12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Харламова Ольга Леонидовна473
Педагогический стаж 32 года, стаж работы в должности учителя-дефектолога 22 года.
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Статья «Организация эффективного сотрудничества с родителями: личный опыт».

Много лет работаю учителем-дефектологом (сурдопедагогом) в детском саду для детей с нарушением слуха. Часто приходится сталкиваться с отчаянием слышащих родителей: «Мы не знаем что делать, как нам с ним общаться?». Слышащие родители детей с нарушением слуха часто не понимают особенностей своего ребенка, его специфических потребностей. Я стараюсь объяснить это и главное мое стремление, чтобы родители стали главными учителями, друзьями и наставниками своего ребенка.

В личной беседе с родителями я стараюсь выяснить максимальное количество информации:

причину и сроки обнаружения потери слуха,

возраст, в котором проведено протезирование индивидуальными слуховыми аппаратами (ИСА),

способы общения в семье,

привычки и интересы ребенка,

режим дня и многое другое.

Во время беседы я также постепенно подвожу родителей к пониманию необходимости постоянных занятий с ребенком не только в детском саду, но и дома. Так начинается наша совместная работа.

Многие родители считают, что раз ребенок не слышит, то и необязательно с ним говорить. В индивидуальных консультациях я объясняю им, что это в корне неверно. Родители учатся общаться с ребенком: проговаривают все свои действия («Пойдем гулять. Наденем куртку, шапку. На улице холодно … Сейчас вымоем руки и будем обедать. Ой, какой вкусный суп!... Кто-то стучит…Кто там? и т.д. и т.п.). Очень важно чтобы ребенок видел артикуляцию говорящего, мимику лица, используя остаточный слух (в индивидуальных слуховых аппаратах - ИСА) слышал речь. Так вырабатывается потребность в речевом общении. Также прошу родителей завести дневник и отмечать в нем, как ребенок реагирует на речь, что стал понимать, чему научился и т.д. Как известно основная деятельность ребенка дошкольника – игра. Я учу родителей играть со своими детьми. Родители учатся играть с ним и в игре обучают его. Они оформляют альбом, в котором рисуют или наклеивают картинки по темам («Игрушки», «Овощи», «Посуда», «Цвета» и др.), изготавливают таблички с названиями для подкладывания. Чтобы научить правильно использовать его, провожу консультации с показом способов действия. Рассказываю, какие игры можно проводить, используя этот альбом.

Современное образование широко использует информационные и коммуникационные технологии. Я так же с считаю их очень эффективными в работе с родителями. У нас есть групповой чат, в котором родители задают интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей, просят подсказать, как выполнить задание, спрашивают, что повторить с ребенком в праздники, выходные. Я, используя этот чат, даю рекомендации, как групповые, так и индивидуальные (в личку), размещаю ссылки на свои страницы в педагогических сообществах, где родители могут использовать разработанные мной игровые, познавательные и обучающие презентации.

Так же эффективным приемом является посещение родителями занятий. Родители непосредственно видят, как педагог занимается с ребенком, какие использует приемы и методы, как мотивирует ребенка. Так они получают опыт, который в последствие используют дома. К сожалению, в настоящее время личное посещение занятий не возможно из-за COVID-19, но я делаю видеозапись занятий, игр, драматизаций и посылаю родителям (видеозапись проводится с согласия). Так они дистанционно продолжают обучаться способам общения с детьми, видят их достижения.

Эффективных способов организации работы с родителями много, но я стараюсь в каждом конкретном случае подобрать те, которые помогут данному родителю понять своего ребенка, научат общаться.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.