегодня многие ученики средней школы испытывают трудности в обучении. На уроках иностранного языка мы часто встречаемся с такими проблемами, как плохое усвоение лексики, непонимание грамматических правил и структур. Ученикам «не хватает слов» чтобы построить простое предложение или ответить на вопрос. Одной из причин неуспеваемости по английскому языку может быть дислексия.
По определению википедии «дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения м письма при сохранении общей способности к обучению».
На уроках английского языка дислексия проявляется также, как и на уроках письма, чтения, русского языка, литературы и других. Обучающие с трудом различают похожие буквы, например, b - d, t - f, g – q; путают английские и русские буквы с одинаковым написанием, не видят окончания слов, пропускают артикли и предлоги, меняют местами части слова, не могут прочитать слово целиком, пытаются угадать слова по первым двум-трем буквам. Кроме того, дети с дислексией путают похожие по написанию и звучанию слова, такие как bed – bad, duck – dark, leave - live – love. Зачастую они не могут соотнести звуковой и графический образ слова. И самое неприятное – очень плохо запоминают слова и очень быстро их забывают. Все это ведет к тому, что ученики не понимают смысл того, что читают и, соответственно не могут выполнить задания, данные на основе прочитанного.
В начальных классах, когда преобладает устная речь, наглядные и игровые методы обучения, объем материала невелик, многим детям удается справляться с программой. Однако, поскольку объем чтения и упражнений на основе чтения с каждым годом увеличивается, словарный запас стремительно растет, то уже к шестому – седьмому классу оказывается, что ученик не справляется с обучением. Учитель говорит, что ребенок не знает слов, ничего не понимает, не умеет читать. Ребенок, понимая, что не успевает за одноклассниками, совсем перестает учиться.
Родители пытаются исправить ситуацию, обращаются к репетитору и надеются, что несколько занятий, или несколько месяцев занятий превратят их чадо в отличника, или, хотя-бы, твердого троечника. Но репетитор зачастую не может помочь такому ребенку. Это происходит потому, что коррекция дислексии – процесс не быстрый, он требует возвращения к истокам и постепенного, упорного и, желательно, ежедневного труда ученика. Задача наставника – дать школьнику алгоритм работы с текстовым материалом, научить его понимать текст на иностранном языке, обеспечить расширение словарного запаса, за счет многократного повторения.
Предлагаю образец текста и последовательность заданий по тексту для работы с учениками восьмого класса.
Аndrew.
Слушай и следи.
Прочитай за диктором
Прочитай вместе с диктором
Прочитай сам
Hello! Let me introduce myself. My name is Andrew and I am a fifteen-year-old school student. I live in a big city of Glasgow in Great Britain. I am an ordinary teenager from a usual family. My parents are middle-aged people. I am not an only child, because I have an elder brother and a younger sister. I am very sociable and quite active. I have a lot of friends and I often hang out with them. However, I am sometimes a bit stubborn. I always want to do things my own way. | Привет! Позвольте мне представиться. Меня зовут Эндрю, и я – пятнадцатилетний школьник. Я живу в большом городе Глазго в Великобритании. Я – обычный подросток из обычной семьи. Мои родители – люди средних лет. Я – не единственный ребенок, потому, что у меня есть старший брат и младшая сестра. Я очень общительный и довольно активный. У меня много друзей и я часто провожу время с ними. Однако, я иногда немного упрямый. Я всегда хочу делать все по-своему. |
Закрой перевод текста и найди в тексте фразы:
пятнадцатилетний студент | большой город | обычный подросток |
из обычной семьи | люди средних лет | единственный ребенок |
старший брат | младшая сестра | много друзей |
позвольте мне | представиться | меня зовут… |
я живу | мои родители | у меня есть… |
очень общительный | довольно активный | часто провожу время |
однако | немного упрямый | хочу делать |
потому, что | часто | иногда |
всегда | по-своему | с ними |
Составь предложения:
introduce/ Let/ myself/ me. Andrew/ name/ My/ is. fifteen-year-old/ I/ school/ am/ student/ a. Glasgow/ I/ in/ of/ big/ live/ a/ city. am/ teenager/ an/ I/ ordinary. family/ I/ usual/ am/ from/ a. are/ My/ people/ middle-aged/ parents. am/ child/ not/ only/ I/ an. have/ elder/ an/ brother/ I. younger/ have/ I/ sister/ a. very/ I/ sociable/ am. active/ am/I/ quite. of /I/ lot/ have/ friends/ a. with/ hang/ I/friends/ often/ out/my. a/ sometimes/ bit/ I/ stubborn/ am. way/ always/ I/ to/ want/ things/ do/ own/ my. |
