12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Овсянников Евгений Александрович79
учитель иностранных языков
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
3

Статья «Значение эмоций в процессе обучения школьников английскому языку»

 

Эмоции являются важнейшей составляющей жизни человека. Эмоции, как явление психическое, отличают человека от других живых существ, сопровождают значимые события, наполняют существование смыслом. Являясь результатом активной жизнедеятельности, эмоции способны обобщаться и преобразовываться в чувства, передаваться от человека к человеку и оказывать сильное влияние на разум.

Эмоции неотделимы от познания, и этот факт определяет их важность в процессе обучения. Психологи считают, что эмоции способны выступать в качестве целеполагающего элемента и могут побуждать человека к совершению активных действий. Потенциальные возможности эмоций не исследованы полностью, но представляют большой интерес в связи с открывающимися перед педагогами перспективами обучения.

Изучение языков связано с необходимостью восприятия и переработки больших массивов информации. При использовании исключительно рациональных методов исследования богатства языка, особенностей грамматики и определённых фактов истории, географии, культуры может произойти снижение качества познавательной деятельности у учащихся. Для сохранения высокого уровня обучения необходимо формирование эмоционального интеллекта, влияющего на каждый этап усвоения языка.

От уровня развития эмоционального интеллекта зависит не только успешное течение когнитивных процессов, но и общая социализация и выстраивание процесса общения. Человек, осознающий собственные эмоции и ощущения, способен коммуницировать с окружающими на принципиально новом уровне, считывая состояние по выражению лица, мимике, интонации. В современном нестабильном и быстро изменяющемся мире эта способность может стать опорой для успешной жизнедеятельности.

В процессе развития эмоций у учащихся можно выделить три этапа:

Появление интереса. На этом этапе у ребёнка появляется заинтересованность внешней стороной явления. Учащийся не углубляется в сущность процесса, довольствуясь внешней эффектной стороной.

Формирование любознательности. Для данного этапа характерно появление стремления проникнуть внутрь явления, предмета, процесса. Ребёнок расширяет, накапливает и углубляет свои знания.

Стойкий уровень познания, сопровождаемый эмоциональными всплесками. Появляется желание постичь закономерности изучаемого явления, закрепить знания, при этом интерес постоянный и стабильный.

Чем сильнее получаемые при изучении предмета эмоции, тем лучше запоминается материал. При этом происходит подключение долгосрочной памяти, а на процесс влияют как положительные, так и отрицательные чувства, испытываемые учащимися. К первым можно отнести восторг, удивление, восхищение, в группу вторых входят гнев, отрицание, тревога или протест.

Важным фактором является особенность извлечения информации из багажа знаний: если материал имеет яркую эмоциональную окраску, он не только закладывается, но и вспоминается быстрее. Эту специфику когнитивного процесса можно использовать при изучении английского языка. Даже небольшое изменение вектора восприятия данных окрашивает обычный урок, пробуждает детей и повышает уровень заинтересованности.

Для формирования хороших условий при овладении английским языком у детей необходимо повышать уровень учебной активности, в которой задействованы интеллект, речь и эмоции. Соединение всех сторон деятельности учащихся позволит оптимизировать процесс восприятия, запоминания и обработки информации. При включении эмоционального фактора у детей пропадает безразличие, появляется более ответственное отношение к занятиям.

Особенно полезно включение эмоций в таких ситуациях, когда:

требуется создание ярких и образно окрашенных упражнений, нацеленных на эмоциональный отклик;

есть необходимость повышения продуктивности головного мозга за счёт насыщения материала чувствами;

при переключении форм деятельности на занятии необходимо удержать уровень заинтересованности;

педагог желает подстегнуть воображение, окрашивая собственную речь и добавляя элементы игры.

Развитие основных навыков в образовательном процессе должно происходить комплексно и гармонично. Работа с английским языком позволяет подходить к формированию эмоционального интеллекта с двух позиций: ребёнок учится понимать, контролировать и транслировать свои эмоции и обрабатывать информацию о состоянии других людей. Это два основных аспекта в развитии сферы чувств и восприятия.

Важной отличительной особенностью в работе с любым иностранным языком является возможность создания различных коммуникативных ситуаций. Ни один предмет общеобразовательной школы не предоставляет детям такого специфического поля деятельности. Ребёнок может погрузиться в языковую среду, поместить себя в культурный контекст и в зависимости от ситуации реализовать ту или иную коммуникативную модель.

Именно здесь эмоции могут достигать наибольшей интенсивности. В процессе общения формируется навык эмпатии, обостряются чувства, происходит эмоциональный обмен. У ребёнка развивается эмоциональный интеллект, и чем выше его уровень, тем успешнее происходит процесс коммуникации. Этот процесс является взаимообразующим: включение эмоций способствует овладению языком, а работа с лингвистическим материалом стимулирует проявление и развитие чувств.

В рамках освоения английского языка возможны два пути взаимодействия на эмоциональное развитие учащихся:

Упор на формирование эмоционального интеллекта, который возможен при использовании практик иноязычных школ на специализированных занятиях.

Развитие иноязычной компетенции, когда работа с эмоциональной сферой вторична и проводится совместно с изучением языка.

Традиционная система изучения английского языка довлеет ко второму подходу, опирающемуся на долгую практику. Однако с каждым годом появляется всё больше сторонников развития эмоционального мира детей, способности к эмпатии и рефлексии. Уроки с использованием таких методик требуют более тщательной проработки, но усилия оправдывают результат: ребёнок знает язык, чувствует его и умеет использовать.

Для стимулирования сферы эмоций можно соблюдать некоторые рекомендации, касающиеся организации пространства, формы и методики проведения занятий и иных аспектов. Педагог, который на уроке выступает в качестве носителя изучаемого языка, должен быть естественен в своей роли, это поможет учащимся включиться в процесс и стать полноправным членом коммуникативного акта. Важно наличие эмоциональной окраски и индивидуализация процесса.

Ещё одним важным аспектом является комфортное пространство обучения, в котором каждый участник чувствует себя равным всем остальным. Для реализации этого замысла возможно проведение урока в формате круглого стола, когда собеседники видят глаза друг друга и не ограничены в общении. При этом нужно соблюдать правила этикета и вежливости, а педагогу — избегать выделения отдельных учащихся и способствовать сохранению взаимопонимания.

Отбор учебного материала также должен быть ориентирован не только на овладение информацией, но и на создание эмоционального фона урока, позитивного настроения. Возможно использование песен, сюжетно-ролевых игр и других методов, которые способствуют снятию напряжения и построению прочных ассоциативных связей. Исследователи выделяют музыку как отдельный обучающий фактор, способный ускорить процесс познания языка.

Среди методов работы с эмоциональным интеллектом детей на уроках английского языка можно выделить различные виды игр, сказки, прослушивание и разбор песен на иностранном языке, а также дискуссии и обсуждения. Эмоции интегрируются в образовательный процесс естественным образом, не вызывая протеста и неприятия. У учащихся активизируется и расширяется словарный запас, стабилизируются в сознании грамматические конструкции, появляется уверенность в себе и в окружающих.

 

Литература:

 

1. Donald A. Norman. Emotional Design: Why We Love (or Hate) Everyday Things. ­– NY: Basic Book, 2004.

2. Active Learning and Teaching Methodologies. – Belfast: A PMB Publication, 2007.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.