Эссе «Из опыта работы педагогом»

4
0
Материал опубликован 14 November 2020


«Учитель, который мало или вообще не принимает

во внимание различия индивидуальностей в классе,

есть личность, которой безразличны жизни её учеников»

Ульям А. Вард


Современная школа – социальный институт, который не только передает в строгом порядке и облегченным путем подрастающему поколению весь опыт, приобретенный человечеством, но и производит критическую оценку этого опыта и действует так, что заглушает одни зачатки и поощряет другие.

Игорь Станиславович Сергеев

«Основы педагогической деятельности»

-Что ценнее, накопление знаний или развитие личности?

-Что предпочтительнее, истина объективного знания или эгоцентризм личностного «я»?

В современной школе на первое место выходят развивающие и социализирующие цели преподавания. Что мне ближе социализация (усвоение человеком социального опыта и его вхождение в жизнь общества) или индивидуализация (становления личностной индивидуализации человека, его уникального и неповторимого творческого «я»)? Я отвечу словами исследователя народной педагогики Г.Н.Волкова «Цель педагогики привить личности качества, желательные народу».

Содержание предмета становится средством запуска процессов саморазвития и самопознания ученика. Обучение переходит от модели предметно – ориентированного к лично – ориентированному обучению.

Цель моей работы отработать предметные умения, навыки, позволяющие реализовать личностную ориентацию ученика в реальном пространстве на деятельной основе.

Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас, его не будет…»

Все более очевидно становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информации, добывать её, воспринимать, анализировать, транслировать. Каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютера. При использовании новых «компьютерных» средств обучения учитель перестаёт быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнёром.

Применение компьютера позволяет применять индивидуальное программирование, организовывать групповую дифференциацию Основные организационные трудности проведения компьютерных занятий вызваны ограниченным числом компьютеров. Поэтому структура урока становится нелинейной. Класс делится на группы. Каждая группа работает по своему варианту и своей программе. Часть учащихся осваивает индивидуальные образовательные программы. Все дидактические части урока компьютеризированы.

Мною разработаны и используются на уроках, следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно – обучающие программы, тесты. Во-первых, соблюдается строгая последовательность в изложении материала в соответствии с учебным планом. Во-вторых, дидактический материал, используемый на собственных уроках, может быть максимально разнообразным и обновляться так часто, как это необходимо.

При подготовке к компьютерным занятиям я освоила элементарные пользовательские умения, изучила программные возможности мультимедиа продуктов, обучающих компьютерных программ. Для уроков изобразительного искусства это программы: Paint, 3D Architect or, Adobe PhotoShop.

Проектирование компьютерного урока мною осуществляется по следующему алгоритму:

Из резервов компьютерного обеспечения отбираю наиболее эффективные средства, рассматриваю целесообразность их применения в сравнении с традиционными формами

Изучаю календарно-тематического плана темы

Для плана конкретного компьютерного урока составляю временную структуру урока, намечаю цели и необходимые этапы для их достижения

Оцениваю время, продолжительность этапа урока с учетом санитарных норм

Пишу сценарий и собираю презентационную программу урока

Диагностирую использование компьютера, что даёт возможность усилить и углубить контроль. В презентации показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные, наглядные материалы.

Выступая, демонстрирую на экране план выступления, названия его разделов, тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, схемы, объёмные модели, мультипликацию). Одновременно звучит музыка, демонстрируется дорожка видеофильма, комментарий к изображению, звуковая часть материала может переноситься в формат гипермедиа.

Использование, аудиовизуальных средств, влияет на оценочно-мотивационную сферу личности. Если они используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и вновь создаёт у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. И наоборот, частое их использование приводит к потере учащимися интереса к ним. В современном образовании наблюдается ярко выраженное противоречие: с одной стороны, происходит стремительное внедрение медиа образования в передовых школах, с другой - отсутствует единый подход к решению организационных и технических проблем, связанных с внедрением информационных и мультимедийных технологий в учебный процесс.