Найди в тексте противоположное:
Youself – little town - younger brother - Surname – unusual family - elder sister - University student - grandparents - shy - Extraordinary - elderly people - passive – A few friends - never - flexible – |
Вставь пропущенное слово:
Hello! Let ____ introduce myself. My name ____ Andrew and I am ____ fifteen-year-old school student. I live _____ a big city ______ Glasgow in Great Britain. I _____ an ordinary teenager _______ a usual family. My parents ______ middle-aged people. I am ______ an only child, because I _______ an elder brother _______ a younger sister. ______ am very sociable and quite active. I have a _______ of friends and I often hang ______ with them. However, I am sometimes a ______ stubborn. I always want _____ do things _____ own way. |
Расставь знаки препинания и заглавные буквы:
hello let me introduce myself my name is Andrew and i am a fifteen-year-old school student i live in a big city of glasgow in great britain i am an ordinary teenager from a usual family my parents are middle-aged people i am not an only child because i have an elder brother and a younger sister i am very sociable and quite active i have a lot of friends and i often hang out with them however i am sometimes a bit stubborn I always want to do things my own way |
Найди и исправь по одной ошибке в каждой строке:
Hello! Let’s me introduce myself. My name is Andrew and I am a fifteen-years-old school student. I live in a big city off Glasgow in Great Britain. I am an ordinary teenager from an usual family. My parent’s are middle-aged people. I am not an only children, because I have an elder brother and a younger sister. I am very sociable and quite actively. I have a lot of friends and I often hand out with them. However, I am cometimes a bit stubborn. I always want to do thing my own way. |
Закончипредложения:
Hello! Let me introduce _____________. My name is _______ and I am a fifteen-year-old ______________. I live in a big city of ______________ in ______________. I am an ordinary _______________ from a usual _______________. My parents are _________________________________. I am not an only child, because I have __________________________________. I am very _________________ and quite _________________________. I have _____________________________ and I often __________________________. However, I am sometimes a bit __________________________. I always want___________________________________. |
Переведи на английский язык:
Привет! Позвольте мне представиться. Меня зовут Эндрю, и я – пятнадцатилетний школьник. Я живу в большом городе Глазго в Великобритании. Я – обычный подросток из обычной семьи. Мои родители – люди средних лет. Я – не единственный ребенок, потому, что у меня есть старший брат и младшая сестра. Я очень общительный и довольно активный. У меня много друзей и я часто провожу время с ними. Однако, я иногда немного упрямый. Я всегда хочу делать все по-своему. |
Расскажи о себе, используй текст в качестве образц:
- What is your name? - How old are you? - What do you do? - Where do you live? - What kind of family are you from? - What can you say about your parents? - Are you an only child? - What kind of person are you? - Why do you think so? - Is there anything negative about your character? - Why do you think so? |
Запиши рассказ о себе, не глядя в текст.
Все упражнения по тексту ученик может выполнять несколько раз, до тех пор, пока задание не станет для него легким. Вначале он может пользоваться текстом и переводом, как подсказкой. Понимая принцип работы с текстом, ученик может работать самостоятельно.
Восьмиклассники нашей гимназии в конце учебного года сдают переводной экзамен по английскому языку. На экзамене им нужно представить неподготовленное монологическое высказывание по заданному плану и прочитать вслух небольшой текст. Текст ANDREW может служить образцом ответа на один из пунктов плана первого билета. Занимаясь по подобным текстам, ученики, имевшие в начале учебного года крайне низкий уровень знаний, в конце года успешно сдали экзамен и в девятом классе не имели проблем с дальнейшим изучением английского языка.