Неоднозначно и отношение педагогов к использованию информационных технологий в обучении: Поэтому для объективной картины информатизации образования необходимо, как минимум, отчетливо представлять возможности и роль компьютера в образовательном процессе.

Сложным и пока мало разработанным является вопрос о психологических особенностях взаимодействия человека с машиной в условиях использования компьютера как средства обучения и воспитания.

Немецкий ученый X. Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:

а) опасность подавления межличностного общения

б) усиление социального неравенства,

в) опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладают звук и изображение;

г) ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая дигитализация - приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;

Компьютер предоставляет возможность работать независимо от других, самому отбирать то, что представляет интерес, что кажется полезным для реализации личностных целей, но при этом ученик в значительной степени изолирован от окружения и ориентируется лишь на реакции управляющей программы, которые не всегда адекватны его действиям. Компьютеры фиксируют успехи и неудачи ученика, проводят анализ результатов в конкретной учебной ситуации, прослеживают динамику изменений, но оценки машины носят формальный характер, не учитывают степени достижения поставленных целей, внутренних побуждений. Небольшой жизненный опыт детей не позволяет им критически относиться к реакциям машины, что может привести к дезориентации: необоснованному завышение собственных возможностей и способностей, зазнайству, чувству превосходства над другими учениками.

Другая опасность возникает, когда жесткая реакция некоторых программ на малейшие промахи ученика травмирует психику, приводит к нарастанию внутренней неудовлетворенности и синдрома «боязни ошибки», возвращая ребенка к тем же проблемам, что и традиционное авторитарное обучение. У ребенка возникают неврозы и стрессы, ослабляется зрение. Многие учащиеся оказываются неподготовленными к оценке и переработке лавинообразно нарастающей информации, которую раньше человек получал в течение всей жизни. Ее переизбыток непредсказуемо меняет мировоззрение и способы человеческого мышления.

Есть данные о том, что при использовании вычислительной техники задерживается освоение устного счета, затрудняется перенос знаний в другие сферы деятельности, обнаруживаются признаки снижения подвижности умственной деятельности, сопровождающиеся трудностями в усвоении и оперировании понятиями высокого уровня абстракции. Усиление логического мышления может привести к некоторому подавлению интуитивного начала.

Компьютеру нельзя передавать все функции учебного процесса, особенно такие, как целеполагание, формирование мотивации мировоззрения и ценностных отношений. Малопригодны компьютеры для того, чтобы принять на себя воспитательные функции. В воспитании необходимо живое человеческое общение, непосредственное обсуждение проблем. Компьютерные конференции могут снять пространственные и временные ограничения в процессе функционирования информации, но не могут заменить реальных конференций, дискуссий, симпозиумов. Различные программно- технические средства не гарантируют комфортного процесса обучения для учащихся с различными типами восприятия и мышления. Не позволяют выявлять и учитывать индивидуальных особенностей личности учащихся

Поэтому я изучила теоретический материал методистов Натальи Леонидовны. Галеевой, Надежды Львовны. Мельчук, Игоря Станиславовича Сергеева по проектированию индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) учащегося. Суть опыта заключается в том, что для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа развития средствами обучения.

Авторы технологии «ИСУД». Наталья Леонидовна Галеева, Надежды Львовны Мельчук рекомендуют учитывать следующие параметры индивидуального стиля учебной деятельности: обученность, организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные навыки, внимание, память, модальность, доминирование полушарий мозга, уровень развития мотивационно - потребностной сферы. Я отобрала критерии, обозначив некоторые ограничения.

Для меня интересен процесс индивидуализации, когда в качестве критерия выбирается сочетание ведущего типа мышления «правополушарное» — наглядно-образное или «левополушарное» — абстрактно-логическое и ведущей модальности восприятия — зрительной (визуальной), слуховой (аудиальной) или моторной (кинестетической). Модальность – это предпочитаемый человеком канал приема информации. Люди различаются не только по способу приёма, но и способу переработки и выдачи информации. Знание этой характеристики деятельности ученика помогает выбрать как способ обучения, так и способы эффективного общения с учеником вне урока. Для определения индивидуальной программы развития ученика средствами обучения я работаю по такой схеме.

1.С использованием специальных методик выявляются стили учения для каждого из учащихся класса. Лучше всего при возможности поручить это школьной психологической службе. Если нет такой возможности — можно попытаться провести диагностику самостоятельно, используя таблицу М. Гргтдера.

2.Выявить усредненный (основной) стиль данного класса (например: аудиальный визуальный, правополушарный).

3.Выявить учащихся, по стилю отличающихся от основного стиля и, следовательно, по преимуществу требующих индивидуального подхода.

4.Привести стиль преподавания в соответствие с основным стилем учения класса. При этом учитываю наличие «индивидуалов».

Обозначим и основные принципы работы, рекомендованные И.С.Сергеевым

Полимодальность. Каждый урок, независимо ни от чего, должен быть полимодальным и биполушарным, т, е. на нем должны быть задействованы все стили преподавания, хотя и не в равной мере.

Принцип «Обучение закрепление контроль». Для обучения и контроля использовать ведущий стиль. Для закрепления — преимущественно «слабый» стиль. Чтобы постепенно «вытягивать», развивать «западающие» функции.

Условием эффективности учения для визуалов являются тишина и покой, для аудиалов — шумовой фон («рабочий шум» или музыка) и покой; для кинестетиков — шумовой фон и движение. Упрощенно говоря, если в классе по одной трети учащихся каждого из трех полярных типов, то я организовываю урок так, чтобы соблюдались следующие условия:

2/3 времени учащиеся находились в покое, '/3 — в движении;

1/3 времени в тишине, 2/3 — в шумовом фоне.

Нужно учитывать и виды учебной деятельности, ослабляющие умственную активность учащихся различных типов, и потому исключать эти виды учебной деятельности из индивидуализированного учения соответствующих детей.

«Левополутарникам» мешают учиться: свободное обсуждение, групповое подведение итогов, слушание.

«Правополушарникам» мешают: ожидание контролируемого выхода, объяснение.

«Визуалам»: шумные помещения, ролевые игры.

«Аудиалам»: тихие помещения, отсутствие взаимодействия.

«Кинестетикам»: не способствует успеху работа с бумагой и ручкой.

Примеры индивидуализированных заданий по изобразительному искусству к уроку по теме: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля» 8 класс.

Левополушарный стиль. Собрать в библиотеке информацию о структуре зданий различных эпох; провести анализ архитектурных форм.

Праворолушарный стиль. Расспросить архитектора (учителя) о формах образующих дом, их влияние в сочетании на образный характер постройки. Подготовить рекомендации по работе с конструкциями.

Визуальный стиль. Прочесть литературу, описывающую архитектурные здания с их функциональностью и красотой.

Аудиальный стиль. Просмотреть видеофрагмент архитектурной композиции и подготовить устный рассказ об увиденном.

Кинестический стиль. Сделать к уроку модули макета здания.

Учащиеся могут работать в малых группах.

Свою работы по развитию предметных навыков, позволяющих реализовать личностную ориентацию ученика в реальном пространстве на деятельной основе, считаю обеспечивающей учебный успех ученика.

Какой вид педагогического воздействия будет «работать» для обеспечения условий реализации и развития каждой составляющей успеха ученика. Так знаниям и практическим навыкам учитель может научить, а навыки ещё надо тренировать, для того чтобы они стали «инструментом успеха» для личности. Память, внимание, умение работать в разных модальностях можно и нужно тренировать. Но вот интересы, желания, системы ценностей – основу составляющей успеха с волшебным словом «хочу» – можно только воспитать.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.